Роль и место заинтересованности групп в системе государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 06:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является систематизация, закрепление, расширение и углубление теоретических знаний в области деятельности заинтересованности групп в системе государственного управления.
Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следущие задачи:
- Раскрыть теоретико-методологические основы изучения заинтересованности групп: понятие, функции.
- Определить роль и место заинтересованности групп в государственном управлении.
- Изучить типологию заинтересованных групп.

Вложенные файлы: 1 файл

1-я курсовая.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Ключевую роль в жизнедеятельности общества играет государство. Оно обеспечивает упорядочение и регулирование протекающих  процессов и явлений в социальной, экономической, политической, духовной и в других сферах общественной жизни. В той или иной степени государственное воздействие затрагивает интересы всего общества, отдельных социальных групп, слоев, организаций, объединений, общественно-политических движений и каждого гражданина. Но необходимо отметить, что и общество и отдельные заинтересованные группы влияют на государство в принятии решений, как социальных, так и политических.

Проблема заинтересованности групп в системе государственного управления является одной из самых древних в истории политической мысли. Люди давно уже обратили внимание на то, что все без исключения правительства подвергаются воздействию со стороны групп лиц, добивающихся достижения собственных целей. Движущим мотивом является стремление реализовать специфический интерес, выражаемый, как правило, в статусных привилегиях, властных полномочиях, либо в разных формах получения материальной выгоды. Группы интересов вместе с тем, - посредники между государством и обществом.

Актуальность исследования заключается в недостаточной изученности проблемы. И дело не в том, что в теории государственного управления ей уделяется мало внимания, — дело в ее исключительной сложности. Во-первых, теория заинтересованных групп плохо соотносится с большинством моделей демократии. Это создает серьезные трудности методологического и мировоззренческого порядка. Во-вторых, эмпирические исследования заинтересованных групп часто сталкиваются с препятствиями, вытекающими из особенностей объекта.

Для России тема заинтересованности групп является особо актуальной, поскольку трансформирующееся общество характеризуется высоким разнообразием социальных групп. В их числе малый бизнес и крупные корпорации, этнические сообщества, обладающие разным доступом к ресурсам, жители богатых и стагнирующих регионов России, мигранты из стран бывшего СССР и т.п. Осуществление реформ неизбежно затрагивает интересы тех или иных групп или сообществ.

Теорию групп интересов разрабатывали западные политологи А.Бентли, и Д.Трумэн. Отечественные ученые (А.В. Павроз, С.П. Перегудова, Н.Ю. Лапина, И.С. Семененко, С.Э. Сорокин и др.) занялись изучением проблематики групп интересов и их воздействия на политический процесс только в 90-е годы на фоне процессов демократизации. Не смотря на то, что в последние годы появляется много публикаций на тему заинтересованности групп в системе государственного управления, данная проблема по – прежнему, остаётся актуальной и недостаточно изученной.

Проблема заинтереснованности групп и актуальность исследования обусловили выбор темы курсовой работы: Роль и место заинтересованности групп в системе государственного управления.

Целью курсовой работы является систематизация, закрепление, расширение и углубление теоретических знаний в области деятельности заинтересованности групп в системе государственного управления.

Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следущие задачи:

- Раскрыть теоретико-методологические основы изучения заинтересованности групп: понятие, функции.

- Определить роль и место заинтересованности групп в государственном управлении.

- Изучить типологию  заинтересованных групп.

- Проанализировать особенности групп интересов в современной России.

Объект исследования – заинтереснованности групп.

Предмет исследования - деятельность заинтересованных групп в системе государственного управления.

Теоретическую базу исследования составили исследования в области деятельности заинтересованных групп, различных российских и зарубежных авторов; журнальные статьи, публикации, публикации в электронных источниках, в том числе на официальных web-сайтах, нормативные акты Российской Федерации и др.

В процессе написания  курсовой работы использовались следующие  приёмы и методы исследования:   при изложении теоретических аспектов проблемы и краткой характеристике объекта исследования - описательный метод;   метод сравнения и анализа позволит сопоставлять различные взгляды на рассматриваемую тему;   с целью обобщения полученных результатов и выявления их логической взаимосвязи использовался системный подход.

        Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

1 Теоретико-методологические основы изучения заинтересованности групп

1.1 Заинтересованные группы: понятие,  функции, роль  и место в государственном управлении

Исследователи давно обратили внимание на то, что все без исключения правительства подвергаются воздействию со стороны группы лиц, добивающихся достижения собственных целей. Однако оценивалось это по-разному. Одни настаивали на необходимости устранить все «частные» влияния на процесс принятия решений. Другая, более молодая традиция в истории политической мысли настаивает на необходимости свободной игры социальных интересов. Ныне эта точка зрения очень широко распространена. Считается, что заинтересованные группы  это один из наиболее важных элементов демократического процесса; они не только не подрывают представительного строя, но и помогают ему эффективнее справляться со своими задачами [1].

Наряду с  личностями важнейшими субъектами политики выступают социальные группы - классы, этнические, территориальные, религиозные, профессиональные, половозрастные и другие группы общества, в результате взаимодействия которых осуществляется политический процесс.

Группы - это  неформальные сообщества, стабильно  объединяемые и связываемые определенными  признаками входящих в них людей  их статусом, ролями, типом отношений, мотивацией и нормами деятельности. Их огромные возможности, значительное влияние имеют, однако, большей частью неполитический характер. Постоянно реализуемая задача групп - представить свой интерес в политическом процессе, трансформировать свое влияние в политическое. Для этого и служит система социального представительства, т. е. система институтов, через которые воля граждан и групп переносится в сферу принятия политических решений, она включает в себя «группы интересов» и политические партии [1].

Теорию заинтересованных групп разрабатывал А. Бентли. «Группы интересов» - это добровольные (и не обязательно официально зарегистрированные) ассоциации граждан, созданные для выражения и представления их интересов во взаимоотношениях с другими группами и политическими институтами и предназначенные (в отличие от партий) не для завоевания власти, а лишь для влияния на институты власти [2].

Проблема заинтересованных групп является одной из самых  древних в истории политической мысли. Люди давно уже обратили внимание на то, что все без исключения правительства подвергаются воздействию со стороны групп лиц, добивающихся достижения собственных целей. Оценивалось это по-разному. Сторонники одной из традиций, к которым принадлежали Платон, Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо, настаивали на необходимости устранить все «частные» влияния на процесс принятия решений. И сегодня нередко приходится слышать мнение, что все общественные болезни — следствие махинаций бизнеса, мафии, многонациональных корпорации, профсоюзов и т. д. Такой точки зрения придерживался американский президент Вудро Вильсон. Рост влияния Республиканской партии США многие наблюдатели связывают именно с популистским протестом против власти заинтересованных групп, особенно крупного бизнеса (конечно, с начала века многое изменилось) [3].

Сторонники  другой, более молодой традиции в  истории политической мысли настаивали на необходимости свободной игры социальных интересов. Об этом ярко и вдохновенно писал Джеймс Мэдисон в знаменитых «Записках федералиста». Ныне эта точка зрения очень широко распространена. Считается, что заинтересованные группы — один из наиболее важных элементов демократического процесса; они не только не подрывают представительного строя, но помогают ему эффективнее справляться со своими задачами. Защитником такого взгляда в США был Джон Кеннеди.

Группы интересов  выполняют важные общественные функции. Главными среди них являются функции  артикуляции и агрегирования  интересов. Артикуляцией называют процесс  выявления, четного формулирования интересов людей, входящих в группу, выдвижение конкретных требований и лозунгов. В процессе агрегирования интересов множество частных интересов, ожиданий, потребностей сводятся в единые требования и программы, отражающие общегрупповые цели.

Группы интересов  могут предоставить органам власти экспертные разработки по интересующим их проблемам, а также делегировать своих экспертов для работы в  различного рода консультативных советах  и комиссиях, влиять на отбор кадров соответствующих властных структур. Таким образом, реализуется еще одна важная функция групп интересов – функция формирования и рекрутирования политических элит.

Отстаивание интересов  группы в ее отношениях с властью  придает группе интересов функции  давления на власть. Акцентируя внимание на эту функцию групп, аналитики часто используют понятие «группа давления». Имеются в виду такие группы, которые не стремятся к овладению властью, но оказывают на нее воздействие с целью реализации определенных групповых интересов [3]. Понятие «группа интересов» шире, чем понятие «группа давления». Значительная часть интересов большинства групп реализуется в рамках гражданского общества помимо властных структур. Лишь тогда, когда осуществление коллективного интереса группы требует принятия властных решений, она превращается в группу давления. Для одних групп (в сферах религии, культуры, спорта, досуга и отдыха) эта трансформация может носить лишь эпизодический характер, для других же (организованные группы в политической, экономической, социальной сферах) – постоянный.

«Группы давления» - это «группы интересов», в первую очередь использующие для влияния  на власть не методы информирования и  убеждения, а методы прямых организованных действий. Иными словами, они не ограничиваются написанием писем и обращений к законодателям, членам правительства, представителям администрации и высокопоставленным бюрократам. Они организуют мобилизацию широкого общественного мнения, соответствующую кампанию в печати и других средствах массовой информации, наконец, забастовки, митинги, демонстрации, марши, пикетирование и иные публичные акции в поддержку своих требований. Не менее действенна и такая форма давления как отказ в поддержке при избрании, назначении, продвижении, удовлетворении материальных интересов тех или иных властвующих, либо стремящихся к власти лиц. Так действуют «группы давления» в условиях открытого политического плюрализма. В тоталитарном же обществе они сосредоточены почти исключительно внутри государственно-партийного бюрократического аппарата и представляют собой его относительно обособленные функциональные звенья, а также земляческие, этнические группировки, которые наряду с вышеуказанными ведомственно-территориальными звеньями соперничают между собой в смежных областях интересов [4].

Вместе с  тем группой давления называют и относительно узкую группу лиц, которая в интересах более широкой заинтересованной группы оказывает непосредственное воздействие на органы законодательной и исполнительной власти при принятии тех или иных решений. В американской политической практике такая деятельность получила название «лоббизма» и стала предметом правового регулирования. Американские лоббистские организации не являются самостоятельными группами интересов. Это профессиональные организации, выполняющие заказы различных групп интересов. В более широком смысле лоббированием принято называть отстаивание интересов тех или иных заинтересованных групп депутатами парламента, парламентскими фракциями при распределении бюджетных средств, определении налоговой и таможенной политики и т.д.[5]

Кроме органов  государственной власти объектами  давления могут быть политические партии, а также общественное мнение. Основными  средствами воздействия групп давления являются информирование и консультирование органов власти и официальных  лиц, организация кампаний в средствах массовой информации с целью формирования общественного мнения в пользу требуемых группе решений, угроза отказа в поддержке на выборах, различные акции протеста и т.п. Возможны и скрытые формы воздействия с использованием личных связей членов группы в руководящих кругах. Иногда такое воздействие может принять форму коррупции. Следовательно, можно различать законные и незаконные способы деятельности групп давления. В разоблачении незаконных действий таких групп важную роль играют свободные СМИ. Очевидно, что различные группы интересов обладают неодинаковыми ресурсами давления на власть. Эти ресурсы зависят от экономических и финансовых возможностей группы, ее численности, сплоченности, информированности, наличие или отсутствие личных связей в органах власти.

Таким образом, группы интересов являются одним из основных каналов политической активности граждан. Многообразные группы интересов обладают широким набором ресурсов для воздействия на власть, для доведения нужд и запросов населения до лиц и органов, принимающих политические решения. Это экономические и финансовые возможности, информация и опыт политического участия, организационные структуры и т.д. В целом же действия разнообразных групп интересов способствуют усложнению строения политической системы общества. Их деятельность стимулирует возникновение партий (особенно мелких), дифференциацию функций органов государственного управления и рационализацию их организационного строения. Американский политолог Д. Трумэн пришел к выводу, что по мере специализации различных общественных сфер в социуме автоматически возникают новые группы интересов. Группы интересов, транслируя во власть общественные настроения и мнения общественности, предлагают своих активистов для работы в государственных органах, выполняя еще и функции формирования политических элит.

Информация о работе Роль и место заинтересованности групп в системе государственного управления