Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 16:01, курсовая работа
Служба - одно из самых первых слагаемых социального устройства общества на самой ранней ступени его развития, служба оформилась и существовала задолго до возникновения государства. С появлением классов, государства, зарождением политических партий, общественных организаций, частных организаций и т.д. параллельно шел процесс укрепления службы и разделения службы и служащих на соответствующие социальной структуре виды и группы. видов службы и количества служащих.
Введение…………………………………………………………………………………………….....….....3
Глава 1 Государственная служба
Государственная служба как основное практическое средство реализации задач и функций государства……………………………………………………………………………………………….......4
Законодательство о государственной службе……………………………………………………………………………………………………………………………6
Понятие государственной службе и государственного служащего……………………………………………………………………………………………………………………..8
Глава 2 Понятие и виды государственной должности
2.1 Понятие и виды государственной должности…………………………………………………………………………………………………………………………..11
2.2 Основы правового положения государственного служащего……………………………………………………………………………………………………………………….….13
2.3 Поступление на государственную службу………………………………………………………………………………………………………………………………...15
2.4 Прохождение государственной службы………………………………………………………………………………………………………………………………..17
2.5 Прекращение государственно-служебных отношений………………………………………………………………………………………………………………………….20
Библиографический список…………………………………………..….…………………………………………………………………..…………….23
В целях обеспечения единства
в наименовании должностей на государственной
службе, необходимого в повседневной
деятельности, их правовом статусе, способах
замещения устанавливается
Должности руководителей
высших и центральных органов
учреждаются федеральным
Замещение же должности заключается в приеме на данную должность конкретного лица посредством одного из организационно-правовых способов: выборности, назначения, зачисления, конкурса.
Каждая должность на государственной службе имеет свой правовой статус и форму его выражения.
Правовой статус должности содержит комплекс должностных полномочий - общий для всех должностей (или, по крайней мере, многих) и для данной должности. Правовой статус устанавливается в три этапа:
а) основы правового статуса определяется одновременно с учреждением должности органом учредителем;
б) типовой правовой статус определяется Реестром должностей государственных служащих;
в) индивидуальный правовой статус устанавливается по каждой должности на основе типового соответствующим органом, в котором состоит должность, или его руководителем.
Правовой формой закрепления правового статуса должности является закон, например, Закон о милиции, другие правовые нормативные акты, в которых закреплены, как правило, типовые полномочия по одноименным должностям. Конечным же актом, закрепляющим правовой статус должности, является должностная инструкция, которая не может быть, как правило, типовой, а должна быть индивидуальной по каждой должности в любой организации, потому что объем работы и в связи с этим должностных полномочий в организациях оказывается нередко не совсем одинаковым даже для одноименных должностей.
О видах должностей следует излагать в связи с их большим количеством, различными способами замещения и т.д.
Должности на государственной службе разделяются на виды (группы) по ряду оснований:
а) по видам деятельности
в государственных органах и
организациях - в государственном
аппарате, в администрации
б) по масштабам действия - типовые (большинство должностей) и индивидуальные (например, руководитель структурного подразделения в аппарате Администрации Президента РФ);
в) по способам замещения - выборные,
назначаемые, конкурсные, замещаемые по
зачислению; г) по замещению в данное
время - занятые и вакантные, по признаку
взаимоотношений
- высшие государственные
должности государственной
- главные государственные
должности государственной
- ведущие государственные
должности государственной
- старшие государственные
должности государственной
- младшие государственные
должности государственной
В заключение характеристики
должности можем в обобщенном
виде сказать, что, используя категории
должности, государство определяет
место каждого служащего в
системе государственной
2.2 Основы правового положения государственного служащего
Здесь речь пойдет о тех правах и обязанностях государственного служащего, которыми наделены все из них, при этом эти полномочия могут быть и являются только основными, полномочия отдельных групп служащих здесь, естественно, не отражены.
Отметим прежде всего, что
государственный служащий обладает
полным объемом конституционных
прав личности и гражданина Российской
Федерации. Ограничения служащего
в правах могут иметь место
только законом о государственной
службе, в связи с обеспечением
надлежащего выполнения служащим своих
служебных полномочий, например, в
сфере предпринимательской
Государственный служащий действует
в пределах своих служебных полномочий,
проявляя инициативу. Неисполнение или
ненадлежащее исполнение должности
квалифицируется
Государственный служащий в случае сомнения в правильности полученного им для исполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием (ст. 14 п. 4 Закона).
Ответственность в этом случае
несет подтвердивший
Полномочия государственного служащего включают его права и обязанности, которые Закон «Об основах государственной службы» закрепляет раздельно (ст. 9 и 10).
Права государственного служащего
очерчены в ст. 9 Закона, можно (в некоторой
мере условно) объединить в две группы.
В первую из них войдут те права
государственного служащего, которые
реализуются в процессе непосредственного
осуществления должностных
- получение в установленном
порядке информации и
- посещение в установленном
порядке предприятий и
- принятие решений и
участие в их подготовке в
соответствии с должностным
Ко второй группе относятся
те права государственного служащего,
которые имеют целью
- участие в конкурсе на замещение должности,
- продвижение по службе,
- ознакомление с материалами своего личного дела,
- повышение квалификации,
- проведение по его
требованию служебного
- объединение в профсоюзы
и некоторые другие. Основные
обязанности государственного
~ обеспечить поддержку
конституционного строя и
- добросовестно исполнять должностные обязанности; - обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;
- исполнять приказы,
- в пределах своих полномочий
рассматривать жалобы и другие
обращения граждан в
В другую группу обязанностей государственного служащего входят те обязанности, которые преследуют цель обеспечить наиболее эффективное исполнение должности:
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные в государственном органе, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;
- поддерживать необходимый
для должности уровень
Еще раз подчеркнем, что основные права и обязанности государственных служащих конкретизируются в окончательном виде в должностных инструкциях.
В правовой статус государственного служащего органически входят нормы, устанавливающие определенные ограничения для служащего в связи с государственной службой. Эти основные ограничения закреплены в статье II Закона. Государственный служащий не вправе:
- заниматься другой
- быть депутатом
- заниматься
- состоять членом органа коммерческой организации; - принимать участие в забастовках;
- быть поверенным или
представителем по делам
- использовать в неслужебных целях средства и имущество органа, в котором состоит на службе, и другие ограничения, которых Закон определил общим числом двенадцать.
2.3 Поступление на
В разрезе общественного
разделения труда государственная
служба составляет одну из разновидностей
общественно необходимого труда, доступ
к которому не должен быть ограничен
какими-либо социальными соображениями.
В статье 32 Конституции закреплен
принцип равного доступа
В соответствии с таким
положением государственной службы
правом на государственную службу граждане
обладают независимо от пола, национальности,
расовой принадлежности, членства и
общественных объединений, имеющие
соответствующее образование. Законами
и другими правовыми актами Российской
Федерации устанавливаются
Гражданин не может быть принят или состоять на государственной службе в случаях:
- близкого родства или
свойства (родители, супруги, братья,
сестры, сыновья, дочери, а равно
братья, сестры родителей и дети
супругов), если государственная
служба связана
- признания его недееспособным в установленном порядке;
- лишение его права
занимать государственные
- наличия заболевания,
подтвержденного в
- отказа от прохождения
процедуры прохождения
- наличия гражданства
иностранного государства; - отказа
от представления сведений о
доходах и имуществе,
После того, как кандидат
на должность подобран, соответственно
законодательству, он подлежит зачислению
на должность. В отличие от рабочего,
которого просто принимают на работу
соответственно его специальности
и уровню квалификации, на службу принимают
посредством определенного
В порядке зачисления замещаются должности вспомогательного персонала, части специалистов (если они не проходят по конкурсу). Зачисление оформляется административным актом (приказом и др.), обращенным к зачисляемому на службу и структурным подразделениям (отдел кадров, бухгалтерия и др.), заключается трудовой договор или контракт в установленном порядке.
При назначении на должность
совершаются те же юридические действия,
особенность имеет