Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:02, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей построения судебной системы Российской Федерации, особенностей формирования судебной власти, организации судебных органов, а также определение статуса судей, которые являются непосредственными носителями судебной власти.
Введение………………………………………………………………….………5
1. Судебная власть и судебная система Российской Федерации: общие положения…………………………………………………………………..……..7
1.1 Место судебной власти в системе органов Государственной власти Российской Федерации…………………………………………………………...7
1.2 Понятие и принципы построения судебной системы Российской Федерации…………………………………………………………………………9
1.3 Развитие судебной системы в России………………………………………11
2. Формирование органов судебной власти в Российской Федерации………14
2.1 Конституционный суд РФ: состав и порядок образования……………….14
2.2 Состав и порядок формирования Конституционного (Уставного) суда субъектов РФ…………………………………………………………………….15
2.3 Суды общей юрисдикции: порядок формирования, состав………………19
2.4 Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции…….…………..20
2.5 Система Арбитражных судов. Порядок образования и деятельности высшего Арбитражного суда РФ ………………………………………………24
3. Правовой статус судей РФ……………………………………………………28
3.1 Понятия правового статуса судей РФ, его элементы……..……………….28
3.2 Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи…………31
3.2.1 Особый порядок отбора судей……………………………………………33
3.2.2 Наделение судей полномочиями…………………………………………35
3.3 Общие проблемы правового статуса судей и перспективы развития судебной системы в РФ…………. ……………………………………………..36
4. Проблемы формирования и деятельности органов судебной власти субъектов Российской Федерации……………………………………………..39
Заключение………………………………………………………………………41
Список используемой литературы………………… ………………………..44
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Судебная власть и судебная
система Российской Федерации: общие положения………………………………………………………
1.1 Место судебной власти в системе
органов Государственной власти Российской
Федерации………………………………………………………
1.2 Понятие и принципы построения
судебной системы Российской Федерации………………………………………………………
1.3 Развитие судебной системы в России………………………………………11
2. Формирование органов судебной власти в Российской Федерации………14
2.1 Конституционный суд РФ: состав и порядок образования……………….14
2.2 Состав и порядок формирования
Конституционного (Уставного) суда субъектов
РФ…………………………………………………………………….
2.3 Суды общей юрисдикции: порядок формирования, состав………………19
2.4 Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции…….…………..20
2.5 Система Арбитражных судов. Порядок образования и деятельности высшего Арбитражного суда РФ ………………………………………………24
3. Правовой статус судей РФ……………………………………………………28
3.1 Понятия правового статуса судей РФ, его элементы……..……………….28
3.2 Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи…………31
3.2.1 Особый порядок отбора судей……………………………………………33
3.2.2 Наделение судей полномочиями…………………………………………35
3.3 Общие проблемы правового статуса судей и перспективы развития судебной системы в РФ…………. ……………………………………………..36
4. Проблемы формирования
и деятельности органов
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………… ………………………..44
Введение
Актуальность темы курсовой работы определяется, тем, что она охватывает большой круг вопросов, касающихся особенностей построения, становления и функционирования судебной ветви власти, на началах которой формируется судебная система Российской Федерации. Также актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью судебной власти в современном правовом государстве. Становление институтов судебной власти является одним из необходимых элементов механизма обеспечения права на судебную защиту, закрепленного в Конституции Российской Федерации 1993 года. Изучение и анализ данной темы позволяет определить достоинства и недостатки существующей системы, на основе которой осуществляется правосудие. Также анализ судебных систем зарубежных стран в целом, и Российской Федерации в частности позволяет определить направления, методы и пути совершенствования и реформирования судебной системы Республики Беларусь, что, в некотором роде, определяет применение судебной практики зарубежных стран, по рассмотрению некоторых категорий дел, в судопроизводстве нашего государства.
Основным объектом исследования в данной работе является формирование органов судебной власти, которые в совокупности образуют судебную систему Российской Федерации, а также принципы её построения, организации и деятельности. Дополнительным объектом являются правовые отношения, складывающиеся в сфере организации и деятельности органов судебной власти.
Предметом исследования выступает система судебных органов, которые наделены особым статусом, а также способы их формирования. что позволяет их обособить, и, на основе которых функционирует одна из ветвей государственной власти в России. Также к предмету исследования следует отнести нормы права, регулирующие отношения по созданию и организации органов судебной власти в Российской Федерации.
Целью данной работы является изучение особенностей построения судебной системы Российской Федерации, особенностей формирования судебной власти, организации судебных органов, а также определение статуса судей, которые являются непосредственными носителями судебной власти.
Задачи: для наиболее детального и полного исследования данной темы, необходимо, прежде всего, изучение принципов построения судебной системы в РФ, структуру и функции судебных органов, которые входят в данную систему, а также изучение нормативной базы, на основе которой формируются органы судебной власти, осуществляется правосудие в Российской Федерации, и организуется деятельность судебных органов.
При изучении данной темы был использован исторический метод, сравнительно-правовой метод, метод анализа нормативных источников, учебной и специальной литературы.
1. Судебная власть и судебная система Российской Федерации: общие положения
1.1 Место судебной власти в системе органов Государственной власти Российской Федерации
В ст. 10 Конституции РФ закреплен принцип разделения властей: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Суды РФ стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции).
Разделение властей выступает
как принцип организации
Разделение властей не
ограничивается распределением функций
и полномочий между различными государственными
органами, а предполагает взаимное
равновесие между ними с тем, чтобы
ни один из них не мог получить преобладание
над другими, сосредоточить всю
полноту власти в своих руках.
Это равновесие достигается системой
«сдержек и противовесов», которая
выражается в полномочиях государственных
органов, позволяющих им оказывать
влияние друг на друга, сотрудничать
при решении важнейших
Судебная власть включена
в систему народовластия вместе
с законодательной и
Как уже было сказано выше,
законодательная и
В Конституции РФ закреплено общее правило о том, судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Отсюда следует, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Поэтому субъекты РФ не могут создавать особые судебные системы, так как это привело бы к нарушению единства судебной системы страны. Помимо конституционного законодательства правовую основу судебной системы составляют обычные законы и иные правовые документы (законы о статусе судей, процессуальные кодексы, указы президента, регулирующие отдельные вопросы организации и функционирования судебной системы).
Суд - особый государственный орган, который специфическими (юридическими) средствами и специальным аппаратом осуществляет защиту прав, свобод и интересов граждан, обеспечивает законность и правопорядок посредством судопроизводства - рассмотрения в строгом соответствии с процессуальным порядком дел различных категорий и принятия решений по их существу.
1.2 Понятие и принципы построения судебной системы Российской Федерации
Федеральный конституционный
закон «О судебной системе Российской
Федерации» (№ 1-ФКЗ) принят Государственной
Думой 23 сентября 1996 г., одобрен Советом
Федерации 26 декабря 1996 г. Среди действующих
федеральных конституционных
· Конституционный Суд Российской Федерации;
· Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные и равные им суды субъектов Российской Федерации, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
· Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
Определяя ветви судебной власти и входящие в каждую из них суды, Закон исходит из единства судебной системы России. Как подчеркнуто в Законе, это единство обеспечивается путем:
· установления судебной системы РФ Конституцией и этим Законом;
· соблюдения судами РФ и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
· применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Федерации;
· признания обязательности исполнения на всей территории России судебных постановлений, вступивших в законную силу;
· законодательного закрепления единства статуса судей;
· финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Закон о судебной системе
исходит из важности каждого звена
судебной системы, когда подчеркивает,
что судебная власть в РФ осуществляется
только судами в лице судей, привлекаемых
в установленном порядке к
осуществлению правосудия присяжных,
народных и арбитражных заседателей
(ст. 1). Воспроизводя и развивая конституционные
принципы правосудия, Закон этим не
ограничивается. В нем установлен
запрет на издание в России законов
и иных нормативных актов, отменяющих
или умаляющих
1.3 Развитие судебной системы в России
Система судоустройства России до 60-х годов XIX в. определялась положениями Учреждения о губерниях 1775 г. Как писал А. Ф. Кони, получилось «бессвязное собрание самых разновременных постановлений, механически сливавших воедино Уложение царя Алексея Михайловича, указы Петра и, как выразился в 1835 году Государственный совет, «виды правительства», обнародованные в 1784, 1796, 1823 годах.
Суд не был отделен от
администрации и носил ярко выраженный
сословный характер. Система судебных
органов была крайне сложной. Судопроизводство,
как и раньше, носило канцелярский
характер, в нем продолжала применяться
теория формальной оценки доказательств,
отсутствовала гласность
В дореформенном суде господствовала
инквизиционная (розыскная) форма судопроизводства.
Процесс проходил в глубокой тайне.
Принцип письменности предполагал,
что суд решает дело не на основе
живого, непосредственного восприятия
доказательств, личного ознакомления
со всеми материалами дела, непосредственного
устного допроса обвиняемого-
Информация о работе Судебная власть и судебная система Российской Федерации: общие положения