Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 08:35, курсовая работа
Целью данной курсовой работы явилось выявление значимости роли банковских карт в организации безналичных расчетов.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Изучить нормативные и законодательные акты, научную литературу по теме.
Познакомиться с историей развития пластиковых платежных средств в России
Рассмотреть виды и основные принципы безналичных расчетов.
Изучить схемы безналичных расчетов на основе пластиковых карт
Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Сущность безналичных расчетов
Организация денежного обращения: виды расчетов………. 6
Принципы организации безналичных расчетов……………. 14
Глава 2. Пластиковые карты как инструмент безналичного расчета
2.1. История развития пластиковых платежных средств………... 19
2.2. Виды банковских карт………………………………………… 25
2.3. Платежные схемы безналичных расчетов на основе пластиковых карт…………………………………………………………….. 33
2.4 Система обслуживания на основе кредитных карточек……. 39
Заключение …………………………………………………………………. 48
Список используемой литературы ……………………………………….. 50
Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в договоре между плательщиком и поставщиком.
3. Расчеты чеками. При расчетах чеками владелец счета (чекодержатель) дает письменное распоряжение банку, выдавшему расчетные чеки, уплатить определенную сумму денег, указанную в чеке, получателю средств (чекодержателю).
Чеки используются как физическими, так и юридическими лицами, выступают платежным средством и могут применяться при расчетах во всех случаях, предусмотренных законами РФ. Не допускаются расчеты чеками между физическими лицами. Чек удобен для расчетов в случаях:
-когда плательщик
не хочет совершать платеж
до получения товара, а поставщик
— передавать товар до
-когда продавец заранее не известен.
Чек служит ценной бумагой. Бланки чеков являются бланками строгой отчетности. Клиентам с устойчивым финансовым положением и стабильной платежной дисциплиной при наличии соответствующего договора может быть выдана чековая книжка под гарантию банка.
Чек должен быть предъявлен к оплате в учреждение банка в течение десяти дней, не считая дня его выдачи.
В России «Положение о безналичных расчетах» конкретизировало порядок расчетов чеками и одновременно несколько ограничило возможности их использования. Последнее выразилось тем, что:
-чекодержатель
не может передать чеки
-требуется обязательно
предварительное депонирование
чекодержателем средств на
4. Расчеты платежными требованиями-поручениями представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг и поручение плательщика списать средства с его счета. Оно выписывается поставщиками и вместе с коммерческими документами отправляется в банк покупателя, который передает требование-поручение плательщику для акцепта. Плательщик обязан вернуть в банк акцептованное платежное требование-поручение или заявить отказ от акцепта. Платежное требование-поручение принимается к оплате при наличии средств на счете плательщика.
5. Инкассо – это операция по получению банками для клиентов денег по их поручению и за их счет по различным документам. На инкассо принимаются чеки, векселя, ценные бумаги и т.д.
1.2. Принципы организации
безналичных расчетов
Безналичный расчет организуется на основе определенных принципов. Принципы организации расчетов основополагающие начала их проведения.
Первый принцип – правовой режим осуществления расчетов и платежей – обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяют необходимость установления единообразия посредством регулирования. Базой последнего служит комплекс законов и подзаконных актов (указов президента, постановлений правительства), а так же нормативных актов тех государственных органов, которым получено выполнять функцию регулирования расчетов.
Главный регулирующий орган платежной системы – Банк России. Среди трех его основных задач значится обеспечение эффективного и бесперебойно функционирования системы расчетов. На Банк России возложены установление правил, сроков и стандартов осуществления расчетов и применяемых при этом документов, координация, регулирование и лицензирование организации расчетных, в том числе клиринговых, систем.
В связи с массовостью расчетных операций условия многих из них унифицируются. Банком России установлены единые требования к оформлению расчетных документов согласно утвержденным стандартам. Расчетные документы действительны в течение 10 календарных дней, не считая дня их выписки.
Второй принцип организации расчетов – осуществление их преимущественно по счетам кредитных организаций. Наличие последних как у получателя, так и у плательщика – необходимая предпосылка таких расчетов. Безналичные расчеты проводятся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета – самостоятельный двусторонний (участники имеют как права, так и обязанности) гражданско-правовой договор.
Согласно ФЗ «О банках и банковской деятельности»2 в договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушение договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществлении платежей, а так же порядок его расторжения и другие существенные условия договора. Клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено федеральным законом.
Банки и другие кредитные учреждения для проведения расчетов между собой открывают корреспондентские счета – друг у друга, в обязательном порядке – в учреждениях Банка России.
Третий принцип – поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа – залог четкого, безусловного выполнения обязательств. Все плательщики (предприятия, банки и т.д.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.
Четвертый принцип – наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж. Реализуется применением соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств, или специального акцепта документов, выписанных получателем средств (платежного требования, переводного векселя).
Вместе с тем, законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам; на основе исполнительных листов, выданных судами; некоторых штрафов по распоряжению взыскателей и др., а также безакцептного списания: за тепло- и электроэнергию, коммунальные и другие услуги.
Принцип срочности платежа вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Подробное толкование срока, его начала и окончания (включая нерабочий день), определенного периодом времени, порядок совершения действий в последний день срока даны в первой части ГК РФ3.
Значение этого принципа заключается в том, что непрерывно расходуемые средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и в конечном счете к платежному кризису. Именно по этому, при списании средств с корреспондентских счетов кредитных организаций необходимым условием является указание в реквизитах расчетных документов срока и очередности платежа.
Важнейший принцип
организации безналичных
Имеются определенные особенности проведения контроля со стороны предприятий и банков. Каждое предприятии является одновременно покупателем и продавцом. Выступая покупателем (сырья, материалов и других ресурсов для осуществления своей деятельности), оно контролирует своевременность и правильность исполнения своих обязательств перед кредиторами в соответствии с договорами с тем, чтобы обеспечить нормальные хозяйственные связи со своими контрагентами. Выступая кредитором, т.е. поставщиком своей продукции, предприятие в целях увеличения своей выручки проводит кредитный контроль за повышением уровня инкассации счетов дебиторов, предотвращением внеплановых отсрочек платежей, безвозвратных долгов, потерь крупных сумм.
Банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными фондами, осуществляют контроль за соблюдением ими установленных правил расчетов. Руководствуясь интересами обслуживаемых клиентов, особенностью необходимостью поддержания устойчивой кредитоспособности фирм, банки нередко принимают на себя весь контроль за проведение расчетов. Специфический характер носит контроль банков за проведением расчетов между банками.
С изложенным принципом взаимного контроля участников расчетов тесно связан принцип их имущественной ответственности за несоблюдение договорных отношений. Суть этого принципа заключается в том, что нарушение договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности.
Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств рассматриваются обеими сторонами без участия банковских учреждений. Спорные вопросы решаются в суде, третейском суде и арбитраже. Претензии к банку, связанные с выполнение расчетно-кассовых операций, направляются клиентами в письменной форме в обслуживающий их банк. Последний ведет переписку по этим претензиям между собой и с участием РКЦ.
Наибольшее количество претензий и исков, предъявляемых в связи с неисполнением обязательств по договорам, связано с ненадлежащим исполнением или неисполнением условий расчетов за товар. Недостаточная ответственность недобросовестных получателей продукции стала одной из причин массового характера несвоевременных платежей.
Подытоживая изложение
двух последних взаимосвязанных
между собой принципов
Глава 2. Пластиковые карты как инструмент безналичных расчетов
Карты
международных систем появились в СССР
еще в 1969 году. Но это были карты, эмитированные
зарубежными компаниями и банками. Иными
словами, в Советском Союзе начала создаваться
сеть предприятий, принимающих эти карты
в качестве платежного средства. Именно
в 1969 году было подписано первое соглашение
такого рода с компанией “Дайнерс Клаб”.
В 1974 году на нашем рынке появилась “Америкэн
Экспресс”, в 1975 году - «Виза» (тогда еще “БэнкАмерикард)
и “Еврокард”, в 1976 году - японская “Джей-Си-Би
Интернэшнл”. С советской стороны все
эти соглашения подписывались ВАО “Интурист”,
которое и организовывало расчеты по пластиковым
карточкам в валютных магазинах “Березка”
и гостиницах. За исключением “Аэрофлота”,
“Интурист” был единственной организацией,
предлагающей услуги торговым предприятиям
в этой сфере. “Интурист” не занимался
выпуском карточек, а торговые расчеты
от имени “Интуриста” осуществлялись
Внешторгбанком/
В
конце 1987 года, в соответствии с новым
законодательством, Госкоминтурист основал
хозрасчетное внешнеторговое объединение
“Интурсервис” с целью дальнейшего увеличения
поступлений иностранной валюты, в том
числе и от платежей по кредитным карточкам.
“Эквайпинг” торговых предприятий по
карточкам «VISA» осуществлялся “Интурсервисом”
в качестве агента “Би’С Виза Кард Сервисиз”,
Франкфурт, и по карточкам “ Europay ” - в
качестве агента “Еврокард Интернэшнл”.
Оборот по кредитным карточкам в 1987 году
составил 30 млн. долларов, а к концу 1994
года возрос до 600 млн. долларов (включая
AmEx).
В январе 1988 года “Виза Интернэшнл”
избрала А/О “Интурист” своим членом,
обладающим основными правами, и признала
“Интурсервис” управляющим агентом.
В ответ “Европей” избрал Внешэкономбанк
своим членом, обладающим основными правами.
Хотя Внешэкономбанк делал попытки выйти
на рынок, услуги по “эквайрингу” продолжали
осуществляться через “Интурсервис”.
В ноябре 1988 года “Интурсервис” начал
использовать свое право члена «Виза»
по прямому заключению контрактов с торговыми
предприятиями, при поддержке Окобанка
и компании “Кардтек”, Лондон. Окобанк
и “Кардтек” позднее основали компанию
“Инпасс” специально для оказания услуг
в этой области.
В июле 1988 года “Интурист”
и Внешэкономбанк объявили о начале реализации
программ по выпуску карточек «VISA» и “Europay” соответственно.
Обе программы были достаточно ограниченными
и опирались на внешнюю поддержку: “Интурист”
- Окобанка, а Внешэкономбанк - “Креди
Мютюэль”, Франция. Программа “Интуриста”
была прекращена “Интурсервисом” в конце
1988 года, а программа Внешэкономбанка
закончилась, когда его банковская деятельность
была приостановлена в ноябре 1991 года.
С конца
1988 года «Виза» начала принимать в
свои члены российские банки, в том числе
Кредо Банк был принят в 1990 году. Кредо
Банк - первый негосударственный коммерческий
банк, получивший иностранную банковскую
лицензию, - начал выпуск карточек «VISA» и программу выдачи
наличной валюты в сентябре 1991 года. Позднее
программы по выпуску карточек «VISA» начали осуществлять
Мост-банк, Инкомбанк, Мосбизнесбанк, банк
Менатеп и с 1994 года “Столичный банк сбережений”.
В настоящее время более 300 российских банков
являются членами «Виза».
“Европей”
начал принимать российские банки в свои
члены с 1992 года, после прекращения деятельности
Внешэкономбанка. Наиболее активным членом
“Европея” являлся Мост-банк, в который
перешел штат, работавший с кредитными
карточками во Внешэкономбанке. Мост-банк,
Диалог Банк и, первоначально, Кредо Банк
решили сформировать Кардцентр в качестве
конкурента “Интурсервиса” по “эквайрингу”
и обслуживанию торговых предприятий.
Кредобанк затем ушел из Кардцентра и
присоединился к “Интурсервису” в качестве
одного из учредителей-акционеров процессинговой
компании “КОКК”.
Мост-банк
в 1993 году выкупил акции ВАО “
С 1993 года компания “Европей” серьезно
изменила свою тактику в России: она активизировала
прием российских банков в члены ассоциации,
для работы с ними был открыт офис в Москве,
так же была создана ассоциация российских
членов “Европей”, которая помогала эффективнее
решать некоторые общие для банков вопросы.
В апреле 1993 года Автобанком и Инкомбанком была учреждена система “Юнион Кард”, соучредителями которой при перерегистрации стали еще некоторые российские банки. “Юнион Кард” изначально создавалась и продолжает развиваться как межбанковская организация, при этом АОЗТ “Юнион Кард” выполняет одновременно функции процессинговой компании, разработчика программного обеспечения, поставщика оборудования и системного интегратора. Она увеличила число банков-участников до нескольких сотен, а сеть региональных процессинговых центров расширилась до нескольких десятков дочерних компаний. “Юнион Кард” также предпринимаются попытки расширить сеть приема своих карточек за пределы России, а с другой стороны - сертифицироваться в качестве процессинговой компании для некоторых банков в международных платежных системах
Информация о работе Организация безналичных расчетов на основе банковских карт