Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 11:17, курсовая работа
В своей курсовой работе я обратилась к теме " Государственный кредит, его сущность и формы" неслучайно. Кредит относится к числу важнейших категорий экономической науки. Его изучению посвящены произведения классиков марксизма, многочисленные работы советских и зарубежных экономистов. Однако эта тема не изучена полностью, нуждается в дополнительной доработке, поскольку кредитные отношения в современных условиях достигли наибольшего развития. "В настоящее время речь уже идет не о постоянном увеличении объемов денежных капиталов, предоставляемых в ссуду, но и о расширении субъектов кредитных отношений, а также растущем многообразии самих операций
Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.
Контрольная функция
органически вплетается в контрольную, функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:
1) тесно связана с деятельностью
государства и состоянием
2) охватывает движение
стоимости в двустороннем
предполагает возвратность и возмездность получения средств;
3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами[3].
Таким образом, рассмотрев функции
кредита, я могу сделать вывод, что
положительное воздействие
Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные займы.
Сберегательное дело принадлежит
к государственному кредиту если
привлеченные средства направляются в
доходы бюджета. Однако, как правило,
сберегательные банки, независимо от формы
собственности действуют на коммерческой
основе и мобилизированные средства
формируют их кредитные ресурсы.
Часть этих ресурсов может направляться
на приобретение государственных ценных
бумаг и таким образом
Государственные займы являются основной формой государственного кредита. По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые предоставляются на основании правительственных соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, Международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке.
Оформление государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг - облигациями и казначейскими обязательствами (векселями) [3].
Облигации представляют собой долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша. Они могут быть обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты).
Облигация имеет номинальную стоимость - обозначенную сумму долга - и курсовую цену, по которой она продается и перепродается в зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница между курсовой ценою и номинальной стоимостью представляет собой курсовую разницу.
Казначейские обязательства (вексели), имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются займы (иногда среднесрочные - казначейские ноты), облигациями - средне - и долгосрочные.
В зависимости от места размещения займов их подразделяют на внутренние - на внутреннем финансовом рынке (представляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами) - и внешние - поступают извне от правительств, юридических и физических лиц, других государств, международных организаций и финансовых институтов.
По праву эмиссии подразделяют
государственные и местные
Государственные займы выпускаются центральными органами управления. Поступления по ним направляются в Государственный бюджет.
Местные займы выпускаются
местными органами управления и направляются
в соответствующие местные
По признаку характера использования ценных бумаг бывают рыночные и нерыночные займы.
Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг.
Нерыночные займы не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродавать.
В зависимости от установления обеспеченности государственные займы подразделяются на залоговые и беззалоговые. Залоговые займы отражают один из основных принципов кредитования - материальной обеспеченности. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства.
В зависимости от срока
погашения задолженности
По характеру выплаты
дохода государственные займы
По процентным займам доход устанавливается в виде заемного процента. При этом может устанавливаться как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в зависимости от различных факторов, прежде всего спроса и предложения на кредитном рынке.
Выплаты процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она может проводиться ежегодно, раз в полугодие, ежеквартально. При выигрышных займах выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей выигрышей. Доход таким образом, получают не все кредиторы, а только, те чьи облигации выиграли.
Дисконтные займы характерны тем, что государственные ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Данная разница представляет доход кредитора. На таких ценных бумагах отсутствуют купоны, поэтому их еще называют облигациями с нулевым купоном[2].
По характеру погашения задолженности разделяются два варианта: одноразовая выплата и выплата частями. При погашении частями может применяться три варианта. Первый - займ погашается равными частями на
протяжении нескольких лет. Второй - займ погашается постоянно возрастающими суммами. Третий - постоянно сумма уменьшается. Второй вариант применяется тогда, когда предусматривается в перспективе ежегодное повышение доходов государства, третий - напротив, когда доходы будут уменьшаться либо увеличиваться государственные расходы.
В зависимости от обязательств
государства по погашению долга
различают займы с правом и
без права долгосрочного
Государственный кредит требует особенного контроля. Этот контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на их погашение.
Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизация стоимости займа и установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.
Выпуск государственных займов основывается на следующих условиях:
наличие кредиторов, у которых есть временно свободные средства;
доверие кредиторов государству;
заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству;
возможность государства своевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход.
Источниками погашения государственных займов могут выступать:
доходы от инвестирования
заемных средств в
дополнительные поступления от налогов;
экономия средств от сокращения расходов;
эмиссия денег;
привлечение средств от новых займов (рефинансирование долга) [3].
Таким образом, государственный кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений.
Такой подход направлен на создание благоприятных условий для привлечения средств как для государства, так и для ее кредитов. Разнообразие форм позволяет учитывать интересы юридических и физических лиц.
ГЛАВА 2. Анализ банковской и кредитной системы в РК
2.1 Анализ современного
состояния банковской и
За последнее десятилетие
На современном этапе развитие
банковского сектора
1) консолидация банковского капитала, повышение уровня капитализации банков второго уровня;
2) рост количественных показателей деятельности банков,
3) сокращение количества финансово неустойчивых банков;
4) сокращение доли иностранного капитала в банковском секторе, а также уменьшение государственной доли в банковском капитале;
5) приближение банков к международным стандартам деятельности[4].
В настоящее время осуществляется переход всех банков страны к стандартам, принятым в международной банковской практике в части достаточности капитала, качества активов, уровня менеджмента, бухгалтерского учета, ввода и передачи информации.
Программа перехода банков второго уровня к международным стандартам, направленная на укрепление банковской системы, защиту интересов кредиторов и вкладчиков, предусматривает проведение капитализации банков второго уровня, и исключает дальнейшее существование слабых, мелких и ненадежных банков на рынке банковских услуг.
Система перехода банков второго уровня к международным стандартам заключается в том, что каждый банк, согласно разработанного им Плана рекапитализации и индивидуальных коэффициентов, должен достичь адекватного уровня по всем основным показателям.
В соответствии с этой программой банки, не удовлетворяющие определенным требованиям (недостаточно капитализированные, убыточные, имеющие активы плохого качества и т.д.), в будущем подлежат реорганизации путем слияния, присоединения либо преобразования в организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций.
Введены более высокие требования
по открытию и лицензированию банков,
внутреннему контролю и процедурам
в банках. В настоящее время
минимальная величина уставного
капитала установлена для вновь
открываемых банков в размере 300
млн. тенге, для действующих банков
- 100 млн. тенге. Однако в ближайшем
будущем предполагается ужесточение
этих нормативов: вероятнее всего, они
составят соответственно 1500 млн, и 500 млн.
тенге. Требования со стороны Национального
Банка к повышению
1.01.2006 г. их числилось 55, а к настоящему моменту (на 01.03.2007 г.)
действует 38 банков второго уровня. [6]
Национальным Банком осуществлены
мероприятия по введению нового Плана
счетов бухгалтерского учета в банках
второго уровня. С 1 августа 1999 года
действует новый план счетов бухгалтерского
учета в банках второго уровня
Республики Казахстан в настоящее
время разработана Программа
и создан Координационный Комитет
по конвертации вспомогательного учета
и ведению главной
Характерной чертой реформирования банковской системы является уменьшение государственной роли в банковском капитале. В частности, в течение 1997 года процесс полной или частичной приватизации затронул следующие банки: «Государственный Экспортно-импортный банк Республики Казахстан», АООТ «Казагропромбанк», АО «Жилстройбанк Республики Казахстан», АО «Банк ТуранАлем». Кроме того, Правительством Республики Казахстан принято решение о поэтапной приватизации в период с 1997 по 2001 год самого крупного банка Республики - Акционерного Народного Сберегательного банка Казахстана, а закончилась она в конце 2002 года[5].
Важнейшим показателем интенсификации деятельности банков и повышения их роли в развитии и укреплении реального сектора экономики является активное участие ведущих банков Казахстана в реализации программ кредитования малого и среднего бизнеса. Так, АО «Халық Банк» участвует в программе поддержки малого бизнеса по линии Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Банк рассматривает проекты:
- приобретения машин, оборудования, сырья и материалов;
- усовершенствования производства;
- приобретения, строительства и ремонта недвижимости для осуществления предпринимательской деятельности и др.
Банк предлагает следующие условия кредитования малого бизнеса:
- сумма кредита - от 30000 по 125000 долларов США;
- срок кредита - до 24 месяцев;
- процент в валюте - 1,6-1,9 процентов в месяц.
Кроме того, АО «Халық Банк» предлагает представителям частного бизнеса финансирование по линии Азиатской Кредитной Компании (АКК) на следующих условиях:
- сумма кредита - от 25000 по 300000 долларов США;
- срок кредитования - от 1 года до 3 лет;
- процентная ставка - по 18 процентов годовых плюс 1 процент от суммы займа за обслуживание кредита;
- предоставление и погашение кредитов - в долларах США (или в тенге по курсу);