Судебная власть и судебная система Российской Федерации: общие положения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей построения судебной системы Российской Федерации, особенностей формирования судебной власти, организации судебных органов, а также определение статуса судей, которые являются непосредственными носителями судебной власти.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………5
1. Судебная власть и судебная система Российской Федерации: общие положения…………………………………………………………………..……..7
1.1 Место судебной власти в системе органов Государственной власти Российской Федерации…………………………………………………………...7
1.2 Понятие и принципы построения судебной системы Российской Федерации…………………………………………………………………………9
1.3 Развитие судебной системы в России………………………………………11
2. Формирование органов судебной власти в Российской Федерации………14
2.1 Конституционный суд РФ: состав и порядок образования……………….14
2.2 Состав и порядок формирования Конституционного (Уставного) суда субъектов РФ…………………………………………………………………….15
2.3 Суды общей юрисдикции: порядок формирования, состав………………19
2.4 Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции…….…………..20
2.5 Система Арбитражных судов. Порядок образования и деятельности высшего Арбитражного суда РФ ………………………………………………24
3. Правовой статус судей РФ……………………………………………………28
3.1 Понятия правового статуса судей РФ, его элементы……..……………….28
3.2 Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи…………31
3.2.1 Особый порядок отбора судей……………………………………………33
3.2.2 Наделение судей полномочиями…………………………………………35
3.3 Общие проблемы правового статуса судей и перспективы развития судебной системы в РФ…………. ……………………………………………..36
4. Проблемы формирования и деятельности органов судебной власти субъектов Российской Федерации……………………………………………..39
Заключение………………………………………………………………………41
Список используемой литературы………………… ………………………..44

Вложенные файлы: 1 файл

Sudebnaya_sistema_RF.docx

— 66.06 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….………5

1. Судебная власть и судебная система Российской Федерации: общие положения…………………………………………………………………..……..7

1.1 Место судебной власти в системе органов Государственной власти Российской Федерации…………………………………………………………...7

1.2 Понятие и принципы построения судебной системы Российской Федерации…………………………………………………………………………9

1.3 Развитие судебной системы  в России………………………………………11

2. Формирование органов судебной власти в Российской Федерации………14

2.1 Конституционный суд РФ: состав и порядок образования……………….14

2.2 Состав и порядок формирования Конституционного (Уставного) суда субъектов РФ…………………………………………………………………….15

2.3 Суды общей юрисдикции: порядок формирования, состав………………19

2.4 Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции…….…………..20

2.5 Система Арбитражных судов. Порядок образования и деятельности высшего Арбитражного суда РФ ………………………………………………24

3. Правовой статус судей РФ……………………………………………………28

3.1 Понятия правового статуса судей РФ, его элементы……..……………….28

3.2 Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи…………31

3.2.1 Особый порядок отбора судей……………………………………………33

3.2.2 Наделение судей полномочиями…………………………………………35

3.3 Общие проблемы правового статуса судей и перспективы развития судебной системы в РФ…………. ……………………………………………..36

4. Проблемы формирования  и деятельности органов судебной  власти субъектов Российской  Федерации……………………………………………..39

Заключение………………………………………………………………………41

Список используемой литературы………………… ………………………..44

 

Введение

Актуальность темы курсовой работы определяется, тем, что она  охватывает большой круг вопросов, касающихся особенностей построения, становления и функционирования судебной ветви власти, на началах  которой формируется судебная система  Российской Федерации. Также актуальность темы исследования обусловлена теоретической  и практической значимостью судебной власти в современном правовом государстве. Становление институтов судебной власти является одним из необходимых элементов  механизма обеспечения права  на судебную защиту, закрепленного  в Конституции Российской Федерации 1993 года. Изучение и анализ данной темы позволяет определить достоинства  и недостатки существующей системы, на основе которой осуществляется правосудие. Также анализ судебных систем зарубежных стран в целом, и Российской Федерации  в частности позволяет определить направления, методы и пути совершенствования и реформирования судебной системы Республики Беларусь, что, в некотором роде, определяет применение судебной практики зарубежных стран, по рассмотрению некоторых категорий дел, в судопроизводстве нашего государства.

Основным объектом исследования в данной работе является формирование органов судебной власти, которые  в совокупности образуют судебную систему  Российской Федерации, а также принципы её построения, организации и деятельности. Дополнительным объектом являются правовые отношения, складывающиеся в сфере  организации и деятельности органов  судебной власти.

Предметом исследования выступает  система судебных органов, которые  наделены особым статусом, а также  способы их формирования. что позволяет их обособить, и, на основе которых функционирует одна из ветвей государственной власти в России. Также к предмету исследования следует отнести нормы права, регулирующие отношения по созданию и организации органов судебной власти в Российской Федерации.

Целью данной работы является изучение особенностей построения судебной системы Российской Федерации, особенностей формирования судебной власти, организации  судебных органов, а также определение  статуса судей, которые являются непосредственными носителями судебной власти.

Задачи: для наиболее детального и полного исследования данной темы, необходимо, прежде всего, изучение принципов построения судебной системы в РФ, структуру и функции судебных органов, которые входят в данную систему, а также изучение нормативной базы, на основе которой формируются органы судебной власти, осуществляется правосудие в Российской Федерации, и организуется деятельность судебных органов.

При изучении данной темы был  использован исторический метод, сравнительно-правовой метод, метод анализа нормативных  источников, учебной и специальной  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Судебная власть и судебная система Российской Федерации: общие положения

1.1 Место судебной власти в системе органов Государственной власти Российской Федерации

 

В ст. 10 Конституции РФ закреплен  принцип разделения властей: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Суды РФ стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции).

Разделение властей выступает  как принцип организации государственной  власти в правовом демократическом  государстве, как одна из основ конституционного строя. Конституционный принцип  самостоятельности судебной власти объективно обусловлен тем, что Конституция  РФ обозначает три важнейшие функции  государственной власти. Государство  обязано: 1) признавать, 2) соблюдать, 3) защищать права и свободы человека и  гражданина (ст. 2 Конституции России). Функция защиты прав и свобод - прерогатива  судебной власти.

Разделение властей не ограничивается распределением функций  и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы  ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю  полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая  выражается в полномочиях государственных  органов, позволяющих им оказывать  влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных  проблем.

Судебная власть включена в систему народовластия вместе с законодательной и исполнительной ветвями власти. Судебная власть обеспечивает реализацию важнейших конституционных прав и свобод человека и гражданина, прав коллективов и народа в целом. Демократические основы организации и деятельности самой судебной власти (участие судей из народа - присяжных, народных и арбитражных заседателей, гласность, независимость судей, состязательность и равноправие сторон) позволяют рассматривать ее в качестве особого канала реализации воли народа.

Как уже было сказано выше, законодательная и исполнительная ветви власти оказывают существенное воздействие на функционирование судебной власти. Законодательная власть посредством  принятия законов определяет судебную систему и принципы ее деятельности, компетенцию судебных органов, статус судей, порядок рассмотрения ими  дел и т.д. Исполнительная власть осуществляет подготовку кадров, организует материально-техническое обеспечение  деятельности судов. Но судебная власть обладает возможностью фактической  отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства  РФ, если они будут ею признаны неконституционными. Исполнение судебных решений и приговоров относится к обязанностям исполнительной власти. Ни одна из ветвей власти не должна вмешиваться в сферу правосудия, в осуществление функций судебной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться  в пределы компетенции исполнительной власти. Вместе с тем судебная практика оказывает существенное влияние  на направление законодательной  деятельности, помогает исправлять ошибки органов исполнительной власти.

В Конституции РФ закреплено общее правило о том, судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным  законом. Отсюда следует, что ни один суд, входящий в судебную систему  РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Поэтому субъекты РФ не могут создавать особые судебные системы, так как это привело  бы к нарушению единства судебной системы страны. Помимо конституционного законодательства правовую основу судебной системы составляют обычные законы и иные правовые документы (законы о статусе судей, процессуальные кодексы, указы президента, регулирующие отдельные вопросы организации и функционирования судебной системы).

Суд - особый государственный  орган, который специфическими (юридическими) средствами и специальным аппаратом  осуществляет защиту прав, свобод и  интересов граждан, обеспечивает законность и правопорядок посредством судопроизводства - рассмотрения в строгом соответствии с процессуальным порядком дел различных  категорий и принятия решений  по их существу.

 

 

1.2 Понятие и принципы построения судебной системы Российской Федерации

Федеральный конституционный  закон «О судебной системе Российской Федерации» (№ 1-ФКЗ) принят Государственной  Думой 23 сентября 1996 г., одобрен Советом  Федерации 26 декабря 1996 г. Среди действующих  федеральных конституционных законов  рассматриваемый Закон занимает особое положение, поскольку вслед  за Конституцией Российской Федерации  он сыграл основополагающую роль в  формировании действующей системы  органов судебной власти в стране. Он не только подтвердил наличие федеральных судов, но и определил суды субъектов Федерации- конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Этим Законом к федеральным судам отнесены:

· Конституционный Суд  Российской Федерации;

· Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные и равные им суды субъектов Российской Федерации, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных  судов общей юрисдикции;

· Высший Арбитражный Суд  Российской Федерации, федеральные  арбитражные суды округов, арбитражные  суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных  арбитражных судов.

Определяя ветви судебной власти и входящие в каждую из них  суды, Закон исходит из единства судебной системы России. Как подчеркнуто  в Законе, это единство обеспечивается путем:

· установления судебной системы  РФ Конституцией и этим Законом;

· соблюдения судами РФ и  мировыми судьями установленных  федеральными законами правил судопроизводства;

· применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных  законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, а  также конституций (уставов) и других законов субъектов Федерации;

· признания обязательности исполнения на всей территории России судебных постановлений, вступивших в  законную силу;

· законодательного закрепления  единства статуса судей;

· финансирования федеральных  судов и мировых судей из федерального бюджета.

Закон о судебной системе  исходит из важности каждого звена  судебной системы, когда подчеркивает, что судебная власть в РФ осуществляется только судами в лице судей, привлекаемых в установленном порядке к  осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей (ст. 1). Воспроизводя и развивая конституционные  принципы правосудия, Закон этим не ограничивается. В нем установлен запрет на издание в России законов  и иных нормативных актов, отменяющих или умаляющих самостоятельность  судов, независимость судей (ч. 4 ст. 5). Не менее важно и другое положение: неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом (ч. 2 ст. 6).

 

1.3 Развитие судебной  системы в России

Система судоустройства России до 60-х годов XIX в. определялась положениями  Учреждения о губерниях 1775 г. Как  писал А. Ф. Кони, получилось «бессвязное  собрание самых разновременных постановлений, механически сливавших воедино  Уложение царя Алексея Михайловича, указы Петра и, как выразился  в 1835 году Государственный совет, «виды  правительства», обнародованные в 1784, 1796, 1823 годах.

Суд не был отделен от администрации и носил ярко выраженный сословный характер. Система судебных органов была крайне сложной. Судопроизводство, как и раньше, носило канцелярский характер, в нем продолжала применяться  теория формальной оценки доказательств, отсутствовала гласность процесса, не было равенства сторон, обвиняемый не имел права на защиту. Другой порок  дореформенного суда - взяточничество. Это, наряду с произволом и невежеством  чиновников, типичное для всех звеньев  государственного аппарата явление  здесь приобрело настолько чудовищный, всепоглощающий размах, что его вынуждены  были признать даже самые ярые защитники  самодержавно-крепостнических порядков. Подавляющее большинство судебных чиновников рассматривали свою должность  как средство наживы и самым бесцеремонным  образом требовали взятки со всех обращавшихся в суд. Попытки правительства  бороться со взяточничеством не давали никаких результатов, т. к. этот порок охватил весь государственный аппарат. Крайне низкая общая грамотность судей, не говоря уже о грамотности юридической, обусловила фактическое сосредоточение всего дела правосудия в руках канцелярских чиновников и секретарей.

В дореформенном суде господствовала инквизиционная (розыскная) форма судопроизводства. Процесс проходил в глубокой тайне. Принцип письменности предполагал, что суд решает дело не на основе живого, непосредственного восприятия доказательств, личного ознакомления со всеми материалами дела, непосредственного  устного допроса обвиняемого-подсудимого, свидетелей, а опираясь на письменные материалы, полученные во время следствия. Да и доказательства оценивались по формальной системе. Их сила заранее определялась законом, который твердо устанавливал, что может, а что не может быть доказательством. Закон же устанавливал и степень достоверности допускаемых доказательств, деля их на несовершенные и совершенные, т. е. такие, которые давали основание для окончательного приговора и не могли быть опровергнуты подсудимым. Но и среди них особо выделялось признание - «лучшее свидетельство всего света». Для получения его широко применялась пытка, формально запрещенная в 1801 году, но на практике просуществовавшая на протяжении всей первой половины XIX века. Недостатки судебной системы и судопроизводства вызывали недовольство даже привилегированных сословий , не только буржуазии, но и дворянства.

Информация о работе Судебная власть и судебная система Российской Федерации: общие положения