Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:10, курсовая работа
Ценовая политика является частью экономической политики государства и в условиях рыночных отношений имеет особо важное значение. Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствует развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.
Введение ………………………………………………………………………….3
1. Цена и ценообразование как объект государственного регулирования
экономики. ………………....................................................................................5
2 . ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ЦЕНООБРАЗОВАНИИ………………………………..………………………...7
2.1 .Государственное регулирование в области ценообразования ……7
2.2 .Формы и методы воздействия государства на цены ……………….9
2.3. Воздействие верхнего предела цены на результат функционирования рынка …………………………………………………..….16
2.4. Воздействие верхнего предела цены на результат функционирования рынка ……………………………………………………...17
3. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТЫХ СТРАН…………………………….20
4.ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ…………. ……………………………………………...33
4.1. Проблема инфляции………………………………………………….33
4.2 Регулирование цен естественных монополий цены ……………….34
Заключение………………………………………………………………………39
Список использованной литературы…………………………………………...40
Нельзя забывать, что рыночная цена – это цена равновесия между спросом и предложением товаров и услуг на рынке. Рыночная цена образуется путём принятия миллионов маркетинговых решений между производителем и потребителем. Именно по этому государственное вмешательство не всегда имеет положительный характер. Государственные чиновники, желая поддержать производителя или беднейшие слои населения, устанавливают верхние и нижние приделы цен, но очень часто установление контроля над ценами отрицательно сказывается именно на тех, кому хотят помочь политики.
3. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТЫХ СТРАН.
Большинство стран с экономикой
смешанного типа в качестве общей тактики
используют правила ценообразования,
которые оформляются в виде законодательных
актов, регламентирующих порядок и методологию
формирования цен. В развитых странах
с рыночной экономикой государственными
органами выработаны общие принципы, методы
и нормативы установления цен. Кроме принятия
решений по стратегическим и тактическим
вопросам государственные органы берут
на себя функцию установления конкретных
цен на товары и услуги, имеющие для национальной
экономики и решающее значение.
Опыт зарубежных стран показывает, что
наряду с прямым установлением и регулированием
цен, государственные органы осуществляют
и контроль за ценами. В развитых странах
со смешанной экономикой сфера контролируемого
государством ценообразования составляет
от 10 ло 30% общего объема выпускаемой продукции.
Государственное регулирование цен в
странах с рыночной экономикой является
попыткой государства с помощью законодательных,
административных и бюджетно-финансовых
мероприятий воздействовать на цены таким
образом, чтобы способствовать стабильному
развитию экономической системы в целом,
т.е. через цены нивелировать циклические
колебания процессов воспроизводства.
В зависимости от конкретной хозяйственной
конъюнктуры регулирование цен носит
антикризисный и антиинфляционный характер.
Государственное
регулирование заключается в том, чтобы
не допустить инфляционного роста цен
в результате возникновения устойчивого
дефицита, резкого роста цен на эксплуатируемое
сырье и топливо, монополизма производителей,
способствовать созданию условий для
нормальной конкуренции, ориентирующей
на внедрение научно-технического прогресса.
Важной задачей при этом является достижение
определенных социальных результатов.
На способы
и методы государственного регулирования
цен оказывают влияние национальные и
климатические факторы, сырьевые и политические
условия, место страны в мировом разделении
труда.
Рассмотрим, с помощью каких мер и какими
методами осуществляется государственное
регулирование цен в ряде стран с рыночной
экономикой.
Заметное ускорение темпов роста оптовых
и розничных цен на внутреннем рынке США
в 70-х годах, перерастание умеренной инфляции
в галопирующую привели к необходимости
модификации экономической стратегии
страны. Первой наиболее естественной
реакцией государства стала попытка победить
инфляцию с помощью методов прямого регулирования
цен. В августе 1971 г. по инициативе администрации
Р. Никсона в США впервые в послевоенные
годы был установлен централизованный
контроль над ценами. Хотя президент Р.
Никсон и был против установления прямого
контроля над ценами и заработной платой,
сложное экономическое положение в стране
и давление общественного мнения вынудили
пойти его на крайние меры. Этому способствовало
и то обстоятельство, что в сложившейся
экономической ситуации снижение уровня
инфляции могло вызвать крайне болезненные
последствия, прежде всего увеличить масштабы
безработицы. Доминировала точка зрения,
что инфляция может быть ограничена без
уменьшения занятости в случае, если будет
введен контроль над ценами. Не имея альтернативной
программы косвенного регулирования экономики,
президент был вынужден пойти на замораживание
цен и заработной платы.
Следует отметить, что в краткосрочном
плане прямое регулирование цен способствовало
определенной стабильности экономики
США. К осени 1972 г. в стране снизились темпы
повышения оптовых и розничных цен, несколько
увеличилась занятость, стал быстро расти
ВНП. Однако довольно скоро выявились
негативные последствия централизованного
регулирования. Замораживание цен и заработной
платы ограничивало межотраслевой перелив
капиталов, тормозило инвестиционную
политику, снизило уровень деловой активности,
сдерживало рост доходов. Уже в мае 1974
г. администрация Д. Форда отказалась от
прямого контроля над ценами.
Попытки прямого регулирования цен предпринимались
и в последующие годы. Они затрагивали
прежде всего внутренние цены на энергоносители,
которые, отражая рост импортных цен на
нефть, нефтепродукты и природный газ
в 1974-1981 гг. высокими темпами, стимулируя
раскручивание инфляционной спирали.
Замораживание внутренних оптовых
цен на нефть, нефтепродукты и природный
газ, сдерживая развитие инфляционных
тенденций, привело к ряду негативных
последствий в экономике. Недостаток инвестиций
в энергетическое хозяйство, отсутствие
заинтересованности у добывающих корпораций
в разработке новых месторождений нефти
и природного газа ввиду контроля над
уровнем цен привели к тому, что импорт
нефти в США, несмотря на рост мировых
цен, продолжал вплоть до 1981 г. увеличиваться
высокими темпами. Р. Рейган после своего
избрания президентом, в январе 1981г. отменил
контроль над внутренними ценами на нефть
и нефтепродукты. "Контроль над ценами
сдержал производство, стимулировал потребление,
подавлял технологические достижения
и делал США более зависимым от энергетического
импорта", - так комментировал Рейган
свое решение.
В настоящее
время американская администрация, ограничивая
государственное финансирование и прямое
регулирование цен по отдельным товарным
группам, делает упор на активное использование
рыночных рычагов и методов косвенного
регулирования, способствующих общему
оздоровлению экономического положения
в стране. В целом такой подход оказывал
в последние годы стабилизирующее воздействие
на развитие инфляционных процессов. Среди
основных направлений косвенного регулирования
цен можно вылелить следующие:
- рестрективная кредитно-денежная политика,
регулирование учетной ставки федеральных
резервных банков;
- сокращение дефицита государственного бюджета;
- федеральные закупки товаров и услуг;
- налоговая политика.
В результате эти направления государственной макроэкономической политики влияют на измерение соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке США и таким образом определяют базовые пропорции обмена и уровня цен.
Прямое государственное регулирование цен в настоящее время применяется лишь в высокомонополизированных отраслях, попадающих под юрисдикцию антитрестовского регулирования. Так, специальные комиссии устанавливают тарифы на пользование электроэнергией, некоторые коммуникационные услуги.
Всего в США государством регулируется
от 5 до 10% цен.
Особо следует остановиться на государственном
регулировании цен на продкцию аграрного
комплекса. В рамках федеральных сельскохозяйственных
программ фермеры, занимающиеся выращиванием
зерновых, получают от Министерства сельского
хозяйства США займы на финансирование
производства. Собранный урожай они могут
продавать по рыночным ценам и расплачиваться
за займы частью выручки. Если же рыночные
цены опускаются ниже уровня контрольных
цен, установленных конгрессом, фермер
может сдать урожай государству по контрольным
ценам, расплачиваясь за заем и получая
выручку.
Таким же образом регулируются цены в молочной промышленности. Конгресс определяет "справедливый" уровень контрольных цен на молоко, масло, сыр. Если рыночные цены снижаются ниже этого уровня, то продукты скупает государство. Они идут на бесплатные завтраки для школьников, помощь беднякам, продовольственную помощь слаборазвитым странам, а также продаются другим государствам.
Сельскохозяйственный закон,
принятый в США в 1985 г., внес изменения
в американскую аграрную политику: были
существенно снижены залоговые ставки,
определяющие объем предоставляемых фермерам
кредитов. Для пшеницы и кормового зерна
уровень залоговых ставок составляет
в настоящее время порядка 75-85% среднерыночной
цены за предыдущие пять лет, при этом
министру сельского хозяйства предоставлено
право снижать их уровень еще на 20% в целях
повышения конкурентоспособности американской
продукции на мировом рынке.
Государство в свою очередь стремится
поддерживать соотношение между ценами
на сельскохозяйственные продукты и товары,
приобретенные фермерами.
В целом контроль
за ценами осуществляют антитрестовские
управления Министерства юстиции и Федеральная
торговая комиссия.
Несмотря на действие принципа свободного
установления цен в условиях рыночного
хозяйства роль государства во Франции,
например, сводится к прямому регулированию
цен на сельскохозяйственную продукцию,
газ, электроэнергию, транспортные услуги,
либо к осуществлению наблюдения (контроля)
за ценами в условиях конкуренции.
Государственный сектор в экономике Франции
занимает небольшой удельный вес в ВНП
и включает отрасли - монополисты (например,
газовую промышленность, электроэнергетику
и транспорт) и некоторые отрасли, работающие
в режиме рыночной конкуренции (например,
национальный и коммерческие банки, страховые
компании и отдельные фирмы). В первом
случае государство устанавливает все
экономические параметры деятельности
отраслей-монополистов, в том числе объем
инвестиций, оплату труда и цены на готовую
продукцию, а во втором - оказывает минимальное
воздействие на экономические параметры
хозяйственной деятельности этих отраслей,
побуждая их к конкуренции с частным сектором.
Эта спицифика экономики Франции предопределила
соотношение между регулируемыми и свободными
ценами на товары и услуги: примерно 20%
цен регулируется государством, а остальные
80% - находятся в режиме свободного рыночного
ценообразования.
Следует отметить. что Франция
является одной из немногих промышленно
развитых стран, где существовал довольно
жесткий режим государственного регулирования
цен (частично оно сохраняется до настоящего
времени). На протяжении почти 30 лет (1947-1986
гг.) государственное регулирование цен
являлось составной частью политики "дирижизма"
(государственного регулирования экономики).
На отдельных этапах развития экономики
блокировка охватывала все цены. Если
прибыль предприятия росла быстрее, чем
цены, они облагались специальным антиинфляционным
налогом. Между тем стало ясно, что система
жесткого контроля за ценами с использованием
принципа блокировки цен исчерпала себя.
Французские экономисты пришли к выводу,
что подобный контроль за ценами делает
рынок менее гибким, сдерживая рост производства,
конкуренцию и на определенном этапе ограничивает
свободный перелив капиталов, мобильность
рынка труда, рынка товаров и услуг.
В мае 1973 г. правительство объявило о либерализации
цен на промышленную продукцию, в соответствии
с которой блокировка цен была отменена
в большинстве секторов экономики. Однако
программа либерализации цен осуществлялась
достаточно осторожно: на первом этапе
были отобраны отрасли, где имелась достаточно
сильная конкуренция (например, часовая
и шарикоподшипниковая промышленность),
а также отрасли, где в силу специфики
производимых товаров не наблюдались
резкие скачки в ценах (например, молочно-консервная
и кондитерская промышленность). И наконец,
такие отрасли, которые благодаря системе
социального обеспечения имели стабильный
рынок (например, фармацевтическая промышленность).
В первой половине 80-х гг. процесс
либерализации цен продолжался, а к 1986
г. из-под государственного контроля было
освобождено более 80% цен на промышленную
подукцию. Либерализация цен не означала
полного прекращения всякого вмешательства
государства в процесс ценообразования.
Переход от политики прямого вмешательства
в дела управления предприятиями к системе
глобального регулирования для экономики
означала лишь изменение формы вмешательства
- переход от жестко "дирижистских"
методов к методам косвенного воздействия
на рынок и цены. Поэтому одновременно
с постановлением о либерализации цен
было принято постановление о ценовой
конкуренции в промышленности, которое
запрещало создание всякого рода союзов
производителей, импортертеров, оптовых
и розничных торговцев. Одновременно запрещалось
заключение любых соглашений о "минимальных
ценах", либо о "рекомендуемых ценах"
на промышленную продукцию, товары народного
потребления и услуги.
Жесткий контроль над ценами, существовавший
во Франции в течении почти 30-ти лет, на
этапе инфляционного развития экономики
и низкой общемировой конъюнктуры способствовал
стабилизации экономики страны.
Либерализация цен привела к необходимости
изменения структуры государственных
органов по регулированию цен. До 1986 г.
в составе Министерства планирования
и финансов органы ценообразования были
представлены самостоятельным департаментом,
а после 1986 г. он был преобразован в департамент
по конкуренции, куда на правах отдела
вошли органы по государственному регулированию
цен и ценовой конкуренции.
В настоящее время во Франции имеется
около 3 тыс. государственных контролеров
по ценам. Основные задачи государственных
контролеров - наблюдение за государственной
дисциплиной цен. Контролеры имеют право
составлять акты по нарушению правил ценообразования
с последующей передачей этих актов в
финансовый трибунал, который принимает
решения о санкциях по отношению юридических
лиц, связанных с нарушением законодательства
по ценам.
В Испании государство также
осуществляет регулирование и контроль
за ценами. Это прежде всего относится
к товарам первой необходимости и товарам,
производство которых монополизировано.
Списки товаров и услуг, подпадающих под
принудительное ценообразование, регулярно
публикуются в бюллетнях коммерческой
информации. Органом, осуществляющим контроль
над формированием цен, является Высший
Совет по ценам при Министерстве экономики
и финансов. Основными функциями Совета
являются: рассмотрение на пленарных заседаниях
ходатайств государственных и частных
компаний об изменении цен на конкретные
виды товаров и услуг; выработка рекомендаций
и представление в Правительственную
Комиссию по экономическим вопросам обоснованных
предложений по изменению цен; уведомление
заинтересованных государственных и частных
компаний о результатах рассмотрения
вопроса Правительственной Комиссией;
наблюдение за исполнением решений Правительственной
Комиссии частными и государственными
компаниями; координация деятельности
провинциальных комиссий по ценам; изучение
и внесение в Правительственную Комиссию
обоснованных предложений по пересмотру
действующих цен на товары и услуги.
Государственное регулирование цен в
Испании имеет следующие формы:
Разрешительные цены. Государственная
или частная компания, предусматривающая
повышение цен на конкретный товар или
услуги, направляет ходатайство в Высший
Совет по ценам и после получения разрешения
от Правительственной Комиссии производит
повышение цен. Такие цены относятся к
разряду "разрешительных". Они устанавливаются
на соевое масло, электроэнергию, газ,
попутный сжиженный газ, бензин, дизтопливо,
нефть для производства удобрений и другие
виды топлива, фармацевтические товары,
страхование в сельском хозяйстве, почту
и телеграф, телефонную связь, железные
дороги, автомобильные пассажирские и
грузовые перевозки в пределах страны,
а также фрахтование судов для данного
вида перевозок, воздушные перевозки в
пределах страны.
Уведомительные цены. Повышение цен на
такие товары и услуги, как стерилизованное
молоко, ратсительное масло, фуражное
зерно, минеральные удобрения, производится
после уведомление Высшего Совета по ценам
о предстоящем повышении за один месяц
до его осуществления.
Местные цены. Повышение цен на такие товары
и услуги, как водоснабжение для нужд населения,
городские пассажирские перевозки, железнодорожные
перевозки, услуги клиник, санаториев,
больниц относится к компетенции Провинциальных
комиссий по ценам. Во всех случаях ходатайства,
направляемые в Высший Совет по ценам
или в Провинциальные комиссии, должны
содержать следующие элементы: описание
товаров и услуг, на которые предполагается
повышение цен; структуру издержек производства;
описании способов реализации товаров
и услуг; действующие цены и тарифы на
эти товары и услуги, а также проектируемые
новые цены и тарифы; обоснование роста
издержек производства, а следовательно
увеличения цен. Список товаров и услуг,
цены на которые подпадают под государственное
регулирование, значительно сократился
в последние годы. Так, число отраслей
экономики, где существовало активное
вмешательство государства в ценообразование,
сократилось со 174 до 21.
Информация о работе Государственное регулирование ценообразования