Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 06:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является систематизация, закрепление, расширение и углубление теоретических знаний в области деятельности заинтересованности групп в системе государственного управления.
Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следущие задачи:
- Раскрыть теоретико-методологические основы изучения заинтересованности групп: понятие, функции.
- Определить роль и место заинтересованности групп в государственном управлении.
- Изучить типологию заинтересованных групп.
В последние
годы в России общественные науки
используют термин «группы давления»
для обозначения различных
Таким образом, в России возникла двухступенчатая система. Верхний уровень образуют достаточно организованные «группы давления», нижний - относительно аморфные «группы интересов». В последнее время формируется третий уровень этой системы - политические партии, специально создаваемые для отстаивания во властных структурах интересов тех или иных социальных слоев и экономических «групп интересов». Деятельность институтов политического опосредования часто квалифицируют как лоббизм.
Вместе с реформами российского общества все больше и больше входят в нашу политическую жизнь явления, объективно присущие демократическим процессам, выступающие их составной частью, атрибутом и признаком. Среди таких явлений можно выделить и лоббизм.
Лоббизм (англ, lobby - кулуары) - это 1) специфическая деятельность социальных групп, отстаивающих свои политические, экономические, социальные интересы во взаимодействии с законодательными и исполнительными органами государственной власти; 2) совокупность правовых норм, регулирующих лоббистскую деятельность; 3) сами группы интересов, давления, конторы и агенты, функционирующие в сфере взаимодействия с властными структурами [22].
Это слово в XVI в. употреблялось для обозначения прогулочной площадки в монастыре. Столетие спустя так же начали называть помещение для прогулок в палате общин Англии. Но политический оттенок это слово приобрело лишь два столетия спустя, причем в Америке, когда в конце прошлого столетия термин «лоббирование» начал обозначать покупку голосов за деньги в коридорах конгресса. В Англии такая политика считалась предосудительной и слово прижилось лишь в XX в., а затем его начали употреблять и в других странах [22].
В современном политическом языке термин «лоббирование» означает, как правило, способ решения тех или иных вопросов, в том числе и политических, в пользу чьих-либо интересов путем воздействия на законодателей, правительственных и иных должностных лиц, а также деятельность социальных групп, отстаивающих свои экономические, общественные и политические интересы. Свое политическое измерение лоббизм приобрел в 1864 году, когда этим термином стали обозначать покупку за деньги голосов депутатов в Конгрессе США. С 1946 г. лоббистские организациив этой стране стали регистрироваться в соответствии с принятым специальным законом и многие направления их конкретной деятельности оказались под контролем государства.
Вопросы изучения лоббизма рассматриваются как российскими, так и зарубежными исследователями. Первые работы по лоббизму связывают с именем А. Бентли. Вышедшая в 1908 году его книга «Процесс управления» заложила основы теории групп интересов и более глубокого понимания лоббизма как деятельности групп давления. Идеи А. Бентли в дальнейшем развивает политолог ХХ века Д. Трумэн. [3]. В середине 50-х годов, в том числе, благодаря работам ученых Р. Даля и Ч. Линдблома, групповой подход в изучении политики предстает как сфера соперничества разнообразных групп интересов. В это время проводятся широкомасштабные теоретические и эмпирические исследования по данной проблематике.
В отечественной политологии внимание к проблемам теории групп интересов и лоббизму было обращено уже в 80-е и, особенно, в 90-е годы XX века. Среди российских авторов необходимо отдельно выделить работы Н.Г. Зяблюка по американскому лоббизму в законодательных, исполнительных и судебных органах власти. Его труды по лоббизму сформировали понятийный аппарат этого политического феномена, выделили методологические аспекты этой проблемы, представили классический механизм лоббистской деятельности в его американской версии [21].
В последнее
время появились работы обобщающего
характера становления
Итак, лоббистские
структуры как организации
Лоббистская деятельность отличается следующими чертами.
- Во-первых, лоббизм
весьма жестко связан с
- Во-вторых, лоббистская деятельность всегда ведется в чьих-либо интересах (классов, слоев, регионов, партий, общественных организаций, наций, конфессий и т.п.).
- В-третьих,
лоббисты выполняют функцию
- В-четвертых,
лоббизм допускает возможность
отстаивания интересов не
- В-пятых, лоббизм
представляет отдельным
Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два необходимых условия: большое многообразие интересов в обществе, возникающее вследствие его социальной дифференциации, расслоения, «специализации»; расширяется доступ к власти на основе политического плюрализма, что характерно, прежде всего, для демократических режимов. В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновременно и наиболее полно все интересы сразу, возникает проблема очередности, приоритета осуществления тех или иных интересов. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоев общества воздействовать на поведение государства с целью переориентации политики в свою пользу, стимулировать его, принимать выгодные для себя управленческие решения [23].
В мировой и российской практике распространены следующие формы лоббизма:
Лоббизм может проявляться в разных сферах и иметь соответственно различные виды.
В зависимости от того на каком уровне власти происходит лоббирование, оно может классифицироваться на федеральное (осуществляется в системе высших органов государственной власти исправления) и местное (осуществляется в республиканских, краевых, областных органах).
В зависимости от того в чью пользу решается вопрос, лоббирование может подразделяться на следующие разновидности: лоббирование различных социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоев (профсоюзы, антивоенные и экологические движения, предпринимательские союзы и т.д.);
— ведомственное лоббирование — лоббизм министерств, ведомств, государственных комитетов, отраслевое «продавливание» тех или иных интересов;
— региональное лоббирование — воздействие на власть со стороны представителей республик, краев, областей, районов Крайнего Севера, Сибири, Урала, Дальнего Востока, Поволжья и прочих мест, выбивающих определенные льготы и преимущества для регионов.
— иностранное лоббирование — влияние зарубежных «групп давления» либо национальных общин на те или иные государственные органы с целью добиться от них определенных решений [24].
На сегодняшний день в России лоббизмом и профессиональными лоббистами охвачены все органы федеральной и местной власти. В данном случае термин «профессиональный лоббист» употребляется условно, так как законодательно он еще не закреплен. Во множестве проявлений лоббизма присутствуют общие характеристики и слагаемые, такие, как наличие субъектов и объектов воздействия, чей-то интерес, функция посредничества, участие в создании и подготовке политических и административно-правовых решений.
В отсутствие федерального законодательства и подзаконных актов, регулирующих лоббистскую деятельность, в России все более приходится говорить о теневом лоббизме, характерными чертами которого является то, что на поверхности видны только принятое решение и те, кто его представил и кто принял. За кулисами, в тени остаются настоящий заказчик, клиент-лоббист, все участники цепочки прохождения проекта решения, вознаграждения за конечный результат, в целом весь механизм давления.
В системе взаимодействия власти и общества законное место и признание должны получить обращения и петиции граждан - институт реализации политических прав и свобод человека и гражданина (ст. 33 Конституции РФ).
В целом, России еще предстоит наладить систему цивилизованного взаимодействия госаппарата и гражданского общества, и это будет одним из показателей сложившегося правового демократического государства, важнейшим ресурсом дальнейшего развития общества.
Подведём итоги. В современных демократических странах существует множество различных добровольных объединений людей. Основанием группирования интересов могут быть экономические, социальные, культурные, этнические, религиозные, идеологические потребности. В качестве примеров таких групп можно назвать профсоюзные объединения, объединения предпринимателей, общества потребителей, экологические, женские, молодежные движения и ассоциации, негосударственные культурно-просветительские организации, благотворительные обществаи т.д.
Группы интересов — это
Теория групп интересов или заинтересованных групп, разработанная, прежде всего, американскими учеными А.Бентли и Д.Трумэном, пользуется признанием в западной политологии. Согласно А.Бентли, политика есть процесс взаимодействия и борьба организованных в определенные группы людей за достижение своих целей и интересов, а политические решения властей - результат соотношения сил между соответствующими группами. Д.Трумэн рассматривал стабильность взаимодействия различных групп как важнейший фактор обеспечения социального равновесия в обществе. В дальнейшем данный подход получил поддержку и был развит в трудах Р. Даля, Д. Истона, Г. Ласки и др.
Основное предназначение групп
интересов, как и политических партий,
состоит в агрегации и
Информация о работе Роль и место заинтересованности групп в системе государственного управления