Международный арбитражный суд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:07, реферат

Краткое описание

Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате (МАС при БелТПП) создан 12 апреля 1994 г. во исполнение принятых Республикой Беларусь международных обязательств как одно из необходимых условий осуществления внешнеэкономической деятельности. МАС является полноправным членом Европейской группы арбитражных судов, входит во всемирную систему международных арбитражных (третейских) судов, которые сегодня рассматривают подавляющее большинство международных и значительную часть внутренних экономических споров. В соответствии со ст. 4 Закона Республики Беларусь «О международном арбитражном (третейском) суде» от 9 июля 1999 г. МАС при БелТПП рассматривает не только международные экономические споры (в них хотя бы одна сторона является иностранной), но и внутренние, в которых обе стороны – белорусские субъекты хозяйствования.

Вложенные файлы: 1 файл

МАС ПРИ БТПП.docx

— 70.54 Кб (Скачать файл)

Как показывает практика, иностранные субъекты хозяйствования более заинтересованы в разрешении возникающих между ними споров именно третейским судом, как более беспристрастным, нежели государственные.

Создание в  апреле 1994 года МАС при БелТПП объясняется, во-первых, необходимостью исполнения принятых страной международных обязательств. Как известно, Беларусь является участницей двух международных конвенций в области арбитража: Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года и Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 года. Во-вторых, существование подобного органа является, как сказано в постановлении Кабинета Министров Республики Беларусь от 12 февраля 1996 года № 89 "О Международном арбитражном суде при Белорусской торгово-промышленной палате", одним "из основных условий осуществления внешнеэкономической деятельности".

Закон "О международном  арбитражном (третейском) суде" (не считая конечно постановления Кабинета Министров № 89) является по сути единственным законодательно закрепленным актом, регламентирующим деятельность МАС при БелТПП. В этом постановлении отражены основополагающие моменты и принципы, на которых базируется и которых обязан придерживаться в своей работе МАС при БелТПП.

Помимо норм международного права и вышеуказанных  нормативных актов, деятельность МАС  при БелТПП регулируется утвержденным Белорусской торгово-промышленной палатой и введенным в действие 12 апреля 1994 года регламентом. Он регламентирует основные процессуальные вопросы организации и компетенции данного арбитражного органа, правила рассмотрения споров и оплату расходов по ним.

В соответствии с законом "О международном  арбитражном (третейском) суде" постоянно  действующий международный арбитражный  суд является негосударственной, некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность на возмездной основе. Международный  арбитражный суд является юридическим  лицом и вмешательство в его деятельность государственных судов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных в законодательных актах.

Постоянно действующий  международный арбитражный суд  создается некоммерческой организацией, главной целью деятельности которой  является содействие осуществлению  внешнеэкономических связей с иностранными юридическими лицами и индивидуальными  предпринимателями. Международный  арбитражный суд имеет свой устав  и подлежит государственной регистрации.

Насколько же сегодня  в Беларуси необходим арбитражный  суд? Без МАС при БелТПП отечественные субъекты хозяйствования оказались бы в очень сложном положении. И это стало бы серьезным препятствием в развитии внешнеэкономических отношений. Но если бы даже не было никакой арбитражной записи, дело, все равно, пришлось бы рассматривать не в иностранном арбитражном суде, а в иностранном гражданском суде - судиться по месту нахождения ответчика.

Почему МАС  при БелТПП и судам, аналогичным ему, доверяют больше? Прежде всего потому, что арбитры - наиболее квалифицированные юристы. В качестве арбитров выступают три профессора, доктора наук, восемь доцентов и виднейшие практики. И, вместе с тем, в списке арбитров есть и соотечественники внешнеэкономических партнеров белорусских субъектов хозяйствования. Следовательно, внешнеэкономический партнер может избрать и назначить в качестве арбитра со своей стороны того, кому он доверяет.

Надо особо  отметить и то, что список арбитров, предлагаемый МАС при БелТПП, является рекомендательным, то есть стороны необязательно должны выбирать арбитров из предложенного списка. Арбитром может быть любое совершеннолетнее дееспособное лицо, которому стороны могут доверить представление их в МААС при БелТПП при разрешении данного конкретного спора.

Таким образом, прямо или опосредовано состав суда целиком формируют сами стороны.

Есть и другие обстоятельства, которые сделали  международные арбитражные суды во всем мире судами для рассмотрения коммерческий споров и обслуживания внешнеэкономической деятельности экспортно-импортных сделок и споров. Это упрощенная и максимально  деформализованная процедура, означающая, как правило, недопустимость обжалований решений по существу спора, что позволяет завершить рассмотрение дела в гораздо более короткие сроки. Причем, арбитражные суды не связаны жесткими процессуальными правилами, цели остаются такими же, как и в любом суде: вынесение законного, обоснованного решения, но без излишнего формализма, в камерной обстановке, которая располагает к доверительной беседе и обеспечивает максимальный эффект. Большую роль также играет конфиденциальность, ведь споры разрешаются обычно в закрытых заседаниях, а не в открытых, как в государственных судах. Любому, кто придет на заседание МАС при БелТПП со стороны, присутствие может быть разрешено лишь в том случае, если не будут возражать стороны.

К числу преимуществ стоит отнести и то, что исполнения решения МАС при БелТПП добиться гораздо легче благодаря Нью-Йоркской конвенции, участниками которой является подавляющее большинство стран мира. Что касается решений Высшего Хозяйственного суда по таким делам, то за рубежом они могут исполняться на условиях взаимности (правда, за исключением СНГ, с также стран, с которыми у Республики Беларусь есть двусторонние соглашения о правовой помощи: Польши, Литвы, Латвии, Китая и Финляндии).

Стоит отметить, что Республика Беларусь является также  участником Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам государств участников СНГ. Согласно этой Конвенции  решения государственных судов  стран участниц СНГ должны исполняться  в любом государстве СНГ.

Не стоит противопоставлять  процедуры рассмотрения дел в  арбитражном и хозяйственном  судах. Здесь конкуренции быть не должно. Если дело не будет рассмотрено  в МАС при БелТПП, оно, как правило, попадает в аналогичный суд за рубежом. В этом случае затраты, связанные с судебным разбирательством, оказываются на порядок выше. Участие в таких процессах белорусских юристов не совсем оправдано еще и потому, что успех дела, помимо знания иностранного языка, во многом определяется знанием особенностей зарубежного законодательства. Услуги же юристов за рубежом стоят очень дорого.

Таким образом МАС при БелТПП является постоянно действуюіим (институционным) независимым органом, осуществляющим правосудие на началах самоокупаемости.

МАС при БелТПП состоит из:

1) президиума,

2) арбитров (третейских  судей),

3) секретариата,

4) информационно-консультационного  центра, а также Морской арбитражной  комиссии.

Президиум Международного арбитражного суда состоит из Председателя, его заместителей, Председателя Морской  арбитражной комиссии, его заместителя  и членов, назначаемых из числа  арбитров. Председатель Международного арбитражного суда и его заместители  являются также Председателем и  заместителями Председателя Президиума. Председатель Международного арбитражного суда назначается Президиумом Белорусской  Торгово-промышленной палаты по представлению  ее Президента. Заместители Председателя, а также члены Президиума Международного арбитражного суда назначаются Президиумом  Палаты по представлению Председателя суда. Председатель арбитражного суда, его заместители и члены Президиума Международного арбитража назначаются  сроком на 5 лет.

Президиум арбитражного суда правомочен принимать решения, если в заседании приняли участие  не менее трех его членов. Решение  президиума считается принятым, если за него проголосовало большинство  присутствующих

Председатель  Международного арбитражного суда и  его Президиум имеют право  принимать все решения и совершать  все действия, которые необходимы для достижения целей Международного арбитражного суда. Заместители Председателя осуществляют те же функции, которые  он им делегировал.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

МАС при Бел ТПП, так же как и другие формы разрешения споров (судебная, посредством процедуры примирения или посредничества и т. п.), имеет слабые и сильные стороны, которые должны учитываться в каждом случае, когда решается вопрос о выборе между МАС при БелТПП и государственным судом. Для организаций, осуществляющих торговые и иные внешнеэкономические операции с зарубежными партнерами, рассмотрение споров в порядке арбитража имеет ряд отчетливых преимуществ перед судебным порядком. Достоинства арбитража:

1) договорный  характер компетенции МАС при Бел ТПП (т. к. на рассмотрение МАС при БелТПП могут передаваться не все споры, возникающие из определенного договора, а, например, определенная категория);

2) непродолжительность  по сравнению с обычным судом  срока рассмотрения дел (благодаря  отсутствию апелляционной и надзорной  стадий);

3) окончательность,  как правило, решений арбитража,  не подлежащих обжалованию;

4) большая гибкость, свобода действия и независимость  не связанных процессуальными  ограничениями арбитров, которые  в полной мере могут учесть  национальные особенности и установившуюся  практику сторон;

5) компетентность  МАС при БелТПП, поскольку арбитры избираются из числа видных специалистов в определенных отраслях права или лиц, специализирующихся в том или ином виде коммерческой деятельности;

6) конфиденциальность, т. е. негласный характер заседаний  третейского суда, чему придается  большое значение при разрешении  гражданско-правовых споров частных  организаций и что обеспечивает  сохранность коммерческой тайны;

7) доверительный  характер арбитражной процедуры  в силу отсутствия представителей  государственных органов и национальной  пристрастности судей, что помогает  быстрее достичь урегулирования  спора;

8) больший объем  прав сторон влиять на ход  рассмотрения спора (возможность  определения сторонами применимого  права и процедуры арбитражного  производства, например);

9) большая легкость  получения принудительного исполнения  арбитражного решения за рубежом  по сравнению с судебным (что  обусловлено наличием многосторонней  конвенции о признании и приведении  в исполнение иностранных арбитражных  решений).

Общепризнанно, что наибольшее количество преимуществ  и эффективность МАС при БелТПП проявляет в случае добросовестности сторон спора и их действительного намерения устранить неопределенности в правоотношениях.

В контрактных  отношениях разного рода разногласия  могут возникнуть даже между сторонами, действующими добросовестно. В большинстве  случаев урегулирование споров достигается  путем непосредственных переговоров  между заинтересованными сторонами. Однако расхождения сторон могут  принять принципиальный характер либо касаться слишком крупных сумм, когда  ни одна из сторон не желает нести бремя  убытков.

МАС при БелТПП, будучи достаточно действенным инструментом разрешения коммерческих споров, обладает и другим важным свойством - наличие арбитражного соглашения играет превентивную роль, предупреждая возможность возникновения споров. Стороны, осознавая легкость и реальность возбуждения арбитражного производства, проявляют большую уступчивость и готовность к достижению компромиссов.

Наряду с разрешением  споров, МАС при БелТПП призван предупреждать появление спорных ситуаций, связанных с недобросовестным расчетом стороны на отсутствие правовых механизмов обеспечения ее гражданско-правовой ответственности. Суммируя современный подход к МАС при БелТПП как со стороны теоретиков, так и со стороны арбитров и предпринимателей, нужно еще раз подчеркнуть, что арбитражное разбирательство в целом лучше, чем судебное, примирение лучше, чем арбитраж, а предотвращение споров лучше, чем примирение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гражданский  процессуальный кодекс Республики  Беларусь. Мн., 1998.

2. Хозяйственный  процессуальный кодекс Республики  Беларусь. Беларусь. Мн., 1999.

3. Постановление  Кабинета Министров Республики  Беларусь от 12 февраля 1996 г. №  89 "О Международном арбитражном  суде при Белорусской Торгово-промышленной  палате".

4. Закон "О  международном арбитражном (третейском) суде".

5.Положение о  службе судебных исполнителей  хозяйственных судов Республики  Беларусь.

6. Регламент  Международного арбитражного суда  при Белорусской Торгово-промышленной  палате от 24 апреля 1994 г.

7. Постановление  Президиума Верховного Совета  Республики Беларусь от 3 июня 1992 г. № 1704-ХІІ "О процедуре  правопреемственности Республики  Беларусь в отношении международных  договоров бывшего СССР".

Информация о работе Международный арбитражный суд