Государственное регулирование ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:10, курсовая работа

Краткое описание

Ценовая политика является частью экономической политики государства и в условиях рыночных отношений имеет особо важное значение. Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствует развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Цена и ценообразование как объект государственного регулирования
экономики. ………………....................................................................................5
2 . ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ЦЕНООБРАЗОВАНИИ………………………………..………………………...7
2.1 .Государственное регулирование в области ценообразования ……7
2.2 .Формы и методы воздействия государства на цены ……………….9
2.3. Воздействие верхнего предела цены на результат функционирования рынка …………………………………………………..….16
2.4. Воздействие верхнего предела цены на результат функционирования рынка ……………………………………………………...17
3. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТЫХ СТРАН…………………………….20
4.ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ…………. ……………………………………………...33
4.1. Проблема инфляции………………………………………………….33
4.2 Регулирование цен естественных монополий цены ……………….34
Заключение………………………………………………………………………39
Список использованной литературы…………………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ценообразование.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

   Фиксированные  цены стали одним из основных  видов  цен,  применяемых   при заключении государственных контрактов. В этом  случае  фиксированная цена устанавливается на  стадии  заключения  контракта,  обладает  определенной степенью  жесткости,  то  есть  не  изменяется  при исполнении  контракта. Предварительная фиксация  цены  предполагает  ограниченный   контроль   за затратами в ходе выполнения контракта со  стороны заказчика.  Предприятие- изготовитель в  данном  случае  принимает  на  себя  хозяйственный  риск  и получает широкие возможности получения дополнительной  прибыли за  счет экономии затрат.   Установление цен на  минеральное сырье,  добываемое  в государственных шахтах,    на   электроэнергию   с    государственных    электростанций    и железнодорожные,  почтово-теле-графные  тарифы  —  пример  фиксации  цен  на товары и услуги госсектора.

  Эти искусственно  заниженные цены и тарифы способствуют  снижению  издержек производства    в    частном    хозяйстве    и    повышению     национальной конкурентоспособности за счет  искусственно  пониженной  рентабельности  или дефицитности этих объектов государственной собственности.

     Контроль  над  ценами  на  определенные  виды   товаров   осуществляется национальными органами.   Примерами могут служить установление  цен на  уголь и черные  металлы.

   3. Установление  пределов возможного роста   цены  за  определенный  период времени или предельного уровня цены, то есть максимального или минимального уровня цены, выше или ниже  которого  цена  не  может подниматься.  Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях  дефицита,  так как рост свободных цен в конечном счете ведет к сокращению производства.  Фиксация цен или установление пределов их повышения  в  негосударственном секторе — типичное средство административного хозяйственного  регулирования. Применяется оно  редко  и,  как  правило,  в  условиях  рыночного  хозяйства является  неэффективным  в  долгосрочном  и  даже   среднесрочном   аспекте.

Используется  чаще  всего  в  исключительных  случаях  в  качестве  средства

ослабления  социальной напряженности.

   Многие  цивилизованные страны с развитой  рыночной  экономикой  уже   прошли этап регулирования верхних пределов цен на товары первой  необходимости,  в частности на продукты питания, и теперь уже отказались  от  этой  меры.  Но отказались не потому что она плоха, а потому что надобность в ней отпала, поскольку рынок полностью насыщен, существует  эффективная  конкуренция  не только между теми, кто производит товары, но  и  теми,  кто  их  реализует, полностью исключен монополизм производителей  и торговцев путем действия эффективного антимонопольного законодательства.

    4. Установление предельного норматива рентабельности.  В  этом  случае  в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. В России этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение.  Он  применяется при регулировании  цен   на   продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти  (например,  на  вывоз бытовых отходов,  ритуальные услуги и т. д).

 Размер их  был дифференцирован по отраслям  и группам продукции.   Цены  на  продукцию,  по  которой фактическая рентабельность  превышает установленный уровень,  должны  пересматриваться  предприятиями в сторону снижения. Дальнейшая реализация  этой  продукции должна  производиться по сниженным ценам с рентабельностью не выше предельного уровня.

   За рубежом  этот метод практически не  используется.  Он  имеет  серьезный недостаток: не заинтересовывает предприятия в снижении издержек. В мировой практике уровень цен регулируется через ограничения возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный капитал.

   5. Установление  предельных  размеров  снабженческо-сбытовых  и  торговых надбавок,  наценок.  Органам исполнительной  власти  на  местах  разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых  надбавок, наценок на соответствующей территории, определять порядок их  установления.

       Решение об установлении предельного уровня  названных  надбавок  и  наценок может распространяться  на   всю   продукцию,   реализуемую   в   пределах соответствующей территории.

   6. Для  биржевой торговли  и  вне   биржевого  оборота  может   быть  введен

 предельный  уровень   котировальных   цен   на   товары,   поступившие   из

 государственного  сектора и прогрессивное налогообложение прибыли  продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен .

   7. Декларирование  цен. По решению  органов   исполнительной  власти  может вводиться декларирование  оптовых (отпускных)  цен на   отдельные   виды продукции.  При этом  все   субъекты   предпринимательской   деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять  в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации.

       Органы   ценообразования   вправе   принимать   решение   о   регистрации декларируемой цены либо отказать в ее регистрации или принять решение об обоснованном  изменении   размера   декларируемой   цены   с   уведомлением предприятия-декларанта  о причинах  изменения,   если   при   формировании декларируемой цены допущены нарушения действующего законодательства.

      С  момента  регистрации  цены  субъекты   ценообразования,   производящие продукцию, на которую введено обязательное  декларирование  оптовых цен, обязаны заключать с потребителями договоры   на   поставку   продукции, оплачиваемой по цене, не выше зафиксированной в декларации.

   8. Установление  рекомендательных цен по важнейшим  видам продукции.  Такая практика имеет место в некоторых странах, например в США, Японии. Если цена превышает   рекомендуемый   уровень,   может   применяться    прогрессивное налогообложение прибыли,  полученной  от  реализации  товаров по   ценам, превышающим рекомендованные.

  Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования  является государственная  политика  установления  цен  на  так  называемые   акцизные товары.   Непосредственное    воздействие    на    формирование    цен    оказывают государственные  субсидии.  Один  из  видов  таких  субсидий  —  ценовые   предусматривает снижение цен  путем  специальных  доплат  производителю  или потребителю.

       Эффективным средством регулирования цен  является  налог  на  добавленную стоимость. Этот налог производители включают в цену  товара  или  услуги,  и дифференцированные   изменения   ставок   этого    налога    непосредственно воздействуют на цены.

  Особым  направлением     является   государственное   воздействие   на внешнеторговые  цены.  Государственное  поощрение   экспорта,   освобождение экспортеров  от  налогов  (возврат  налогов),  а  в  некоторых   странах   —экспортные  субсидии,  предоставление  льготных  кредитов   и   транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой  конкуренции  на мировом рынке.

          Косвенное вмешательство в ценообразование обеспечивается  применением совокупности  способов  и средств,  способствующих  расширению   товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов как на производимую, так и потребляемую продукцию.    Косвенное регулирование цен осуществляется:  путем применения  льготного налогообложения, льготного кредитования, субсидирования  и дотирования из бюджета, заключения органом власти  с юридическим или физическим  лицом договора о введении фиксированных цен на  реализуемую ими продукцию или услуги.

       Органы исполнительной власти могут поощрять заключение  соглашений  между производителями   и   потребителями   продукции   при    участии    органов государственного управления, а также принятия  производителями продукции односторонних обязательств, направленных на ограничение роста цен.  К формам косвенного  регулирования  цен  также  можно  отнести  различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами.

   •   Создание   условий    для    развития    здоровой    конкуренции    и

 предпринимательства.  Так,   для   повышения   эффективности   производства предприятий естественных монополий правительством  РФ  намечено  постоянно проводить анализ обоснованности затрат монополистов,  организовывать  торги по закупке продукции, используемой предприятиями естественных монополий.

   •   Разработка  специальных   правительственных   программ   по   развитию

 производства  товаров народного потребления,  расширению  услуг,  оказываемых населению,  увеличению  жилищного строительства  за  счет  государственных бюджетных ассигнований.

   • Государственное  финансирование НИР на разработку  и создание новых видов продукции.

   •   Государственное  стимулирование  привлечения  в   страну   иностранных

 инвестиций, создания совместных предприятий.

   •   Эффективное  использование   таможенных  тарифов,  льготных  таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по тем видам продукции,  по которой в стране  дефицит или которая   предназначена   для   социально незащищенных групп населения.

      Государство также может оказывать воздействие на  цены,  вступая   в

 интеграционные  союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налоги,  осуществляя эмиссию денег и т.д. Косвенное влияние на цены оказывают, по-существу,  все государственные регулирующие акции, какой бы цели они ни служили.

2.3.Воздействие верхнего предела  цены на результат функционирования  рынка.

Для начала рассмотрим нижний придел цены. Если минимальная цена ниже рыночной, то никаких серьёзных изменений  не будет, если минимальная цена выше рыночной, то возникает ситуация изображённая на Рис.1.

Рис. 1. Минимальная цена (ценовой пол)

Установление такой минимальной  цены может быть сделано по разным причинам. Например, для поддержания  производителя в трудный период (неурожайный год) так как спрос на данный товар не эластичен по цене, то цена будет изменяться в зависимости от величины предложения. Пол цены позволяет сохранять доход производителя в период низких цен. При нижнем приделе цены на рынке возникает излишек, который государство может использовать для закупки товара, например зерна, особенно в период затоваривания рынка, который будет сохранён для продажи во время дефицита. [8,80] Устанавливание минимальной зарплаты призвано увеличивать заработную плату некоторым работникам, но вместе с тем увеличивает безработицу, так как иногда издержки фирмы на заработную плату будут больше, чем доход, который принесёт данный работник. В нашей республике минимальная заработная плата не очень высокая, по этому она не сильно влияет на занятость людей, но в некоторых странах она достигает $6 за час труда. Но установление потолка цены влечёт за собой появление излишка товара, происходит затоваривание рынка, а это, как известно, чревато печальными последствиями. Высокие цены могут уменьшить спрос до такой степени, что фирмам станет не выгодно изготавливать данный вид товара. Если фирма монополист то товар может исчезнуть с рынка, иначе, с рынка уйдут самые слабые, в финансовом отношении фирмы, и тогда спрос относительно остальных оставшихся фирм возрастёт. Такой контроль над ценами стимулирует неэффективную работу. Так как цены высокие, то фирмы могут почувствовать, что снизилась необходимости поиска новых технологий, снижения издержек (произойдёт торможение в развитии экономики).

2.4.Воздействие верхнего предела  цены на результат функционирования  рынка.

Не редко можно встретиться  и с установлением верхнего придела  цены (ценовым потолком). Если верхний  придел цены установлен выше рыночной, то никаких серьёзных изменений  не произойдёт, но верхний придел цены устанавливается для ограничения роста цены и устанавливается ниже цены рыночного равновесия. Как правило, это делается для поддержания беднейших слоёв населения и для установления справедливости распределения товара. Например, во время войны или голода правительство может устанавливать максимальные приделы цен на основные товары для того, чтобы бедные слои населения могли приобрести их. При уменьшении цены уменьшается и предложение, но спрос при этом возрастает а, следовательно, возникает дефицит. Складывающаяся ситуация на рынки изображена на Рис.2.

Рис.2. Максимальная цена (ценовой потолок)

Но, несмотря на старания политиков, о  справедливости распределения товаров  на рынке между потребителями  говорить очень сложно. Так как  на рынке возникает дефицит, то, товара всем не хватает, по этому образуются длинные очереди, начинает работать принцип “Кто первый пришёл, тому и досталось”. Тогда государственные чиновники вводят талоны, на приобретение того или иного вида товара, чтобы первый пришедший не скупил всё что есть. Вместе с тем производитель получает меньше прибыли из-за того, что цены слишком малы, что непременно сокращает объём производства и усугубляет дефицит на данный вид блага. Государство может устанавливать различные льготы по налога обложению на данный вид товара. Но дефицит остаётся, и по этому продавцы могут распределять товары по определённому  принципу, например, только постоянным клиентам, по расовому признаку или землячеству. Возникает теневой рынок. Где товар продаётся гораздо дороже его законной стоимости. Государство не может контролировать такой рынок и теряет много прибыли с налогов теневой торговли.

На практике не редко встречается  ценовой коридор, который также  создан для контроля цены. С его  помощью политики устанавливают максимум и минимум цены, по которой можно продавать данный вид товаров или услуг. В результате функционирования рынка цены колеблются в рамках этого коридора. Такая система используется в ЕС в целях регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию. При этом если цены опускаются до минимального уровня, то специальные органы ЕС начинают скупать продукцию в буферные запасы. Если же рыночные цены повышаются до уровня максимальных цен, то специальные органы ЕС начинают продавать продукцию из буферных запасов, предотвращая таким образам резкое колебание цен.

Информация о работе Государственное регулирование ценообразования