Организация безналичных расчетов на основе банковских карт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 08:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы явилось выявление значимости роли банковских карт в организации безналичных расчетов.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Изучить нормативные и законодательные акты, научную литературу по теме.
Познакомиться с историей развития пластиковых платежных средств в России
Рассмотреть виды и основные принципы безналичных расчетов.
Изучить схемы безналичных расчетов на основе пластиковых карт

Содержание

Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Сущность безналичных расчетов
Организация денежного обращения: виды расчетов………. 6
Принципы организации безналичных расчетов……………. 14

Глава 2. Пластиковые карты как инструмент безналичного расчета
2.1. История развития пластиковых платежных средств………... 19
2.2. Виды банковских карт………………………………………… 25
2.3. Платежные схемы безналичных расчетов на основе пластиковых карт…………………………………………………………….. 33
2.4 Система обслуживания на основе кредитных карточек……. 39
Заключение …………………………………………………………………. 48
Список используемой литературы ……………………………………….. 50

Вложенные файлы: 1 файл

Организация безналичных расчетов на основе банковских карт.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

Но, как и  многие другие сегменты экономики, система  безналичных расчетов в России развивается  не так, как в других странах. На Западе первыми платежными картами были кредитные, в России же во время зарождения пластикового рынка общая нестабильность и недоверие к финансовым институтам были столь велики, что предлагать населению кредитные карты было бессмысленно: люди просто не хотели держать деньги на счетах, карточных или каких угодно.

Поэтому развитие системы безналичных расчетов началось с зарплатных проектов, в рамках которых организации не выдают сотрудникам  заработанные деньги наличными, а перечисляют  их на карточные счета. В итоге  и сегодня большинство россиян пользуется, в основном, дебетовыми карточками, с которых можно снять денег не больше, чем получил зарплаты. И использует карточки не в качестве платежного средства, а для получения наличных в банкоматах. Более того, доля граждан, использующих пластиковые карты для оплаты товаров и услуг, не росла по мере увеличения количества карт. Так, в 2001 г. на безналичную оплату приходилось около 15,3% от общего количества операций, в 2002 - около 15,2%, в 2003 - примерно 12,9%, а в 2004 - 14,9%. Тогда как в европейских странах этот показатель составляет половину всех операций.

Согласно данным ЦБ4, на конец 2004 года в России было выпущено около 35 млн. банковских карт, что на 46,3% больше, чем в начале 2004 г. Объем операций по картам за год увеличился примерно на 57% - с 363,4 млрд. рублей до 570,5 млрд. рублей.

 В  2005 году количество выпущенных  в России карт выросло на 55%. По итогам первого квартала 2005 года пластиковые карты были у 13,1% российского населения. Это преимущественно городские жители с доходами выше среднего. Больше всего банковских карт у москвичей и жителей Подмосковья (11,27 млн. штук). На втором месте Санкт-Петербург (2,56 млн. карт), третье и четвертое место занимают Тюменская (1,78 млн.) и Свердловская (1,46 млн.) области.

В 2006 году число карт в стране увеличилось на 37%. В 2007 году рост составил 39% (что составило 29 миллионов новых карт). в кризисном 2008 году число банковских карт в нашей стране выросло на 16%, а в 2009 году банками было выпущено 15,7 миллиона новых карт.

Нужно отметить, что эмиссия карт значительно снизилась. Так, если за первые 2 квартала 2008 года было выпущено 8,2 миллиона новых карт, то за два квартала прошлого года банками было выпущено 4 миллиона новых карт, т. е. в 2 раза меньше. На первую половину 2009 года в России было выпущено в общей сложности 123 миллиона карт (дебетовых и кредитных).

По  итогам первой половины 2009 года общее  количество транзакций по картам составило 1,2 миллиарда операций. В 2008 году наши граждане совершили 2,1 миллиарда операций, что на 31% больше, чем в предыдущем 2007 году. В достаточно благополучном, с точки зрения карточного рынка, 2007 году нашими гражданами было совершено 1,6 миллиарда операций по банковским картам.

Основываясь на данных Европейского Центрального Банка и Банка России, по количеству выпущенных банковских карт наша страна опережает такие страны, как Польша, Италия, Испания, Германия и Франция, а по количеству карт на одного человека приближается к Италии.

Таким образом, мы видим, что объем операций по банковским картам постоянной растет. Сегодня на нашем рынке представлено как большинство лидирующих мировых платёжных систем, так и ряд локальных. Однако безусловное лидерство как по количеству выпущенных карт, так и по объему операций по картам принадлежит только двум платёжным системам — MasterCard и VISA.

 

 

    1. Виды пластиковых карт

Пластиковая карточка представляет собой пластину стандартных размеров (85.6 мм, 53.9 мм, 0.76 мм), изготовленную из специальной, устойчивой к механическим и термическим воздействиям, пластмассы. Основная функция пластиковой карточки - обеспечение идентификации использующего ее лица как субъекта платежной системы.

Существует  много оснований для классификации карт.  
1. По материалу, из которого они изготовлены:  
- бумажные (картонные);  
- пластиковые;  
- металлические.

В настоящее  время практически повсеместное распространение получили пластиковые  карточки. Однако для идентификации держателя (владельца) карточки часто используются бумажные (картонные) карточки, запаянные или запрессованные в пластиковую пленку. Это ламинированные карточки.

Ламинирование является довольно простой, дешевой и легкодоступной процедурой, и поэтому, если карточка используется для расчетов, то с целью повышения защищенности от подделки применяют более совершенную и сложную технологию изготовления карт из пластика.

В отличии от металлических  карт пластик легко поддается  термической обработке и давлению (эмбоссированию), что весьма важно для персонализации карты перед выдачей ее клиенту.

2. По способу записи информации на карту:  
- графическая запись;  
- эмбоссирование;  
- штрих-кодирование;  
- кодировка на магнитной полосе;  
- чип;  
- лазерная запись (оптические карты).

Самой ранней и простой формой записи информации на карточку было и остается графическое  изображение. Оно до сих пор используется во всех картах, включая самые технологически изощренные. Вначале на карту наносились только фамилия, имя держателя карты и информация о ее эмитенте. Позже на универсальных банковских карточках был предусмотрен образец подписи, а фамилия и имя стали эмбоссироваться (механически выдавливаться).

Эмбоссирование  позволило значительно быстрее  оформлять операцию оплаты карточкой, делая оттиск на ней слипа. Информация, эмбоссированная на карте, моментально переносится через копировальную бумагу на слип. В целях борьбы с мошенничеством могут использоваться слипы и без копировального слоя, но способ переноса эмбоссированной на карте информации в сущности остался прежним - механическое давление.

Эмбоссирование не вытеснило полностью графическое изображение. Более того, с появлением систем, основанных на безбумажной технологии, номер карты и имя держателя вновь стали наноситься на карточку графическим способом с помощью персонализаторов.

Штрих-кодирование. Запись информации на карточку с помощью  штрих-кодирования применялась до изобретения магнитной полосы и  в платежных системах распространения  не получило. Однако карточки со штрих-кодами, подобными тем, которые наносятся  на товары, довольно популярны в специальных карточных программах, где не требуются расчеты. Это связано с относительно низкой стоимостью таких карточек и считывающего оборудования. При этом для лучшей защиты штрих-коды покрываются непрозрачным для невооруженного глаза слоем и считываются в инфракрасном свете.

Изобретение в конце 60-х годов автоматических аппаратов выдачи наличных денег  совершили революцию и в карточном  бизнесе. Для того, чтобы таким  аппаратом могли пользоваться держатели  карточек, на обратную сторону карточки стали наклеивать полоску из магнитной пленки.

На  магнитной полосе банковских карточек обычно в закодированном виде записывается номер карточки, срок ее действия и  ПИН держателя карточки.

Магнитная запись является одним из самых распространенных на сегодняшний день способов нанесения информации на пластиковые карты. Но по прошествии 15-20 лет стало понятно, что магнитная полоса уже не обеспечивает необходимого уровня защиты информации от мошенничества и подделок. Тогда специалисты начали искать более надежный способ записи информации. Им оказался чип (от англ. chip - кристалл с интегральной схемой) или микросхема. Карточки с чипом также очень часто называются смарт-картами.

Несмотря  на очевидные преимущества, чиповые  карточки до сих пор имели ограниченное применение. Причина простая - такая карточка на порядок дороже, чем карточка с магнитной полосой. Лишь в последние годы, когда ущерб от мошенничества с магнитными картами в международных платежных системах стал пугающе высоким и продолжает расти, было принято решение о постепенном переходе на чиповые карты.

Не  все чиповые карты, строго говоря, являются чиповыми, то есть имеют микропроцессор. Специалисты подразделяют их на два  вида: карты с памятью и собственно микропроцессорные карты. Карты  памяти бывают разовые (однократная запись/многократное считывание) и позволяющие многократную перезапись. При этом объем памяти значительно превосходит карты с магнитной полосой и к тому же гораздо лучше позволяет защищать записанную информацию. В подавляющем большинстве банковских карточных программ, включая российские, основанных на чиповых картах, используется именно “защищенная память”, как дающая наилучшее соотношение цена/защищенность.

Принципиально иные возможности открывают настоящие  микропроцессорные карты, поскольку они имеют свою внутреннюю логику и, фактически, являются микрокомпьютером.

В 1981 году Дж.Дрекслером была изобретена оптическая карточка. Запись и считывание информации с такой карточки производится специальной  аппаратурой с использованием лазера. Основное преимущество таких карточек - возможность хранения больших объемов информации. Такие карточки уже используются для карманных “историй болезни”, но в банковских технологиях распространения пока не получили вследствие высокой стоимости как самих карточек, так и считывающего оборудования.

 
3. По общему назначению:  
- идентификационные;  
- информационные;  
- для финансовых операций (расчетов).

В принципе, это разделение не является взаимоисключающим. Например, крупная компания может  выдавать каждому своему сотруднику карту, которая:

1) является  пропуском, разрешающим (ограничивающим) проход в определенные зоны  предприятия (идентифицирующая функция);

2) на  той же карте может быть  записана в кодированном виде  “история болезни” или какая-либо  другая важная информация о держателе карточки (информационная функция);  
3) помимо этого, такая карточка может использоваться еще и для расчетов в столовой и магазинах данной компании (расчетная функция).

Системы с использованием многофункциональных  карточек реально существует за рубежом, и очевидно, что тенденция объединения многих функций в одной пластиковой карточке являются весьма перспективной, поскольку такая многофункциональная карта удобная и для эмитента, и для ее держателя.

 
4. По эмитентам:  
- банковские (универсальные) карты, выпускаемые банками и финансовыми компаниями;  
- частные (private) карты, выпускаемые коммерческими компаниями для расчетов в торговой и сервисной сети данной компании.

Может показаться, что компании с целью  увеличения объема и разнообразия операций со своими картами должны стремится сделать их более универсальными, объединяясь в эмиссии с другими компаниями, а еще лучше с банками. Это справедливо лишь отчасти. Значительная часть карточек выпускается и будет выпускаться компаниями самостоятельно.

5. Банковские и другие карточки, используемые для расчетов:  
- автономный “электронный кошелек”; 
- “Электронный кошелек” с дублированием счета у эмитента;  
- “ключ к счету” - средство идентификации владельца счета, ведущегося у эмитента.

Подавляющее большинство банковских карточек являются идентификатором, а не кошельком. К ним относятся все карточки “VISA”, “Eurocard/MasterCard”, “American Express”, российские “Юнион кард” и “СТБ Карт”.

Следует отметить, что карты с магнитной  полосой очень редко используются в качестве “кошелька”, так как магнитная полоса не обеспечивает приемлемого для эмитента уровня защиты записанной на ней информации. Обычно в качестве “электронных кошельков” применяются карты с чипом.

С этой точки зрения выражение “пластиковые деньги” не совсем корректно по отношению к большинству магнитных карточек, используемых клиентами.  
 
6. По категории клиентуры, на которую ориентируется эмитент (в международных платежных системах это называется видами карт или продуктами): 
- обычная карточка;  
- серебряная карточка;  
- золотая карточка;  
- электронная карточка.

Для простоты и краткости можно сказать, что  обычная карточка предназначена  для рядового клиента. Это “Classic Visa” и “Mass (Standard) Eurocard/MasterCard”.

Серебреная карточка называется бизнес-картой (Business Card) и предназначена не для частных лиц, а для сотрудников организаций (компаний), уполномоченных расходовать в тех или иных пределах средства своей компании.

Золотая карточка предназначена для наиболее состоятельных, богатых клиентов.

Кроме того, в системах VISA и Europay есть карточки, которые могут быть использованы только в банкоматах для получения наличных денег и в электронных терминалах: “Electron Visa”, “Cirrus/Maestro”. Они действуют в пределах остатка на счете, по ним, как правило, держателю карты кредит не предоставляется, и поэтому они могут быть выданы любому клиенту независимо от уровня его обеспеченности или кредитной истории.

7. В России сложилось разделение на карты корпоративные и личные.

Иногда еще выделяют “зарплатные” карточки: эмитент заключает договор с организацией, а держателями карточек являются ее сотрудники в качестве частных лиц.

Внешне  эта классификация напоминает принятую в международных системах, но в  действительности в ее основе положен юридический статус клиента, с которым эмитент заключает договор о выпуске и обслуживании карты. Их несовпадение подтверждается и на практике. Очень часто в России стандартная карточка выдается в качестве корпоративной, и, наоборот, известны случаи, когда бизнес-карту получали частные лица, считавшие, что им по статусу “положена серебреная карточка”.

В международной  классификации все же более важен  набор услуг, который предоставляется  в пакете с той или иной картой. Например, ежемесячный лимит не менее 5000 долларов по золотой карте или выдача новой карты взамен утраченной в течение 24 часов в любой точке земного шара, или страхование от утери деловых документов и опоздания транспорта.

Информация о работе Организация безналичных расчетов на основе банковских карт