Государственная служба как основное практическое средство реализации задач и функций государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

Служба - одно из самых первых слагаемых социального устройства общества на самой ранней ступени его развития, служба оформилась и существовала задолго до возникновения государства. С появлением классов, государства, зарождением политических партий, общественных организаций, частных организаций и т.д. параллельно шел процесс укрепления службы и разделения службы и служащих на соответствующие социальной структуре виды и группы. видов службы и количества служащих.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………….....….....3
Глава 1 Государственная служба
Государственная служба как основное практическое средство реализации задач и функций государства……………………………………………………………………………………………….......4
Законодательство о государственной службе……………………………………………………………………………………………………………………………6
Понятие государственной службе и государственного служащего……………………………………………………………………………………………………………………..8
Глава 2 Понятие и виды государственной должности
2.1 Понятие и виды государственной должности…………………………………………………………………………………………………………………………..11
2.2 Основы правового положения государственного служащего……………………………………………………………………………………………………………………….….13
2.3 Поступление на государственную службу………………………………………………………………………………………………………………………………...15
2.4 Прохождение государственной службы………………………………………………………………………………………………………………………………..17
2.5 Прекращение государственно-служебных отношений………………………………………………………………………………………………………………………….20
Библиографический список…………………………………………..….…………………………………………………………………..…………….23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 59.71 Кб (Скачать файл)

Выборы на должность - способ тоже довольно распространенный, формирование органов управления в общественных организациях осуществляется на основе выборности. Основная особенность выборного  способа в том, что избирают на должность из числа тех, кто избирает: из числа избирателей, из числа депутатов (например, председателя комитета парламента) и т.д. Лицо считается избранным  после официального объявления итогов голосования. Административного акта на утверждение не требуется, трудовой договор (контракт) заключается на основе итогов голосования. Выборность имеет, как и другие способы замещения  должностей, свои преимущества и недостатки. К преимуществам следует отнести  открытость, гласность, большее представление  у избирателей о качествах  кандидата, прямая зависимость лица от избирателей в процессе осуществления  должностных полномочий. Недостатки выборности сказываются на ограниченных возможностях подбора кандидатов, поскольку  кандидата должны знать те, кто  его будет избирать.

Конкурс заключается в  замещении должности в порядке  состязательности, соревнования по принципу: кто более достоин по своим  профессиональным качествам? Основное преимущество конкурса - возможность  участия в нем неограниченного  круга лиц, имеющих, естественно, данные для занятия данной должности, открытость, гласность, голосование. По процедуре  проведения конкурс близок к выборности, но это самостоятельный способ, особый именно в самой основе - неограниченный круг участников. Конкурс основан  на волеизъявлении участника, при выборах  же (и назначении) выдвижение кандидата  начинается, как правило, с волеизъявления коллектива, органа или вышестоящего должностного лица. Итоги конкурса имеют юридическую силу по объявлении результатов голосования, на основе чего также заключается трудовой договор (контракт). Условием конкурса является, естественно, наличие хотя бы нескольких участников. По конкурсу в настоящее время замещается большой круг государственных служащих: работники образования, науки, здравоохранения  и т.д. Руководителям органов предоставлено  право проводить замещение должностей в органе по конкурсу вместо зачисления или назначения, так что возможности  конкурса значительно расширены.

Вот те четыре способа замещения  должностей, которые предусмотрены  действующим законодательством.

При поступлении любым  способом гражданин представляет документы, предусмотренные статьей 20 Закона. Для гражданина, впервые принятого  на государственную службу, устанавливается  испытательный срок от трех до пяти месяцев (ст. 23 Закона). Все в большем  числе законодательных актов  занимает место норма о принятии лицом, поступившим на государственную  службу, государственной присяги. Это  установлено в отношении военнослужащих, работников милиции, судей, врачей и  некоторых других. Возможно, как  это было в России до 1917 г., принятие присяги будет обязательно для  каждого государственного служащего

  

2.4 Прохождение государственной  службы

Понятие и содержание. В  законодательстве лишь недавно начала применяться эта категория, причем применительно к отдельным отраслям службы, например, к системе МВД, разрабатывается Положение о  прохождении службы в прокуратуре.

Понятие «прохождение службы»  следует рассматривать в двух аспектах. Это, во-первых, аспект временной: прохождение службы охватывает время, период, начинающийся по оформлении поступления  на государственную службу, продолжающийся все время исполнения полномочий по должности, и заканчивается прекращением служебных отношений, т.е. оставлением  должности.

Другой аспект прохождения  службы относится к содержанию этого  периода, т.е. какими юридически значимыми  действиями заполняется прохождение  службы служащим. Выделим основные моменты этого содержания: исполнение служащим должностных полномочий; сроки  замещения должности; классы для  служащих (чины, ранги, звания) и разряды  по оплате труда; аттестация; отношение  к занятию предпринимательством. Рассмотрим в названном порядке  каждый из этих элементов прохождения  службы.

Исполнение должностных  полномочий составляет постоянное, повседневное содержание работы государственного служащего. Конкретное содержание служебных полномочий определяется, как говорилось выше, должностной инструкцией. Здесь  уместно подчеркнуть необходимость  строгого следования должностной инструкции, что составляет главное содержание того, что именуется исполнительской  дисциплиной.

Сроки должностных полномочий приобрели к настоящему времени  значение одного из важных организационных  для государства и жизненных  для служащего факторов. В совсем недавние времена, т.е. до перестройки  и реформ, этот вопрос большого значения не имел, поскольку трудовой договор  заключался со служащим, как правило, без указания срока, т.е. бессрочно, даже в тех органах, которые формировались  на определенные сроки (Совет Министров, исполкомы и др. - речь идет не о  руководителях этих органов, а о  работниках их аппарата). Теперь положение  иное в связи с двумя обстоятельствами: во-первых, в условиях многопартийности широкое применение находит принцип  «новый шеф - новая команда», как  это имеет место в государствах с многопартийной системой, во-вторых, новое, т.е. последних 3-5 лет, законодательство уже предусматривает оформление на службу не трудовым договором прежнего типа, а как правило, контрактом, являющимся хотя и разновидностью трудового  договора, но отличающимся от него, по меньшей мере, двумя особенностями: в нем могут быть отражены особые для данного лица условия и  определяется срок замещения должности, притом не свыше 5 лет. Законодательством  допускается и практически широко применяется заключение контракта  на год, два и другие сроки в  пределах 5-летнего срока.

Закон «Об основах государственной  службы» допускает заключение трудового  договора с государственным служащим на срок неопределенный или не более  чем на пять лет (ст. 21 п. 6).

Здесь уместно назвать  и предельный возрастной срок на государственной  службе, который определен в 60 лет (ст. 25 п. 3).

Классность государственных  служащих охватывает такие категории: классы (например, для судей, нотариусов, чины (для прокурорских работников), ранги (для работников дипломатической  службы), звания (воинские, научных работников), все это в определенной мере характеризует  должностное положение служащего, уровень его профессиональной подготовки, опыт и стаж работы и т.д.

Законодательного акта, единого, как основы классности государственных  служащих, наподобие петровского  «Табели о рангах», у нас, к  сожалению, нет, да его и быть не может, раз отсутствует общий закон  о государственной службе. Необходимость  такого акта совершенно очевидна. Как  указывалось. Закон установил пять групп должностей (ст. 6). Не ожидая общего закона по этому вопросу, ведомства  добиваются принятия отраслевых законов  о классности своих служащих. Так, в последние годы классность введена для судей, арбитражных судей, для нотариусов, работников аппарата Министерства юстиции и в некоторых других отраслях.

Закон «Об основах государственной  службы» вводит для государственных  служащих форму классности - советник: действительный государственный советник, государственный советник, советник и т.д. (статья 7).

Особенность новейшего законодательства о классности государственных служащих в том, что оно восстанавливает, как было в дореволюционном законодательстве, существенную плату за классность (до 30 процентов должностного оклада) и  предусматривает некоторые другие льготы и преимущества.

К вопросу о классности относится еще и установление, начиная с 1993 г., для служащих, финансируемых  из государственного бюджета, разрядов по оплате труда. Всего определено 18 разрядов, и каждому государственному служащему определяется разряд в  зависимости от уровня профессиональной подготовки, стажа и других показателей, определяемых ведомствами для работников своих отраслей. Разряды напрямую связаны с классами, званиями и  т.д., но тем не менее они решают задачу только уровня оплаты труда  служащего.

Аттестация государственных  служащих введена была в конце 80-х  годов по решению Правительства  СССР, вводится она теперь и российским законодательством^ Цель аттестации - проверка профессиональной подготовки служащего, соответствия его занимаемой должности, определить перспективы  роста аттестуемого лица. Аттестация - одно из важнейших средств стимулирования служащих к повышению их квалификации, подбора кадров и совершенствования  государственной службы.

Аттестации государственных  служащих отведена статья 24 в Законе «Об основах государственной  службы».

Аттестация проводится аттестационными  комиссиями, образуемыми в каждом государственном органе (организации) из представителей руководства органа, профсоюзной организации и трудового  коллектива. Срок проведения аттестации не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. При  необходимости аттестация может  быть назначена для конкретного  служащего и ранее этого срока. В решении аттестационной комиссии делается одно из следующих заключений: служащий соответствует должности, заслуживает повышения, подлежит переаттестации через год, занимаемой должности  не соответствует. С введением разрядов по оплате труда государственных  служащих решение этого вопроса  отнесено также к компетенции  аттестационных комиссий, поэтому значительно  возросла ее роль во всем кадровом деле.

Продвижение по службе в  настоящее время определяется как  неотъемлемый элемент прохождения  службы. Долгое время он отсутствовал, что напрямую было связано с номенклатурным порядком регулирования службы. Человеку в номенклатуре, зависящему всецело  от усмотрения вышестоящего начальника, о своем продвижении по службе служащему, собственно, считалось неэтичным, чуть ли не зазорным.

Сейчас время поставить  вопрос таким образом: государственному служащему, при надлежащем выполнении должностных полномочий, зафиксированном  при аттестации, предоставляется  и обеспечивается право на продвижение  по службе. Это закреплено и в  Законе «Об основах государственной  службы» (с. 9 п. 6).

Можно предложить следующие  основные меры продвижения по службе, некоторые из них уже закреплены законодательством:   

 а) перемещение с  занимаемой должности на более  высокую должность в данном  или другом государственном органе (организации);   

 б) присвоение очередного  квалификационного класса в установленном  порядке, с надбавкой к зарплате;    

 в) зависимость оплаты  труда от стажа службы (общего, в данном органе, непрерывного  стажа) при условии положительной  аттестации.   

 г) присвоение почетных  званий (государственных и отраслевых) в установленном порядке, с  надбавкой к зарплате;   

 д) пребывание в  одном классе (звании, ранге) не  более 3 (6, 10) лет в соответствии  с условиями должности;   

 е) другие меры, которые  будут установлены высшими органами  государственной власти.

Несовместимость государственной  службы с предпринимательской деятельностью. Эта проблема - одна из важнейших  в формировании и функционировании государственной службы для всех государств. Потому что государственный  служащий непосредственно занят  нередко по своей должности с  выдачей разрешений на предпринимательство, регистрацией создаваемых предпринимательских  структур, созданием для них нормальных условий деятельности и т.д. Вследствие этого у государственных служащих создается много возможностей для  участия в предпринимательских  операциях с целью извлечения для себя выгоды, и не каждый служащий в силах преодолеть этот соблазн.

Вот почему во многих странах  установлено на этот счет жесткое  законодательство, запрещающее государственному служащему всякое участие в предпринимательстве, а если он участвовал до занятия  должности - прекратить предпринимательство. Не обошло этой проблемы и новое  наше законодательство, запрещающее  государственному служащему предпринимательскую  деятельность (ст. II п. 3 Закона «Об основах  государственной службы»). По законодательству государственным служащим запрещается  лично или через подставных лиц  быть участником какого-либо государственного, кооперативного, частного торгового  или производственного предприятия, заниматься подрядами и поставками, участвовать в договорах аренды и в какой бы то ни было форме  вступать с учреждениями и предприятиями  в отношения коммерческого свойства, а равно быть поверенным третьих  лиц по делам органа, учреждения и предприятия, в котором они (поверенные) состоят на службе.

Учитывая широко распространившуюся практику участия государственных  служащих в операциях коммерческого  свойства и других видах предпринимательства, в новом текущем законодательстве о государственной службе должны быть определены более строгие меры по недопустимости участия в предпринимательстве  государственных служащих, вплоть до уголовной ответственности. Это  необходимо в целях упрочения  государственной службы, сохранения и поднятия ее авторитета в обществе.

 

 

 

2.5 Прекращение государственно-служебных  отношений 

Завершающим элементом характеристики государственной службы и правового  статуса государственного служащего  являются положения о прекращении  государственно-служебных отношений.

Действующее законодательство различает основания прекращения  службы, а также порядок прекращения  служебных отношений.

Основания прекращения (т.е. оставления) службы и должности определены двоякого рода, по источнику их волеизъявления: по инициативе служащего или по инициативе государства (в лице органа или должностного лица).

Основание прекращения службы по инициативе служащего является его  заявление:   

- об увольнении от  должности,   

- об увольнении в связи  с уходом на пенсию,   

- об увольнении в связи  с зачислением на учебу в  высшее, среднее специальное учебное  заведение либо в аспирантуру,    

- об увольнении по  состоянию здоровья, препятствующего  выполнению должностных обязанностей,    

- о переводе на другую  должность,   

- с просьбой об отставке.

Основаниями прекращения  службы по инициативе руководителя государственного органа считаются (ст. 25 п. 2 Закона «Об  основах государственной службы»):    

Информация о работе Государственная служба как основное практическое средство реализации задач и функций государства