Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 21:26, курсовая работа
Кроме того, расчетно-кассовое обслуживание клиентов выгодно для банков еще и тем, что оно способствует увеличению банковских ресурсов. В самом деле, остатки на банковских счетах клиентов, образующиеся при их расчетно-кассовом обслуживании, представляют собой не что иное, как заемные средства банка в виде вкладов до востребования. Причем данные заемные средства банк получает способом более легким и, как правило, более дешевым, по сравнению с поступлением заемных средств из других источников: вклады, депозиты, долговые ценные бумаги, межбанковские кредиты. И наконец, средства, получаемые банком при расчетно-кассовом обслуживании клиентов, помогают ему поддерживать свою ликвидность, т.е. обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств.
Введение……………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. Понятие расчётно-кассового обслуживания, его правовые и организационные основы в России…………………………………………….…...5
ГЛАВА 2. Виды счетов, открываемых в банках для проведения расчетов………………………………………………………………………………7
ГЛАВА 3. Порядок открытия счета………………...…………………..….11
ГЛАВА 4. Формы и способы безналичных расчетов.…………………….14
Заключение…………………………………………………………………..24
Список использованной литературы………………
1. Заявление об открытии счёта
2. Документ о
государственной регистрации
3. Учредительные
документы (решение,
4. Свидетельство
о постановке на учёт в
5. Карточка с
образцами подписей и оттиска
печати (2 экземпляра). Карточки должны
быть заверены вышестоящей
6. Документ, подтверждающий
полномочия должностных лиц на
распоряжение счётом. Этот документ
предоставляется только в
При соответствии предоставленных документов предъявляемым к ним требованиям, банк открывает клиенту счет, присваивает этому счету персональный номер и заключает с клиентом договор на расчетно-кассовое обслуживание, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами (Приложение 1). Банк заключает Договор от имени Банка России с указанием учредительных документов (Устав Банка России, Положение об отделении) и доверенности, подтверждающей полномочия лица, подписывающего договор. Клиент указывает полное наименование организации в соответствии с учредительными документами. Сокращённая аббревиатура организации может быть указана только после её полного наименования в скобках. В отдельных случаях в Договор банковского счёта могут вноситься изменения и дополнения.
А так же в этом договоре банк и клиент согласовывают друг с другом конкретные условия обслуживания счета, порядок и сроки зачисления поступающих на счет денежных средств, порядок и сроки выполнения банком распоряжений клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведения иных операций по счету. Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента. Банк может использовать имеющиеся на счете клиента денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами. [7]
После открытия счёта, завизированные главным бухгалтером или его заместителем, карточки с указанием на них порядка и периодичности выписок по счёту (распорядителям счёта, по доверенности, через специальные абонентские ячейки: ежедневно, по мере совершения операций) передаются соответствующим работникам банка. Право первой подписи принадлежит руководителю предприятия, организации или учреждения, которому открывается счёт, а также должностным лицам, уполномоченным руководителем распоряжаться счётом. Право первой подписи не может быть предоставлено главному бухгалтеру и другим лицам, имеющим право второй подписи. Право второй подписи принадлежит главному бухгалтеру. Если на предприятии вместо должности главного бухгалтера предусмотрена должность с иным наименованием (начальник финансового отдела, финансово-бухгалтерского управления), то клиент должен сделать отметку об этом на карточке. Если в карточке отсутствует подпись главного бухгалтера или лица, на которого возложены функции ведения бухгалтерского учёта, в банк представляется приказ по предприятию о возложении обязанностей по ведению учёта на руководителя лично или другого лица. По счетам организаций, в которых не предусмотрена должность главного бухгалтера, право второй подписи может быть предоставлено бухгалтеру или другому счётному работнику. При отсутствии в штате должностей счётных работников руководитель может предоставить право второй подписи другому должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учёта и составление отчётности. В этом случае на карточке должна быть сделана отметка о том, что в штате отсутствует счётный работник.
ГЛАВА 4. Формы и способы безналичных расчетов.
Безналичные расчеты в Российской Федерации регулируются Гражданским кодексом РФ (главы 45, 46), Положением о безналичных расчетах в РФ (утверждено письмом ЦБ РФ от 09.07.92 № 14), действующим в части, не противоречащей ГК РФ, а также указаниями, письмами и телеграммами Банка России.
В соответствии с действующим законодательством допускаются следующие формы безналичных расчетов:
— расчеты платежными
поручениями;
— расчеты по инкассо;
— расчеты по аккредитиву;
— расчеты чеками;
— расчеты в иных формах, предусмотренных
законом, установленными в соответствии с ним банковскими
правилами и применяемыми в банковской
практике обычаями делового оборота.
В процессе осуществления безналичных расчётов важное значение имеют принципы их организации, к основным из которых можно отнести следующие:
- Расчёты могут
проводиться через РКЦ ЦБ РФ,
либо через клиринговые центры,
или через корреспондентские
счета банков, открываемые друг
у друга на основе
- Банк может осуществлять списание средств со счетов клиентов только по распоряжению владельца счёта, за исключением случаев, установленных законодательством.
- Очерёдность
платежей со счёта
- Клиент может самостоятельно выбрать формы расчётов и закрепить их в договорах между плательщиком и получателем.
- Взаимные претензии
по расчётам между
- Предусмотрена
ответственность банков за
При подписании
договоров юридические и
Рассмотрим
специфику осуществления
Платежное поручение — письменное распоряжение плательщика обслуживающему его банку оплатить указанную в данном распоряжении сумму лицу, обозначенному в качестве получателя денежных средств, за счет средств, находящихся на расчетном счете плательщика. Расчеты платежными поручениями являются самой распространенной и используемой формой безналичных расчетов.
Платежное поручение
должно содержать следующие
— порядковый номер платежного
поручения, дату его составления;
— сумму денежных средств, перечисляемых
по данному платежному поручению;
— идентификационный номер налогоплательщика
(ИНН)1, наименование плательщика и получателя
денежных средств, а также их платежные
реквизиты:
- номер банковского
счета;
- наименование банка, в котором открыт данный счет;
- корреспондентский счет и банковский
идентификационный код (БИК) банка;
— основание для осуществления платежа.
Указанная в платежном поручении дата его составления имеет очень большое значение, так как в соответствии с действующим законодательством платежное поручение действительно и может быть предъявлено в банк в течение 10 дней с даты составления платежного поручения.
Расчеты по инкассо — это форма проведения безналичных расчетов, когда клиент дает обслуживающему его банку поручение осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа в пользу клиента.
В
настоящее время расчеты по
инкассо осуществляются на
И инкассовое
поручение, и платежное
Для осуществления
платежа по платежному
В отличие от
платежного требования-
1. Возникают обязательства
2. Получатель денежных средств
составляет инкассовое
3. Банк получателя передает все полученные документы в банк плательщика.
4. Банк плательщика уведомляет
плательщика о выставленных на
его счет расчетных документах
и передает их плательщику
(только для платежного
5. Плательщик акцептует выставленные на его счет расчетные документы (только для платежного требования-поручения); банк плательщика списывает со счета плательщика сумму платежа.
6. Банк плательщика переводит
сумму платежа в банк
7. Банк получателя зачисляет полученные средства на счет получателя.
Расчеты по аккредитиву.
Аккредитив — это форма проведения безналичных расчетов, при которой банк, действуя по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указаниями, обязуется произвести платежи получателю денежных средств. Банк, выставивший аккредитив, т.е. банк плательщика, именуется банком-эмитентом. Если расчеты по аккредитиву осуществляет банк, обслуживающий получателя денежных средств, то он называется исполняющим банком. Аккредитив является самой сложной и дорогой для клиента формой безналичных расчетов. Поэтому расчеты ими в нашей стране производятся крайне редко и используются чаще всего при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
В соответствии
с российским
— покрытые (депонированные)
или непокрытые (гарантированные);
— отзывные или безотзывные.
Покрытым (депонированным) аккредитивом считается аккредитив, при открытии которого банк-эмитент перечисляет сумму аккредитива (со счета плательщика или в виде предоставленного ему кредита) в распоряжение банка — получателя денежных средств (исполняющего банка), который и должен проводить расчеты в соответствии с условиями аккредитива.
Непокрытый (гарантированный) аккредитив представляет собой аккредитив, при котором исполняющему банку предоставляется право списать сумму аккредитива с открытого у него корреспондентского счета банка-эмитента.
Отзывный аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного уведомления и согласия получателя денежных средств. Если в аккредитиве не указано, к какому виду он относится, то он является отзывным. Исполняющий банк обязан осуществлять платежи и иные операции по отзывному аккредитиву, если к моменту их совершения им не было получено уведомление об изменении условий аккредитива или о его аннулировании.
Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия получателя денежных средств по нему.
Срок
действия и порядок расчетов
по аккредитиву
1. Плательщик и получатель денежных средств заключают между собой договор (купли-продажи или оказания услуг), расчеты по которому предусматриваются в форме аккредитива.
2. Плательщик предоставляет
в обслуживающий его банк (банк-эмитент)
заявление об открытии
3. Банк-эмитент передает
исполняющему банку экземпляр
заявления об открытии
4. Исполняющий банк извещает получателя денежных средств об открытии аккредитива в его пользу.
— наименование банка-эмитента;
— вид аккредитива и способ его исполнения;
— способ извещения получателя денежных
средств об открытии аккредитива;
— условия раскрытия аккредитива, т.е.
полный перечень и точная характеристика документов, предоставляемых
получателем для получения денежных средств
по аккредитиву;
— сроки предоставления вышеуказанных
документов.
Информация о работе Договор на рассчетно-кассовое обслуживание клиентов банка