Организационные основы учетно-операционной работы коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 05:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является – изучение теоретических аспектов организации учетно-операционной работы в коммерческих банках.

Содержание

ведение
4

Глава 1. Учетно-операционная работа в коммерческом банке, сущность и основные понятия.
5

1.1. Понятия, задачи и принципы бухгалтерского учёта в банках
5

1.2 Содержание учётно-операционной работы
8

Глава 2. Организация и ведение бухгалтерского учета в коммерческом банке
11

2.1.Организационная структура учетно-операционного аппарата банка, должностные обязанности работников.
11

2.2 Документооборот и внутрибанковский контроль
15

2.3. Виды счетов, открываемых на балансе банка в зависимости от организационно-правовой формы Клиента и от вида банковской операции.
18

2.4 Порядок открытия счетов. Ведение журнала регистрации счетов
22

Заключение
24

Список литературы
25

Вложенные файлы: 1 файл

антону!.docx

— 52.66 Кб (Скачать файл)

1) выдачу поручительств  за третьих лиц, предусматривающих  исполнение обязательств в денежной  форме;

2) приобретение  права требования от третьих  лиц исполнения обязательств  в денежной форме;

3) доверительное  управление денежными средствами  и иным имуществом по договору  с физическими и юридическими  лицами;

4) осуществление  операций с драгоценными металлами  и драгоценными камнями в соответствии  с законодательством Российской  Федерации;

5) предоставление  в аренду физическим и юридическим  лицам специальных помещений  или находящихся в них сейфов  для хранения документов и  ценностей;

6) лизинговые  операции;

7) оказание консультационных  и информационных услуг.

Кредитная организация  вправе осуществлять иные сделки в  соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей  лицензии Банка России - и в иностранной  валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числе правила  их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России в  соответствии с федеральными законами.

По договору банковского счета банк обязуется  принимать и зачислять поступающие  на счет, открытый клиенту (владельцу  счета), денежные средства, выполнять  распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Выделяют следующие  виды счетов хозяйствующих субъектов 

- расчетный;

- текущий;

- депозитный (вкладной);

- валютный;

- аккредитивный;

- бюджетный;

- ссудный;

- карточный (специальный  карточный счет) и другие.

Наиболее часто  используемыми видами банковского  счета являются расчетный и текущий. В связи с переходом на казначейскую систему исполнения федерального бюджета в банках открываются счета по учету доходов и средств бюджета органов федерального казначейства Министерства финансов РФ.

 Юридические  лица, независимо от форм собственности,  могут открывать в коммерческих  банках расчетные или текущие  счета.

Расчетные счета  открываются всем предприятиям независимо от формы собственности, работающим на принципах коммерческого расчета  и имеющим статус юридического лица. Владелец расчетного счета имеет  право распоряжаться средствами на счете. Он имеет свой отдельный  баланс, выступает самостоятельным  плательщиком всех причитающихся с  него платежей в бюджет, самостоятельно вступает в кредитные взаимоотношения  с банками. Таким образом, владелец расчетного счета имеет полную экономическую  и юридическую независимость.

Текущие счета  в настоящее время открываются  организациям и учреждениям, не занимающимся коммерческой деятельностью и не имеющим статус юридического лица. Традиционно такие счета открываются  общественным организациям, учреждениям  и организациям, состоящим на федеральном, республиканском или местном  бюджете. Самостоятельность владельца  текущего счета существенно ограничена по сравнению с владельцем расчетного счета. Так, владелец текущего счета  может распоряжаться средствами на счете строго в соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией. Перечень операций по текущим счетам регламентируется. Это делается в  момент открытия счета. Хозорганы, имеющие  в банке расчетные счета, могут  совершать любые операции, связанные  с производственной и инвестиционной деятельностью, без установления какого-либо перечня, лишь бы эти операции не противоречили  законодательству.

Открытие клиентам банковских счетов, счетов по вкладу (депозиту) производится банками при условии  наличия у клиента правоспособности (дееспособности). Операции по банковским счетам, счетам по вкладу (депозиту) соответствующего вида (режим счета) регулируются законодательством  Российской Федерации и производятся в установленном им порядке. Основанием открытия банковского счета, счета  по вкладу (депозиту) является заключение договора банковского счета, договора банковского вклада (депозита) и  представление всех документов, определенных законодательством Российской Федерации.

Открытие клиенту  банковского счета, счета по вкладу (депозиту) производится только в том  случае, если банком получены все предусмотренные  документы, а также проведена  идентификация клиента в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечень документов и сведений, необходимых для идентификации  клиентов, устанавливается законодательством  Российской Федерации.

Клиенту может  быть отказано в открытии банковского  счета, счета по вкладу (депозиту), если не представлены документы, подтверждающие сведения, необходимые для идентификации  клиента, либо представлены недостоверные  сведения, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации.

Для учета операций по счетам клиентов банка предназначены  счета раздела 4 Главы А нового плана счетов “Операции с клиентами № 441-474, которые ведутся в разрезе предприятий и организаций в зависимости от формы собственности.

Для проведения определенных операций (прием платежей от клиентов для последующего перечисления непосредственным получателям) предусмотрен транзитный счет № 40911, порядок ведения  которого определяется соответствующим  договором с получателями средств.

Расчетные операции отличаются по способу платежа, в  котором отражается характер его  источника и форма движения. Применяются  следующие способы платежа:

- перечисление  денежных средств с расчетных (других) счетов плательщиков на счета получателей;

- зачет взаимных  требований плательщиков и получателей  (клиринг) с перечислением на  соответствующие счета участников  зачета лишь незачетной суммы; 

- гарантированный  платеж получателю, который может  осуществляться банком из средств специально созданного депозита плательщика, а также без создания такового.

Платеж может  осуществляться полной суммой, частями, а также по сальдо взаимных требований.

Распоряжение  клиента на перечисление (выдачу) средств  с их расчетных (текущих) счетов принимаются  на основании документов, оформленных  надлежащим образом.

В современных  условиях безналичные расчеты по счетам клиентов происходят с одновременным  отображением этих операций по корреспондентским  счетам банков.

Корреспондентский счет – это разновидность депозитного  счета до востребования, который  выполняет функции, подобные расчетному счету предприятия . На корреспондентском счете банка хранятся его собственные средства. По этому счету проводятся операции по собственно хозяйственной деятельности банка, по межбанковским займам и депозитам, по ценным бумагам, но, безусловно, самый значительный объем операций осуществляется через корреспондентский счет банка по расчетно-кредитному и кассовому обслуживанию клиентуры самого коммерческого банка.

Для учета операций по межбанковским расчетам на балансе  банка открываются счета, сгруппированные  в разделе 3 главы А “Межбанковские операции” (подраздел “Межбанковские расчеты”) . Учет корреспондентских отношений ведется на счете первого порядка №301 “Корреспондентские счета” с выделением счетов второго порядка для учета операций по конкретным корреспондентским счетам (№№ 30102 – 30115). В аналитическом учете к указанным счетам (кроме счетов №№ 30102 и 30104, где открывается один лицевой счет) ведутся счета по каждому банку – корреспонденту. Счет № 302 предназначен для отражения таких операций банка, как расчеты чеками (счета второго порядка № 30205, 30206), осуществление расчетов путем зачетов взаимных требований (клиринга) (счета №№ 30211-30219). На счете № 303 учитываются расчеты между кредитными организациями и их филиалами. Ведение расчетов между филиалами, минуя кредитную организацию, не допускается.

Средства, списанные  со счетов клиентов, но не проведенные  по корреспондентскому счету банка, учитываются на отдельном пассивном  балансовом счете 47418. Аналитический  учет по счету 47418 ведется в разрезе  каждого клиента кредитной организации  с разбивкой по группам очередности  платежей.

Учет расчетных  документов клиентов, не оплаченных в  срок из-за отсутствия средств на корсчетах  банков ведется в главе В по приходу внебалансовых счетов №№ 90903, 90904 в корреспонденции со счетом 99999. 

2.4 Порядок открытия счетов. Ведение журнала регистрации счетов 

Записи в Книгу  регистрации открытых счетов вносятся в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации и банковскими  правилами.

Из числа работников банка исполнительный орган банка (руководитель подразделения расчетной  сети Банка России) в распорядительном акте определяет должностных лиц, ответственных  за работу с клиентами по открытию и закрытию счетов клиентам, установив  им соответствующие должностные  права и обязанности, с которыми они должны быть ознакомлены под  роспись.

Должностные лица банка осуществляют прием документов, необходимых для открытия счета  соответствующего вида, проверку надлежащего  оформления документов, полноты представленных сведений и их достоверности в  случаях и в порядке, установленных  Инструкцией, а также выполняют  другие функции, предусмотренные Инструкцией  и банковскими правилами. В указанных  целях должностные лица банка  непосредственно взаимодействуют  с клиентами и их представителями, запрашивают и получают необходимую  информацию, проводят оценку полученных сведений и выполняют иные действия, предусмотренные настоящей Инструкцией  и банковскими правилами.

В случае если обратившееся для открытия счета лицо является представителем клиента, должностные  лица банка обязаны установить личность представителя клиента, а также  получить документы, подтверждающие наличие  у него соответствующих полномочий.

Открытый счет и все реквизиты клиента заносятся  в журнал регистрации открытых счетов. Обязательными реквизитами журнала  являются: номер счета, наименование и адрес клиента, дата открытия счета, примечание. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью и  должен храниться у главного бухгалтера или его заместителя в сейфе и является документом особой отчетности.

Об открытии счета главный бухгалтер учреждения банка на подлинном экземпляре устава делает отметку с указанием номера счета и заверяет его гербовой печатью.

Клиенту выдается справка для налоговой инспекции  об открытии расчетного или текущего счета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

     Банк - основная структурная единица сферы  денежного обращения. Продуктом  банковской деятельности являются услуги, связанные с организацией платежей и расчетов, ведением счетов юридических  и физических лиц, хранением денежных средств, кредитованием и выполнением  прочих банковских операций.

Результат работы банка - это экономическая выгода, получаемая как им самим, так и  его клиентами.

Основным предназначением  учета является обеспечение всех заинтересованных сторон информацией  об операциях и финансовом состоянии  банка. При этом информация должна быть легко доступна, понятна, непротиворечива, не допускать различных толкований. Данная информация используется в процессе непосредственного управления банком, проведения операций, а также для целей анализа и контроля.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную  систему сбора, регистрации и  обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем  сплошного, непрерывного и документального  учета всех хозяйственных операций.

Организация учетно-операционной работы требует установления в учреждении банка порядка прохождения документов по всем стадиям обработки. Для этого составляются график и схемы документооборота, утверждаемые руководителем. При оформлении банковских операций необходимо обеспечивать контроль за законностью операций и сохранностью средств.

Учетно-операционный аппарат состоит, как правило, из ответственных исполнителей, а в  необходимых случаях — из операционных бригад.

Основным документов Банка России определяющим все основные правила бухгалтерского учета и план счетов является Положение ЦБР от 26 марта 2007 г. N 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации". План счетов это нормативный документ, без которого работа в банке не может осуществляться. Без этого документа, как и без уставного капитала или учетной политики кредитная организация не может существовать.

Информация о работе Организационные основы учетно-операционной работы коммерческого банка