Судебная власть и судебная система Российской Федерации: общие положения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей построения судебной системы Российской Федерации, особенностей формирования судебной власти, организации судебных органов, а также определение статуса судей, которые являются непосредственными носителями судебной власти.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………5
1. Судебная власть и судебная система Российской Федерации: общие положения…………………………………………………………………..……..7
1.1 Место судебной власти в системе органов Государственной власти Российской Федерации…………………………………………………………...7
1.2 Понятие и принципы построения судебной системы Российской Федерации…………………………………………………………………………9
1.3 Развитие судебной системы в России………………………………………11
2. Формирование органов судебной власти в Российской Федерации………14
2.1 Конституционный суд РФ: состав и порядок образования……………….14
2.2 Состав и порядок формирования Конституционного (Уставного) суда субъектов РФ…………………………………………………………………….15
2.3 Суды общей юрисдикции: порядок формирования, состав………………19
2.4 Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции…….…………..20
2.5 Система Арбитражных судов. Порядок образования и деятельности высшего Арбитражного суда РФ ………………………………………………24
3. Правовой статус судей РФ……………………………………………………28
3.1 Понятия правового статуса судей РФ, его элементы……..……………….28
3.2 Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи…………31
3.2.1 Особый порядок отбора судей……………………………………………33
3.2.2 Наделение судей полномочиями…………………………………………35
3.3 Общие проблемы правового статуса судей и перспективы развития судебной системы в РФ…………. ……………………………………………..36
4. Проблемы формирования и деятельности органов судебной власти субъектов Российской Федерации……………………………………………..39
Заключение………………………………………………………………………41
Список используемой литературы………………… ………………………..44

Вложенные файлы: 1 файл

Sudebnaya_sistema_RF.docx

— 66.06 Кб (Скачать файл)

Понятно, что в судебной системе необходимы были реформы, и  в 1864 они произошли.27 сентября 1862 г. император Александр II утвердил доклад государственного секретаря В. П. Буткова, содержавший план дальнейших работ по судебной реформе. Подготовка проектов должна была вестись теперь Государственной канцелярией, но в комиссию кроме работников канцелярии включались также представители 11 отделения и Министерства юстиции. Буткову было дано право привлекать и других работников, поскольку срок представления проектов был установлен весьма жесткий - всего полгода. В комиссию вошли авторы «Основных положений» и лучшие юридические умы того времени, притом со всей России. Помимо постоянного состава в ней участвовали различные эксперты - от университетских профессоров до полицейских чиновников. Больше того, комиссия открыто обратилась к общественности с просьбой оказать ей содействие в работе.

Подготовленные проекты  рассматривались в Государственном  совете в мае - июле 1864 года и были утверждены императором 20 ноября 1864 г. В этом же году после длительной подготовки были утверждены документы, составившие в целом судебную реформу: Учреждения судебных установлений; Устав уголовного судопроизводства; Устав гражданского судопроизводства; Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. После революций 1917 г. и прихода к власти большевиков старая судебная система была полностью разрушена, функции вынесения приговоров и контроль за приведение их в исполнение выполнялись различными «чрезвычайными комитетами», «революционными трибуналами» и т.д.. С 1925 г. идет становление советской судебной системы, которая прошла в своем развитии и через периоды массовых репрессий (30-е - 40-е годы) и через период медленной демократизации (годы правления КПСС после смерти Сталина). В 90-х года ХХ века после развала СССР на основе реформирования сложившейся советской судебной системы была образована судебная система, функционирующая и в наши дни. Разумеется, основополагающим условием построения новой системы стало принятие Конституции РФ, принятой в 1993 году .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Формирование органов судебной власти в Российской Федерации

2.1 Конституционный суд РФ: состав и порядок образования

Согласно действующему законодательству Конституционный Суд РФ состоит  из 19 судей, назначаемых на должность  Советом Федерации по представлению  Президента РФ. Конституционный Суд  РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе  не менее 3/4 от общего числа судей. Представление  Президента РФ готовится и вносится с соблюдением установленного порядка. Основные положения такого порядка  определены в ст. 9 Закона о Конституционном  Суде. Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации  и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными  органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Совет Федерации рассматривает  вопрос о назначении на должность  судьи Конституционного Суда РФ в  срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления  Президента РФ. Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность  в индивидуальном порядке тайным голосованием.

Назначенным на должность  судьи Конституционного Суда РФ считается  лицо, получившее при голосовании  большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации. В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда РФ представление о назначении другого лица на вакантное место  судьи вносится Президентом РФ не позднее месяца со дня открытия вакансии.

Судья Конституционного Суда РФ, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи  до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового  решения по делу, начатому с его  участием.

Федеральным конституционным  законом о Конституционном Суде устанавливается, что судьей Конституционного Суда может быть квалифицированный  юрист с безупречной репутацией в возрасте не моложе 40 лет и со стажем работы по юридической профессии  не менее 15 лет. Судья Конституционного Суда назначается на срок 12 лет. Назначение на эту должность на второй срок не допускается . Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в который истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется семьдесят лет. Судью никто не вправе сменить, никто не вправе прервать его полномочия иначе как в порядке и по основаниям, установленным этим Законом. Конституционный федеральный закон предусматривает полные гарантии независимости судей.

Судья считается ушедшим  или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 и 9 части 1 и частью 2 ст. 18 Федерального закона о Конституционном Суде РФ. На пребывающего в отставке судью Конституционного Суда РФ распространяются также иные положения статуса судьи, пребывающего в отставке, установленные Федеральным  законом о Конституционном Суде РФ.

 

2.2 Состав и порядок формирования Конституционного (Уставного) суда субъектов РФ

Субъект Российской Федерации  в значительной степени самостоятелен  в решении вопросов организации  конституционных (уставных) судов. Выбор  того или иного варианта находится  на его усмотрении, но в границах представлений о демократическом  правовом государстве, с учетом отношений (если следовать принципу единства государственной власти), которые  сложились на федеральном уровне в связи с Конституционным  Судом РФ.

Отдельные, незначительные, элементы организации конституционных (уставных) судов отражаются в конституциях (уставах) субъектов Федерации. Это  касается главным образом того, как  судьи назначаются на свою должность. Иногда фиксируется численный состав суда (в республиканских конституциях). Однако полнее всего данные вопросы  раскрываются в законах субъектов  Федерации о конституционных (уставных) судах. Их анализ позволяет увидеть  следующее:

1. Численный состав названных  судов находится в пределах  от трех (Адыгея) до девяти (Ханты-Мансийский  автономный округ) судей. Однако  чаще образуются конституционные  (уставные) суды в составе пяти  судей. Правомочность суда определяется  наличием квалифицированного большинства  судей.

2. Судьи назначаются на  должность по-разному. Один из  вариантов - высшее должностное  лицо субъекта Федерации вносит  кандидатуры (предложения могут  поступать от уполномоченных  органов и сообществ) на рассмотрение  законодательного органа, который  путем тайного голосования принимает  соответствующее решение.

Выработаны и иные подходы. В Татарстане кандидатов в судьи  Конституционного Суда представляют Государственному совету Президент и Председатель Госсовета Республики в равной численности, по три человека. Подобным образом  происходит назначение в Курганской области: правом вносить на рассмотрение областной Думы по две кандидатуры (квота) наделены Губернатор области  и комитеты облдумы. В Калининградской области губернатор и одна треть депутатов областной Думы вправе представлять кандидатуры (без гарантированного представительства) для назначения областной Думой. В Адыгее обеспечивается представительство по одной кандидатуре от законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. В Иркутской области предложения о кандидатах на должность судей Уставного суда (допускается и самодвижение) прорабатываются специально созданной Губернатором конкурсной комиссией. В Санкт-Петербурге, где действует особое положение о назначении на должность судей Уставного суда, Губернатор вправе при начальном формировании предлагать не более шести кандидатов и в последующем - не более одного; группы депутатов Законодательного собрания в составе не менее семи человек вправе выдвигать не более одного кандидата, Совет судей Санкт-Петербурга - не более шести кандидатов при первичном формировании Суда и не более одного - в последующем. Назначенным на должность (всего на семь мест) считается кандидат, получивший при тайном голосовании наибольшее число голосов по отношению к другим кандидатам, но не менее половины голосов от числа избранных депутатов Законодательного собрания.

3. Организационные и представительские  функции в Конституционных (уставных) Судах выполняют должностные  лица - председатель, заместитель председателя  и секретарь. Это распространенный  состав руководителей данных  судов. Указанные должностные  лица избираются разными способами:  судьями из своего состава  применительно ко всем должностным  лицам, судьями из своего состава,  но в присутствии Губернатора  и Председателя Законодательного  собрания, которые вправе вносить  свои предложения по кандидатурам; парламентом: а) по представлению  Президента (Главы) республики; б)  по предложению судей Суда.

При определении сроков полномочий руководителей судов сложилось  три подхода:

1) устанавливаются специально  фиксированные сроки полномочий  председателя и других должностных  лиц, как правило, три - четыре  года.

При этом не исключается  повторное их избрание на данные должности;

2) сроки полномочий названных  должностных лиц уравниваются  со сроками полномочий судей;

3) сроки полномочий не  закрепляются, но по умолчанию  они, надо полагать, уравниваются  со сроками полномочий судей.

В большинстве республик  полномочия судьи прекращаются по решению  Конституционного суда, которое направляется президенту и парламенту, а в Адыгее также и судейскому корпусу, и  является официальным уведомлением об открытии вакансии. В случаях  нарушения порядка избрания судьи  или совершения им проступка, порочащего его честь и достоинство, прекращение  полномочий производит парламент по представлению Конституционного суда.

В конституциях и главным  образом в законах республик  устанавливаются определенные требования к кандидатам в судьи конституционных  судов, касающиеся их гражданства, возраста, правоспособности, образования, профессиональной квалификации и опыта, моральных  качеств. Судьей может быть избран или  назначен, как правило, гражданин  соответствующей республики, достигший 35 лет и не старше 60 лет. Почти  во всех республиках от кандидата  в судьи требуется высокий  уровень профессиональных знаний, а  также моральные качества, необходимые  для исполнения судейских обязанностей. Непременным условием является наличие  высшего юридического образования. 10-летний стаж работы по юридической  специальности.

В республиках, учредивших конституционные  суды, законодательством устанавливается, что должность судьи несовместима с депутатским мандатом, с занятием или сохранением какой-либо оплачиваемой должности, предпринимательской деятельностью, принадлежностью к политическим партиям и движениям. Законодательством  республик Северного Кавказа  уделяется значительное внимание гарантиям  независимости судей конституционных  судов. Им гарантируется несменяемость  в течение срока полномочий, за исключением определенных в законах  оснований. Последними, помимо смерти, отставки, достижения предельного возраста, судебного признания недееспособным, временного отсутствия или объявления умершим, являются:

1) нарушение порядка избрания  судей Конституционного суда;

2) утрата гражданства  республики;

3) вступивший в силу  обвинительный приговор суда;

4) совершение проступка,  порочащего честь и достоинство  судьи;

5) занятие или совершение  действий, несовместимых с его  должностью;

6) отсутствие судьи на  заседаниях суда или уклонение  от участия в голосовании свыше  двух раз подряд без уважительных  причин;

7) неспособность исполнять  свои обязанности по состоянию  здоровья или иным уважительным  причинам в течение длительного  времени.

 

2.3 Суды общей юрисдикции: порядок формирования, состав

Суды общей юрисдикции представляют собой систему судов, рассматривающих уголовные, гражданские  и административные дела. В их задачи входит охрана от всяких посягательств  закрепленного в Конституции  РФ общественного строя, его политической и экономической систем; социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан; прав и законных интересов  учреждений, предприятий и организаций. Деятельность судов направлена на всемерное  укрепление правопорядка и законности, предупреждение преступлений и иных правонарушений, воспитание граждан  в духе точного и неуклонного  исполнения законов, уважения к правам, чести и достоинству граждан.

Суды общей юрисдикции в соответствии с Законом “О судебной системе РФ” представляют собой  централизованную систему, возглавляемую  Верховным Судом РФ, и подразделяются на две подсистемы. Одну составляют так называемые общие суды, рассматривающие  обычные уголовные, гражданские  и административные дела. Другую - военные  суды, осуществляющие правосудие в  Вооруженных Силах РФ и других воинских соединениях. Все суды, входящие в систему судов общей юрисдикции, разделяются на звенья. В каждое звено входят суды, обладающие одинаковой компетенцией и структурой. Высшим звеном является Верховный Суд РФ. В подсистему общих судов входит среднее звено, состоящее из Верховных судов республик в составе РФ, судов автономной области, автономных округов, областей, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Низшее звено составляют районные (городские) суды. Кроме того, в систему судов общей юрисдикции включены также и мировые судьи.

Все суды общей юрисдикции могут рассматривать уголовные  и гражданские дела в качестве судов первой инстанции. Верховный  Суд РФ и суды, относящиеся к  среднему звену, выполняют также  функции кассационной и надзорной  инстанций.

Информация о работе Судебная власть и судебная система Российской Федерации: общие положения