Анализ государственного регулирования банковской деятельности в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:53, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение системы государственного регулирования банковской деятельности. Исходя из данной цели, можно выделить следующие задачи:
необходимость системы государственного регулирования банковской деятельности в регулировании деятельности коммерческих банков и важность её развития в будущем;
анализ деятельности коммерческих банков на финансовом рынке страны;
анализ выполнения нормативов коммерческих банков

Содержание

Введение
3
1
Теоретические основы государственного регулирования банковской деятельности

6
1.1
Роль банковского надзора в регулировании деятельности коммерческих банков

6
1.2
Этапы реализации банковского надзора
14
1.3
Необходимость банковского надзора как элемента финансового контроля

23
2
Анализ государственного регулирования банковской деятельности в казахстане

38
2.1
Современное состояние банков второго уровня в Республике Казахстан

38
2.2
Регулирование банковской деятельности НБ РК
44
2.3
Анализ выполнения пруденциальных нормативов банками второго уровня

53
3
Проблемы и перспективы совершенствования системы государственного регулирования банковской деятельности

71
3.1
Проблемы государственного регулирования банковской деятельности.

71
3.2
Перспективы использования международных стандартов в банковском регулировании Казахстана
76
3.3
Перспективы совершенствования банковского регулирования в РК
83
Заключение
90
Список использованной литературы
92

Вложенные файлы: 1 файл

готовая дипломная работа!.docx

— 408.06 Кб (Скачать файл)

Заочные и очные проверки дают инспектору надзора возможность понять глубину и установить причину проблем, с которыми столкнулся банк и таким образом,   предоставляют  ему  фактологическую  основу   для  разработки корректирующих мер, рекомендаций и инструкций. Постоянный мониторинг банков, в частности тех, которые испытывают финансовые трудности, позволяет инспектору быть в курсе всех изменений в лучшую или худшую сторону, а также служит мерилом эффективности принимаемых корректирующих мер.

В нашем понимании «регулирование банковской деятельности» -  понятие достаточно широкое, включающее в себя лицензирование (разрешение) на банковскую деятельность, собственно надзор за деятельностью банковской, принудительные меры воздействия в соответствии с его требованиями, которые чаще называются «рекомендациями по оздоровлению финансового положения банка», и в случае невыполнения рекомендаций  - отзыв лицензии, процедуру банкротства: консервацию, ликвидацию банка.

Если регулирование – это подчинение определенному порядку или правилам, а контроль – проверка выполнения чего-либо, например, законов, предписаний, решений и так далее, то нужно более чётко определить задачи и функции банковского надзора.

ВсоответствиисЗакономРеспубликиКазахстан«Огосударственномрегулированиии надзоре финансового рынка и финансовых организаций» перед Нацбанкомпоставлены следующие задачи:

1) реализация мер  по недопущению нарушений прав и законных интересов потребителей финансовыхуслуг;

2) создание равных условий для функционирования соответствующих видов финансовыхорганизаций на принципах добросовестной конкуренции;

3) повышениеуровнястандартовиметодоврегулированияинадзоразадеятельностью финансовых организаций, использование мер по обеспечению своевременного и полного выполнения ими принятых обязательств;

4) установление стандартов деятельности финансовых организаций, создание стимулов дляулучшения корпоративного управления финансовыхорганизаций;

5) мониторинг финансового рынка и финансовых организаций в целях сохранения устойчивости финансовой системы;

6) сосредоточение ресурсов надзора на областях финансового рынка, наиболее подверженныхрискам, с целью поддержанияфинансовой стабильности;

7) стимулирование внедрения современных технологий, обеспечение полноты и доступности информации для потребителей о деятельности финансовых организаций и оказываемыхими финансовых услугах.

Нацбанкв соответствии с возложенными на него задачами выполняет основные функциипогосударственномурегулированиюинадзору,втомчисленаконсолидированной основе, в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, за банковской, страховой деятельностью, деятельностью накопительных пенсионных фондов, инвестиционныхфондов, а такжесубъектоврынка ценных бумаг.

Нацбанк несет ответственность за развитие здоровой и надежной банковской системы и следит за тем, чтобы банки оказывали услуги в соответствии с правовыми нормами и требованиями эффективной и устойчивой практики. Для выполнения этой задачи Нацбанк поставило следующие общие цели:

(1) Обеспечение надежной и устойчивой  практики работы банков;

(2) Поощрение конкуренции между  банками;

(3) Повышение эффективности инспекций  и надзора;

(4) Обеспечение справедливого доступа  к кредитам.

Дистанционный надзор- это несомненно аналитический метод разумного  надзора, который заключается в  систематическом анализе предоставленный  банками отчетности на ежемесячной  и квартальной. Осуществляется по системе  BOSS на основе отчётов, документов сведений. Это ежедневный контроль регуляторная финансовая отчётность включает в себя баланс, отчёты о прибылях и убытках, о выполнении пруденциальных нормативов, по ведению валютных операций, о  размере участия банка об участии  в капитале того либо иного юридического лица. Дистанционный надзор – это  регулирование выполнения банками  нормативов, установленных правилами  о пруденциальных нормативах.

Инспекторский надзор оценивает, как  правило, величину банков по активам, степень  аффилированности, знакомится с оценками рисков внутреннего и внешнего аудита, мнением курирующего супервизора. Производится периодически, с выездом  инспектора в учреждение.

Различают следующие виды инспекций:

  1. комплексную;
  2. ограниченную;
  3. специальную;
  4. по обращениям государственных органов.

Комплексная инспекция – проверка деятельности банка, по результатам  которой даётся оценка финансового  и институционального состояния  банка с использованием системы  рейтинговой оценки CAMELS.

Ограниченная инспекция – проверка деятельности банка по отдельным  вопросам, затрагивающим его финансовое и институциональное состояние, при этом в случае охвата достаточного количества вопросов даётся оценка отдельных  компонентов системы CAMELS.

Специальная инспекция – проверка деятельности банка по следующим  специализированным направлениям:

  1. Кастодиальная деятельность;
  2. Операции по трастовому (доверительному) управлению;
  3. Операции с иностранной валютой и соблюдение валютного законодательства;
  4. Информационные технологии в банке;
  5. Состояние платёжной системы.

Инспекция по обращениям государственных  органов представляет собой проверку деятельности банка, проводимую в целях  осуществления уполномоченными  государственными органами своих функций, в том числе производства уголовных  дел по указанным в их обращении  вопросам.

Задачи банковского  надзора:        обеспечение соблюдения законов и установленных правил в банковской деятельности, в интересах страны, населения, клиентов и учредителей банков;

  • обеспечение соответствия деятельности банков денежно-кредитной  валютной и финансовой политике государства;
  • обеспечение укрепления и совершенствования работы отдельных банков и банковской системы в целом, повышение уровня банковского дела в стране
  • внедрение и развитие широкого круга банковских услуг в интересах населения и экономики в целом.

Основными целями очного и заочного надзора являются:

  • обеспечение объективной оценки финансового состояния банка;
  • выявление и последующий контроль за теми участками работы, где

руководству требуется принять  какие-то корректирующие меры для усиления банка, улучшения качества его работы и соблюдения соответствующих законов, правил и нормативных актов.

Национальный банк РК пользуется классификационной системой CAMEL. Эта классификационная система дает общую картину для обобщения оценок показателей работы и уровня соблюдения законности для каждого банка. Для получения комплексного рейтинга проводится оценка по следующим показателям:

С  Адекватность капитала 

А  Качество активов 

М Менеджмент  

Е  Доходность  

L  Ликвидность  

Надзорный цикл — это план неотложных мероприятий по надзору за банком. Надзорный цикл начинается с даты завершения инспекции (дня, когда инспекционные мероприятия завершены и подготовлен отчет директору департамента надзора) и длится до начала следующей проверки, т.е. дня, когда инспектора приступают к работе в банке или к изучению данных при подготовке к следующей инспекции. Цикл включает все запланированные мероприятия по надзору, которые должны состояться в данный отрезок времени, с учетом процедурных требований по частоте инспекций и отражает риск, присущий конкретному банку.

Полномасштабная очная  инспекция — это комплексная проверка, достаточная по своему объему для оценки общего рейтингового уровня по следующим компонентам: капитал, активы, менеджмент, доходность и ликвидность (CAMEL). Полномасштабная очная проверка на месте обычно завершается составлением единого отчета о проверке (ЕОП).

Целевая инспекция — это проверка, которая не охватывает всех тех аспектов деятельности банка, которые рассматриваются при проведении полномасштабной проверки. Несколько целевых проверок могут быть проведены вместо одной комплексной проверки. Целевые проверки могут сосредоточиться на каком-либо участке работы банка,  например,  на кредитах,  или же  ограничиться специализированной инспекцией, скажем, трастовой деятельности.

Для упрощения разделения банков на категории более или менее подверженные риску, все банки разделены на две большие группы:

крупные и малые

Крупным банком считается:

  • банк, имеющий сумму активов, эквивалентную 5 млрд. тенге и более или
  • банк, входящий в холдинговую компанию, которая имеет в своем составе хотя бы один банк с активами на сумму не менее 5 млрд. тенге.

Малым банком считается:

  • банк, общая сумма активов которого менее 5 млрд. тенге или
  • банк, входящий в холдинговую компанию, в структуре которой нет ни

одного банка, обладающего активами на сумму, равную или превышающую 5 млрд. тенге.  

Частота и объем проверок надежности и устойчивости работы банков устанавливает  требования к частоте очных инспекций  надежности и устойчивости работы банков. Каждый банк должен пройти полномасштабную  очную проверку не реже одного раза в год. Это требование распространяется на все связанные финансовые учреждения. Продление срока между проверками с 12 до 18 месяцев разрешается только при наличии всех приведенных  ниже условий:

  • Общая сумма активов на момент окончания предыдущей проверки быламенее 5 млрд.тенге;
  • Банк считается хорошо капитализированным по стандартам CAMEL;
  • Хороший уровень менеджмента;
  • Состояние банка оценивается как надежное или удовлетворительное

          (комплексный  рейтинг по CAMEL 1 или 2);

  • К банку не применялись какие-либо меры воздействия.

Никто не приобрел права контроля над данным банком в течение 12-месячного срока, на протяжении которого требуется полномасштабная очная инспекция.

Целевые проверки могут быть предприняты  в том случае, если требуется дополнительная информация для выяснения условий, которые могут привести к ухудшению  положения дел в банке, и определения  мер по уменьшению вероятного ущерба.

НБРК проводит постоянный дистанционный анализ (статус репорт) банков как компонент обычной надзорной практики. Согласно заведенному правилу, проводит комплексный ежеквартальный дистанционный анализ всех крупных банков, а также банков, которым были присвоены 3, 4 или 5 рейтинг по классификации CAMEL. В анализ включается стандартный набор коэффициентов и другая статистическая информация, обработанная "Системой дистанционного банковского надзора " (BOSS) и сопровождаемая письменным комментарием, достаточным для подтверждения рейтингов в системе CAMEL.  Цель такого подтверждения в том, чтобы обосновать соответствие присвоенных рейтингов истинному положению дел. Необходимость изменения рейтинговой оценки в целом или ее отдельных компонентов ввиду определенных обстоятельств, является, в свою очередь, поводом для внесения поправок в существующую стратегию надзора, что составляет суть системы раннего оповещения, призванной выявлять нарождающиеся проблемы и те участки работы банков, где надзорные силы могли бы быть наиболее действенными и необходимыми.

Кроместатус репортов, проводит ежемесячные  обзоры всех крупных банков и всех банков с классификационным уровнем CAMEL 3, 4 или 5. Основное внимание в этих кратких обзорах уделяется вопросам соблюдения банками регуляторных нормативов, а также требований любого официального соглашения. Сводка статистических данных по банку, включающая нормативные коэффициенты и нормативы, выполнения которых  требует официального соглашения (если таковое имеется), должна быть приложена  к ежемесячному обзору.

НБРК предоставляет руководству банков приоритет в вопросах выявления и управления риском, стоящим перед их учреждениями. Руководство банка обязано контролировать разные виды риска на основе здравых фундаментальных принципов. Благоразумное страхование от убытков являет собой пример следования указанным принципам. Многие из здравых фундаментальных принципов содержатся в документах, законах, нормативных актах, разработанных НБРК, а также в руководстве Агентства по стратегии банковского надзора.

НБРК следит за тем, чтобы банки своевременно выявляли, оценивали и контролировали разного рода риски, которым подвержена банковская система в целом и каждый банк в отдельности. Более того, НБРК отслеживает обеспеченность этих рисков соответствующим капиталом.

НБРК обязано четко доводить до сведения банков и супервизоров (инспекторов) здравые фундаментальные принципы и нормативы. В зависимости от сложности и объема   деятельности   некоторые   нормативы   должны   применяться дифференцированно. К примеру, не все банки должны иметь письменные внутренние правила проведения трастовых операций. Однако все банки должны следовать здравым фундаментальным принципам, чтобы контролировать свои трастовые операции разумно и эффективно. Банки, не придерживающиеся надежных методов работы, подвергают себя большей степени риска. В этом случае НБРК может потребовать наличия письменно изложенных внутренних правил или нормативов. Некоторые нормативные требования носят гораздо более обязательный характер. Например, согласно закону, все банки должны иметь письменно изложенную кредитную политику.

Информация о работе Анализ государственного регулирования банковской деятельности в Казахстане