Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 16:01, курсовая работа
Служба - одно из самых первых слагаемых социального устройства общества на самой ранней ступени его развития, служба оформилась и существовала задолго до возникновения государства. С появлением классов, государства, зарождением политических партий, общественных организаций, частных организаций и т.д. параллельно шел процесс укрепления службы и разделения службы и служащих на соответствующие социальной структуре виды и группы. видов службы и количества служащих.
Введение…………………………………………………………………………………………….....….....3
Глава 1 Государственная служба
Государственная служба как основное практическое средство реализации задач и функций государства……………………………………………………………………………………………….......4
Законодательство о государственной службе……………………………………………………………………………………………………………………………6
Понятие государственной службе и государственного служащего……………………………………………………………………………………………………………………..8
Глава 2 Понятие и виды государственной должности
2.1 Понятие и виды государственной должности…………………………………………………………………………………………………………………………..11
2.2 Основы правового положения государственного служащего……………………………………………………………………………………………………………………….….13
2.3 Поступление на государственную службу………………………………………………………………………………………………………………………………...15
2.4 Прохождение государственной службы………………………………………………………………………………………………………………………………..17
2.5 Прекращение государственно-служебных отношений………………………………………………………………………………………………………………………….20
Библиографический список…………………………………………..….…………………………………………………………………..…………….23
Сказанное характерно и для развития законодательства о службе Российского государства. Принципиальное упорядочение отношений в сфере государственной службы обычно связывают с реформами Петра 1, в частности, с принятым им Табелью о рангах, установившем 14 классов для чиновников на государственной службе, - их звания, оплату труда, порядок прохождения службы. Впоследствии были приняты и многие другие законодательные акты, из которых следует назвать Закон о гражданской службе 1896 года, который вобрал в себя многие нормы предшествовавших актов о государственной службе и который действовал вплоть до 1917 года.
Советское государство на протяжении всей своей истории правовому регулированию государственной службы уделяло крайне незначительное внимание. Как парадокс в этом деле надо отметить тот факт, что единственным законодательным актом общего характера о государственной службе в РСФСР и СССР было «Временное положение о службе в государственных предприятиях и учреждениях» 1922 года, действовавшее в течение более 70 лет. Отдельные вопросы государственной службы регулировались в актах по отраслям, например, о званиях, чинах и рангах, о прохождении службы, о порядке замещения должностей по конкурсу и т.д. и лишь в 1995 году принят, наконец, общий, так сказать, стартовый. Закон о государственной службе - «Об основах государственной службы Российской Федерации» 31 июля 1995 года***.
Такое состояние законодательства
о службе, в частности, отсутствие
на протяжении 70 лет закона о государственной
службе, что вообще-то недопустимо
для цивилизованного
Несколько слов об общей характеристике Закона. Закон называется «Об основах...», т.е. это не сами «Основы государственной службы», а лишь часть из числа вопросов, составляющих службу, хотя и самых основополагающих.
К ним относятся нашедшие
определение в Законе следующие
основные категории: государственная
служба, государственный служащий,
принципы государственной службы, основы
правового статуса
Закон ориентирует на принятие значительного числа законов как общего, так и отраслевого, регионального характера.
Является важнейшим положение Закона о том, что законодательство о государственной службе состоит из Конституции РФ и других федеральных нормативных актов, и также конституций, уставов, законов, иных нормативных актов субъектов Российской Федерации. Стало быть, теперь каждая республика в составе Российской Федерации и каждая область (край) будут иметь свои законы о государственной службе, которые дополнят и разовьют применительно к региональным условиям федеральный Закон «Об основах государственной службы Российской Федерации».
Закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» впервые закладывает правовые и организационные основы государственной службы применительно к современным условиям социального и государственного характера.
1.3 Понятие государственной службе и государственного служащего
В начале курсовой работы мы показали место и роль государственной службы в государственном механизме и ее содержание. Закон «Об основах государственной службы РФ» дает правовое определение государственной службы: «Под государственной службой в настоящем Федеральном законе понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов» (ст. 2).
Все лица, занятые в деятельности
государственных органов, закон
разделяет по должностям на три: «А»,
«Б», «В». К категории «А» относит
лиц, которые непосредственно (т.е. лично)
исполняют полномочия государственных
органов - Президент РФ, Председатель
Правительства РФ, председатели палат
Федерального Собрания РФ, руководители
органов законодательной и
К категории «Б» Закон относит лиц, которые заняты непосредственно обеспечением исполнения полномочий лиц, входящих в категорию «А», - заместители, помощники, многие другие лица, составляющие, как принято говорить, рабочий аппарат Президента, Правительства, министерств и ведомств и других государственных органов.
В категорию «В» входят лица, занятые в государственном органе для исполнения и обеспечения их полномочий - секретари, курьеры и другие (ст. 1).
К государственной службе
относится, однако, деятельность лиц
не всех трех категорий, а только категорий
«Б» и «В» (ст. 2). Лица категории
«А», как принято считать, - первые
лица в государственном аппарате,
не несут государственную службу,
государственными служащими не являются
и на них данный закон не распространяется.
Хотя все они занимают государственные
должности и выполняют в силу
этого важнейшие и определяющие
государственные полномочия - руководящего
и направляющего значения. Такой
подход закона к очерчиванию сферы
государственной службы - новый в
нашей правотворческой и
Итак, какие же основные качества, признаки государственного служащего, т.е. лиц категорий «Б» и «В»?
Первый и первостепенный признак государственного служащего в том, что он действует при исполнении своих служебных полномочий - по поручению государства и от его имени - отдает распоряжения, обеспечивает их исполнение, подвергает лицо задержанию и т.д. Нередко эти действия служащего непосредственно не провозглашаются каждый раз от имени государства, часто от имени органа или организации, в которой служащий состоит, но, в конечном счете, за действиями государственного служащего стоит государство, которое обеспечивает его труд и при необходимости защищает имеющимися в распоряжении государства средствами.
Следующий признак государственного служащего заключается в том, что каждый из них занимает государственную должность, учрежденную государством. Должность определяет правовой статус служащего, для ее замещения установлены определенные организационно-правовые способы (выборы, назначение и др.)-Должности занимают не только государственные и другие служащие, но государственная должность вручается только государственному служащему.
Наконец, следует назвать и такой признак, как оплата труда государственного служащего по нормам и формам, устанавливаемым государством. Сам по себе этот признак характеризует, собственно, любого лица, занятого в общественно-полезном труде, но здесь имеются в виду особенности оплаты труда, установленные только для государственных служащих (служебные разряды и классы, надбавки за различные показатели - классность, стаж и др.) Закон называет и источник оплаты - бюджет (федеральный или субъекта РФ) - статья 3.
Классификация государственных служащих, которая приводится ниже, вызвана как значительным контингентом государственных служащих, так и неодинаковым объемом их полномочий.
Наиболее существенное и
теоретическое, практическое значение
имеет классификация
Классификация государственных служащих по роду и месту их службы прямо вытекает из сфер государственно-служебной деятельности: государственный аппарат, военная служба. В соответствии с этим все государственные служащие подразделяются на две группы: служащие в государственном аппарате, военнослужащие. В свою очередь, можно проводить дальнейшую классификацию каждой из групп. Служащие государственного аппарата делятся по органам, в которых они трудятся: служащие в органах представительной власти, служащие в органах управления, судьи, работники прокуратуры и т.д. Военнослужащие подразделяются по видам и роду вооруженных сил (сухопутные войска, военно-морские силы и т.д.), в службах, к ним приравненных (внешняя разведка, погранслужба и др. структурах).
Классификация служащих по роду деятельности имеет непосредственное значение по учету контингента служащих, для определения соотношения между группами и государственного планирования подготовки кадров, нормирования и оплаты труда.
Перейдем к классификации государственных служащих по второму критерию - объему должностных полномочий.
Здесь прежде всего разделяют служащих по их роли в реализации функций органа (организации) и объему полномочий в общем виде, без детализации: а) руководители; б) специалисты (основной состав); в) вспомогательный персонал.
К первой группе ~ руководителям - относятся руководители органов, организаций и их структурных подразделений, их штатные заместители. В их задачи входит как непосредственное осуществление функций данного органа (организации, например, учебного заведения), так и организовать работу других двух групп.
К группе специалистов (основному
составу - как по численности, так
и по роли в реализации функций
органа, организации) относятся служащие,
которые реализуют функции и
соответствующие полномочия лично
и непосредственно: инженеры, техники,
преподаватели, врачи, работники учетно-
К группе вспомогательного персонала относятся служащие, которые непосредственно не осуществляют функций и полномочий данного органа (организации), но создают условия для нормальной работы двух вышеназванных групп. Это секретари, работники делопроизводства и другие служащие.
Проведенная классификация государственных служащих имеет значение при наделении каждой из групп служащих, а также при разработке и утверждении организационных структур и штатов.
Продолжением классификации служащих по объему должностных полномочий является их разделение по признаку обладания в рамках должностных полномочий полномочиями распорядительного характера. По этому критерию служащие должны быть разделены на две группы: 1) служащие, наделенные полномочиями распорядительного свойства, т.е. полномочиями давать распоряжения, приказы, принимать нормативные акты и т.д. и 2) служащие, таковыми полномочиями не наделенные.
К первой группе в этом случае
относятся руководители государственных
органов и их структурных подразделений,
руководители предприятий и учреждений
и структурных подразделений
в них, работники милиции и
другие. В литературе и текущем
законодательстве все эти служащие
именуются должностными лицами. Обратимся
к анализу правового положения
должностного лица. В нашем государственно-
Распорядительные полномочия
должностного лица слагаются из многих
конкретных действий, определяемых положениями
об органах, должностными инструкциями,
уставами по организации государственной
службы и работы органов, законодательством
об административной и дисциплинарной
ответственности, нормами финансового
и гражданского права, связанными с
распоряжением финансами и
Законодательство по охране
безопасности и общественного порядка
наделяет лиц, непосредственно охраняющих
безопасность и порядок, званием
представителя власти (работники
милиции, военнослужащий, охраняющий общественный
порядок и др.). Полномочия представителя
власти носят не отраслевой (ведомственный)
характер, а публичный, т.е. эти полномочия
реализуются по отношению ко всем
гражданам, независимо от места работы
и профессии. Указанные полномочия
реализуются не в производственных
объединениях, а в государственно-
2.1 Понятие и виды
Должность - категория, присущая служащему, государственная должность - государственному служащему. Она предоставляется лицу - государственному служащему - для выполнения возложенных на служащего и государственную службу задач.
Новация Закона «Об основах
государственной службы РФ» в
части должности в том, что
государственные должности
Должность, как одно из государственных
установлений, соединяет в себе все
основные элементы организационного и
правового статуса лица, ее замещающего.
Положение государственной
- социальный статус (отношения служащего с ниже-, равно-, и вышестоящими лицами);
- организационный статус
(должность состоит в
- правовой статус: по каждой
должности определяются круг
полномочий (функций, прав и обязанностей)
Следует различать порядок учреждения должностей и порядок их замещения.