Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 23:22, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование видов кредитной политики и качества кредита.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
-изучить сущность, функции и принципы кредитования;
-рассмотреть классификацию кредитной политики, качество кредита;
-проанализировать пути снижения кредитного риска.
Введение 4
1. Сущность, функции и принципы кредитования 7
1.1. Сущность кредита 7
1.2. Функции кредита и принципы кредитования 9
2. Классификация кредитной политики. Качество кредита 13
2.1. Виды и теоретическая модель формирования кредитной политики
банка 13
2.2. Организация кредитного процесса в банке 18
2.3. Анализ основных документов, предоставляемых в банк для
получения кредита 20
2.4. Анализ кредитоспособности заёмщика 24
3. Пути снижения кредитного риска 31
3.1. Процедура погашения банковских кредитов 31
3.2. Кредитная история 36
Заключение 39
Список использованной литературы 41
2.2.
Организация кредитного
Под организацией кредитного процесса в банке понимаются техника и технология кредитования с целью соблюдения законодательных норм банковская деятельности, снижения кредитного риска и получения достаточной прибыли от совершенной кредитной сделки. Процесс кредитования можно разделить на несколько этапов. [13, 396]
Первый этап. Разработка стратегии кредитных операций.
Документом, направляющим и регулирующим деятельность банка на каждый год в области кредитования, является меморандум (положение) о кредитной политике. Он опирается на основные направления кредитной политики банка, на стратегический план его развития в ближайшей перспективе.
Меморандум о кредитной политике определяет: цель кредитной политики на текущий год, главные принципы формирования кредитного портфеля банка, организацию кредитования, обеспечение ликвидности кредитного портфеля и снижения кредитного риска, а также процентную политику по ссудам банка.
Второй этап. Знакомство с потенциальным заемщиком.
На этом этапе на основании представленного заемщиком пакета документов изучаются сфера деятельности клиента, состояние дел в данном бизнесе на момент обращения за ссудой и в перспективе, его основные поставщики, покупатели, правовой статус заемщика; изучается цель кредита, определяется соответствие потребностей клиента текущей кредитной политике банка, устанавливаются вид кредита, его форма, срок, источники возврата ссуды и уплаты процентов за нее.
Третий этап. Оценка кредитоспособности заемщика и риска, связанного с выдачей ссуды.
На данном этапе изучается репутация заемщика, его кредитная история. На основании анализа оборотов по расчетному счету клиента, финансовой отчетности, а также других его документов, рассчитанных коэффициентов платеже- и кредитоспособности оцениваются возможности клиента погасить ссуду в срок. Изучаются и оцениваются вторичные источники погашения кредита, т.е. обеспечительные обязательства, а также оценивается качество ссуды (в целях формирования резерва на возможные потери).
В
заключении специалиста банка определяются
возможные параметры ссуды
Четвертый этап. Заключение кредитного договора и договоров, обеспечивающих его исполнение, выдача кредита.
С принятием на кредитном комитете или на правлении банка окончательных решений о выдаче кредита заемщику и о его обеспечении начинается 4-й этап кредитного процесса. Юридический отдел банка проводит правовую экспертизу текста заключаемых кредитного договора и договоров обеспечительного характера и визирует их. Содержание кредитного договора зависит от вида кредита и его формы, а обеспечительного обязательства – от предмета залога, вида и формы залога, условий поручительства (полное и ограниченное) и банковской гарантии (отечественного банка или зарубежного).
Выдача кредита сопровождается распоряжением кредитного отдела бухгалтерии операционному отделу банка. В нем должны быть указаны : наименование заемщика: номер его расчетного счета в банке; номер и дата кредитного договора (соглашения), на основании которого производится выдача кредита.
Размещение банком денежных средств в процессе кредитования может осуществляться как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте. Юридическим лицам кредиты могут предоставляться только в безналичном порядке путем их предоставлении кредита на выплату заработной платы.
Пятый этап. Кредитный мониторинг.
Это осуществление банком постоянного контроля за выполнением условий кредитного договора. В частности, контролируются: соблюдение лимита кредитования; целевое использование кредита; своевременность погашения кредита; кредитоспособность клиента.
Цель
контроля состоит в том, чтобы
обеспечить погашение в срок основного
долга и уплату процентов за кредит.
Контроль осуществляется как за каждой
отдельной ссудой, так и за кредитным
портфелем в целом. Контроль за кредитным
портфелем направлен на минимизацию кредитного
риска и повышение доли прибыли от ссудных
операций в целом. [6, 205]
2.3.
Анализ основных документов, предоставляемых
в банк для получения кредита
Основная цель анализа документов на получение кредита - определить способность и готовность заемщика вернуть испрашиваемую ссуду в установленный срок и в полном объеме.
Анализ данных о заемщике опирается на большой комплект разноплановых документов.
Для получения кредита заемщик предоставляет Банку следующие документы;
Заявление в произвольной форме (с указанием суммы, цели кредита, срока и формы обеспечения, а также юридического и почтового адреса заемщика, телефонов руководителей и фамилии, и должности представителя заемщика, которому в соответствии с доверенностью предоставлено право представления документов и ведения переговоров по вопросам предоставления кредита).
Документы, подтверждающие право собственности заемщика:
а)
нотариально удостоверенную копию
Устава, зарегистрированного в
б)
нотариально удостоверенную копию
учредительного договора (если законодательством
предусмотрено его составление)
в) карточку с образцами подписей распорядителей счета и оттиском печати, заверенную нотариально;
г) свидетельство о регистрации или нотариально удостоверенную копию его;
д) разрешение на занятие отдельными видами деятельности (лицензию). [8, 108]
Справки из ГНИ и отделения Пенсионного фонда РФ о намерении открыть ссудный счет (после принятия банком решения о предоставлении кредита).
Финансовые документы:
а) годовой отчет за последний финансовый год, составленный в соответствии с требованиями Минфина РФ, с отметкой ГНИ о принятии, включающий: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках - ф.2, пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках - ф.3,4,5, пояснительную записку;
б) аудиторское заключение по результатам обязательного по законодательству РФ аудита годовой бухгалтерской отчетности за последний финансовый год;
в) бухгалтерский отчет за последний квартал с отметкой ГНИ о принятии, включающий: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках - ф.2;
г) бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках за последний отчетный месяц;
д)суммы остатков на забалансовых счетах по полученным и выданным обеспечениям на отчетные даты за последние месяц и квартал, а также на дату подачи заявления;
е) расшифровки кредиторской и дебиторской задолженности к представленным балансам с указанием наименований кредиторов и должников и дат возникновения задолженности;
ж) расшифровки задолженности по кредитам банков к представленным балансам и на дату подачи заявления с указанием кредиторов, суммы задолженности, даты получения кредита, даты погашения, процентной ставки, периодичности погашения, суммы просроченных процентов;
з)
расшифровки краткосрочных
и) справки об остатках на расчетных и валютных счетах заемщика и наличии претензий к счетам;
к) выписки банков по расчетным и валютным счетам за последние 6 месяцев.
Регистрационные документы подтверждают состоятельность заемщика как юридического лица. Принципиальным моментом является определение прав лица, ведущего переговоры и подписывающего кредитный договор с банком, на совершение действий от имени организации. Эти права устанавливаются на основании соответствующего положения устава заемщика и документа о назначении на должность согласно процедуре, изложенной в уставе.
Бухгалтерская отчетность дает возможность проанализировать финансовое состояние заемщика на конкретную дату.
При работе с активом баланса необходимо обратить на следующее: в случае оформления залога основных средств (здания, оборудование и др.), производственных запасов, готовой продукции, товаров, прочих запасов и затрат право собственности залогодателя на указанные ценности должно подтверждаться включением их стоимости в состав соответствующих балансовых статей.
Остаток средств на расчетном счете должен соответствовать данным банковской выписки на отчетную дату.
При
анализе дебиторской
При рассмотрении пассивной части баланса самое пристальное внимание должно быть уделено изучению разделам, где отражаются кредиты и прочие заемные средства: необходимо потребовать кредитные договора по тем ссудам, задолженность по которым отражена в балансе и не погашена на дату запроса о кредите, и убедиться, что она не является просроченной.
При
оценке состояния кредиторской задолженности
необходимо убедиться, что заемщик
в состоянии вовремя
В том случае, если дата поступления запроса на кредит не совпадает с датой составления финансовой отчетности, фактическая задолженность заемщика по банковским кредитам, как правило, отличается от отраженной в последнем балансе. Для точного определения задолженности требуется справка обо всех непогашенных на момент запроса банковских кредитах с приложением копии кредитных договоров.
Важным позитивным фактором является имеющийся опыт кредитования данного заемщика банком, на основании которого возможно судить о перспективах погашения запрашиваемого в настоящий момент кредита. В том случае, если запрашиваемый кредит является очередным в ряде предыдущих, своевременно погашенных кредитов, то при приеме заявки от данного заемщика он может не представлять в банк свои юридические документы, но с обязательным уведомлением банка о всех внесенных в них изменениях.
Банки должны получить ответ на вопрос о платежеспособности предприятия, т.е. о готовности возвращать заемные средства в срок. За счет чего предприятие будет возвращать долги, в том числе кредит, если оно получит этот кредит в банке?
Средства для погашения долгов - это прежде всего деньги на счетах предприятия.
Во
всех банках
для получения
кредита
от клиента потребуют 2 документа, подтверждающих его
личность: традиционно – внутренний российский
паспорт и второй документ, как правило,
на выбор: заграничный паспорт, водительское
удостоверение, свидетельство о присвоении
ИНН, страховое свидетельство Пенсионного
фонда РФ, полис/карта обязательного медицинского
страхования. [17, 158]
2.4.
Анализ кредитоспособности заёмщика
Процесс кредитования связан с действием многочисленных и многообразных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение ссуды в обусловленный срок. Изменения в потребительском спросе или в технологии производства могут решающим образом повлиять на дела фирмы и превратить некогда процветающего Заемщика в убыточное предприятие. Продолжительная забастовка, резкое снижение цен в результате конкуренции или уход с работы ведущих управляющих - все это способно отразиться на погашении долга заемщиком. Предоставляя ссуды, коммерческий банк должен изучать факторы, которые могут повлечь за собой их непогашение. Такое изучение именуют анализом кредитоспособности (credit analysis).
Информация о работе Кредитная политика банка,виды, качество кредита