Международный валютный фонд и его роль в стабилизации экономик развивающихся стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Международный Валютный Фонд — межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами–членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко– и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд - специализированное учреждение ООН - практически служит институциональной основой мировой валютной системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
4
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
5
ГЛАВА 1.
Создание МВФ. Основные задачи и направления деятельности.
5
ГЛАВА 2.
Структура управления МВФ.
12
ГЛАВА 3.
ГЛАВА 4.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ДКБ.docx

— 78.57 Кб (Скачать файл)

 

Исполнительный совет  МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (Managing Director), по традиции это представитель из Европы, который не может быть ни управляющим, ни исполнительным директором. Директор-распорядитель председательствует в Директорате (без права голоса, за исключением случаев, когда голоса разделяются поровну) и возглавляет административный аппарат фонда.

 

В функции директора-распорядителя  входит ведение текущих дел и  назначение должностных лиц МВФ: своего заместителя, секретаря, казначея, заведующих отделами, генерального советника  юридического отдела, заведующих административной службой и европейской штаб-квартирой  фонда (в Париже).

 

 Директор-распорядитель  (с 1987 г.) - Мишель Камдесю (Франция; в мае 1996 г. переизбран на третий срок, начавшийся с 16 января 1997 г.), его первый заместитель (с 1994 г.) - Стэнли Фишер (США).

 

Взаимодействие МВФ с  государствами-членами производится через региональные отделы: Африканский, Европейский I, Европейский II, Среднего Востока, Центральной Азии, Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона. В МВФ имеются отделы центральных банков, валютных и торговых отношений, по бюджетно-налоговым вопросам, правовой и исследовательский. В аппарате МВФ заняты 2300 сотрудников из 122 стран, 50% из которых – женщины. Это главным образом экономисты, специалисты по налогам, статистике, финансам и филологии.

 

Организационная структура  аппарата МВФ постоянно развивается  из-за целевых установок и функций  МВФ, которые определяются трансформацией мировой экономики и международных  валютно-финансовых отношений.

 

III. Особенности кредитной  политики МВФ.

 

В Уставе Фонда для идентификации  его кредитной деятельности используются два понятия: 1) сделка (transaction) - предоставление валютных средств странам из его ресурсов: 2) операция (operation) - оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств. МВФ осуществляет кредитные операции только с офи­циальными органами - казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами. Различаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки экономической политики стран-членов.

 

Страна, нуждающаяся в  иностранной валюте, производит покупку (purchase) или иначе заимствование (drawing) иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентное количество сисей национальной валюты, которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. При разработке механизма МВФ предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в Фонд, станут переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы «под залог» соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих валют. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными условиями.

 

 Условиями доступа  стран-членов к кредитным ресурсам  МВФ. 

 

Во-первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую  сумму, не должна была превышать 25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма  валюты данной страны в активах МВФ  не могла превышать 200% величины ее квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд по подписке). В пересмотренном в 1978 г. Уставе первое ограничение было устранено. Это позволяет странам-членам использовать их возможности получения валюты в МВФ в течение более короткого  срока, чем пять лет, которые нужны  были для этого прежде. Что касается второго условия, то в исключительных обстоятельствах и его действие может приостанавливаться.

 

МВФ взимает со стран-заемщиц разовый комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы сделки и определенную плату (charge), или процентную ставку, за предоставляемые им кредиты, которая базируется на рыночных ставках.

 

По истечении установленного периода времени страна-член обязана  произвести обратную операцию — выкупить национальную валюту у Фонда, вернув ему средства в СДР или иностранных  валютах. Помимо того, страна-заемщик  обязана досрочно производить выкуп  своей излишней для Фонда валюты по мере улучшения ее платежного баланса  и увеличения валютных резервов. Если находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другим государством-членом, то тем самым  погашается ее задолженность Фонду.

 

Приобретаемая страной-членом в МВФ первая порция иностранной  валюты в размере до 25% квоты (до Ямайского  соглашения бывшая золотая доля) с 1978 г. называется резервной долей. Она  определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда  запаса национальной валюты данной страны.

 

Средства в иностранной  валюте, которые могут быть приобретены  страной-членом сверх резервной  доли (100% величины квоты), делятся на четыре кредитные доли (транши) по 25% квоты. Предельная сумма кредита, которую  страна может приобрести у МВФ  в результате полного использования  резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты. Обязательства  страны-заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в «письме о намерениях», направляемом в МВФ. Если Фонд сочтет, что страна использует кредит «в противоречии с целями Фонда» или не выполняет его предписаний, он может ограничить или полностью прекратить кредитование страны. Использование первой кредитной доли может быть осуществлено как в форме прямой покупки иностранной валюты, при которой страна получает всю испрашиваемую сумму немедленно после одобрения Фондом ее запроса, так и путем заключения с МВФ соглашения о резервном кредите.

 

Таблица. Кредиты МВФПериод В млрд. СДР В %

 

1947 – 1961

 

1962 – 1976

 

1977 – 1991

 

Всего 

6,2

 

35,0

 

81,0

 

122,2 

5,1

 

28,6

 

66,3

 

100,0

 

 

Таблица. Распределение кредитов МВФ (в %)Страны 1947 – 1976 1977 – 1991

 

Промышленно развитые

 

Развивающиеся 

60,6

 

39,4 

7,9

 

92,1

 

 

Цели кредитования. МВФ  предоставляет в настоящее время  кредиты в иностранной валюте странам-членам для двух целей: во-первых, для покрытия дефицитов платежных  балансов, т. е. практически пополнения валютных резервов государственных  финансовых органов и центральных  банков, и, во-вторых, для поддержки  макроэкономической стабилизации и  структурной перестройки экономики, а это значит - для финансирования бюджетных расходов правительств.

 

При разработке механизма  Фонда предполагалось, что страны-члены  будут предъявлять более или  менее равномерный спрос на различные  валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в МВФ, станут переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом  смысле слова. Отсюда -утверждение о "кооперативном характере" МВФ, представление о нем как о своего рода пуле валют, постоянно  циркулирующих  между  странами-членами.

 

Механизмы кредитования Фондом стран-членов.

 

Ниже рассмотрены основные (обычные) механизмы кредитования Фондом стран-членов, финансирование которых  осуществляется с помощью собственных ресурсов МВФ, находящихся на Счете общих ресурсов (General Resources Account).

 

Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ, называлась до Ямайского соглашения "золотой  долей", а с 1978 г. - "резервной  долей" (Reserve Transhe); она образует величину, составляющую до 25% квоты стран. Резервная доля определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса национальной валюты данной страны (за исключением авуаров, которые являются результатом использования страной ресурсов МВФ в рамках кредитных долей). При этом если МВФ использует часть внесенной национальной валюты страны-члена для предоставления средств другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует ее "кредитную позицию". Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют "резервную позицию" (Reserve Position) страны-члена в МВФ.

 

В пределах резервной позиции  страны-члены могут получать валютные средства в МВФ автоматически, по первому требованию. Единственным условием для такого заимствования является констатация государством-членом наличия  потребности в финансировании дефицита платежного баланса. Использование  резервной позиции не рассматривается  как получение кредита. Оно не требует от страны процентных и комиссионных платежей и не налагает на нее обязательства  вернуть Фонду полученные средства.

 

Механизм кредитных долей. Средства в иностранной валюте, которые  могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (в случае полного использования последней  авуары МВФ в валюте страны достигают 100% величины квоты), делятся на четыре "кредитные доли", или транша (Credit Tranches), составляющие по 25% квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен определенными условиями. Согласно первоначальному уставу, они состояли в следующем: во-первых, сумма валюты полученной страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна превышать 25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма валюты данной страны в активах МВФ не может превышать 200% величины ее квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд по подписке). Таким образом, в соответствии с этими положениями, предельная сумма кредита, которую страна могла приобрести у Фонда в результате полного использования резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты.

 

В пересмотренном в 1978 г. уставе МВФ первое ограничение было устранено. Это позволило странам-членам использовать их возможности получения валюты в Фонде в течение более  короткого срока, чем пять лет, которые  нужны были для этого прежде. Что  касается второго условия, то устав  предоставляет МВФ право приостанавливать его дейст­вие. На этом основании в современных условиях ресурсы Фонда на практике во многих случаях используются в размерах, существенно превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие "верхние кредитные доли" (Upper Credit Tranches) стало означать не только 75% квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а любые суммы, превосходящие первую кредитную долю.

 

Договоренности о резервных  кредитах" (Stand-by Arrangements) стали практиковаться с 1952 г. Они обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определенной суммы и в течение срока действия договоренности она сможет при соблюдении оговоренных условий беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен наднациональную. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой, по сути дела, открытие кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть осуществлено в скорме прямой покупки иностранной валюты, при которой страна получает всю испрашиваемую сумму немедленно после одобрения Фондом ее запроса, то выделение Фондом средств в счет верхних кредитных долей почти во всех случаях производится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах. С начала 50-х и до середины 70-х годов соглашения о кредитах "стэнд-бай" имели срок действия до года, с 1977 г. - до 18 месяцев и даже до трех лет в связи с увеличением масштабов дефицитен платежных балансов.

 

Механизм расширенного кредитования. В 1974 г. резервная и кредитные доли были дополнены механизмом расширенного кредитования, МРК (Extended Fund Facility, EFF). Он предназначен для предоставления валютных средств странам-членам на более длительные периоды времени и в больших размерах по отношению к квотам, чем это предусмотрено уставом в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования является серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производства, торговли или ценового механизма. Расширенные кредиты обычно предоставляются на срок в три года,  при необходимости и по просьбе страны-члена - до четырех лет. Валюта, предоставляемая Фондом в рамках договоренностей о резервных кредитах (верхние кредитные доли) и расширенном кредитовании, выдается определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени в течение срока соглашения -ежеквартально, раз в полугодие или (в некоторых случаях) помесячно.

 

Главным назначением кредитов "стэнд-бай" и расширенных кредитов является содействие странам - членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны, прибегающей к кредиту, выполнения определенных требований, причем степень жесткости этих требований по мере перехода от одной кредитной доли к другой постоянно нарастает. Обязательства страны-заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в "письме о намерениях" (Letter of Intent) или "меморандуме об экономи­ческой и финансовой политике" (Memorandum of Economic and Financial Policies), направляемых в МВФ. Ход выполнения договоренности страной -получателем кредита контролируется путем проведения периодических обзоров, с помощью оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых "критериев реализации" (Perfor­mance Criteria). Если МВФ сочтет, что страна использует кредит "в противоречии с целями Фонда", не выполняет взятых на себя обязательств, он может ограничить ее дальнейшее кредитование, отказать в предоставлении очередного кредитного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны -заамщицы.

 

С середины 70-х годов МВФ  в целях разрешения возникших  острых проблем международных валютных отношений, связанных с резким усилением  неуравновешенности платежных балансов, стал периодически учреждать временные  кредитные механизмы (facilities - можно перевести как механизм, устройство, система, фонд). Для их формирования привлекались заемные средства из различных внешних официальных источников по преимуществу на основе соглашений с промышленно развитыми государствами и странами - членами ОПЕК. Этими механизмами последовательно являлись-

Информация о работе Международный валютный фонд и его роль в стабилизации экономик развивающихся стран