Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:53, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение системы государственного регулирования банковской деятельности. Исходя из данной цели, можно выделить следующие задачи:
необходимость системы государственного регулирования банковской деятельности в регулировании деятельности коммерческих банков и важность её развития в будущем;
анализ деятельности коммерческих банков на финансовом рынке страны;
анализ выполнения нормативов коммерческих банков
Введение
3
1
Теоретические основы государственного регулирования банковской деятельности
6
1.1
Роль банковского надзора в регулировании деятельности коммерческих банков
6
1.2
Этапы реализации банковского надзора
14
1.3
Необходимость банковского надзора как элемента финансового контроля
23
2
Анализ государственного регулирования банковской деятельности в казахстане
38
2.1
Современное состояние банков второго уровня в Республике Казахстан
38
2.2
Регулирование банковской деятельности НБ РК
44
2.3
Анализ выполнения пруденциальных нормативов банками второго уровня
53
3
Проблемы и перспективы совершенствования системы государственного регулирования банковской деятельности
71
3.1
Проблемы государственного регулирования банковской деятельности.
71
3.2
Перспективы использования международных стандартов в банковском регулировании Казахстана
76
3.3
Перспективы совершенствования банковского регулирования в РК
83
Заключение
90
Список использованной литературы
92
2. Анализ государственного регулирования банковской деятельности в казахстане
2.1 Современное состояние банков второго уровня в Республике Казахстан
В соответствии с Законом о банках и банковской деятельности в Республике Казахстан: Банк - юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, которое в соответствии с Законом правомочно осуществлять банковскую деятельность.
Банки создаются в форме акционерных обществ.
Банк использует в качестве своего наименования то, которое записано в его уставе.
Наименование банка должно содержать слово "банк" или производное от него слово. Всем банкам, кроме Национального Банка, запрещается использовать в своем наименовании слова "национальный", "центральный" в полном или сокращенном виде на любом языке. Всем банкам запрещается использовать в своем наименовании слово "государственный" в полном или сокращенном виде на любом языке.
Наименование исламского банка должно содержать словосочетание "исламский банк".
Банк с иностранным участием - банк второго уровня, более одной трети размещенных акций которого находятся во владении, собственности и/или управлении:
а) нерезидентов Республики Казахстан;
б) юридических лиц - резидентов Республики Казахстан, более одной трети размещенных акций или долей участия в уставных капиталах которых находятся во владении, собственности и/или управлении нерезидентов Республики Казахстан либо аналогичных им юридических лиц - резидентов Республики Казахстан;
в) резидентов Республики Казахстан, являющихся распорядителями средств (доверенными лицами) нерезидентов Республики Казахстан либо юридических лиц.
В ходе анализа процесса становления и развития банковской системы Казахстана, выделены следующие важные его этапы:
Первый этап (1987 - 1991 гг.) можно
назвать подготовительным, он начался
за несколько лет до основных процессов
становления, когда были реорганизованы
отраслевые банки, и к моменту
обретения республикой
Второй этап (1992 - 1993 гг.) характеризовался больше количественным, нежели качественным ростом банковской системы в условиях высокой инфляции (1258% в 1992г., 2500% в 1993г.). Формирующаяся в Казахстане банковская система, еще не имеющая четкого представления о том, как нужно самим справляться с ее управлением, характеризовалась слабым правовым контролем со стороны Национального банка Казахстана (Нацбанка), достаточно мягкими требованиями к процедуре создания банка, что создало предпосылки к формированию многочисленных банков-однодневок. Второй этап также характерен тем, что в ноябре 1993 г. Казахстан вышел из рублевой зоны и ввел национальную валюту тенге.
Третий этап (1994 - 2003 гг.) –
по продолжительности самый
Четвертый этап (2004 - август 2007 гг.) рассматривается, как период стремительного «бурного» развития банковской системы Казахстана и ее интеграция в мировой финансовый рынок. В 2004 г. на финансовом рынке появился новый регулирующий орган, представляющий интересы государства - Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН), разделивший с Нацбанком часть его полномочий.
Пятый этап или кризисный период – выделяется с сентября 2007 г. по настоящее время. В этот период происходит переосмысление сложившихся стереотипов по вопросам, связанным с местом и ролью современной банковской системы, продолжается трудный процесс преобразования банковской сферы, осложненный финансовым кризисом, поиск модели банковской системы нового типа, адекватной состоянию экономики.
Период 2004 – август 2007
гг. как период стремительного
«бурного» роста банков и
Банки все более активно через свои дочерние организации проникают на рынок ценных бумаг, страховой рынок, в деятельность пенсионных фондов, то есть происходит трансформация банков в универсальные финансовые институты с развитой филиальной сетью. В процессе проведенного анализа банковской деятельности за так называемый период стремительного «бурного» роста (2004-06 годы) и два кризисных года (2007-08 годы) выявлены определенные тенденции и приоритеты, характеризующие особое место и роль банков второго уровня в данных секторах рынка. Развитие финансового рынка предопределило неизбежность вовлечения в его функционирование коммерческих банков, которые традиционно доминировали на рынке денег и капиталов. В то же время выявлено, что для казахстанских банков кредитование остается преимущественной формой активной деятельности.
Модель развития банковской системы
складывалась под воздействием мирового
финансового рынка, предлагавшего
доступные и неограниченные ресурсы.
Уход казахстанских банков от реалий
национальной экономики был неизбежен
в связи с легкостью получения
доступа к дешевым ресурсам Запада.
Именно такой путь для извлечения
максимальной прибыли кратчайшим путем
через дешевые внешние займы,
направляемые на кредитование рынка
недвижимости и потребительского рынка,
был выбран отечественными банками
в начале 2000-х годов. Это привело
к логическому витку
Высокий уровень роста кредитования, характерный для предыдущих периодов, сменился более умеренными темпами, что в свою очередь не могло не повлиять на уровень развития финансовых отношений в стране (таблицы 2.1, 2.2).
Состав и структура кредитного портфеля коммерческих банков подтверждает выводы о «перекосах» в направлениях использования кредитных ресурсов в сторону потребительских кредитов и отдельных приоритетных высокорискованных отраслей (торговли и строительства).
Таблица 2.1
Основные показатели банков второго уровня Казахстана
Годы |
Активы |
Собственный капитал |
Ссуды экономике |
|||
Объем млн. долл. |
% роста |
Объеммлн. долл. |
% роста |
Объеммлн. долл. |
% роста | |
2004 |
1145 |
100 |
161,2 |
100 |
672,4 |
100 |
2005 |
1677,9 |
146,5 |
233,5 |
144,8 |
970,1 |
144,3 |
2006 |
2687,5 |
234,7 |
347,2 |
215,4 |
1484,3 |
220,7 |
2007 |
4515,1 |
394,3 |
586,9 |
364,1 |
2592,1 |
385,5 |
2008 |
8872,0 |
774,8 |
1168,6 |
724,9 |
5992,0 |
891,1 |
2009 |
11684,6 |
1020,7 |
1780,2 |
1104,3 |
8868,3 |
1318,9 |
2010 |
11889,3 |
1038,4 |
1947,8 |
1208,3 |
9244,5 |
1374,8 |
2011 |
24639,4 |
1254,6 |
2145,8 |
1435,4 |
9865,6 |
1475,7 |
Примечание – составлено автором на основе источника [4] |
Полагаем, что неразрешенность
проблемы высокой концентрации кредитов
в строительной отрасли, непрозрачность
структуры собственности и
- усиление отраслевой
специализации и подготовки
- смена приоритетов в
методах кредитования с
Таблица 2.2
Структура кредитов банков второго уровня Казахстана
по отраслям экономики (в %)
Отрасли экономики |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Промышленность |
16,9 |
11,1 |
9,7 |
10,2 |
10,0 |
9,5 |
Сельское хозяйство |
6,3 |
4,4 |
3,6 |
3,4 |
3,7 |
3,7 |
Строительство |
12,1 |
13,9 |
17,2 |
19,6 |
17,1 |
16,9 |
Транспорт |
3,7 |
2,3 |
1,9 |
2,1 |
2,2 |
2,1 |
Связь |
0,8 |
0,7 |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
0,8 |
Торговля |
24,6 |
23,3 |
21,3 |
22,8 |
22,5 |
23,7 |
Другие отрасли (непроизводственная сфера, индивидуальная деятельность) |
35,5 |
44,3 |
45,8 |
41,3 |
40,5 |
38,6 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Примечание – составлено автором на основе источника [8] |
Универсальная банковская деятельностьпредполагает способность банков предлагать практически неограниченное число услуг финансового характера, что дает основание сделать заключение о возможном неограниченном разнообразии элементов и инструментов, которые могут составить основу модели банковского дела в недалеком будущем. В проведенном исследовании за основу модели банковского дела приняты банковские продукты, банковские институты, а также инфраструктура и регуляторы.
Наиболее приемлемые процедуры и условия, достойные применения в модели казахстанского банковского дела, на наш взгляд, это:
- взаимоотношения с клиентами по принципу «основного» банка;
- приоритет кредитования малого и среднего бизнеса в кредитной политике банков;
- методика банковского
надзора, акцентированная на
- условия создания и
функционирования банка
- система поддержки
Для успешного функционирования обновленной модели банковского дела, с нашей точки зрения, необходимы:
- доверительные договорные
отношения банка и клиента
на основе разумного сочетания
объектного и субъектного
- развитая институциональная структура, включающая разные виды финансовых посредников;
- внедрение мировых достижений
и позитивного опыта
- инновации и традиционные
банковские продукты, направленные
на стимулирование развития
- «гибкая» система банковского
надзора в лице Агентства по
регулированию и надзору
В связи с бурным развитием
банковского сектора
Информация о работе Анализ государственного регулирования банковской деятельности в Казахстане