Налоговый
орган при установлении в ходе
проверки фактов, указывающих на признаки
преступлений, по делам о которых
предварительное следствие или
дознание производится органами финансовых
расследований, составляет акт проверки
и выносит по нему решение о применении
экономических санкций или в 10-дневный
срок со дня вынесения решения направляет
его и материалы проверки в орган финансовых
расследований.
К подследственности
органов финансовых расследований относятся
дела:
- об осуществлении незаконной предпринимательской деятельности;
- о причинении ущерба в крупном или особо крупном размере в результате уклонения от уплаты сумм налогов, сборов, пошлин путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы, уклонение от предоставления налоговой декларации или внесения в нее заведомо ложных сведений.
Решение
и материалы проверки за подписью
начальника налогового органа или его
заместителя направляются в орган финансовых
расследований с сопроводительным письмом,
в котором указывается: 1) наименование
субъекта предпринимательской деятельности;
2) юридический адрес; 3) характер выявленных
нарушений; 4) какие требования законодательства
не были соблюдены; 5) фамилия, имя, отчество
лица, действия которого повлекло нарушение
или несоблюдение законодательства.
К сопроводительному
письму прилагается акт проверки,
документы, регламентирующие обязанности
лиц, действия которых повлекли нарушения
законодательства, подлинники бухгалтерских,
финансовых и производственно-хозяйственных
документов. Также прилагаются возражения
по акту проверки и заключения по результатам
их рассмотрения.
К письму
прилагаются объяснения лиц по фактам
выявленных нарушений.
По мотивированному
запросу органов финансовых расследований
налоговый орган обязан в 5-дневный срок
предоставить имеющиеся дополнительные
материалы. При обнаружении налоговым
органом фактов, указывающих на признаки
преступлений, отнесенных законодательством
к подследственности органов финансовых
расследований по вопросам, не относящихся
к компетенции налоговых органов и в силу
этого не подлежащих указанию в акте проверки,
то налоговый орган направляет в орган
финансовых расследований сообщение о
преступлении в письменной форме. К данному
сообщению могут прилагаться доказательства.
В целях
обеспечения оперативности и
повышению эффективности работы
по рассмотрению материалов о нарушении
законодательства, налоговый орган
до передачи данных материалов может
организовать предварительное ознакомление
с ними сотрудников органов финансовых
расследований.
По результатам
предварительного ознакомления с материалами
проверки, сотрудник органа финансовых
расследований при необходимости дает
рекомендацию налоговому органу по доработке
и оформлению материалов проверки для
направления в органы финансовых расследований.
О принятом решении органы финансовых
расследований в течение 10 дней со дня
принятия решения по поступившему сообщению
направляет в налоговый орган уведомление
с приложением копии соответствующего
постановления и с разъяснением прав и
порядка ознакомления с материалами дела,
а также с порядком обжалования принятого
решения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив систему правового регулирования
индивидуальной предпринимательской
деятельности, уделяя особое внимание
вопросу налогообложения, можно
сделать следующие выводы.
Система
законодательства, регулирующая деятельность
индивидуальных предпринимателей представлена
нормативными правовыми актами различного
уровня: кодексы различных отраслей права,
декреты и указы Президента, постановления
Совета Министров, а так же отдельных министерств
и ведомств, решения местных органов власти.
Данные
акты регулируют различные вопросы
индивидуальной предпринимательской
деятельности: государственная регистрация,
постановка на учет, уплата налогов
и пошлин, прекращение деятельности
и меры ответственности за совершенные
правонарушения.
Индивидуальным
предпринимателем является гражданин,
решивший вести предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица и зарегистрировавшийся в установленном
порядке.
После регистрации
в качестве индивидуального предпринимателя
гражданин не утрачивает всех тех
прав и обязанностей, которые присущи
физическому лицу: он может наследовать
и завещать свое имущество, работать
в государственных и частных
организациях, заниматься любой законной
деятельностью, если только эту должность
или работу разрешено совмещать
с предпринимательством.
Предприниматель может иметь
права как имущественные, так
и неимущественные: права автора
научного, литературного или художественного
произведения, изобретения, открытия либо
иного охраняемого законом результата
творческой деятельности. Ему принадлежат
права на защиту, неприкосновенности
личной жизни, другие имущественные
и личные неимущественные права,
которыми наделены физические лица.
В установленном законом
порядке индивидуальный предприниматель,
как обычный гражданин, может
быть по решению суда ограничен в
правоспособности (например, когда
суд запрещает ему заниматься
определенной деятельностью), дееспособности,
признан недееспособным, безвестно
отсутствующим или умершим со
всеми вытекающими из этого последствиями.
Все сделки индивидуального предпринимателя,
в основе которых лежит его
отказ либо ограничение своей
правоспособности или дееспособности,
ничтожны. Так, данная кому-либо гражданином-предпринимателем
расписка не заниматься каким-то видом
деятельности (за исключением случаев,
когда это прямо установлено
законом, например, запрет самостоятельно
осуществлять деятельность, аналогичную
деятельности полного товарищества,
участником которого является предприниматель)
либо завещать кому-нибудь (жене, детям,
партнеру по бизнесу и другим лицам)
свое имущество будет являться недействительной.
Вместе с тем ведение предпринимательской
деятельности в качестве предпринимателя
без образования юридического лица
значительно проще в смысле финансового
и налогового учета - ее можно вести
и без специального бухгалтерского образования,
не имея определенных навыков в этом вопросе.
Индивидуальный предприниматель
вправе иметь свою печать, свой товарный
знак, расчетный счет в банке, заключать
сделки и подписывать договоры, получать
банковский кредит. Занятие предпринимательской
деятельностью засчитывается в
общий трудовой стаж, что впоследствии
дает право гражданину на получение
пенсии установленным порядком.
Одним из преимуществ индивидуальной
предпринимательской деятельности
является то, что ставки налогообложения
доходов, полученных с этого вида
предпринимательства, в ряде случаев
значительно ниже, чем у юридических
лиц.
Для индивидуальных предпринимателей
установлен упрощенный режим налогообложения.
Кроме того, индивидуальные предприниматели
освобождены от уплаты налога на добавленную
стоимость, налога с прибыли и др.
Перед юридическими лицами индивидуальные
предприниматели имеют и другие
преимущества, предоставленные им как
гражданам отдельными правовыми
актами. Например, что очень важно
в небольших городах или поселках,
индивидуальные предприниматели, осуществляющие
хозяйственную деятельность в пределах
собственного жилого дома (при использовании
части этого дома под производственные
мастерские) и не применяющие наемный
труд, рассчитываются за электроэнергию,
в том числе на производственные
нужды, по тарифам, установленным для
населения.
Данные
отношения регулируются большим количеством
нормативных актов различного уровня.
Эти отношения касаются как вопросов исчисления
и уплаты налогов, ответственности и обязанностей
субъектов налогового права, так и не относящихся
к налоговому законодательству вопросов.
Кодифицированного документа, содержащего
воедино все нормы, касающиеся данных
правоотношений на сегодняшний день не
существует.
Но не
всё так мрачно, следует помнить,
что налоговое право ещё сравнительно
молодо и сейчас оно находится
в процессе активного развития, многие
проблемы, горячо обсуждаемые в настоящий
момент через какое-то время будут разрешены,
пробелы в законодательстве будут восполнены.
Таким образом,
оценивая все преимущества и недостатки
индивидуальной предпринимательской
деятельности, следует признать ее наиболее
подходящей формой организации бизнеса
на начальной стадии. В случае успеха индивидуальный
предприниматель приобретает необходимый
опыт и капитал для перехода в более «тяжелую
весовую категорию» бизнеса.
Разнообразие
систем налогообложения индивидуальных
предпринимателей позволяет гибко и успешно
реагировать на изменения в экономике
Республики Беларусь. В том числе очень
важна возможность перехода от одной системы
налогообложения к другой. Также стоит
отметить, что предусмотренная ответственность
за неуплату налогов действенна и оптимально
подходит для выполнения своих функций
в условиях белорусской экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция Республики Беларусь 1994 г.: с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. [Электронный ресурс] / Национально-правовой интернет-портал Республики Беларусь – Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=V19402875. Дата доступа: 15.03.2011.
- Гражданский кодекс Республики Беларусь: с обзором изменений, внесенных в 2006-2008 гг. / авт. Обзора В.С. Каменков. – Минск: Амалфея, 2008. – 736 с.
- Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, 21 апреля 2003 г. № 194-З [Электронный ресурс] / Национально-правовой интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=Hk0300194. – Дата доступа: 15.03.2011.
- Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общая часть. Особенная часть: по состоянию на 1 января 2010 года. – Минск: Амалфея, 2010.–640 с.
- Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, 20 декабря 2006 г. № 194-З [Электронный ресурс] / Национально-правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=Hk0600194. – Дата доступа: 15.03.2011.
- Уголовный кодекс Республики Беларусь: 9 июля 1999 г. № 275 – З: текст по состоянию на 27 декабря 2010 г. – Минск: Амалфея, 2011. – 352 с.
- О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь: закон Республики Беларусь, 15 октября 2010 г. № 174-З [Электронный ресурс] / Национально-правовой интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=H11000174. – Дата доступа: 11.02.2011.
- О поддержке малого и среднего предпринимательства: закон Республики Беларусь, 1 июля 2010 г. № 148-З [Электронный ресурс] / Национально-правовой интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=H11000148. – Дата доступа: 22.02.2011.
- О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: декрет Президента Республики Беларусь, 16 января 2009 г. № 1 [Электронный ресурс] / Национально-правовой интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=Pd0900001. Дата доступа: 20.03.2011.
- О порядке предоставления физическим лицам льгот по таможенным платежам: декрет Президента Республики Беларусь, 28 августа 2002 г. № 21[Электронный ресурс] / Национально-правовой интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=Pd0200021.
- Дата доступа: 20.03.2011.
- О лицензировании отдельных видов деятельности: указ Президента Республики Беларусь, 1 сентября 2010 г. № 450 [Электронный ресурс] / Национально-правовой интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=P31000450. Дата доступа: 01.04.2011.
- О некоторых вопросах деятельности индивидуальных предпринимателей и внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 15 апреля 2009 г. № 194: указ Президента Республики Беларусь, 25 сентября 2009 г. № 477 [Электронный ресурс] / Национально-правовой интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=P30900477. – Дата доступа: 01.04.2011.
- О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности: указ Президента Республики Беларусь, 18 июня 2005 г. № 285 [Электронный ресурс] / Национально-правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=P30500285. – Дата доступа: 22.02.2011.
- Об отдельных вопросах налогообложения: указ Президента Республики Беларусь, 9 марта 2010 г. № 143 [Электронный ресурс] / Национально-правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=P31000143. – Дата доступа: 22.02.2011.
- О предельных значениях выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за 2010 год для субъектов малого предпринимательства: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 7 марта 2011 г. № 276 [Электронный ресурс] / Национально-правовой интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=C21100276. Дата доступа: 01.05.2011.
- Об утверждении положения о применении к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер ответственности за нарушения в области экономических отношений: постановление Министерства финансов Республики Беларусь, 16 июня 2000 г. № 63 [Электронный ресурс] / Юридическая справка. – Режим доступа: http://www.spravka-jurist.com/base/part-od/tx_zszhta.htm. Дата доступа: 05.05.2011.
- Об установлении форм налоговых деклараций (расчетов), книги покупок, утверждении Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, Инструкции о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации: постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, 15 ноября 2010 г. № 82.
- О перечне нормативных правовых актов, регулирующих деятельность индивидуальных предпринимателей – плательщиков единого налога [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravoby.net/laws/text_120/2. - дата доступа: 01.05.2011.
- Об установлении ставок единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц: решение Гродненского областного Совета Депутатов, 9 декабря 2010 г. № 44.
- Алейников, А. Н. Предпринимательская деятельность: Учеб.-практич. пособие / А. Н. Алейников. - М.: ООО «Новое знание», 2003. – 304 с.
- Большой юридический словарь / под ред. В. Н. Додонова, В. Д. Ермакова, М. А. Крылова [и др.]. - ИНФРА-М, 2001. – 790 с.
- Гражданское право. В 3 т. Т. 1: учебник / А. В. Каравай [и др.]; под ред. В. Ф. Чигира. – Минск: Амалфея, 2008. – 864 с.
- Гражданское право: В 3 т. Т. 2: учебник / Т. В. Авдеева [и др.]; под ред. В. Ф. Чигира. – Минск: Амалфея, 2010.–960 с.
- Гражданское право: учебник для студ. вузов/ Е.Ю. Валявина [и др.]; под ред. А. П. Сергеев, Ю. К. Толстой.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2004. - 783 с.
- Как создать свой бизнес? Справочное руководство начинающему предпринимателю / А. А. Андриевич [и др.] – Мн., 2009. – 239 с.
- Левкович, О. А., Бурцева, И. Н. Конспект лекций по бухгалтерскому учету для студентов экономических специальностей / О. А. Левкович, И. Н. Бурцева – Минск,: Элайда, 2007 – 454с.
- Мельникова, Н. А. Бюджетная и налоговая система Республики Беларусь: Учеб. Пособие / Н. А. Мельникова. – Мн.: БГУ, 2005. – 262 с.
- Настольная книга индивидуального предпринимателя: полное практическое руководство. / А. В. Касьянов [и др.]; под ред. А. В. Касьянова. – 21-е изд., перераб. и доп. – М.: Гросс-медиа, 2010. – 240 с.
- Основы предпринимательской деятельности для молодежи: Учеб. Пособие / Д. Т. Комлач [и др.]. – Мн., 2006. – 188 с.
- Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь/ Н. Ф. Ахраменка [и др.]; по общ. ред. А. В. Баркова, В. И. Хомича. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2007. – 1007 с.
- Основы права: Учебник / В. Н. Артемова, С. А. Балашенко, А. В. Барков и др.; Под редакцией Г. Б. Шишко. – Мн.: Книжный Дом, 2004.– 416с.
- Финансовое право: ответы на экзаменац. вопр. / В.А. Круглов, Е.И. Орлова. – 5-е изд., перераб. – Минск.: ТетраСистемс, 2009. – 176 с.
- Ханкевич, Л. А. Финансовое право Республики Беларусь. Практ. пособ. – Мн.: Молодеж. научн. об-во, 2004. – 282 с.
- Хоменко, Т. И. Налогообложение / Т. И. Хоменко. – Мн.: Частный институт управления и предпринимательства, 2005. – 114 с.
- Дополнительная ответственность ИП [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kurjer.info/2009/09/16/dopolnitelnaya-otvetstvennost-ip/ - Дата доступа: 17.04.2011.
- Информационный портал для предпринимателей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ipland.by. – Дата доступа: 15.02.2011.
- Министерство по налогам и сборам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nalog.by. – Дата доступа: 10.05.2011.
- Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minfin.gov.by. – Дата доступа: 10.05.2011.
- Министерство юстиции Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minjust.by. – Дата доступа: 01.05.2011.
- Особенности налогообложения индивидуальных предпринимателей в 2010 году [Электронный ресурс]. / Консалдинговое бюро «КиТ». – Режим доступа: http://www.buhuchet.by/Entrepreneur/nalog%202010%20for%20IP.aspx. – Дата доступа: 17.02.2011.
- Популярные нарушения налогового законодательства [Электронный ресурс]. / Информационный портал для индивидуальных предпринимателей. – Режим доступа: http://ip.qt.by/articles/123-populnarush. - Дата доступа: 05.05.2011.
- Республиканское общественное объединение «Перспектива» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.perspektyva.org. – Дата доступа: 22.02.2011.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
03.03.2011
Дело № 785-6Б/2010
Хозяйственный
суд города Минска в составе судьи
Мищук С.Н. при секретаре судебного заседания
- помощнике судьи Шиновой О.В. с участием
представителей:
Управляющего
- Сергеев Ю.Н.;
рассмотрев
в открытом судебном заседании заявление
индивидуального предпринимателя
Короткевич Эльвиры Алексеевны о
признании его экономически несостоятельным
(банкротом) с прекращением деятельности
и освобождением от долгов,
УСТАНОВИЛ:
В хозяйственный
суд города Минска поступило заявление
от индивидуального предпринимателя
Короткевич Эльвиры Алексеевны с
прекращением деятельности и освобождением
от долгов.
Управляющий
по результатам анализа финансово-экономического
состояния должника пришел к выводу
о наличии фактов экономической
несостоятельности (банкротства) и
необходимости открытия в отношении
должника производства по прекращению
деятельности. Заявил ходатайство об
установлении судом производства по
прекращению деятельности до 31 марта
2011.
Хозяйственный
суд, исследовав материалы дела, заслушав
пояснения управляющего, установил
следующее.
Индивидуальный
предприниматель Короткевич Эльвира
Алексеевна зарегистрирована решением
Минского городского исполнительного
комитета от 30.11.2006 № 2011 в Едином государственном
регистре юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей за № 190760229. На налоговом
учете состоит в инспекции Министерства
по налогам и сборам Республики Беларусь
по Ленинскому району города Минска (УНП
190760229).
Определением
хозяйственного суда города Минска от
24.11.2010 по делу № 785-6Б/2010 в отношении должника
открыто конкурсное производство.
Управляющим
по делу назначено Частное унитарное
предприятие по оказанию услуг «Системы
управления» (адрес для корреспонденции:
г. Минск, пр-т Независимости, д. 76, кв. 3,
тел. 8-029- 627 06 12).
Объявление
об открытии конкурсного производства
опубликовано в журнале «Вестник
Высшего Хозяйственного Суда Республики
Беларусь» 27.12.2010 года.
На момент
проведения судебного заседания
предусмотренный статьей 93 Закона Республики
Беларусь «Об экономической несостоятельности
(банкротстве)» двухмесячный срок предъявления
требований кредиторов управляющим
соблюден.
По результатам
проведения анализа финансового
состояния и платежеспособности
должника управляющим представлено
заключение, в котором указано, что
индивидуальный предприниматель Короткевич
Эльвира Алексеевна имуществом, достаточным
для погашения долгов, не располагает,
кредиторская задолженность составляет
1 233 888 933 рублей, дебиторская задолженность
не выявлена.