Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 05:29, курсовая работа
Целью курсовой работы является – изучение теоретических аспектов организации учетно-операционной работы в коммерческих банках.
ведение
4
Глава 1. Учетно-операционная работа в коммерческом банке, сущность и основные понятия.
5
1.1. Понятия, задачи и принципы бухгалтерского учёта в банках
5
1.2 Содержание учётно-операционной работы
8
Глава 2. Организация и ведение бухгалтерского учета в коммерческом банке
11
2.1.Организационная структура учетно-операционного аппарата банка, должностные обязанности работников.
11
2.2 Документооборот и внутрибанковский контроль
15
2.3. Виды счетов, открываемых на балансе банка в зависимости от организационно-правовой формы Клиента и от вида банковской операции.
18
2.4 Порядок открытия счетов. Ведение журнала регистрации счетов
22
Заключение
24
Список литературы
25
Важное место
в каждодневной деятельности банка
отводится внутреннему
Предварительный
контроль ведется посредством
Контрольные подписи ответственных исполнителей ставятся на расчетно-кассовых документах, при списании средств со счетов клиентов, при выдаче чековых книжек и акцептованных поручений, на документах по операциям без акцепта и документах кредитного отдела, по операциям на счетах для учета вкладов граждан. Перечень операций банков, подлежащих дополнительному контролю, указан в Правилах учета.
Обязательной
частью внутреннего контроля является
постоянный последующий контроль. Главный
бухгалтер, его заместители, начальники
отделов и работники
В штат учетно-операционного
аппарата обычно входят работники, задача
которых — последующий контроль
сделанных бухгалтерских
Результаты последующих
проверок оформляются справками. Руководящие
работники банка обязаны в
пятидневный срок после получения
такой справки лично
Банки обязаны
хранить свою бухгалтерскую документацию
(первичные учетные документы, регистры
учета и отчетность) в течение
сроков, устанавливаемых в соответствии
с правилами государственного архивного
дела, но не менее пяти лет. Ответственность
за правильную организацию и соблюдение
установленного порядка хранения документов
возлагается на руководителя и главного
бухгалтера банка.
2.2 Документооборот
и внутрибанковский контроль
С целью рациональной
организации учетно-
Документооборот по банковским операциям - последовательное перемещение расчетно-денежных документов по инстанциям их оформления, проверки и обработки от клиентов к банку и наоборот, в пределах учреждения банка, разными учреждениями банка с начала выполнения операции до ее завершения и сдачи документа в архив.
В каждом банке разрабатывается график документооборота, в котором указывается время прохождения документов на всех этапах обработки информации структурными подразделениями банка.
Документооборот состоит из следующих основных этапов:
1) проверка правильности
оформления и содержания
2) проверка или
оформление бухгалтерской
3) передача документов
для автоматизированной
4) использование
документов для проверки
5) группировка документов и их переплета в папки для сдачи в текущий архив.
В учреждениях банка, имеющих на обслуживании большое количество клиентов, для улучшения качества обслуживания каждому клиенту определяется временной интервал, в пределах которого он лично может передать денежно-расчетные документы ответственному исполнителю и получить необходимые консультации. Графики документооборота и обслуживания клиентов утверждаются руководителем банка.
В зависимости от принятой в банке схемы документооборота любой документ проходит те или иные стадии обработки:
1. Дополнительный контроль документов.
Любой подготовленный
документ всегда проходит стадию дополнительного
контроля, маршрутизация которой
определяется как действующей нормативно-
2. Обработка документа.
В независимости от того, сколько и каких этапов проходит документ, его обработка предусматривает совершение окончательных действий по документу с формирование проводок по счетам в учете и записью документов в регистры и реестры. Лицо обработавшее документ и несет ответственность за данный документ.
Организация документооборота
в банке предусматривает
Технология организации проверки корректности и установки разрешения совершения с документом тех или иных действий предусматривает настройку функций контроля за денежными переводами, формируемыми ответственными исполнителями, когда за конкретным исполнителем закрепляется контролер, причем наряду с выполнением специфических функций авторизации денежных переводов, контролер может быть наделен функциями ответственного исполнителя по другим операциям, тогда функции контроля денежных переводов этого исполнителя выполняют другие лица. Отдельные документы до того, как они будут исполнены в балансе банка, подвергаются еще и дополнительному контролю со стороны контролирующих работников. По таким счетам исполнитель не может совершить проводку без участия другого работника.
Организация учетно-операционной работы позволяет всегда получить полную информацию об исполнителе по документу, исполнителе по счету, исполнителе по контролю по любому отдельно взятому документу.
Банковскую документацию образует совокупность документов, используемых банком для ведения учета и контроля.
Расчетные документы
должны содержать следующие
1) Мемориальные.
2) Кассовые приходные.
3) Внебалансовые.
4) Документы
по межбанковским и
Исполненные платежные
документы хранятся в электронной
форме на магнитных или иных видах
носителей и не требуют распечатки
или иного отображения
Правила и сроки хранения электронных платежных документов устанавливаются внутренними документами банка, разработанными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях бухгалтерского
учета банк вправе формировать общую
справку исполненных
Руководители
банка обязаны проверять
Важным элементом
организации учетно-
Внутрибанковский контроль - это совокупность средств и способов, с помощью которых осуществляется контроль за правильностью выполнения и отображения в учете банковских операций.
По своему содержанию и времени проведения внутрибанковский контроль делится на текущий и следующий:
Текущий контроль - это контроль, осуществляемый на этапе оформления и проверки документов.
Текущий контроль является сплошным, то есть он проводится при выполнении ответственным исполнителем всех без исключения операций. Он предусматривает применение визуальных, логических, арифметических и других приемов контроля и должен предотвратить ошибки при осуществлении операций.
Дополнительному
контролю подлежат отдельные операции,
при выполнении которых существует
вероятность возникновения
• выдача чековых книжек; гарантированных платежных поручений;
• взыскания с клиентов штрафов;
• операции по доходам и расходам банка;
• вкладные операции;
• операции по суммам до выяснения и некоторые другие.
Следующий контроль осуществляется в виде тематических проверок и ревизий, может быть выборочным и сплошным.
Тематическим проверкам подлежит деятельность отдельных ответственных исполнителей или отдельные виды учетно-операционной работы.
Ревизия - это проверка хозяйственно-финансовой деятельности учреждения банка, основанная на изучении первичных документов и бухгалтерских записей. В акте ревизии отдельно освещается состояние учетно-операционной работы.
Внутрибанковский
контроль за совершенными операциями
подразделяется на предварительный (до
составления баланса) и последующий
(после составления баланса). Особенно
важен своевременный предварительный
контроль, который осуществляется через
контрольные подписи.
2.3. Виды счетов,
открываемых на балансе банка в зависимости
от организационно-правовой формы Клиента
и от вида банковской операции.
К банковским операциям относятся :
1) привлечение
денежных средств физических
и юридических лиц во вклады
(до востребования и на
2) размещение
привлеченных средств от
3) открытие и
ведение банковских счетов
4) осуществление
расчетов по поручению
5) инкассация
денежных средств, векселей, платежных
и расчетных документов и
6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
7) привлечение
во вклады и размещение
8) выдача банковских гарантий;
9) осуществление
переводов денежных средств по
поручению физических лиц без
открытия банковских счетов (за
исключением почтовых
Кредитная организация помимо перечисленных банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:
Информация о работе Организационные основы учетно-операционной работы коммерческого банка