Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 13:16, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение кредитно-денежной сферы современной экономики, а также особенности ее функционирования в экономике Республики Беларусь.
Задачи работы следующие: раскрытие сущности кредитно-денежной сферы, анализ основных целей денежно-кредитной политики, рассмотрение структуры кредитно-денежной сферы и ее функций, выявление основных на¬правлений повышения функциональности кредитно-денежной сферы в переходной экономике Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1 Структура кредитно-денежной сферы, инструменты
денежно-кредитной политики……………………………………………..5
1.1 Структура кредитно-денежной сферы…………………………………..5
1.2 Денежно-кредитная политика и ее инструменты………………………9
2 Функционирование кредитно-денежной сферы на примере США……………15
2.1 Федеральная резервная система США…………………………………15
2.2 Коммерческие банки и небанковские институты США……………...18
2.3 Денежно-кредитная политика США…………………………………...21
3 Развитие кредитно-денежной сферы в Беларуси…………………….24
3.1 Банковская система Республики Беларусь……………………………24
3.2 Идея кредитной кооперации в Республике Беларусь…………………28
3.3 Целевые ориентиры денежно-кредитной политики Республики Беларусь и основные итоги ее проведения……….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….........................................36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….37
Пенсионные фонды
бывают частными и
Государственные пенсионные фонды создаются на уровне правительства и местных органов власти. Их финансовые ресурсы формируются как за счет средств бюджетов различных уровней, так и за счет взносов работников. Накопленный капитал используется в основном для покупки государственных ценных бумаг и в незначительной степени – ценных бумаг корпораций.
Инвестиционные фонды специализируются на привлечении свободных денежных средств путем выпуска собственных акций (чаще – небольшого но-минала).Денежные средства, полученные от продажи собственных акций, фон-ды вкладывают чаще в акции корпораций. В последние годы они также поку-пают и облигации корпораций. Одни инвестиционные фонды приобретают обычные акции, другие – привилегированные, третьи – облигации. Кроме того, существует и отраслевая специализация, когда приобретаются ценные бумаги, например только автомобильных или машиностроительных фирм, информа-ционных компаний и т. д. Доходы полученные на приобретенные ценные бума-ги, распределяются между акционерами фонда.
Существуют также лизинговые компании. Они предоставляют в долго-срочную аренду технические средства: сложное оборудование, суда, самолеты и т. д. Этот способ финансирования инвестиций имеет сходство с кредитом, предоставляемым на покупку оборудования.
Таким образом, небанковские институты не только выполняют свои спе-цифические функции, но и являются посредниками между собственниками сво-бодных денежных средств и представителями бизнеса. [3, с.250-253]
Являясь посредником между государством и банковской системой страны, центральный банк призван регулировать денежные и кредитные пото-ки с помощью определенных инструментов. По мере развития кредитных сис-тем и рынков ссудных капиталов возможности центрального банка непосредст-венно воздействовать на спрос и предложение денежной массы уменьшились, но вместе с тем расширился арсенал и повысилась эффективность рыночных инструментов денежно-кредитного регулирования. [4, с.264]
1.2 Денежно-кредитная политика и ее инструменты
Кредитно-денежная политика – это совокупность мероприятий в области кредитно-денежного обращения и кредита, направленных на регулирование по-казателей экономического роста, сдерживание инфляционных процессов, обес-печение занятости населения и регулирование платежного баланса страны. Ее проводит Национальный банк.
Инструменты проведения кредитно-денежной политики можно разделить на две основные группы: прямые и общие.
К денежно-кредитной политике, проводимой на основе прямых инстру-ментов, относятся:
- операции на открытом рынке – покупка и продажа Национальным банком государственных ценных бумаг (облигаций) и других кредитных обяза-тельств по рыночному (или заранее объявленному) курсу коммерческим бан-кам и населению в целом. Так, для уменьшения количества денег в обращении Национальный банк продает ценные бумаги на открытом рынке. При покупке их у коммерческих банков становится меньше денег для кредитов. И проис-ходит наоборот, если Национальный банк покупает ценные бумаги.
Предположим, что по мнению правительства, в стране начали появляться условия для возникновения инфляции. В целях ее предотвращения прави-тельство дает указания центральному банку начать продажу государственных ценных бумаг. Однако желание продать облигации или казначейские билеты не всегда совпадает с желанием коммерческих банков и населения их покупать. Такая покупка состоится только в том случае, если государственные ценные бумаги обеспечат получение большего дохода по сравнению с тем, который получают держатели уже находящихся в обращении ценных бумаг.
Появление на рынке государственных ценных бумаг, естественно, при-влечет внимание покупателей - коммерческих банков и населения. Получив в обмен на деньги государственные ценные бумаги, коммерческие банки и насе-ление передают тем самым в руки государства определенные суммы денег, и таким образом государство изымает их из обращения. В результате, во-первых, происходит сокращение совокупной денежной массы, что является, несомнен-но, сдерживающим фактором инфляционных процессов, во-вторых, умень-шаются возможности банков кредитовать промышленные компании, что вызы-вает уменьшение деловой активности.
В условиях другой экономической конъюнктуры, когда, например, в эко-номике возникает спад производства, вследствие чего коммерческие банки ис-пытывают острую нехватку денежных ресурсов, государство через централь-ный банк начинает скупать у них ценные бумаги. В результате спрос на них возрастает, рыночная цена увеличивается, а доходность понижается. В этих условиях держатели облигаций предпочитают продать их государству и полу-чить курсовую разницу.
Осуществляя операцию по скупке ценных бумаг, государство не только увеличивает финансовые возможности банков, но и совокупную денежную массу в обращении, стимулируя рост деловой активности в стране.
- кредитно-денежная политика на основе создания и хранения обяза-тельных резервов в Национальном банке, который устанавливает норму резер-вов. Рост резервной нормы увеличивает количество резервов, которые должны держать банки, что понижает общее предложение денег. Уменьшение же ре-зервной нормы увеличивает возможность банков создавать деньги и получать прибыль путем кредитования.
Итак, при повышении резервной нормы возможности коммерческих бан-ков кредитовать экономику уменьшаются, предложение денег сокращается. А это, в свою очередь, вызывает рост процентов по кредитам (согласно закону предложения при уменьшении предложения цена увеличивается), уменьшение спроса на заемные средства и замедление экономического роста.
Когда же надо «подогреть» экономику, преодолеть кризисные явления, правительство уменьшает резервную норму, вследствие чего кредитные воз-можности коммерческих банков возрастают. Растет предложение денег, ссуд-ный процент понижается, спрос на заемные средства возрастает, и экономика выходит из застоя, начинается экономический рост.
Большое значение имеет также установление обязательных резервов как «страховки» каждого вкладчика. Этой мерой государство пытается защитить их интересы, ограничивая «аппетиты» коммерческих банков в активных опера-циях. В случае банкротства банков обязательные резервы используются для по-гашения их долговых обязательств перед вкладчиками.
- учетная политика Национального банка состоит в предоставлении краткосрочных ссуд коммерческим банкам под гарантию государственных ценных бумаг. Падение учетной ставки процента поощряет коммерческие бан-ки к приобретению дополнительных ссуд, что увеличивает денежное предло-жение. И наоборот, рост учетной ставки снижает интерес коммерческих банков к получению дополнительных средств в Национальном банке. В определенных случаях величина учетной ставки ограничивается.
Учетная ставка – это процент по ссудам, которые предоставляет цент-ральный банк коммерческим банкам. Согласно законодательству большинства стран рыночной экономики, центральный банк имеет право административно изменять величину учетной ставки. Реагируя на изменения экономической конъюнктуры, центральный банк может как увеличить, так и уменьшить учет-ную ставку, и, следовательно, увеличивать или уменьшать денежное предложе-ние. При уменьшении учетной ставки спрос на деньги центрального банка со стороны коммерческих банков возрастает. Коммерческие банки стараются взять больше кредитов, вследствие чего их финансовые возможности возрас-тают. Если учетная ставка возрастает, то реакция коммерческих банков будет обратной: спрос на кредиты центрального банка уменьшается и финансовые возможности сокращаются. [5, с.170-172]
Три наиболее распространенных
метода воздействия на денежно-кредит-ную
систему, в зависимости от экономической
конъюнктуры и степени разла-
Когда темп инфляции ежегодно составляет тысячи (иногда десятки тысяч) процентов и деньги настолько обесцениваются, что их покупательная способность практически становится нулевой, государство прибегает к свое-образной «хирургической операции» – проводит денежную реформу («нулли-фикацию» или «деноминацию»). «Старые» деньги изымаются из обращения, а новых выпускается столько, сколько необходимо для обращения товаров и без инфляционного развития.
В качестве дополнительных мер воздействия на денежно-кредитную сис-тему правительства часто используют и регулирование операций коммерческих банков на фондовом рынке.
Еще одной мерой, с помощью которой правительства также воздейст-вуют на совокупную денежную массу в обращении, является ограничение потребительского кредита.
Проводя политику борьбы с инфляцией, правительства иногда рекомен-дуют коммерческим банкам сокращать кредитование компаний.
В системе денежно-кредитной
политики государства всегда имеется
и ряд косвенных методов
Во всех странах рыночной
экономики в качестве обязательного
условия регистрации и
Регулируя норму амортизации, государство косвенно способствует уве-личению или уменьшению денежной массы. Ускоренная амортизация дает воз-можность предприятиям возвращать вложенные в вещественные факторы производства денежные средства и использовать их для развития производст-ва.[6, с.292-293]
Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования. В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т. е. на сокра-щение предложения денег. Центральный банк, проводя рестрикционную поли-тику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повы-шает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффектив-ными, центральный банк использует административные ограничения: пони-жает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т. д. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.
В периоды спада производства
для стимулирования деловой активности
проводится политика «дешевых денег»
(экспансионистская денежно-
Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной поли-тики исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредит-ной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между провидением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности. [7, с.489]
Виды денежно-кредитной политики различаются в зависимости от того, какие цели ставит перед собой центральный банк. Основными промежуточны-ми целями являются процентная ставка и денежная масса. Проблема в том, что центральный банк должен выбрать одну из них. Он не в состоянии одновремен-но достичь двух автономно определенных целей, так как каждой ставке про-цента соответствует определенная величина денежной массы, и наоборот. Поэ-тому центральный банк должен определить, что он будет контролировать – ставку процента или объем денежной массы.
Существуют разные точки зрения по этому поводу. Дж.М. Кейнс, разра-ботавший основы денежно-кредитного регулирования, утверждал, что переда-точный механизм денежно-кредитной политики следующий:
- центральный банк изменяет резервы коммерческих банков, влияя тем самым в необходимом направлении на предложение денег;
- изменения в предложении денег вызывают понижение или повыше-ние ставки процента;
- изменения процентной ставки приводят к расширению или сокраще-нию плановых инвестиций;
- изменения плановых инвестиций в свою очередь повышают или пони-жают уровень номинального национального дохода.
Таким образом, главным объектом денежно-кредитного регулирования Кейнс считал процентную ставку (гибкая денежно-кредитная политика).
Согласно монетаристской концепции, передаточный механизм денежно-кредитной политики короче. Она влияет на экономику следующим образом:
- центральный банк изменяет резервы коммерческих банков, воздейст-вуя на предложение денег, увеличивая или сокращая его;
- изменения денежного предложения вызывают расширение или сокращение совокупного спроса;
- изменения совокупного спроса приводят к увеличению или к уменьше-нию уровня национального дохода.