Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение кредитно-денежной сферы современной экономики, а также особенности ее функционирования в экономике Республики Беларусь.
Задачи работы следующие: раскрытие сущности кредитно-денежной сферы, анализ основных целей денежно-кредитной политики, рассмотрение структуры кредитно-денежной сферы и ее функций, выявление основных на¬правлений повышения функциональности кредитно-денежной сферы в переходной экономике Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1 Структура кредитно-денежной сферы, инструменты
денежно-кредитной политики……………………………………………..5
1.1 Структура кредитно-денежной сферы…………………………………..5
1.2 Денежно-кредитная политика и ее инструменты………………………9
2 Функционирование кредитно-денежной сферы на примере США……………15
2.1 Федеральная резервная система США…………………………………15
2.2 Коммерческие банки и небанковские институты США……………...18
2.3 Денежно-кредитная политика США…………………………………...21
3 Развитие кредитно-денежной сферы в Беларуси…………………….24
3.1 Банковская система Республики Беларусь……………………………24
3.2 Идея кредитной кооперации в Республике Беларусь…………………28
3.3 Целевые ориентиры денежно-кредитной политики Республики Беларусь и основные итоги ее проведения……….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….........................................36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….37

Вложенные файлы: 1 файл

курсач ДКП.doc

— 312.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3            

1Структура кредитно-денежной сферы, инструменты                         

денежно-кредитной политики……………………………………………..5

1.1 Структура кредитно-денежной  сферы…………………………………..5

1.2 Денежно-кредитная политика и ее инструменты………………………9     

2 Функционирование кредитно-денежной  сферы на примере                  

США…………………………………………………………………………15

2.1 Федеральная резервная система  США…………………………………15

2.2 Коммерческие банки и небанковские  институты США……………...18    

2.3 Денежно-кредитная политика США…………………………………...21

3 Развитие кредитно-денежной  сферы в Беларуси…………………….24

3.1 Банковская система  Республики  Беларусь……………………………24

3.2 Идея кредитной кооперации  в Республике Беларусь…………………28            

3.3 Целевые ориентиры денежно-кредитной политики Респуб-

лики Беларусь и основные итоги ее проведения………………………….29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….........................................36

                        СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современной экономике  положение дел в кредитно-денежной сфере  играет важную роль, непосредственно  влияя на такие макроэкономические показатели, как экономический рост, занятость, стабильность цен, уровень инфляции и др.

В период рыночных преобразований главной задачей является макроэкономическая стабилизация, т.е. преодоление нестабильности, несбалансированности, которая для стран с переходной экономикой приобретает особое, специфическое значение. Для достижения данной задачи Центральный эмиссионный банк государства проводит   денежно-кредитную политику. Одним из принципов определения стратегии центральных банков служит ориентация на регулирование темпа роста денежной массы в экономике или регулирование валютного курса национальной денежной единицы. В соответствии с выбранной стратегией центральные банки используют соответствующие методы и инструменты.

Отечественной кредитно-денежной сфере не повезло. К сожалению, на протяжении длительного времени  административное, зачастую непрофессиональное мышление подменяло экономический подход, в результате подлинные экономические функции учреждений кредитно-денежной сферы превращались во второстепенные, а сама сфера не соответствовала кредитно-денежным сферам промышленно развитых стран. Поэтому необходимо учитывать опыт, накопленный развитыми странами в этой сфере.  

В Беларуси все больше и больше внимания серьезных преподавателей, ученых и практиков привлекает сфера  денежно-кредитных отношений. Это вызвано тем, что, несмотря на серьезные протекционистские меры, проводимые Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, обеспечившие существенный рост ВВП, многие качественные стороны нынешнего экономического развития желают быть лучшими. Это прежде всего дорогие и незначительные по объему (коэффициент монетаризации 0,1) кредитные ресурсы, которые и не покрывают и десятой доли требуемых инвестиций. Известно, что кредитов необходимо иметь в объеме ВВП, у нас же, при ВВП за 2003 год в сумме 20 млрд. долл. США банковская сфера смогла предложить только 2 млрд долл. краткосрочных кредитных ресурсов. В то же время у нас до сих пор запредельный уровень инфляции, которая имеет не описанную в учебниках природу. Обычно она вызывается избыточной денежной массой, а в Беларуси не достает  денежной массы 90%, при уровне инфляции, в несколько раз превышающем допустимый.

Данные вопросы освещены в таких периодических изданиях, как «Белорусский экономический журнал», «Банковский весник», «Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование», «Деньги и кредит», «Весник Ассоциации белорусских банков» и др.  Проблемы кредитно-денежной сферы разработаны известными экономистами: Тихоновым А.О., Тарасовым  В.И., Ярошенко А., Вардеваняном Г. и др. 

Целью данной курсовой работы  является изучение кредитно-денежной сферы современной экономики, а также особенности ее функционирования в экономике Республики Беларусь.

Задачи работы следующие: раскрытие сущности кредитно-денежной сферы, анализ основных целей денежно-кредитной  политики, рассмотрение структуры кредитно-денежной сферы и ее функций, выявление основных направлений  повышения функциональности кредитно-денежной сферы в переходной экономике Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 СТРУКТУРА  КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ СФЕРЫ, ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

 

1.1 Структура кредитно-денежной  сферы

 

Денежная система – это форма  организации денежного обращения  в стране, сложившаяся исторически  и закрепленная национальным законода-тельством. Денежные системы сформировались в  XVI-XVII вв., хотя отдельные их элементы появились в более ранний период. В денежных системах по мере их развития происходили их существенные изменения.

Тип денежной системы зависит от того, в какой форме функционируют  деньги. В связи с этим выделяют два типа денежных систем:

- система металлического обращения,  при которой денежный товар  непосредственно обращается и  выполняет все функции денег,  а кредитные деньги размены  на металл;

- система обращения кредитных  и бумажных денег, при которых  золото вытеснено из обращения.

Понятие современной «денежной  системы» включает в себя следующие  элементы: денежную единицу; масштаб  цен; виды денег; эмиссионную систе-му; государственный или кредитный  аппарат.

Денежная единица – это установленный  в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров.

Эмиссионная система в развитых странах означает выпуск банковских билетов Центральным банком, а  казначейских билетов и монет  – казначейст-вом в соответствии с законодательно установленным  эмиссионным правом.

Характерными чертами современных  денежных систем являются:

- отмена официального содержания, обеспечения и размена банкнот  на золото;

- переход к неразменным на  золото кредитным деньгам, которые  пере-рождаются в бумажные деньги;

- выпуск денег в обращение не только в порядке банковского креди-тования хозяйства, но и в значительной мере для покрытия расходов госу-дарства (в основном выпуск государственных ценных бумаг);

- преобладание в денежном обращении  безналичного оборота;

- усиление государственного регулирования денежного обращения [1,с.324-325].

Предложение денег – это количество денег, находящихся в обращении  в определенный момент времени. При  установлении количественных и качест-венных параметров предложения денег имеет  значение как общий объем денежной массы, так и ее составные части, образующие денежные агрегаты. Денег в экономике должно быть достаточно, чтобы обслуживать создаваемый ВВП. Классическая количественная теория денег представлена в виде уравне-ния обмена (Фишера):

                                                         М×V=P×Q,

Где М – количество денег, находящихся  в обращении (денежная масса);

       V – скорость обращения денег;

        Р – средний  уровень цен;

        Q – объем производства в натуральном выражении.

Следовательно, величина спроса на деньги зависит от уровня цен, реаль-ного объема производства, скорости обращения. Индикатором  роста спроса на деньги выступает  рост номинального ВВП. Если происходит увеличение цен без изменения  уровня реальной активности в экономике, это увеличивает коли-чество денег. Поэтому реальный ВВП рассчитывается как деление номиналь-ного ВВП на индекс уровня цен – дефлятор ВВП.

Надо иметь в виду, что речь идет о совокупной величине денежной массы, включающей деньги безналичного и налично-денежного оборота. Поня-тие денежной массы является базовым для анализа рыночной экономики. Ее чрезмерное увеличение ведет к росту цен, инфляции. Денежная масса представ-ляется совокупностью денежных агрегатов, сгруппированных по степени лик-видности. Денежный агрегат позволяет с качественной определенностью оценить величину и структуру денежной массы. Различают понятия «узкие деньги» и «широкие деньги». Первые - это агрегаты М , М , М , т. е. наличные и безналичные деньги. А именно, М - это наличные деньги в обращении, М включает М плюс так называемые переводные депозиты – средства на теку-щих (расчетных) счетах в банках и вклады до востребования (режим этих счетов позволяет зачислять на них и снимать деньги  в любой момент времени). М включает М плюс срочные депозиты юридических лиц и срочные вклады населения, а также средства в ценных бумагах (кроме акций) юридических и физических лиц – резидентов Республики Беларусь в белорусских рублях. Вторые («широкие деньги») – это денежный агрегат М , т.е. переводные и срочные депозиты в иностранной валюте, а также ценные бумаги (кроме акций) в иностранной валюте юридических и физических лиц. Компоненты денежной массы позволяют установить уровень монетизации экономики (коэффициент монетизации - ):                                            

                                  = , либо = .

Коэффициент монетизации  характеризует долю платежных средств  в ВВП. Уровень монетизации экономики  позволяет судить о достаточности де-нежной массы по отношению к произведенному ВВП. Низкий  уровень монети-зации приводит к росту неплатежей в экономике, товарообменных операций (бартера), к задержкам в выдаче зарплаты и пенсий. Его величина (Км рубле-вый) в России составляет 0,14 – 0,16, в Белоруссии – 0,08 – 0,09, в развитых странах – 0,60 – 1,0 и выше. Однако надо иметь в виду, что необоснованно высокий уровень монетизации чреват инфляцией. [2, с.47-49]

Сущность и функции  кредита в его различных формах реализуются через кредитную систему. Традиционно кредитная система рассматривается в двух аспектах: функциональном и институциональном.

С точки зрения функционального  аспекта, под «кредитной системой»  по-нимается совокупность кредитных  отношений, форм и методов кредитования, т. е. кредитная система представлена банковским, коммерческим, потребитель-ским, государственным и международным кредитом.

С точки зрения институционального аспекта, кредитная система пред-ставляет собой совокупность кредитных институтов, создающих, аккумули-рующих и предоставляющих денежные средства в соответствии с основными принципами кредитования.

Кредитный институт представляет собой юридическое лицо, которое  для извлечения прибыли может  осуществлять все или часть из следующих банков-ских операций:

- привлечение денежных средств юридических и физических лиц во вкла-ды, причем привлекать денежные средства физических лиц могут только орга-низации старше одного года;

- размещение этих средств  от своего имени и за свой  счет; 

- открытие и ведение  банковских счетов физических и юридических лиц;

- осуществление расчетов  по поручению владельцев счетов;

- инкассация денежных  документов, средств и кассовое  обслуживание;

- купля и продажа  иностранной валюты;

- привлечение и размещение  драгоценных металлов;

- выдача гарантий.

При этом банки – кредитные  организации, которые имеют право  в комп-лексе осуществлять первые три операции, а небанковские кредитные  органи-зации могут осуществлять лишь отдельные банковские операции. Кредитные организации могут  также осуществлять различные виды сделок: факторин-говые, трастовые и лизинговые операции, выдавать поручительства, сдавать в аренду сейфы, консультировать и заниматься иной деятельностью, кроме производственной, торговой, страховой.

Для решения совместных задач, не преследующих цели извлечения при-были, кредитные организации могут образовывать союзы и ассоциации, а для совместного осуществления банковских операций – группы и холдинги. Кре-дитные организации осуществляют свою деятельность на основании действую-щего законодательства, своего устава и полученной лицензии, формируют свой уставной капитал не ниже определенного уровня.

Кредитные системы отдельных  стран при всем их разнообразии имеют  общие черты. Они складываются из банковской системы и совокупности так называемых «небанковских банков», т. е. небанковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временно свободные средства и раз-мещать их на условиях срочности, платности и возвратности.[1, с.330-331] 

 К специализированным кредитно-финансовым  институтам относят сбе-регательные учреждения, страховые компании, пенсионные фонды, инвести-ционные, лизинговые компании, кредитные союзы, кредитные товарищества.

Важнейшим из небанковских кредитных учреждений являются страховые  компании. Их денежные средства формируются из взносов за страхование жиз-ни, имущества, выплат на медицинское страхование и т. д. Основная часть средств формируется в сфере страхования жизни, которая является долгосроч-ной формой накопления средств всех слоев населения. Компании используют их для покупки ценных бумаг корпораций, государственных облигаций, тем самым предоставляя, как правило, долгосрочные кредиты.  

Информация о работе Денежно-кредитная политика