Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 21:49, реферат
Целью моей работы является рассмотрение организации делопроизводства в XV-XVII веках.
Из предложенных материалов для меня оказалась интересной данная тема, так как она наиболее полно раскрывает процесс зарождения делопроизводства в нашей стране.
Мною были поставлены следующие задачи:
- рассмотрение государственного управления в XV-XVII веках;
- анализ документирования в государственных учреждениях упомянутого периода;
Введение . 3
1. Государственное управление периода укрепления русского централизованного государства . 8
2. Документирование 19
3. Порядок работы с документами в приказах 22
Заключение 28
Список источников и литературы 32
Организация делопроизводства в XV-XVII века
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение . 3
1. Государственное
управление периода укрепления
русского централизованного
2. Документирование 19
3. Порядок
работы с документами в
Заключение 28
Список источников и литературы 32
Введение.
Целью моей работы является рассмотрение организации делопроизводства в XV-XVII веках.
Из предложенных материалов для меня оказалась интересной данная тема, так как она наиболее полно раскрывает процесс зарождения делопроизводства в нашей стране.
Мною были поставлены следующие задачи:
- рассмотрение государственного управления в XV-XVII веках;
- анализ
документирования в
- выдача
краткого обзора ведения
- анализ
актуальности делопроизводства
в данный период, быстроты его
развития и выработка
При работе мною были использованы источники, в основном написанные в «советское время», что наложило свой отпечаток на изложенные темы.
Следует отметить работу Ильюшенко М.П. «История делопроизводства в дореволюционной России» /Учебное пособие РГГУ/ М., 1993 г. Автор провел большую работу по сбору информации и анализу первоисточников.
Нельзя не отметить учебник Митяева К.Г. 1959 г. издания – «История и организация делопроизводства в СССР», который является наиболее объемной работой по данному периоду.
Также следует
отметить три книги Ерошкина Н.П.,
которые помогли мне
Государственное управление периода укрепления русского централизованного государства
Образование национальных централизованных государств в эпоху феодализма явилось закономерным процессом, вызванным определенными социально-экономическими и политическими условиями.
В основе объединения русских земель в единое национальное государство лежали те же социально-экономические и политические причины, но были здесь и свои особенности. Создание русского централизованного государство опередило процесс складывания единого всероссийского рынка и образование нации. Объединение русских земель вокруг Москвы и формирование централизованного государства было ускорено борьбой русского народа с внешней опасностью. Ф.Энгельс отмечал, что на востоке Европы «в России покорение удельных князей шло рука об руку с освобождением от татарского ига, что было окончательно закреплено Иваном III».1
Образование Русского централизованного государства завершилось к концу XV в. На XVI век падает дальнейшее его укрепление, выразившееся в возрастании значения носителя верховной власти, изменившего в января 1547 г. титул великого князя на царя и установившего самодержавную форму правления.
Великий князь московский и цари «всея Руси» Разделяли свою власть с боярской аристократией в высшем органе централизованного государства – Боярской думе.2
Поскольку
князь (царь) разделял власть с крупнейшими
феодалами страны, постольку функции
Боярской думы были неотделимы от его
прерогатив. Боярская дума разрешала
важнейшие государственные
С появлением
новых слоев в среде
В 1649 г. Земским
собором был утвержден
Уложение 1649 г. вводит ряд норм о порядке письменного оформления различных договоров, в том числе о применении крепостной формы письменного составления актов и об участии в этом площадных подъячих.
В связи
с осуществлением внутренней функции
государства усиливается
Указные грамоты
XIV-XV вв. характеризуют великокняжеское
правительство как главную
В первой половине XVII в. создание приказов оформляется законодательным актом, который определял его функции, штат и бюджет. Во второй половине XVII в. устанавливается «указное число»подьячих для каждого приказа.4 Однако ни в организации, ни в компетенции приказов не было единообразия.
Формируется группа людей, единственным занятием которых становится государственная служба. Судебники закрепили и уточнили должностной состав управленческого аппарата. Первыми названы думные чины: боярин – высший сановник, близкий князю; окольничий – второй после боярина высший чин, думные дворяне. За ними следовали дети боярские – низший разряд свободных служилых людей, целовальники – посадские люди или черносотные крестьяне, избиравшиеся (целовавшие крест) на различные должности в органах местного управления. Некоторые из бояр – «думцев» уже в XIV в. являлись одновременно управителями («судьями») приказов и главными администраторами на местах.5 Думные чины давались лицам, родственным с царской фамилией.
Судебник 1550 г. возлагает на высших должностных лиц центральной администрации (боярина, казначея, дворецкого) обязанность рассматривать все дела «жалобщиков своего приказу», докладывая о наиболее важных челобитных царю.6
Служилыми чинами, выполнявшими управленческие и делопроизводственные функции, были дьяки и подьячие. Уже в штате князя появился специальный чин – дьяк, который оформлял духовные грамоты.
С XV в. дьяк (по С.М. Соловьеву – высшее звание «человек пера»7) включается в состав судей: бояре и окольничий осуществляли суд в присутствии государственного чиновника – дьяка. С XVI в. появляется деление дьяков на думных и приказных. Думные дьяки участвовали в заседаниях Боярской думы и исполняли обязанности судей в главных приказах государства – Разрядном, Посольском, Поместном и Казанского дворца.
Приказные
дьяки были помощниками («товарищами»)
судей в приказах и воевод (на
местах), возглавляли небольшие приказы,
руководили деятельностью структурных
подразделений приказов – столов.
Младшим чином приказной
Установившимся обычаем, а затем и законом были определены функции служимых людей. Присяги (крестоприводные записи), которые давались должностными лицами при вступлении в должность, наказные памяти выводам и особые грамы являлись своего рода прототипом должностных инструкций, в которых перечислялись обязанности служилого человека, в том числе в области делопроизводства. И хотя они были разными в различных учреждениях, по ним можно установить круг обязанностей служилых людей, которые вследствие нечеткого разделения функций управления были многообразны. Служилый человек решал судебные, административные и финансовые вопросы.
Думные дьяки докладывали в Боярской думе о делах приказов, формулировали и записывали царские указы и приговоры Думы, скрепляли своей подписью их и другие законодательные акты (например, Уложение 1649 г.), делали объявления о повышении в чинах, оглашали приговоры. В приказах думные дьяки выполняли распорядительные функции: санкционировали пересылку денег, выдачу жалованья.
Приказные дьяки готовили решения по судебным и административным вопросам, осуществляли контроль за деятельностью подьячих (проверяли находившиеся у них денежные суммы), скрепляли своими подписями приходно-расходную документацию, проверяли исходящие документы, «приписывали» грамоты, памяти и отписки, ставили на документы пометы, фиксировавшие решения по ним судейских коллегий.
Высшую группу служилых людей составляли «старые» подьячие. Основная часть их называлась подьячими «с приписью», которые наделялись значительной административной самостоятельностью – правом подписи исходящих документов. «Старые» подьячие распределяли работу между подьячими своего структурного подразделения, проверяли ее исполнение, составляли черновики в соответствии с пометой дьяка, коллегиям или Боярской думе, вели приходно-расходные книги, были ответственными за архив.
«Средние» подьячие (подьячие «со справой») «справляли», т.е. заверяли своею подписью, правильность написания документа, вели книги приказов (записные и др.). В местных учреждениях функции подьячих «с приписью» и «со справой» определялись более широко. Они должны были составлять финансовые отчеты (сметные списки), вести следственные и судебные дела.
Основным видом работы «молодых» подьячих («пищиков») было переписывание («беление») документов: многочисленных копий, выписей, записей в книгах.
На посадах, в селах и деревнях писцами грамот были земские и церковные дьячки. Хозяйственная отчетность в имениях велась приказчиками или специальными «дьячками у письменных дел»8 . С середины XVI в. частно-правовые акты и челобитные писались специальными подьячими – писцами-профессионалами, которые «кормились пером». По месту работы – городской площади – они назывались площадными.9 Это был своего рода нотариат.
Итак, эволюция государственного аппарата от учреждений, обслуживавших великокняжеское хозяйство, привела к иерархии учреждений централизованного государства: Боярская дума, приказы, воеводские избы. Сформировался особый слой служилых людей – чиновников, подчиненных верховной власти и зависимых от нее. Дьяки и подьячие, являясь фактическими исполнителями правительственных решений, нередко располагали большой властью в разрешении конкретных вопросов, что приводило к служебным злоупотреблениям, порождало взяточничество и волокиту, о чем неоднократно упоминает законодательство, устанавливая наказания за взятки судей центральных и местных государственных органов. Крестоприводные записи губных и земских старост и целовальников содержали специальное обязательство не брать «посулы»10 .
Однако законы ловко обходились, и так называемое производство дел стало ареной многочисленных злоупотреблений.
Образование
специального штата лиц, занимавшихся
делопроизводством, распределение
обязанностей в работе с документами
свидетельствовали о развитой канцелярской
службе. В правительственных
Информация о работе Организация делопроизводства в XV-XVII века