Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 13:16, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение кредитно-денежной сферы современной экономики, а также особенности ее функционирования в экономике Республики Беларусь.
Задачи работы следующие: раскрытие сущности кредитно-денежной сферы, анализ основных целей денежно-кредитной политики, рассмотрение структуры кредитно-денежной сферы и ее функций, выявление основных на¬правлений повышения функциональности кредитно-денежной сферы в переходной экономике Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1 Структура кредитно-денежной сферы, инструменты
денежно-кредитной политики……………………………………………..5
1.1 Структура кредитно-денежной сферы…………………………………..5
1.2 Денежно-кредитная политика и ее инструменты………………………9
2 Функционирование кредитно-денежной сферы на примере США……………15
2.1 Федеральная резервная система США…………………………………15
2.2 Коммерческие банки и небанковские институты США……………...18
2.3 Денежно-кредитная политика США…………………………………...21
3 Развитие кредитно-денежной сферы в Беларуси…………………….24
3.1 Банковская система Республики Беларусь……………………………24
3.2 Идея кредитной кооперации в Республике Беларусь…………………28
3.3 Целевые ориентиры денежно-кредитной политики Республики Беларусь и основные итоги ее проведения……….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….........................................36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….37
Следовательно, монетаристы доказывали, что центральный банк должен регулировать предложение денег (жесткая денежно-кредитная политика).
Центральный банк, как правило, проводит эластичную денежно-кредит-ную политику. Она заключается в том, что центральный банк допускает опре-деленное расширение денежной массы, контролируя темпы ее роста, и при этом следит за уровнем процентной ставки на краткосрочных временных ин-тервалах, корректируя ее по мере надобности. [3, с.294-297]
Центральные банки стран с переходной экономикой в настоящее время проводят политику «дорогих денег». В условиях инфляции она направлена пос-тепенное снижение темпов роста цен; стабилизацию курса национальной валю-ты по отношению к доллару; активизацию инвестиционного процесса; обеспе-чение кредитной поддержки приоритетных направлений развития экономики стран. Для достижения этих целей предусмотрен ряд мероприятий:
- установление предельных
размеров кредитной эмиссии
- переход к единому курсу национальной валюты;
- постепенный переход
национального банка от
- сокращение кредитов
центрального банка
- переход к финансированию
дефицита государственного бюдж
- прекращение прямого и скрытого дотирования малоэффективных и убыточных предприятий за счет средств государственного бюджета и центра-лизованных льготных кредитов;
- периодическое установление процентных ставок рефинансирования коммерческих банков с учетом инфляционных тенденций;
- льготное налогообложение банков, у которых долгосрочные кредиты составляют значительный удельный вес.
Эти и другие меры позволят снизить уровень инфляции, стабилизировать экономику в целом. [8, с.303-304]
В условиях угрозы развития или протекания гиперинфляции некоторые страны прибегают к жесткой антиинфляционной политике, известной под наз-ванием «шоковая терапия». Ее суть заключается в резком ограничении темпов прироста денежной массы в обращении до нескольких процентов в месяц на протяжении достаточно длительного периода времени (не менее года). Одно-временно замораживаются заработные платы и все доходы населения или зна-чительно сокращаются темпы их прироста, намного уменьшаются расходные статьи государственного бюджета. В результате быстро и резко сжимается со-вокупный спрос, темпы роста цен падают до нескольких процентов в месяц, устраняется фактор инфляционных ожиданий и хозяйствующие субъекты начи-нают активно приспосабливаться к изменившейся экономической конъюнк-туре. Безусловно, в силу своей жесткости политика «шоковой терапии» весьма болезненна для населения и экономики, но при решительном и грамотном про-ведении эффективно подавляет инфляцию, обеспечивает быстрый выход из экономического кризиса и создание реальных предпосылок для экономииче-ского роста. [9, с.166-167]
Итак, структура кредитно-денежной сферы в странах рыночной эконо-мики различна. Однако возможно выделить и общие черты. Обычно главным органом кредитно-денежной сферы является центральный банк, который регу-лирует денежное обращение и кредит с помощью инструментов денежно-кре-дитной политики: операции на открытом рынке, изменение учетной ставки и норм обязательных резервов. Кроме того, существуют также коммерческие банки и небанковские институты, которые являются посредниками между де-нежными средствами личного сектора и представителями бизнеса.
2 ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ СФЕРЫ НА
2.1 Федеральная резервная система США
Организационная структура органов кредитно-денежного регулирования США, их полномочия и методы деятельности опираются на обширное и разветв-ленное законодательство, в котором нашли отражение исторические особенности формирования, развития экономики и кредитно-денежной сферы страны. Конт-рольная и регулирующая деятельность этих органов во многом пересекаются и дублируются, и это составляет одну из важных особенностей организации кре-дитно-денежного регулирования в США.
В США банки делятся на национальные, действующие на основе лицен-зии (чартера) федерального правительства, и банки штатов, действующие на ос-нове лицензии (чартера) правительства штата. Эта особенность ведет к двоякому толкованию принципа двухуровневого построения банковских систем, принято-го в большинстве стран. Обычно термин «двухуровневая система» означает, что первый уровень занимает Центральный банк в качестве органа регулирования кредитно-денежной системы, а на втором уровне находятся все остальные кредитные учреждения: коммерческие, сберегательные, ипотечные банки и т. п. В США двухуровневая система включает Федеральную резервную систему (ФРС), национальные банки и банки штатов. Финансово-кредитная система США обладает еще одной особенностью. ФРС является не только центральным банком, но и одновременно профессиональным объединением банков страны. Все национальные банки обязательно являются членами ФРС, что дает им некоторые льготы и накладывает обязательства выполнять определенные требования ФРС. Банки штатов могут быть членами ФРС на добровольной основе. Но в любом случае они обязаны выполнять указания ФРС. Соответственно, национальные банки образуют один уровень банковской системы США, а банки штатов — второй. Нормативное регулирование предназначено для выполнения следующих задач:
- обеспечение надежности и эффективности выполнения кредитно-денеж-ной системой ее экономических задач;
- обеспечение устойчивости кредитной системы и предотвращение банк-ротства коммерческих банков и других кредитных учреждений;
- ограничение масштабов концентрации капиталов в собственности немно-гих кредитных учреждений, недопущение установления монопольного контроля этих банков над денежным рынком.[10, c.185-186]
Федеральная резервная система состоит из трех уровней: Совет управ-ляющих, 12 федеральных резервных банков, около 6000 банков — членов ФРС. Кроме того, ФРС включает два комитета: Федеральный комитет по от-крытому рынку и Федеральный консультационный совет.
Центром Федеральной резервной системы является Совет управляющих в Вашингтоне, округ Колумбия. Основная функция Совета — формирование монетарной политики. Совет состоит из семи постоянных членов, назначаемых президентом США с одобрения сената сроком на 14 лет. Если члены Совета исчерпали сроки пребывания в должности (за исключением случаев смерти либо отставки), президент имеет право назначить лишь двух новых членов Совета за четырехлетний срок пребывания у власти. Вместе с тем отставки членов Совета управляющих являются обычным делом.
В Совете управляющих обеспечивается равное представительство от округов ФРС. В распоряжении членов Совета значительный штат сотрудников: экономисты, юристы, инспектора, администраторы.
Совет обладает исключительным правом установления уровня обязатель-ных резервов депозитных учреждений, а также разделяет ответственность с фе-деральными резервными банками по проведению операций на открытом рын-ке и определению наиболее приемлемых банковских учетных ставок.
Федеральные резервные банки являются проводником директив Совета управляющих и играют важную роль в реализации монетарной политики США. Они еженедельно отчитываются перед Советом, который суммирует и обрабатывает поступающую информацию и публикует отчет в конце каждой недели. Наиболее значимым и влиятельным резервным банком является Федеральный резервный банк Нью-Йорка (Federal Reserve Bank of New York). В 25 городах работают филиалы резервных банков. Каждый федеральный резервный банк имеет свой совет, состоящий из девяти директоров, не являющихся служащими банка. По закону, три директора класса А, представляющие банки — члены ФРС, и три директора класса В, представляющие общественность, избираются в каждом регионе банками — членами ФРС. Совет управляющих назначает трех директоров класса С, которые тоже представляют общественность. Совет управляющих ФРС также выбирает и назначает председателя совета директоров и его заместителя из числа директоров класса С. Директора резервных банков осуществляют контроль над операциями своего банка (под патронажем Совета управляющих). Каждый из региональных банков имеет также генерального аудитора (главного инспектора), подотчетного не банку, а Совету управляющих.
Федеральные резервные банки получают прибыль в основном из про-центов, соответствующих доле вкладов ФРС в ценные бумаги, и, в меньшей степени, из доходов от процентов на имеющуюся у ФРС валюту, а также от процентов по ссудам депозитным учреждениям и от валютного контроля.
Для вступления в ФРС каждый банк обязан приобрести в федеральном резервном банке своего округа некое количество акций на сумму, равную 3 % его собственного акционерного капитала и нераспределенной прибыли. По требованию ФРС эта сумма может быть увеличена вдвое. По мере роста акционерного капитала и прибыли коммерческий банк обязан приобретать акции, чтобы поддерживать регламентированный трехпроцентный уровень. В 1970-х гг. происходило сокращение членов ФРС из-за невыгодности. За 10 лет больше чем 500 банков вышли из ФРС. Ситуация изменилась в 1980 г. после принятия конгрессом закона о дерегулировании депозитных институтов и монетарном контроле, в соответствии с которым резервные требования ФРС были распространены на все депозитные институты страны. Закон способствовал существенному усилению роли ФРС в кредитной системе США.
Федеральные
резервные банки принимают
Ответственность за влияние стоимости и достаточности денежных средств и кредита на процесс продажи и покупки государственных ценных бу-маг возложена на Федеральный комитет по открытому рынку (ФКОР). Фор-мально ФКОР был организован в 1935 г., хотя федеральные резервные банки создали орган, координировавший операции на открытом рынке ценных бу-маг, еще в начале 1920-х гг.
Федеральный комитет по открытому рынку состоит из 12 постоянных членов:
- 7 членов Совета управляющих ФРС;
- 5 президентов федеральных резервных банков (избираются на рота-ционной основе, президент Нью-йоркского банка
является постоянным членом ФКОР). Все 12 президентов
резервных банков обязаны присутствовать на собраниях
комитета.
ФКОР проводит заседания восемь-девять раз в год. На каждой встрече разрабатывается стратегия операций на открытом рынке ценных бумаг, кото-рая доводится до управляющего ФРС. Комитет разрабатывает и прогнозирует экономические и финансовые решения. Решения комитета реализуются под-разделением внешней торговли Нью-йоркского регионального банка.
Согласно закону о ФРС, в банковской системе США функционирует координационный консультативный орган для связи всей банковской сферы с ФРС — Федеральный консультационный совет. Он состоит из 12 членов, делегируемых региональными банками ФРС. Четыре раза в год совет собирается на совместное заседание с управляющими Федеральной резервной системой для обмена мнениями по широкому спектру вопросов финансово-кредитных отно-шений. Члены Федерального консультационного совета информируют о заседании резервные банки своих округов.
В настоящее время Федеральная резервная система выполняет следующие функции:
- управляет национальной монетарной политикой путем влияния на денежное и кредитное обращение с целью достижения полной заня-тости и стабильных цен;
- контролирует банковские учреждения и регулирует их деятельность для обеспечения безопасности и прочности банковской и финансовой систем;
- поддерживает стабильность финансовой системы и уменьшает риск на финансовых рынках;
- предоставляет финансовые услуги правительству США, обществен-ности, финансовым учреждениям, играя также важную роль в управ-лении национальной системой расчетов.
2.2 Коммерческие банки и небанковские институты США
Современное состояние банковской системы США характеризуется уг-лублением процессов глобализации и интернационализации и ростом транснациональных компаний. По количеству крупнейших банков лидируют штаты Калифорния, Иллинойс, Нью-Йорк, Пенсильвания, Техас и Флорида, так как они выделяются выгодным географическим положением, развитой промыш-ленностью и большим количеством ТНК.
Все коммерческие банки по юридическому статусу подразделяются на национальные и банки штатов. Первые лицензируются и контролируются федеральным правительством, вторые — властями штатов. Из-за постоянного слияния коммерческих банков в условиях усиления конкуренции с японскими банками количество американских банковских институтов постоянно меняется. Так, в конце 1994 г. насчитывалось 40,9 тыс. коммерческих банков, а в конце 1998 г. — 8871.
В 2000 г. крупнейшим коммерческим банком США был «Чейз Манхеттен банк» (Chase Manhattan Bank) с активами 365 521 млн дол. На втором месте — «Ситикорп» (Citicorp) —310 897 млн дол., на третьем — Национальный банк (National Bank), расположенный в Северной Каролине, — 264 562 млн дол. В Нью-Йорке находится восемь крупнейших банков, в Огайо — пять, в Северной Каролине — четыре, в Алабаме и Калифорнии — по три. Значительную роль в банковской системе США играют иностранные банки (более 260), их доля на местном рынке возросла с 14 % в 1982 г. до 21 % в 1997 г. В Калифорнии японские банки контролируют около 25 % рынка банковских услуг.