Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:53, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение системы государственного регулирования банковской деятельности. Исходя из данной цели, можно выделить следующие задачи:
необходимость системы государственного регулирования банковской деятельности в регулировании деятельности коммерческих банков и важность её развития в будущем;
анализ деятельности коммерческих банков на финансовом рынке страны;
анализ выполнения нормативов коммерческих банков
Введение
3
1
Теоретические основы государственного регулирования банковской деятельности
6
1.1
Роль банковского надзора в регулировании деятельности коммерческих банков
6
1.2
Этапы реализации банковского надзора
14
1.3
Необходимость банковского надзора как элемента финансового контроля
23
2
Анализ государственного регулирования банковской деятельности в казахстане
38
2.1
Современное состояние банков второго уровня в Республике Казахстан
38
2.2
Регулирование банковской деятельности НБ РК
44
2.3
Анализ выполнения пруденциальных нормативов банками второго уровня
53
3
Проблемы и перспективы совершенствования системы государственного регулирования банковской деятельности
71
3.1
Проблемы государственного регулирования банковской деятельности.
71
3.2
Перспективы использования международных стандартов в банковском регулировании Казахстана
76
3.3
Перспективы совершенствования банковского регулирования в РК
83
Заключение
90
Список использованной литературы
92
- группа индикаторов капитализации;
- группа индикаторов качества ссудного портфеля;
- группа индикаторов кредитного риска;
- группа индикаторов рыночных рисков;
- группа индикаторов эффективности деятельности;
- группа индикаторов риска ликвидности.
Каждому показателю, за исключением пруденциальных показателей, на базе статистических методов, а также, подходов, используемых в международной практике, присваивается пороговое значение, достижение и (или) выход за пределы которого свидетельствует о нарастании (наличии) тех или иных рисков, что потребует от надзорного органа принятия необходимых мер в целях их ограничения и устранения. Для определения пороговых значений индикаторов проведен анализ показателей за период с 01.01.2008 года по 01.04.2008 года (квартальные), состоящий из 21 временного ряда значений. Пороговые значения индикаторов определены как среднеарифметические, скорректированные на стандартное отклонение в диапазоне кратности от 1,5 до 3. Форматы расчета индикаторов: процентное соотношение и темп прироста. Каждому индикатору присваиваются баллы и веса в диапазоне от I до 4 и от 1 до 2.
Оценка устойчивости банковского сектора:
- при значении агрегированного индекса от 1 до 1,5 - финансовая устойчивость банков классифицируется как стабильная;
- от 1,5 до 2 – как нормальная (с умеренным уровнем риска);
- от 2 до 2,5 – как удовлетворительная
(с тенденцией к повышению
- от 2,5 до 3 – как удовлетворительная (с чрезмерно высоким уровнем;
- от 3 до 3,5 – как нестабильная: свыше 3,5 – как критическая.
В своей деятельности коммерческие банки опираются на законы и инструкции Нацбанка, регулирующие деятельность банков второго звена кредитной системы. Нацбанк и банки не отвечают по обязательствам друг за друга.
В случае невыполнения банками решений Нацбанка к ним могут быть применены штрафные санкции.
Для регулирования деятельности банков, а также для обеспечения финансовой прочности коммерческих банков и защиты интересов их кредиторов и вкладчиков Нацбанк устанавливает следующие экономические нормативы для банков:
- минимальный размер уставного фонда;
- коэффициент достаточности собственных средств;
- показатели ликвидности баланса;
- размер обязательных резервов, размещенных в Нацбанке;
- максимальный размер риска на одного заемщика;
- максимальный размер
риска для учредителей,
- лимиты открытой валютной позиции.
Экономические нормативы, устанавливаемые Нацбанком, применяются также к дочерним банкам, банковским объединениям и их филиалам, имеющим самостоятельный ежедневный баланс.
В случае невозможности приостановления инфляционных процессов в Республике Казахстан методами денежно-кредитного регулирования Нацбанку предоставляются права по ограничению кредитных вложений и изменению ставок по операциям банков.
Нацбанк применяет нормативы как директивного характера, обязательные для выполнения всеми коммерческими банками, так и оценочные, используемые для анализа их деятельности и финансового состояния.
Остановимся подробнее на некоторых нормативах.
1) Показатели ликвидности
баланса банка устанавливают
в виде нормативного
К таким показателям относятся соотношения:
- капитала банка и его обязательств;
- суммы кредитов и
суммы расчетных, текущих
- суммы ликвидных активов и общей суммы активов и др.
2) Размер обязательных
резервов устанавливают в
3) Максимальный размер
риска на одного заемщика
При расчете максимального риска на одного заемщика в понятие риска включается вся сумма вложений и кредитов этому заемщику, а также выданные по его поручению обязательства. Максимальный размер риска на одного заемщика определяется соотношением размера риска банка (общая сумма обязательств заемщика банку по кредитам) и капитала банка. Максимально допустимое значение по коммерческим банкам установлено в размере 1,0.
Национальный банк Республики Казахстан в порядке надзора и регулирования банковской деятельности определяет порядок формирования обязательных страховых фондов банков для возмещения возможных убытков клиентам, возникающих по вине данного банка. Указанные фонды формируются за счет доходов соответствующих банков [9, c. 27].
Регулирующая деятельность
Нацбанка основана на анализе динамики
основных макроэкономических показателей
(ВНП, НД, индекс цен, дефицит бюджета),
а также нормативных и
1.3 Необходимость банковского надзора как элемента финансового контроля
Указ "О дальнейшем совершенствовании системы государственного регулирования финансового рынка Республики Казахстан", подписанный президентом Нурсултаном Назарбаевым, "Упразднить Агентство Республики Казахстан по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы и Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее - агентства) с передачей их функций и полномочий Национальному Банку Республики Казахстан", - говорится в указе. Этим же указом президент распорядился определить Нацбанк правопреемником по обязательствам упраздняемых агентств.
На данном этапе развития нашу систему банковского регулирования можно условно разделить на два блока:
Более подробно система банковского регулирования рассмотрена на рисунке 1.1
СИСТЕМА БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Правовоерегулирование
КОНТРОЛЬ
Разумноеэкономическоерегулиров
Законы 1 яруса
внутренний
государственный
общественный
Закон о банках и банковскойдеятельности
внешний
Банковскийнадзор
Саморегулирование
Риск-ориентированныйнадзор
Дистанционный
Закон о центральномбанке
независимый
Инспекционный
Законы 2 яруса
Законывсеобщегодействия
Законы 3 яруса
Законы, регулирующие деятельность другихфинансовых институтов
Рисунок 1.1Система банковского регулирования.
Банковский надзор включает в себя
дистанционное заочное
Дистанционный (документарный) надзор
как основной метод контроля за работой
банков - это метод разумного надзора,
который заключается в
Ежеквартально предоставляется отчетность банков, основанная на международных стандартах. Данная финансовая отчетность состоит из 35 таблиц, содержащих конкретные данные о финансовом положении банка и результатах его деятельности. Данные, сгруппированные в таблицах, обрабатываются автоматизированным способом при помощи системы "BOSS", позволяющей на основе данных финансовой отчетности, получать объективную картину финансового состояния банка и определять место (рейтинг) банка в группе сопоставимых банков.
Таким образом, на основе данных, получаемых из различных отчетов, представляемых банками, сотрудники дистанционного надзора ежемесячно составляют краткое заключение, называемое "Статус-репорт" - документ, позволяющий объективно оценить текущее финансовое состояние банков, по результатам рассмотрения которого вместе с соответствующими рекомендациями и предложениями заключение по банку выносится на рассмотрение руководства для принятия окончательного решения.
Несмотря на то, что отчетность
обычно предусматривает включение
данных, необходимых для
Проведение инспекционных
Для реализации законодательства
закрепленных за ними функций в области
банковского регулирования и
надзора Нацбанку предоставлены
полномочия применять меры воздействия
за нарушения законодательства,
Предупредительные меры воздействия
применяются в основном на ранних
стадиях возникновения
Принудительные меры воздействия
применяются в случае нарушения
банком банковского законодательства,
По существу надзор в понимании контроля есть важная функция государственного управления за соблюдением исполнительской дисциплины и правопорядка, за осуществлением правомерности каких-либо операций (финансовый контроль, страховой надзор, прокурорский надзор, надзор по соблюдению техники безопасности, безопасности дорожного движения и другие его виды).
Среди множества причин, обосновывающих
необходимость банковского
Первая и главная причина касается вопроса о том, насколько общественность верит в надёжность банковской системы вообще и отдельных банков в частности. Доверие к банковской системе весьма важно, поскольку источником её финансирования в условиях рынка служат средства корпоративных и частных клиентов, без которых банки не могли бы эффективно осуществлять свое основное предназначение — оказывать финансовые услуги. Наличие нездоровых или ухудшающихся условий, которые могут подорвать доверие к банку, должно быть вскрыто в результате проводимой инспектором/аналитиком оценки адекватности капитала, качества активов, менеджмента, ликвидности и доходности. Таким образом, заслужить доверия общественности можно путём обеспечения защиты вкладчиков на основе развития здорового и сильного банковского сектора.
Во-вторых, постоянный мониторинг в сочетании с периодическими проводимыми инспекциями банков является наилучшим средством предотвращения нарушений банковских законов и нормативных актов, устанавливающих границы, в рамках которых должна осуществляться надежная и устойчивая банковская деятельность. Следует отметить различие между регулированием и пруденциальным регулированием. Пруденциальное регулирование призвано обеспечить надежность и устойчивость банков. Это достигается путем критической оценки всех аспектов банковской деятельности. Акцент делается на внедрении политики и процедур, призванных обеспечить устойчивость банковских институтов и устранении факторов, которые могли бы ослабить такие институты.
Информация о работе Анализ государственного регулирования банковской деятельности в Казахстане