Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:02, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей построения судебной системы Российской Федерации, особенностей формирования судебной власти, организации судебных органов, а также определение статуса судей, которые являются непосредственными носителями судебной власти.
Введение………………………………………………………………….………5
1. Судебная власть и судебная система Российской Федерации: общие положения…………………………………………………………………..……..7
1.1 Место судебной власти в системе органов Государственной власти Российской Федерации…………………………………………………………...7
1.2 Понятие и принципы построения судебной системы Российской Федерации…………………………………………………………………………9
1.3 Развитие судебной системы в России………………………………………11
2. Формирование органов судебной власти в Российской Федерации………14
2.1 Конституционный суд РФ: состав и порядок образования……………….14
2.2 Состав и порядок формирования Конституционного (Уставного) суда субъектов РФ…………………………………………………………………….15
2.3 Суды общей юрисдикции: порядок формирования, состав………………19
2.4 Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции…….…………..20
2.5 Система Арбитражных судов. Порядок образования и деятельности высшего Арбитражного суда РФ ………………………………………………24
3. Правовой статус судей РФ……………………………………………………28
3.1 Понятия правового статуса судей РФ, его элементы……..……………….28
3.2 Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи…………31
3.2.1 Особый порядок отбора судей……………………………………………33
3.2.2 Наделение судей полномочиями…………………………………………35
3.3 Общие проблемы правового статуса судей и перспективы развития судебной системы в РФ…………. ……………………………………………..36
4. Проблемы формирования и деятельности органов судебной власти субъектов Российской Федерации……………………………………………..39
Заключение………………………………………………………………………41
Список используемой литературы………………… ………………………..44
«Назначение кандидатов на
должности судей производится только
при наличии положительного заключения
соответствующей
- Судьи Конституционного
Суда назначаются на должность
Советом Федерации по
- Судьи Верховного и
Высшего Арбитражного Суда
- Судьи других Федеральных
Судов общей юрисдикции и
- Мировые судьи либо
избираются населением
- Судьи Конституционных
уставных судов назначаются в
соответствии с
3.3 Общие проблемы правового статуса судей и перспективы развития судебной системы в РФ
Несмотря на трудности, а иногда и противодействие развитию судебной реформы, можно констатировать, что судебная власть состоялась и что она способна защитить права человека, интересы общества и государства.
Одним из важных завоеваний в сфере правосудия явилось закрепление в Конституции Российской Федерации гарантий независимости, несменяемости и неприкосновенности судей, без чего невозможно обеспечить осуществление судебных полномочий.
Достижения в деле становления и развития судебной власти очевидны, однако нельзя не отметить, что продвижению судебной реформы препятствует ряд негативных факторов, существенно влияющих на эффективность работы судов и доступность правосудия, что вызывает обоснованные жалобы граждан.
В свете этого направления
внутренней политики страны необходимо
подчеркнуть, что какой бы совершенной
ни была судебная система, она не может
функционировать без
Установленный в настоящее время уровень материального обеспечения судей не соответствует их высокому статусу, объему выполняемой ими работы и совершенно неадекватен ответственности, которая возложена на них как на носителей судебной власти. Остается низкой и оплата труда работников аппаратов судов.
До настоящего времени
не разрешены проблемы, связанные
с обеспечением охраны судов, безопасности
судей, выплатой денежного содержания
семьям погибших (умерших) судей, обеспечением
судей жильем, а также вопросы
страхования и некоторые
В процессе судебной реформы
проведена громадная работа, в
результате которой в России построена
простая и понятная населению
система судов. Наряду с этим, благодаря
активной позиции Верховного Суда Российской
Федерации, Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации, советов судей,
квалификационных коллегий судей и
Судебного департамента при Верховном
Суде Российской Федерации, сформирован
работоспособный судейский
В этих условиях остается лишь
планомерно решать вопросы дальнейшего
развития и совершенствования
В данном случае я считаю, что в ближайшие годы усилия федеральных органов государственной власти и судейского сообщества должны быть направлены на:
· укрепление судебной системы высококвалифицированными кадрами судей и работников аппаратов судов;
· обеспечение судов необходимыми финансовыми средствами и материально-техническими ресурсами;
· обеспечение охраны судов
и безопасности судей не только посредством
практической реализации положений
Федерального закона "О государственной
защите судей, должностных лиц
· разрешение проблем, связанных со страхованием, с выплатой денежного содержания семьям погибших (умерших) судей, в том числе пребывавших в отставке;
· обеспечение судей жилыми помещениями в установленном законом порядке;
· повышение требовательности
к судьям по выполнению ими своего
профессионального долга и
· обеспечение реализации
принципов публичности и
«Конечно, у судов имеются
еще проблемы, и судебно-правовая
реформа, по общему мнению, еще не завершена,
требуется сделать значительные
шаги, чтобы получить правовую систему,
соответствующую
4. Проблемы формирования
и деятельности органов
В последнее время заметно
активизировалась деятельность по созданию
органов судебной власти субъектов
Российской Федерации. Определенное развитие
произошло в области
Причины такого положения
в целом известны и уже неоднократно
обсуждались судьями
Не способствовало развитию
конституционной (уставной) юстиции
в субъектах федерации и
В настоящее время судебная реформа в России вплотную приблизилась к созданию административных судов. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации уже приняла в первом чтении соответствующий законопроект.
Необходимо четко и
последовательно
Существует ряд спорных положений, которые могут привести к проблемам в соотношении компетенции конституционных (уставных) и административных судов. Одним из них является передача в ведение административной юстиции споров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных Президентом Российской Федерации Верховному Суду России в порядке статьи 85 Конституции Российской Федерации и споров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Данные нормы не содержат каких-либо оговорок, позволяющих четко и недвусмысленно отграничить эти споры. Между тем, в той части, в которой эти споры касаются разногласий о компетенции, они должны быть подсудны конституционным, а не административным, судам. На федеральном уровне это закреплено в части 3 статьи 125 Конституции РФ и пункте 2 статьи 3 Федерального конституционного закона «О конституционном суде Российской Федерации». Подобные нормы имеются и в региональных законах о конституционных (уставных) судах.
Заключение
Один из принципов судебной власти состоит в том, что ее осуществление доверяется только специально учреждаемым государственным органам - судам, которые отличаются от органов, выполняющих законодательные и исполнительные функции. Такое отличие выражается не только в специфике судебных полномочий, но и в порядке формирования судов.
Особенности выполняемых функций требуют, чтобы суды формировались и действовали с соблюдением специальных правил - правил, которые коренным образом отличались бы от тех, что установлены для законодательных и исполнительных органов.
Достаточно отметить, что
в настоящее время суды всех видов
и уровней образуются с соблюдением
установленной законом
Достижению данной цели призвано
содействовать, в частности, установление
системы гарантий, предупреждающих
проникновение в судейский
Существенным моментом, характеризующим
построение органов судебной власти,
является обеспечение их независимости,
ограждение от постороннего влияния
как извне, так и внутри (со стороны
вышестоящих инстанций и
Специфика суда как органа судебной власти состоит также в том, что для его деятельности установлены особые правила, процедуры. Эти процедуры, отражающие общечеловеческий опыт, жестко лимитируют все, что должно происходить в суде при рассмотрении им подведомственного вопроса. Основная их цель - обеспечить законное, обоснованное и справедливое решение.
Судебная система
Органы судебной власти осуществляют свою деятельность на основании законов Российской Федерации и принципов, закрепленных в конституции. Это принципы и нормы, определяющие взаимоотношения гражданина РФ с судебной властью, принципы, определяющие организацию судебной власти, а также принципы, определяющие порядок функционирования судебной системы.
Правовое положение судей,
их права и обязанности, порядок
назначения и смещения регулируются
Конституцией РФ и Законом РФ «О
статусе судей» от 26 июня 1992 г. (с
последующими изменениями и дополнениями).
Все судьи имеют единый статус.
Судьи осуществляют судебную власть
на основании принципов
Информация о работе Судебная власть и судебная система Российской Федерации: общие положения