Анализ государственного регулирования банковской деятельности в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:53, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение системы государственного регулирования банковской деятельности. Исходя из данной цели, можно выделить следующие задачи:
необходимость системы государственного регулирования банковской деятельности в регулировании деятельности коммерческих банков и важность её развития в будущем;
анализ деятельности коммерческих банков на финансовом рынке страны;
анализ выполнения нормативов коммерческих банков

Содержание

Введение
3
1
Теоретические основы государственного регулирования банковской деятельности

6
1.1
Роль банковского надзора в регулировании деятельности коммерческих банков

6
1.2
Этапы реализации банковского надзора
14
1.3
Необходимость банковского надзора как элемента финансового контроля

23
2
Анализ государственного регулирования банковской деятельности в казахстане

38
2.1
Современное состояние банков второго уровня в Республике Казахстан

38
2.2
Регулирование банковской деятельности НБ РК
44
2.3
Анализ выполнения пруденциальных нормативов банками второго уровня

53
3
Проблемы и перспективы совершенствования системы государственного регулирования банковской деятельности

71
3.1
Проблемы государственного регулирования банковской деятельности.

71
3.2
Перспективы использования международных стандартов в банковском регулировании Казахстана
76
3.3
Перспективы совершенствования банковского регулирования в РК
83
Заключение
90
Список использованной литературы
92

Вложенные файлы: 1 файл

готовая дипломная работа!.docx

— 408.06 Кб (Скачать файл)

В состав дополнительного  капитала входят:

а) отраженные в отчете о  прибылях и убытках,  но непубликуемые  резервы,  размер которых утвержден  органами банковского надзора;

б) общие резервные отчисления на покрытие убытков будущих периодов;

в) резервы  на переоценку активов; 

г) долгосрочные (не менее  чем на 5 лет) субординационные долговые обязательства банка. Субординационные долговые обязательства - эмитируемые  банком субординационные ценные бумаги, являющиеся бессрочным долговым обязательством и одновременно свидетельством участия  в капитале, обращаются на рынка  ценных бумаг, котируются на бирже в  разряде обычных облигаций.

Финансовое состояние  банка во многом определяется качеством  его    активов. Глубокий анализ качества активов,  выявление не возвращаемых или завышенных по стоимости  их элементов могут быть осуществлены  в    процессе  инспектирования  на  месте. Однако  представляемая  банком    отчетная документация может использоваться как показатель состояния    его активов, и на ее основе в некоторой мере можно оценить кредитный риск, или риск неуплаты по кредиту, со стороны заемщика.

От качества активов в  существенной степени зависит доход  банка,    поскольку  сомнительные  или  безнадежные кредиты означают для него  прямые потери. В связи  с этим банки должны иметь резервы  на покрытие  подобных ссуд: при занижении  суммы резервных отчислений оказывается  завышенной  стоимость  активов  банка,  что   искажает   показатель    достаточности   капитала.  При  оценке  величины  созданных  банком резервов   центральный   банк   проверяет    резервную    политику соответствующего  банка,  методы  и систему наблюдения за кредитным риском  и  взыскания  долгов,  структуру  задолженности,  а   также практику получения  залога.

Величина капитала  банка, качество  его  активов непосредственно    связаны  с  доходностью  (или  прибыльностью)   банка. При   анализе    рентабельности   банка   органы   надзора  прежде  всего  проверяют    достоверность  документального  оформления  доходов,   правильности    формирования  резервов  на  покрытие возможных убытков,  начисления    процентов, уплаты налогов и выплаты  дивидендов, качество доходов по    источникам  их  происхождения  и регулярности поступления.  На базе    отчетной  документации  доходность  может   быть   определена   как    отношение   чистой   прибыли   после   налогообложения  до  выплаты   дивидендов к общей сумме активов.

Во многих   странах  органы  надзора  устанавливают  показатели    ликвидности,   отражающие   требования   по   поддержанию   банками    определенного  соотношения  между  ликвидными  активами и величиной    депозитов с разбивкой по их видам.

Такими показателями могут  быть соотношения между:

- представленными кредитами  и депозитами;

- ликвидными активами  и  депозитами  (или  суммой  депозитов  и кредитов, полученных  в центральном банке или в  других банках);

- стабильными депозитами  (то  есть  теми, которые  замещаются  на   прогнозируемый срок) и  общей суммой депозитов.

На основе оценок различных  аспектов деятельности банка делается общее  заключение  о  его  финансовом  положении,   формулируются    рекомендации  или  решения о  необходимости принятия соответствующих    мер.

Во время   проверок   анализируются  различные  аспекты    деятельности банка и главные области  риска. Как  правило, выявляются    соблюдение  банком законов,  правильность составления отчетов, наличие    эффективной  системы  управления  и  производится   оценка   общего   финансового состояния банка.

В ходе специальных   проверок   объектом   изучения   становятся    конкретные операции банка,  например сделки с  иностранной  валютой  или компьютерная обработка информации.

Частота проведения ревизий  и их объем варьируются в зависимости  от  степени  доверия надзорных  органов к кредитным учреждениям,  их роли в кредитно-финансовой системе,  наличия у  них  проблем. Обычно проверки устанавливаются чаще в крупных банках, а также в кредитных учреждениях, испытывающих серьезные затруднения. В одних  странах  ревизии  на  местах  проводятся  редко  и  их объектом  являются,  как  правило,  нестабильные  банки,  в  других проверкам придается большее значение.

Порезультатам проверок на  месте  составляются    письменные  отчеты,  доводимые до сведения руководства центрального  банка,  оценивающего информацию   инспекторов   и   дающего   при    необходимости    разрешение   на   принятие   соответствующих   мер  воздействия на банк.

Затем отчет  вместе  с  сопроводительным письмом направляется в банк, где на Совете директоров обсуждается сделанные по результатам  проверки заключения.

Набор неофициальных и  официальных мер воздействия  на  банки  во    всех  странах  достаточно  широк. К  неофициальным  мерам воздействия    относятся:

- гарантийное письмо  неблагополучного  банка надзорному  органу с  признанием  конкретных  недостатков  и  определением   способа   их   устранения;

- письменное соглашение  между  органом  надзора   и   банком об    исправлении   выявленных   существенных   негативных  аспектов  его деятельности.

Официальные меры воздействия  включают в себя:

- предупреждение;

- директивы  по устранению  недостатков; 

- штрафные санкции;

- приказ о снятии с  должности руководителя банка; 

- передача банка   под   опеку  надзорного  органа;  организацию  слияния  или    поглощения; 

- лишение лицензии на  проведение  банковских  операций;

- ликвидацию кредитного  учреждения.

Ликвидация кредитного учреждения используется как крайняя мера,    поскольку это затрагивает  непосредственные  интересы  вкладчиков. В целях  защиты  их интересов во многих странах  организованна система    страхования  депозитов.

Эффективный надзор за банковской деятельностью основывается на прочной законодательной базе, создающей условия для осуществления постоянного контроля за состоянием банков, которая требует обновления и совершенствования.

В соответствии с Законом “О Национальном банке Республики Казахстан” одной  из главных целей его, как органа банковского регулирования и  банковского надзора являются поддержание  стабильности банковской системы Республики Казахстан и защита интересов  вкладчиков и кредиторов. Полномочия Национального банка в части  осуществления функций банковского  регулирования и банковского  надзора установлены  Законом  «О Национальном банке Республики Казахстан». Основным принципом развития системы банковского регулирования и надзора является внедрение международно-признанных норм и международного опыта с учетом особенностей организации и функционирования казахстанского рынка банковских услуг, что предполагает существенное развитие Национальным банком содержательных подходов при осуществлении надзора [5].

Контрольные и надзорные  функции Национального банка  были нацелены на то, чтобы предотвращать  негативные явления, способные разрушить  всю кредитно-денежную систему, не допускать  неконтролируемой кредитно-денежной эмиссии.

Закон “О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан” четко определил  функции, права и обязанности  банков второго уровня, их правовой статус [6]. Он был направлен на то, чтобы повысить ответственность  коммерческих банков, содействовать  регулированию денежно-кредитной  системы, ее быстрейшему оздоровлению и дальнейшему развитию. Отличительной  особенностью нового закона было установление более высоких требований к порядку  создания банков в соответствии с  мировой банковской практикой. Это  диктовалось необходимостью повышения  ответственности банков перед клиентами, стремлением к большей защищенности интересов вкладчиков. Были также  повышены требования к личным качествам  руководителей банков.

Надзор за коммерческими  банками осуществляется в формах дистанционного наблюдения и контактного  надзора. В первую очередь объектом надзора является работа банка с  точки зрения соответствия законам  и нормативным актам, регулирующим данную сферу экономических отношений, и экономическим нормативам. Тщательной проверке также подлежит порядок  ведения бухгалтерского учета в  коммерческих банках. В последнее  время со стороны центральных  банков усилен контроль качества банковского  менеджмента.

В целях выполнения надзорных  функций центральный банк вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой  репутации учредителей (участников) банка. В сроки, в порядке, в форме, установленных центральным банком, коммерческие банки представляют ему  отчетность (отчетную документация) о  своей деятельности. Информация, полученная в порядке банковского надзора, не подлежит разглашению, является конфиденциальной.

Относительно банковского  надзора в Республике Казахстан  необходимо отметить, что Национальный банк использует при надзоре за банковской деятельностью и ее регулировании  как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на банки [7, c.15].

В числе этих методов:

- установление пруденциальных  нормативов и других обязательных к соблюдению банками норм и лимитов, включая нормы резервных требований, провизии против сомнительных и безнадежных активов;

- издание обязательных  к исполнению банками инструкций  и других нормативных актов;

- инспектирование (проверки) деятельности банков;

- выдача рекомендаций  по оздоровлению финансового  положения банка;

- применение к банкам  ограниченных мер воздействия,  в числе которых затребование  письма-обязательства об устранении  имеющихся недостатков, письменное предписание Нацбанка и др.;

- наложение санкций на  банки вплоть до отзыва разрешения  на открытие банка.

К экономическим методам  регулирования деятельности банков относятся также рассмотренные  функции Нацбанка (выдача кредита и операции с ценными бумагами), которые могут проводиться при управлении денежной массой в обращении. Такое косвенное корректирующее воздействие на деятельность банков более гибко и оперативно.

Взаимоотношения Нацбанка с банками второго уровня строятся на следующих принципах. Нацбанк:

- способствует созданию  общих условий для функционирования  сети банков и внедрению принципов  добросовестной банковской конкуренции;

- регулирует деятельность  банков в соответствии с законом  (административными и экономическими методами);

- осуществляет надзор  за деятельностью банков в  целях поддержания стабильности денежно-кредитной системы;

- не вмешивается в  оперативную деятельность банков [8, c. 24].

Пруденциальное регулирование  должно обеспечить как собственную  эффективность самой банковской системы, так и общественную эффективность  банковской системы. То есть, по сути, задача банковского надзора это решение  компромисса между противоположными целями – собственной и общественной эффективностью банковской системы. Причем под собственной эффективностью банковского сектора понимается результаты его финансово-хозяйственной  деятельности, уровень его доходности, позволяющий покрывать потери и  максимизироватьприбыль. А под общественной эффективностью понимается роль и результаты деятельности банков в соответствии с целями денежно-кредитной политики, положений экономической политики государства, содействие экономическому росту страны.

Таким образом, можно сказать, что банковский надзор призван решить дилемму собственной и общественной эффективности банковского сектора. Отсюда можно сделать вывод, что  пруденциальное регулирование всегда направлено на защиту системных интересов  и поэтому носит макроэкономический характер. Поэтому многие ученые выделяют в основном две функции пруденциального  регулирования – превентивную и  защитную. Первая функция направлена на минимизацию рисков в деятельности банков, вторая на защиту интересов  вкладчиков банков. Ключевой функцией является превентивная, так как основная ее задача ограничение операций банков, несущих высокую степень рисков для банков. По состоянию на 1 октября 2009 года для банков второго уровня установлены следующие нормативы [10, с. 28]:

- минимальный размер  уставного капитала банка; 

- коэффициенты достаточности  собственного капитала k1, k2;

- коэффициент максимального  риска на одного заемщика –  не связанного с банком особыми  отношениям k3 – связанного с банком  особыми отношениями к3;

- коэффициент срочный  ликвидности k4-1; k4-2; k4-3;

- коэффициент срочной  валютной ликвидности k4-4, k4-5, k4-6;

- выполнение валютной  позиции; 

- коэффициент максимального  размера инвестиций банка k6;

- коэффициент максимального  лимита краткосрочных обязательств  перед нерезидентами k7;

- коэффициент капитализации  банков к обязательствам перед  нерезидентами РК k8;

- коэффициент капитализации  банков к обязательствам перед  резидентами РК k9.

Для построения агрегированного  индекса финансовой устойчивости отобраны показатели, отражающие риски, которым  в большей степени подвержена отечественная банковская система. Так, для анализа финансовой устойчивости используется комплекс индикаторов, который  распределен на следующие группы:

Информация о работе Анализ государственного регулирования банковской деятельности в Казахстане