Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 11:17, курсовая работа
В своей курсовой работе я обратилась к теме " Государственный кредит, его сущность и формы" неслучайно. Кредит относится к числу важнейших категорий экономической науки. Его изучению посвящены произведения классиков марксизма, многочисленные работы советских и зарубежных экономистов. Однако эта тема не изучена полностью, нуждается в дополнительной доработке, поскольку кредитные отношения в современных условиях достигли наибольшего развития. "В настоящее время речь уже идет не о постоянном увеличении объемов денежных капиталов, предоставляемых в ссуду, но и о расширении субъектов кредитных отношений, а также растущем многообразии самих операций
Введение
В своей курсовой работе
я обратилась к теме " Государственный
кредит, его сущность и формы"
неслучайно. Кредит относится к числу
важнейших категорий
Наиболее характерные
черты кредитной сферы - перенасыщение
оборота платежных средств, утрата
кредитом своего назначения. Произошли
изменения в структуре
Из истории известно, что
правительство России еще в начале
восемнадцатого века прибегало к
услугам государственного кредита
для покрытия своих расходов. Как
раз тогда появились первые государственные
займы, хотя существенными и относительно
регулярным источником поступлений
в казну начали выступать лишь
с середины восемнадцатого века. В
условиях феодальной России основными
внутренними кредиторами были монастыри
и церковь. Однако постепенно социальная
база государственного кредита расширилась:
заимодателями становились
В это время сформировались следующие формы и виды государственного кредита:
государственные займы - внутренние и внешние;
выпуск казначейских обязательств;
позаимствование средств у казенных банков.
История государственного кредита показывает, что причиной оформления заемных операций выступает наличие бюджетного дефицита. Испытывая потребность в дополнительных финансовых ресурсах, правительство не
отказывается от возможности
мобилизации дополнительного
Глава 1. Экономическое
содержание, функции и формы
В настоящее время огромное
значение для нормального
Государственным кредитом называют
совокупность кредитных отношений,
в которых заемщиком или
По утверждению В.С. Волынского: нельзя смешивать такие понятия, как частный и государственный кредит. Он выделяет следующие различия между этими формами кредита:
Во-первых, "государственный кредит отличается от частного участниками сделки". Государство обычно выступает в качестве заемщика, а кредитодателями - различные учреждения, предприятия и частные лица.
Во-вторых, "заемщик и
кредиторы в сфере
В-третьих, так как ссудная сделка сопровождается покупкой облигаций и казначейских векселей, которые имеют свой рыночный курс, продаются на рынке ценных бумаг, то "государственный кредит представляет собой не просто форму движения ссудного капитала, а базируется на сочетании ссудного и фиктивного капитала"[1].
В то же время сходство данных форм кредита связано с тем, что они имеют единый источник образования.
В сфере государственного
кредита центральное
операций страховых компаний развитых стран приходится на покупку ценных бумаг.
В настоящее время государство
стало выступать в качестве кредитора,
оказывать кредитную помощь тем
отраслям, в развитии которых заинтересовано
национальное хозяйство в целом.
Финансирование жилищного строительства,
создание инфраструктуры, экспортного
производства осуществляется во многих
странах на льготных условиях с широким
использованием привлеченных средств.
Причины активного участия
Движение капитала в сфере
международных экономических
Таким образом, исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что государственный кредит отличается от частного по форме предоставления денежных средств и по участникам сделки.
Государственный кредит выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.
Распределительная функция.
Через эту функцию осуществляется
формирование централизованных денежных
фондов государства или их использование
на принципах срочности, платности
и возвратности. Выступая в качестве
заемщика, государство обеспечивает
дополнительные средства для финансирования
своих расходов. В промышленно
развитых странах государственные
займы являются основным источником
финансирования бюджетного дефицита.
В современных условиях поступления
от государственных займов стали
вторым после налогов методом
финансирования, расходов бюджета. Последнее
объясняется более быстрым
Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку служат 30-50 лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами. Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые
будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во
времени и обеспечивается выпуском займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.
Таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.
Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.
При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например, финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.
Усиление тяжести налогового
бремени, вызванное заимствованиями
государства, зависит от их срока
и процентов по кредиту, уплачиваемых
заемщиком. Чем выше доходность государственного
займа для инвестора, тем большую
часть налогов вынуждено
Регулирующая функция
Вступая в кредитные отношения,
государство воздействует на состояние
денежного обращения, уровень процентных
ставок на рынке денег и капиталов,
на производство и занятость. Сознательно
используя государственный
Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса[2].
Операции по купле-продаже
государственных ценных бумаг или
выдача кредитов под их залог, проводимые
центральным банком, являются важным
инструментом регулирования ликвидности
коммерческих банков в стране. Выступая
на финансовом рынке в качестве заемщика,
государство увеличивает спрос
на заемные средства и тем самым
способствует росту цены кредита. Чем
выше спрос государства, тем выше
при прочих равных условиях уровень
ссудного процента, тем более дорогим
становится кредит для предпринимателей.
Дороговизна заемных средств
вынуждает бизнесменов
До определенных пределов
этот процесс не оказывает существенного
негативного влияния на производство.
В том случае, если в стране достаточно
свободных капиталов, негативное воздействие
будет равняться нулю до их полного
поглощения. Только после этого активность
государства на финансовом рынке
выразится в росте ссудного процента,
а отвлечение значительной доли денежных
накоплений для непроизводительного
использования существенно
Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.
Поддержка малого бизнеса
предполагает, что государство берет
на себя погашение задолженности
банкам по кредитам, предоставленным
мелким предпринимателям, в случае
их банкротства. В большинстве промышленно
развитых стран функционируют