Государственная служба как основное практическое средство реализации задач и функций государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

Служба - одно из самых первых слагаемых социального устройства общества на самой ранней ступени его развития, служба оформилась и существовала задолго до возникновения государства. С появлением классов, государства, зарождением политических партий, общественных организаций, частных организаций и т.д. параллельно шел процесс укрепления службы и разделения службы и служащих на соответствующие социальной структуре виды и группы. видов службы и количества служащих.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………….....….....3
Глава 1 Государственная служба
Государственная служба как основное практическое средство реализации задач и функций государства……………………………………………………………………………………………….......4
Законодательство о государственной службе……………………………………………………………………………………………………………………………6
Понятие государственной службе и государственного служащего……………………………………………………………………………………………………………………..8
Глава 2 Понятие и виды государственной должности
2.1 Понятие и виды государственной должности…………………………………………………………………………………………………………………………..11
2.2 Основы правового положения государственного служащего……………………………………………………………………………………………………………………….….13
2.3 Поступление на государственную службу………………………………………………………………………………………………………………………………...15
2.4 Прохождение государственной службы………………………………………………………………………………………………………………………………..17
2.5 Прекращение государственно-служебных отношений………………………………………………………………………………………………………………………….20
Библиографический список…………………………………………..….…………………………………………………………………..…………….23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 59.71 Кб (Скачать файл)

В целях обеспечения единства в наименовании должностей на государственной  службе, необходимого в повседневной деятельности, их правовом статусе, способах замещения устанавливается единый централизованный в государственном  масштабе порядок учреждения государственных  должностей.

Должности руководителей  высших и центральных органов  учреждаются федеральным собранием, президентом, правительством в рамках их компетенции. Все другие должности  учреждаются органом управления по труду и официально закрепляются в Реестре должностей государственных  служащих, исходя из разделения должностей по видам государственной службы. Учреждение должностей в субъектах  Российской Федерации относится  к их полномочиям.

Замещение же должности заключается  в приеме на данную должность конкретного  лица посредством одного из организационно-правовых способов: выборности, назначения, зачисления, конкурса.

Каждая должность на государственной  службе имеет свой правовой статус и форму его выражения.

Правовой статус должности  содержит комплекс должностных полномочий - общий для всех должностей (или, по крайней мере, многих) и для  данной должности. Правовой статус устанавливается  в три этапа:

а) основы правового статуса  определяется одновременно с учреждением  должности органом учредителем;

б) типовой правовой статус определяется Реестром должностей государственных  служащих;

в) индивидуальный правовой статус устанавливается по каждой должности  на основе типового соответствующим  органом, в котором состоит должность, или его руководителем.

Правовой формой закрепления  правового статуса должности  является закон, например, Закон о  милиции, другие правовые нормативные  акты, в которых закреплены, как  правило, типовые полномочия по одноименным  должностям. Конечным же актом, закрепляющим правовой статус должности, является должностная  инструкция, которая не может быть, как правило, типовой, а должна быть индивидуальной по каждой должности  в любой организации, потому что  объем работы и в связи с  этим должностных полномочий в организациях оказывается нередко не совсем одинаковым даже для одноименных должностей.

О видах должностей следует  излагать в связи с их большим  количеством, различными способами  замещения и т.д.

Должности на государственной  службе разделяются на виды (группы) по ряду оснований:

а) по видам деятельности в государственных органах и  организациях - в государственном  аппарате, в администрации государственных  предприятий и учреждений, на воинской службе: в свою очередь, в каждой из этих трех сфер государственной  деятельности различаются должности  тоже по видам, например, в государственном  аппарате - должности управленческие, контрольные и т.д.;

б) по масштабам действия - типовые (большинство должностей) и индивидуальные (например, руководитель структурного подразделения в аппарате Администрации Президента РФ);

в) по способам замещения - выборные, назначаемые, конкурсные, замещаемые по зачислению; г) по замещению в данное время - занятые и вакантные, по признаку взаимоотношений государственных  служащих замещаемые ими должности  разделяются Законом на пять групп:

- высшие государственные  должности государственной службы (5-я группа);

- главные государственные  должности государственной службы (4-я группа);

- ведущие государственные  должности государственной службы (3-я группа);

- старшие государственные  должности государственной службы (2-я группа);

- младшие государственные  должности государственной службы (1-я группа).

В заключение характеристики должности можем в обобщенном виде сказать, что, используя категории  должности, государство определяет место каждого служащего в  системе государственной организации, т.е. взаимоотношения замещающего  данную должность лица с выше-, ниже-, равностоящими лицами, его положение  в организационной структуре  органа (организации) и, наконец, полномочия, которыми служащий наделен в соответствии с должностью. Должность, таким образом, выступает организационной формой, определяющей и юридически закрепляющей основное содержание административно-правового  статуса государственного служащего

 

 

 

2.2 Основы правового положения  государственного служащего

Здесь речь пойдет о тех  правах и обязанностях государственного служащего, которыми наделены все из них, при этом эти полномочия могут  быть и являются только основными, полномочия отдельных групп служащих здесь, естественно, не отражены.

Отметим прежде всего, что  государственный служащий обладает полным объемом конституционных  прав личности и гражданина Российской Федерации. Ограничения служащего  в правах могут иметь место  только законом о государственной  службе, в связи с обеспечением надлежащего выполнения служащим своих  служебных полномочий, например, в  сфере предпринимательской деятельности.

Государственный служащий действует  в пределах своих служебных полномочий, проявляя инициативу. Неисполнение или  ненадлежащее исполнение должности  квалифицируется законодательством  как бездействие, выход за пределы  служебных полномочий, связанный  с нарушением правовых актов, - как  превышение власти (должностных полномочий) или использование служебных  полномочий в личных целях.

Государственный служащий в  случае сомнения в правильности полученного  им для исполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно  сообщить об этом своему непосредственному  руководителю, руководителю, издавшему  распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а  в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме  подтверждает распоряжение, государственный  служащий обязан его исполнить, за исключением  случаев, когда его исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием (ст. 14 п. 4 Закона).

Ответственность в этом случае несет подтвердивший распоряжение руководитель (там же).

Полномочия государственного служащего включают его права  и обязанности, которые Закон  «Об основах государственной  службы» закрепляет раздельно (ст. 9 и 10).

Права государственного служащего  очерчены в ст. 9 Закона, можно (в некоторой  мере условно) объединить в две группы. В первую из них войдут те права  государственного служащего, которые  реализуются в процессе непосредственного  осуществления должностных полномочий: - ознакомление с документами, определяющими  его должностное положение,

- получение в установленном  порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должности,

- посещение в установленном  порядке предприятий и учреждений  независимо от форм собственности,

- принятие решений и  участие в их подготовке в  соответствии с должностным положением.

Ко второй группе относятся  те права государственного служащего, которые имеют целью обеспечение  выполнения служащим его должности, это -

- участие в конкурсе  на замещение должности,

- продвижение по службе,

- ознакомление с материалами  своего личного дела,

- повышение квалификации,

- проведение по его  требованию служебного расследования  для опровержения сведений, порочащих  его часть и достоинство,

- объединение в профсоюзы  и некоторые другие. Основные  обязанности государственного служащего,  закрепленные в статье 10 Закона, следует также сгруппировать  в две группы. В одну из них  включим обязанности по непосредственному  осуществлению должностных полномочий:

~ обеспечить поддержку  конституционного строя и соблюдение  Конституции РФ, федеральных законов  и законодательства субъектов  Российской Федерации (законодатель  здесь стремится провести, хотя  и не очень четко, идею служения  государственного служащего закону, о чем говорилось в начале  данной главы);

- добросовестно исполнять  должностные обязанности; - обеспечивать  соблюдение и защиту прав и  законных интересов граждан;

- исполнять приказы, распоряжения  и указания вышестоящих в порядке  подчиненности руководителей, отданные  в пределах их должностных  полномочий, за исключением незаконных;

- в пределах своих полномочий  рассматривать жалобы и другие  обращения граждан в соответствии  с законодательством.

В другую группу обязанностей государственного служащего входят те обязанности, которые преследуют цель обеспечить наиболее эффективное  исполнение должности:

- соблюдать правила внутреннего  трудового распорядка, установленные  в государственном органе, должностные  инструкции, порядок работы со  служебной информацией;

- поддерживать необходимый  для должности уровень квалификации.

Еще раз подчеркнем, что  основные права и обязанности  государственных служащих конкретизируются в окончательном виде в должностных  инструкциях.

В правовой статус государственного служащего органически входят нормы, устанавливающие определенные ограничения  для служащего в связи с  государственной службой. Эти основные ограничения закреплены в статье II Закона. Государственный служащий не вправе:

- заниматься другой оплачиваемой  должностью, кроме педагогической, научной и иной творческой  деятельности;

- быть депутатом законодательного  органа (представительного органа) всех уровней;

- заниматься предпринимательской  деятельностью, лично или через  доверенных лиц;

- состоять членом органа  коммерческой организации; - принимать  участие в забастовках;

- быть поверенным или  представителем по делам третьих  лиц в государственном органе, в котором он состоит на  службе;

- использовать в неслужебных  целях средства и имущество  органа, в котором состоит на  службе, и другие ограничения,  которых Закон определил общим  числом двенадцать.

 

 

2.3 Поступление на государственную  службу

В разрезе общественного  разделения труда государственная  служба составляет одну из разновидностей общественно необходимого труда, доступ к которому не должен быть ограничен  какими-либо социальными соображениями. В статье 32 Конституции закреплен  принцип равного доступа граждан  РФ к государственной службе. При  подборе кандидатов на государственно-служебные  должности критерий один - профессиональная пригодность к исполнению должности, определение которой обусловлено  конкретными показателями уровня образования, стажа и т.д.

В соответствии с таким  положением государственной службы правом на государственную службу граждане обладают независимо от пола, национальности, расовой принадлежности, членства и  общественных объединений, имеющие  соответствующее образование. Законами и другими правовыми актами Российской Федерации устанавливаются специальные  требования к лицам, поступившим  на службу в органы ряда отраслей (суд, прокуратура, милиция, народное образование, здравоохранение и др.), касающиеся возраста кандидата, специального образования, стажа работы, здоровья и иные требования.

Гражданин не может быть принят или состоять на государственной  службе в случаях:

- близкого родства или  свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а равно  братья, сестры родителей и дети  супругов), если государственная  служба связана непосредственно  с подчиненностью или подконтрольностью  одного из них другому;

- признания его недееспособным  в установленном порядке;

- лишение его права  занимать государственные должности  на государственной службе в  течение определенного срока  решением суда;

- наличия заболевания,  подтвержденного в установленном  порядке;

- отказа от прохождения  процедуры прохождения оформления  допуска и сведениям, составляющим  государственную и иную охраняемую  законом тайну;

- наличия гражданства  иностранного государства; - отказа  от представления сведений о  доходах и имуществе, принадлежащем  ему на праве собственности  (в соответствии со ст. 12 Закона).

После того, как кандидат на должность подобран, соответственно законодательству, он подлежит зачислению на должность. В отличие от рабочего, которого просто принимают на работу соответственно его специальности  и уровню квалификации, на службу принимают  посредством определенного организационно-правового  способа замещения должности. Исторически  было множество таких способов замещения - выборы, назначение, по жребию, по наследству, по купле-продаже, дарению, по конкурсу и т.д. Каждое государство из многих способов замещения должностей избирает те, которые наиболее соответствуют  его социальной природе, государственно-правовой и национальной форме в данный период. В настоящее время утвердились  следующие четыре способа замещения  должностей на государственной службе: зачисление, назначение, выборы, конкурс.

В порядке зачисления замещаются должности вспомогательного персонала, части специалистов (если они не проходят по конкурсу). Зачисление оформляется  административным актом (приказом и  др.), обращенным к зачисляемому на службу и структурным подразделениям (отдел  кадров, бухгалтерия и др.), заключается  трудовой договор или контракт в  установленном порядке.

При назначении на должность  совершаются те же юридические действия, особенность имеет административный акт: он обращен, помимо названных лиц  и подразделений, к тем лицам, которые войдут в подчинение назначаемого лица. Соответственно этому круг лиц, замещающих должность по назначению, ограничивается контингентом руководителей (организаций и структурных подразделений). Как способ замещения должностей назначение имеет ряд преимуществ: подбор кандидата из неограниченного по существу круга лиц, возможность перевода лиц из одного органа в другой, из одного региона - в другие. Есть и негативные стороны у назначения: зависимость и «огляд» назначенного лица обращены более вверх, к назначившему органу (должностному лицу), от которого оно полностью зависимо, чем к трудовому коллективу. Трудовой договор (контракт) также обязателен.

Информация о работе Государственная служба как основное практическое средство реализации задач и функций государства