Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 09:14, курсовая работа
Целью данной работы является показать установленный в республике порядок кредитования юридических лиц. Для этого предполагается выполнить следующие задачи: определить основные понятия кредитования, показать нормативно установленный порядок кредитования юридических лиц, проиллюстрировать на примере конкретного банка и его клиентов порядок кредитования, выявить основные проблемы, существующие в практике кредитования юридических лиц, поиск эффективного построения кредитных отношений банков с кредитополучателями и выявление причины не возврата кредита.
Определение приоритетов формирования портфеля заключается в выявлении тех отраслей, которые имеют более низкий уровень риска по сравнению со средним, а также отраслей, в которых банк может получить более высокую доходность по кредитованию и специализированному финансированию. Одновременно, как правило, могут определяться и отрасли с недопустимо высоким уровнем риска, в которых банку следует ограничить объемы кредитования.
Правила принятия рисков определяют правила, позволяющие минимизировать риск, и в рамках этого ограничения, насколько возможно, максимизировать доходность.
Таким образом, по завершении этапа планирования выстраивается иерархическая структура целей, которые необходимо достичь, соблюдая выработанные стандарты. На следующем этапе надо организовать деятельность по достижению целей кредитного портфеля.
Выполнение этой функции
подразумевает определение
- выбор критериев для оценки качества кредитов, составляющих кредитный портфель;
- разработку определенного метода оценки качества кредитов (процедуры кредитного анализа) на основе критериев и обучение персонала банка;
- организацию работы по
классификации кредитов по
- разработку способов накопления статистической информации по банку для определения процента риска для каждой группы классифицированных кредитов, доли просроченной задолженности и процентов списания ее за счет резерва банка в разрезе отдельных групп кредитов;
Как следует из изложенного, организационный этап включает работы как по отдельным кредитам, так и по кредитному портфелю в целом.
Следующим этапом в управленческом цикле является этап контролирования анализа полученных данных и внесения корректировок.
Представляется это самая
основная функция управления, поскольку
многие считают, что без контроля
невозможна реализация любого, даже самого
тщательно спланированного
Основной целью анализа и контроля качества кредита является снижение кредитного риска по каждому конкретному кредиту и потерь по кредитам на уровне кредитного портфеля банка в целом. В первом случае речь идет контроле за предоставлением и использованием кредитов (причем кредитов не только предприятиям, но и гражданам), включая непрерывный процесс отслеживания финансового состояния клиента, его кредитоспособности, направлений использования средств на протяжении всего периода кредитного договора. Во втором случае классификация портфеля кредитов по качеству позволяет дифференцировать степень контроля по различным категориям кредитов. Порядок кредитного контроля для каждой категории кредитов определяется руководством банка.
Процесс кредитного мониторинга
строится на предшествующей ему процедуре
кредитного анализа. Его целью является
отслеживание изменения кредитоспособности
кредитополучателя и
В ходе мониторинга используется система классификации рисков для ранжирования кредитов по их качеству. Важнейшими факторами, в соответствии с которыми осуществляется ранжирование кредитов, являются состояние отчетности, информация о состоянии дел и счетов клиента, отношения с клиентами, наличие обеспечения.
Аналитические приемы, применяемые в кредитном анализе, используются и в мониторинге для отслеживания динамики показателей и анализа изменения кредитоспособности. Ликвидность, финансовая структура, рентабельность должны являться предметом постоянного анализа. В первую очередь должны непрерывно анализироваться слабые места, выявленные в ходе анализа кредитоспособности кредитополучателей. Структура кредита в соответствии с кредитным договором должна быть определена так, чтобы банк имел возможность локализовать отрицательные последствия в случае возникновения проблем. Кредитный договор, как таковой, является одним из ключевых инструментов, используемых в мониторинге.
Поскольку контроль невозможен без получения регулярной достоверной информации, важнейшим элементом кредитного мониторинга является ее сбор. Получаемая информация, как правило, должна включать: абсолютную величину кредитного риска, величину кредитного риска с учетом обеспечения, первоначальные кредитные рейтинги, пере смотренные кредитные рейтинги, экспресс анализ текущего финансового состояния крупнейших кредитополучателей, показатели обслуживания задолженности, отчетность о резервировании на случай потерь по кредитам и др.
Естественно, что полученная в ходе контроля информация служит основой для начала следующего управленческого цикла (планирование, организация, мотивация, контроль) и, в первую очередь, для анализа с целью выявления высокодоходных и в то ж время низкорискованных направлений в соответствии с текущей ситуацией на рынке отбора приоритетных сегментов кредитного рынка путем ретроспективного анализа рискованности различных направлений кредитной деятельности в предшествующих периодах, корректировки направлений кредитования в соответствии с изменением стратегических целей и приоритетов банка.
Корректирующие действия банка включают мероприятия, направленные на улучшение качества отдельных кредитов: проведение переговоров с кредитополучателем по реструктуризации кредита, снижение уровня задолженности за счет лучшего управления оборотным капиталом, привлечение консультантов (по техническим, маркетинговым или финансовым вопросам), продажа активов кредитополучателя и др. [23].
Рассматривая возможности
совершенствования кредитных
1) ужесточить требования,
предъявляемые к ведению
- постоянному анализу
финансового состояния
- анализу залогов и
иного обеспечения
- соблюдению принципов кредитования;
- периодическому тестированию выданного кредита на предмет его возвратности (мониторинг состояния кредитополучателя, целевых рынков, экономической ситуации и т.д.);
- выявлению проблемных
кредитов и разработке
2) создать в банке новый
отдел, к функциям которого
относилось бы изучение и
3) для работы с VIP клиентами необходимо выделить опытного работника кредитного отдела и работника бухгалтерии, которые в дальнейшем специализировались бы только на их обслуживании;
4) разработать стандартные
формы для сбора финансовой
и нефинансовой информации: ввести
единую по всем филиалам
5) обеспечить регистрацию
всех заложенных объектов в
едином органе (это также может
быть вышеуказанное бюро), причем
доступ к информации о
Для снижения степени кредитного
риска необходимо или повысить уровень
эффективности инвестиций в основной
капитал или увеличить
Кроме того в целях снижения кредитных рисков, в Республике Беларусь работает институт кредитного рынка — Кредитное бюро, которое создано при Национальном банке на основе уже существующей законодательной базы, без принятия законодательного акта, регулирующего деятельность кредитного бюро. Были разработаны нормативные документы, создана АИС КБ. Это позволило в установленные сроки запустить механизм работы кредитного бюро: банки в форме ежемесячной отчетности передают информацию о кредитных договорах и об исполнении обязательств по ним и получают информацию в виде кредитных отчетов. Дальнейшее развитие системы "Кредитное бюро" требует совершенствования законодательной базы.
Рассматривая возможности
совершенствования кредитных
1) ужесточить требования,
предъявляемые к ведению
2) создать в банке новый
отдел, к функциям которого
относилось бы изучение и
3) для работы с VIP клиентами необходимо выделить опытного работника кредитного отдела и работника бухгалтерии, которые в дальнейшем специализировались бы только на их обслуживании;
4) разработать стандартные формы для сбора финансовой и нефинансовой информации;
5) обеспечить регистрацию всех заложенных объектов в едином органе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Определение банка как учреждения, которое аккумулирует свободные денежные средства и размещает их на возвратной основе, позволяет выделять в его деятельности пассивные и активные операции.
С помощью пассивных операций
банки формируют свои ресурсы. Суть
их состоит в привлечении
Исторически пассивные операции играли первичную роль по отношениям к активам, так как для осуществления активных операций необходимым условием является достаточность ресурсов.
К пассивным операциям с юридическими лицами относят:
♦ ;
♦ прием вкладов (депозитов);
♦
открытие и ведение счетов клиентов,
в том числе банков-
♦
получение межбанковских
♦ выпуск собственных ценных бумаг (облигаций, векселей, депозитных и сберегательных сертификатов);
♦ операции РЕПО;
♦ евровалютные кредиты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Банковский Кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. N 441-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 17.07.2011 N 185-З) // Информационная база данных нормативно-правовых актов «Консультант-плюс».
2. Научно-практический комментарий к Банковскому кодексу Республики Беларусь: в 2-х кн. Кн.2 / Д.А. Калимов, А.М. Ковалева, С.В. Овсейко и др. – Мн.: Дикта, 2002 – 704 с.
3. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. Краткий курс/Под ред. П.Ф. Самсонова. М.:Инфра М. 2011, 302с.
4. Правила начисления процентов в банках Республики Беларусь, утвержденные Постановлением Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 29.12.2012 г. N 31.3г.
5. Томкович Р.Р. Банковский кредит / Сборник нормативно-правовых актов и аналитических материалов «Консультант-плюс» по состоянию на 11 марта 2013 г.
6. Динамика кредитных вложений банков по видам деятельности в национальной и иностранной валютах // Белорусский банковский бюллетень. 2013. №1, С. 107-108с.
Информация о работе Виды операций проводимых банками с юридическими лицами