Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 11:17, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой работе я обратилась к теме " Государственный кредит, его сущность и формы" неслучайно. Кредит относится к числу важнейших категорий экономической науки. Его изучению посвящены произведения классиков марксизма, многочисленные работы советских и зарубежных экономистов. Однако эта тема не изучена полностью, нуждается в дополнительной доработке, поскольку кредитные отношения в современных условиях достигли наибольшего развития. "В настоящее время речь уже идет не о постоянном увеличении объемов денежных капиталов, предоставляемых в ссуду, но и о расширении субъектов кредитных отношений, а также растущем многообразии самих операций

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 74.55 Кб (Скачать файл)

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости  играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов  или необходимых направлений  экономики той или иной территории.

Контрольная функция

органически вплетается в  контрольную, функцию финансов. Однако она имеет свои специфические  особенности, порожденные особенностями  этой категории:

1) тесно связана с деятельностью  государства и состоянием централизованного  фонда денежных средств;

2) охватывает движение  стоимости в двустороннем порядке  поскольку 

предполагает возвратность и возмездность получения средств;

3) осуществляется не только  финансовыми структурами, но и  кредитными институтами[3].

Таким образом, рассмотрев функции  кредита, я могу сделать вывод, что  положительное воздействие распределительной  функции государственного кредита  заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более  равномерно распределяется во времени. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных  групп инвесторов через распределительную  функцию, а контролирует целевое  использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов через контрольную  функции 

 

    1. Формы государственного кредита

Государственный кредит может  иметь две формы: сберегательное дело и государственные займы.

Сберегательное дело принадлежит  к государственному кредиту если привлеченные средства направляются в  доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы  собственности действуют на коммерческой основе и мобилизированные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту

Государственные займы являются основной формой государственного кредита. По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые  предоставляются на основании правительственных  соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, Международных организаций  и финансовых институтов. С помощью  ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке.

Оформление государственных  займов может осуществляться двумя  видами ценных бумаг - облигациями и  казначейскими обязательствами (векселями) [3].

Облигации представляют собой  долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки  возвращается долг и выплачивается  доход в форме процента или  выигрыша. Они могут быть обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты).

Облигация имеет номинальную  стоимость - обозначенную сумму долга - и курсовую цену, по которой она  продается и перепродается в  зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница между курсовой ценою и номинальной стоимостью представляет собой курсовую разницу.

Казначейские обязательства (вексели), имеют характер долгового  обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата  дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как  правило, оформляются займы (иногда среднесрочные - казначейские ноты), облигациями - средне - и долгосрочные.

В зависимости от места  размещения займов их подразделяют на внутренние - на внутреннем финансовом рынке (представляются юридическими и  физическими лицами данной страны и  нерезидентами) - и внешние - поступают  извне от правительств, юридических  и физических лиц, других государств, международных организаций и  финансовых институтов.

По праву эмиссии подразделяют государственные и местные займы.

Государственные займы выпускаются  центральными органами управления. Поступления  по ним направляются в Государственный  бюджет.

Местные займы выпускаются  местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты.

По признаку характера  использования ценных бумаг бывают рыночные и нерыночные займы.

Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг.

Нерыночные займы не допускают  выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродавать.

В зависимости от установления обеспеченности государственные займы  подразделяются на залоговые и беззалоговые. Залоговые займы отражают один из основных принципов кредитования - материальной обеспеченности. Залоговые  займы обеспечиваются государственным  имуществом или конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного  материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства.

В зависимости от срока  погашения задолженности подразделяют краткосрочные (срок погашения до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

По характеру выплаты  дохода государственные займы подразделяются на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном).

По процентным займам доход  устанавливается в виде заемного процента. При этом может устанавливаться  как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в  зависимости от различных факторов, прежде всего спроса и предложения  на кредитном рынке.

Выплаты процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она  может проводиться ежегодно, раз  в полугодие, ежеквартально. При  выигрышных займах выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей  выигрышей. Доход таким образом, получают не все кредиторы, а только, те чьи облигации выиграли.

Дисконтные займы характерны тем, что государственные ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной  стоимости. Данная разница представляет доход кредитора. На таких ценных бумагах отсутствуют купоны, поэтому  их еще называют облигациями с  нулевым купоном[2].

По характеру погашения  задолженности разделяются два  варианта: одноразовая выплата и  выплата частями. При погашении  частями может применяться три  варианта. Первый - займ погашается равными  частями на

протяжении нескольких лет. Второй - займ погашается постоянно возрастающими суммами. Третий - постоянно сумма уменьшается. Второй вариант применяется тогда, когда предусматривается в перспективе ежегодное повышение доходов государства, третий - напротив, когда доходы будут уменьшаться либо увеличиваться государственные расходы.

В зависимости от обязательств государства по погашению долга  различают займы с правом и  без права долгосрочного погашения. Право долгосрочного погашения  дает возможность государству учитывать  ситуацию на финансовом рынке.

Государственный кредит требует  особенного контроля. Этот контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на их погашение.

Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизация  стоимости займа и установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.

Выпуск государственных  займов основывается на следующих условиях:

наличие кредиторов, у которых  есть временно свободные средства;

доверие кредиторов государству;

заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству;

возможность государства  своевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход.

Источниками погашения государственных  займов могут выступать:

доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные  проекты;

дополнительные поступления  от налогов;

экономия средств от сокращения расходов;

эмиссия денег;

привлечение средств от новых  займов (рефинансирование долга) [3].

Таким образом, государственный  кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и  методов финансовых отношений.

Такой подход направлен на создание благоприятных условий  для привлечения средств как  для государства, так и для  ее кредитов. Разнообразие форм позволяет  учитывать интересы юридических  и физических лиц.

 

 

ГЛАВА 2. Анализ банковской и кредитной системы в РК

2.1 Анализ современного  состояния банковской и кредитной  системы в РК

За последнее десятилетие банковская система Казахстана претерпела значительные изменения, связанные, в первую очередь, с отходом от прежней идеологии  в построении и ведении банковского  дела в стране, определением новых  задач для банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций.

На современном этапе развитие банковского сектора характеризуется  следующими тенденциями:

1)  консолидация банковского капитала, повышение уровня капитализации банков второго уровня;

2)  рост количественных показателей деятельности банков,

3)  сокращение количества финансово неустойчивых банков;

4)  сокращение доли иностранного капитала в банковском секторе, а также уменьшение государственной доли в банковском капитале;

5)  приближение банков к международным стандартам деятельности[4].

В настоящее время осуществляется переход всех банков страны к стандартам, принятым в международной банковской практике в части достаточности  капитала, качества активов, уровня менеджмента, бухгалтерского учета, ввода и передачи информации.

Программа перехода банков второго  уровня к международным стандартам, направленная на укрепление банковской системы, защиту интересов кредиторов и вкладчиков, предусматривает проведение капитализации банков второго уровня, и исключает дальнейшее существование  слабых, мелких и ненадежных банков на рынке банковских услуг.

Система перехода банков второго уровня к международным стандартам заключается  в том, что каждый банк, согласно разработанного им Плана рекапитализации  и индивидуальных коэффициентов, должен достичь адекватного уровня по всем основным показателям.

В соответствии с этой программой банки, не удовлетворяющие определенным требованиям (недостаточно капитализированные, убыточные, имеющие активы плохого  качества и т.д.), в будущем подлежат реорганизации путем слияния, присоединения  либо преобразования в организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций.

Введены более высокие требования по открытию и лицензированию банков, внутреннему контролю и процедурам в банках. В настоящее время  минимальная величина уставного  капитала установлена для вновь  открываемых банков в размере 300 млн. тенге, для действующих банков - 100 млн. тенге. Однако в ближайшем  будущем предполагается ужесточение  этих нормативов: вероятнее всего, они  составят соответственно 1500 млн, и 500 млн. тенге. Требования со стороны Национального  Банка к повышению капитализации  банков второго уровня ускорило процесс  ликвидации и слияния банков. Так, за 2001 число банков уменьшилось со 101 до 82, на

1.01.2006 г. их числилось 55, а к настоящему  моменту (на 01.03.2007 г.)

действует 38 банков второго уровня. [6]

Национальным Банком осуществлены мероприятия по введению нового Плана  счетов бухгалтерского учета в банках второго уровня. С 1 августа 1999 года действует новый план счетов бухгалтерского учета в банках второго уровня Республики Казахстан в настоящее  время разработана Программа  и создан Координационный Комитет  по конвертации вспомогательного учета  и ведению главной бухгалтерской  книги по новому плану счетов банков второго уровня.

Характерной чертой реформирования банковской системы является уменьшение государственной  роли в банковском капитале. В частности, в течение 1997 года процесс полной или частичной приватизации затронул следующие банки: «Государственный Экспортно-импортный банк Республики Казахстан», АООТ «Казагропромбанк», АО «Жилстройбанк Республики Казахстан», АО «Банк ТуранАлем». Кроме того, Правительством Республики Казахстан  принято решение о поэтапной  приватизации в период с 1997 по 2001 год  самого крупного банка Республики - Акционерного Народного Сберегательного  банка Казахстана, а закончилась  она в конце 2002 года[5].

Важнейшим показателем интенсификации деятельности банков и повышения  их роли в развитии и укреплении реального сектора экономики  является активное участие ведущих  банков Казахстана в реализации программ кредитования малого и среднего бизнеса. Так, АО «Халық Банк» участвует в  программе поддержки малого бизнеса  по линии Европейского банка реконструкции  и развития (ЕБРР). Банк рассматривает  проекты:

-  приобретения машин, оборудования, сырья и материалов;

-  усовершенствования производства;

-  приобретения, строительства и ремонта недвижимости для осуществления предпринимательской деятельности и др.

Банк предлагает следующие условия  кредитования малого бизнеса:

-  сумма кредита - от 30000 по 125000 долларов США;

-  срок кредита - до 24 месяцев;

-  процент в валюте - 1,6-1,9 процентов в месяц.

Кроме того, АО «Халық Банк» предлагает представителям частного бизнеса финансирование по линии Азиатской Кредитной  Компании (АКК) на следующих условиях:

-  сумма кредита - от 25000 по 300000 долларов США;

-  срок кредитования - от 1 года до 3 лет;

-  процентная ставка - по 18 процентов годовых плюс 1 процент от суммы займа за обслуживание кредита;

-  предоставление и погашение кредитов - в долларах США (или в тенге по курсу);

Информация о работе Государственный кредит