Организация процесса кредитования малого и среднего бизнеса. Документальное оформление и учет операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Преимуществом кредитования является возможность заемщика оперативно решить финансовые проблемы.
Малое и среднее предпринимательство превратилось в важнейший фактор экономической и социальной стабильности общества. Мелкие и средние предприниматели заняли соответствующие их материальному уровню положение в социальной структуре современного общества.

Содержание

Введение. 3
Раздел 1. Теоретические основы кредитования малого и среднего бизнеса. 2
1.1.Основные принципы, функции, особенности кредитования малого и среднего бизнеса 2
1.2. Нормативно - правовая база регулирующая процесс кредитования малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. 2
1.3. Зарубежная практика кредитования малого и среднего бизнеса. 2
Раздел 2. Процедура кредитования малого и среднего бизнеса в кредитных организациях 2
2.1.Порядок оценки кредитоспособности клиентов - юридических лиц 2
2.2.Документальное оформление и учет операций по кредитованию малого и среднего бизнеса 2
2.3.Оценка кредитного портфеля по кредитованию малого и среднего бизнеса 2
Раздел 3. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации 2
3.1. Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в Российской Федерации 2
3.2. Современные тенденции развития рынка кредитования малого и среднего бизнеса 2
Заключение. 2
Библиографический список 2

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 260.21 Кб (Скачать файл)

На основании бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и  убытках юридического лица путем  группировки активов и пассивов происходит составление агрегированного, то есть совокупного, или, как его  часто называют, суммарного баланса  организации и сводной таблицы  ее основных финансовых показателей. Баланс и отчет нужны для того, чтобы  впоследствии вычислить важнейшие  показатели организации, необходимые  для составления рейтинга. Показателей  несколько: ликвидность, рентабельность, финансовая устойчивость и оборачиваемость. Также стоит отметить, что оценка кредитоспособности осуществляется на основе единых методологических подходов в рамках комплексной системы  анализа, управления и контроля рисков, включающей в себя сочетание качественной (экспертной) и количественной (статистической) оценки кредитного риска.

В Юниаструм Банке действуют следующие условия на выдачу кредита малому бизнесу:

Максимальный срок кредита  — до 5 лет на пополнение оборотных  средств и до 8 лет на инвестиционные цели.

  • Возможность выдачи кредита на рефинансирование
  • Сотрудничество с Фондом содействия кредитованию малого бизнеса
  • Возможность оформления кредита на физическое лицо
  • Принятие к рассмотрению управленческой отчетности

В условиях становления и  развития рыночных отношений кредиторам необходимо иметь точное представление  о кредитоспособности их партнера.[14]

Как уже говорилось ранее, анализ кредитоспособности заемщика должен осуществляться согласно принципам  системности и комплексности. При  изучении структуры, элементов и  системы анализа кредитоспособности заемщика следует обеспечить проведение всех необходимых этапов исследования, причем на всех стадиях анализа кредитоспособности, т.е. на стадиях предварительного, оперативного ретроспективного анализа.

В связи с этим предварительный  анализ кредитоспособности заёмщика должен включать следующие этапы:

  • формирование информационной базы анализа кредитоспособности;
  • оценка достоверности представленной информации;
  • предварительная оценка потенциального заемщика;
  • обработка полученной информации;
  • сравнительный анализ полученных финансовых коэффициентов с нормативными значениями;
  • качественный анализ финансовых коэффициентов;
  • определение веса финансовых коэффициентов в рейтинговом показателе;
  • расчет рейтингового (интегрального) показателя организации-заёмщика;
  • присвоение заемщику класса (рейтинга) на основе интегрального показателя;
  • анализ не финансовых (качественных) показателей;
  • заключение (вывод) по итогам оценки кредитоспособности заемщика, определение перспектив его развития для решения вопроса об условиях и возможности предоставления кредита.

Очевидно, что условия, при  которых был предоставлен кредит, изменяются во времени и это имеет  определенные последствия, влияющие на финансовое положение заемщика и  его возможность расплачиваться по кредиту. В условиях экономического спада или возникновения определенных проблем в тех отраслях, где  работает заёмщик, необходимо наиболее часто и тщательно проводить  оперативный мониторинг. Следовательно, в банке должен осуществляться периодический  мониторинг кредитоспособности каждого  заемщика. В каждом банке должна действовать эффективная система  внутреннего контроля, как на уровне отдельных кредитов, так и на уровне кредитного портфеля. Эта система  должна обеспечить качественное управление операциями по кредитованию, контроль за уровнем кредитного риска.

Таким образом, на стадии оперативного мониторинга кредитоспособности необходимо проводить экономический анализ по следующим этапам:

  • разработка графика и периодичности мониторинга по каждому заемщику, отдельно — но крупным, средним, мелким, проблемным кредитам;
  • сбор (в соответствии с графиком мониторинга) и анализ финансовой информации о заемщике;
  • оценка изменений финансового состояния заемщика и прогноз влияния различных факторов на выполнимость условий договора в будущем;
  • контроль исполнения заемщиком условий договора, в том числе проверка соответствия реального графика платежей по кредиту графику, предусмотренному кредитным договором;
  • оценка изменения уровня кредитного риска;
  • оценка состояния обеспечения, предоставленного по кредиту;
  • проверка полноты соответствующей документации, касающейся обеспечения и возможности распоряжаться кредитом в случае возникновения у заемщика проблем с его погашением;
  • оценка соответствия выданного кредита кредитной политике банка и требованиям, предъявляемым со стороны контролирующих органов.

Ретроспективный анализ кредитоспособности заемщика базируется на всей информации, содержащейся в кредитном досье  заемщика и собранной за время действия кредитного договора. Главными задачами ретроспективного анализа кредитоспособности являются: 1) объективная оценка результатов взаимодействия кредитора и заемщика, 2) выявление всех факторов, оказавших как положительное, так и отрицательное влияние на исполнение условий кредитного договора, 3) выявление неэффективности и недочетов в действиях работников кредитного и других подразделений банка при сопровождении кредитного договора, 4) определение величины убытков кредитора вследствие невыполнения заемщиком кредитных обязательств. На основе информации ретроспективного анализа кредитоспособности заемщика возможно формирование его кредитной истории, которая может быть использована в целях предварительного анализа кредитоспособности в случае последующего обращения заемщика за новым кредитом.

 Таким образом, все  три стадии анализа кредитоспособности  заемщика взаимосвязаны и образуют  замкнутый цикл, в котором выходная  информация на одной стадии  анализа является входной на  следующей стадии.

2.2.Документальное  оформление и учет операций  по кредитованию малого и среднего  бизнеса

В процессе организации работы по кредитованию юридических лиц, как  правило, принимает участие не только кредитное подразделе, но и другие службы: юридическое подразделение; подразделение, отвечающее за безопасность; подразделение, осуществляющее оперативный  учет кредитных операций; подразделение, проводящее расчетно-кассовое обслуживание; при необходимости другие подразделения (по работе с ценными бумагами, бухгалтерское, экономическое и т.д.). При обращении  заемщика в банк сотрудник кредитного подразделения принимает и собирает все необходимые документы (Приложение 2) Перечень документов по Заемщику и поручителю для предварительного рассмотрения возможности кредитования (Приложение 3) Документы по правоспособности (Приложение 4)

Основные этапы предоставления кредита МСБ в «Юниаструм банке»:

Первый этап: составление кредитной заявки. Кредитная заявка должна содержать исходные сведения о требуемом кредите: цель привлечения кредита, которая не противоречит уставной цели заёмщика; сумма и валюта кредита; вид и срок погашения кредита; порядок погашения кредита и уплаты процентов; предлагаемое обеспечение.

Второй этап: анализ кредитоспособности возможного заёмщика и оценка качества заявки. Получение кредита начинается с оценки правоустанавливающих документов.

Затем банк проводит анализ отчётности и фактического состояния  заёмщика. В рамках данного этапа  производится анализ бухгалтерской  отчетности. После проверки бухгалтерской и управленческой отчётности следует проверка, а точнее сверка фактически существующего бизнеса с документами финансовой отчётности. Цель этих проверок - сопоставить данные в финансовых и прочих документах с реально существующим и действующим бизнесом. Далее определяется, сможет ли заёмщик в будущем получать доходы, способные покрыть выплаты по заявленной сумме кредита, и при этом сохранять финансовую устойчивость компании. Процесс получения кредита завершается оценкой залогового имущества предприятия.

Третий этап: оформление кредита. Оформление кредитной сделки происходит путем заключения кредитного договора между кредитором и заёмщиком. В нём отражаются: цель, срок, размер, процентная ставка, режим использования ссудного счёта, порядок погашения суммы основного долга и процентов по нему, виды и формы проверки обеспечения.

В договоре должны быть указаны  процентные ставки по кредитам, стоимость  банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки  платёжных документов, имущественная ответственность сторон за нарушение договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, и другие существенные условия договора. Договор о предоставлении кредита составляется только в письменной форме.

Для контроля за выполнением условия договора и ходом погашения кредита формируется кредитное досье, содержащее всю информацию по кредитной сделке и необходимые сведения о заёмщике.

Четвертый этап: погашение кредита и контроль над выполнением условий кредитного договора. Любая программа кредитования предусматривает кредитный мониторинг, направленный на снижение риска кредитора. Кредитный мониторинг включает в себя систему наблюдения за погашением кредитов, разработку и принятие мер, обеспечивающих решение поставленной задачи.

Предоставление кредитов юридическим лицам осуществляется только в безналичном порядке  путем зачисления денежных средств  на расчетный счет юридического лица.

Предоставление (размещение) банком денежных средств клиентам банка осуществляется следующими способами:

1) разовым зачислением  денежных средств на расчётный  счёт;

2) открытием кредитной  линии, т.е. заключением договора  о максимальной сумме кредита,  которую заемщик сможет использовать  в течение обусловленного срока  и при соблюдении определенных  условий соглашения.

3) кредитованием банком  расчетного счета клиента банка  (при недостаточности или отсутствии  на нем денежных средств) и  оплаты расчетных документов  с расчетного счета клиента  банка, если условиями договора  банковского счета предусмотрено  проведение указанной операции. Кредитование банком расчетного/текущего  при недостаточности или отсутствии  на нем денежных средств осуществляется  при установленном лимите (т.е.  максимальной сумме, на которую  может быть проведена указанная  операция) и сроке, в течение  которого должны быть погашены  возникающие кредитные обязательства  клиента банка.

Предоставление денежных средств заемщику производится на основании  распоряжения кредитного отдела, где  указывается номер, дата договора, срок уплаты процентов, размер процентной ставки.

Для учета кредитов предоставленных  юридическим лицам открываются  активные балансовые счета, в зависимости  от формы собственности и вида деятельности [6]

441-454 для резидентов

456 для не резидентов

Второй порядок открывается  в зависимости от срока.

По предоставленным кредитам в зависимости от субъектов открываются  пассивные балансовые счета по учету  резервов на возможные потери. Например, 45615 - резервы на возможные потери по кредитам предоставленным юридическим лицам - нерезидентам.

Для учета обеспечения  по выданным кредитам открывается внебалансовый счет первого порядка 913(П). [5]

Бухгалтерский учет предоставления денежных средств клиенту-заемщику, который обслуживается в банке-кредиторе.[6]

Предоставление кредита  юридическим лицам в учете отражается:

Д-т 441-454, 456

К-т 30102, 30110, 30114 или расчетный счет заемщика;

При кредитовании банком расчетного (текущего) счета клиента (при недостаточности  или отсутствии на нем денежных средств) и оплаты расчетных документов с  расчетного (текущего) счета клиента:

а) лицевые счета на балансовых счетах 2-го порядка 45208 "Кредит, предоставленный при недостатке средств на расчетном (текущем) счете ("овердрафт")" открываются при заключении договора банковского счета (на расчетно-кассовое обслуживание) либо дополнительного соглашения к нему;

б) учет неиспользованных лимитов  по предоставляемым банком кредитам в виде "овердрафта" осуществляется на внебалансовом счете 91317 "Неиспользованные лимиты по предоставлению кредита в виде "овердрафта" и под "лимит задолженности"; (Приложение 5)

в) одновременно с открытием  клиенту лицевого счета на балансовых счетах 2-го порядка 45208 "Кредит, предоставленный при недостатке средств на расчетном (текущем) счете ("овердрафт")"

Учет процентов  по кредитам, предоставленным юридическим  лицам.[6]

Отражение начисленных банком-кредитором процентов - данная проводка осуществляется в последний рабочий день каждого  месяца в том случае, если дата начала периода начисления и дата получения  начисленных процентов приходятся на разные месяцы; данная проводка может  не осуществляться, если дата начала периода  начисления процентов и дата уплаты начисленных процентов приходятся на один и тот же месяц того же года.

Отражение начисленных процентов  по предоставленным кредитам осуществляется в сроки, установленные долговыми обязательствами по кредитам, относящимся к 1-3 группе кредитного риска. При этом создается резерв под возможные потери по требованиям по получению процентных доходов.

По кредитам, отнесенным к 4 и 5 категории кредитного риска получение доходов признается не определенным (то есть проблемным или безнадежным). Если определенность в получении процентных доходов отсутствует, то кредитная организация обязана начислить и отнести на доходы все суммы причитающиеся к получению. (Приложение 6)

Информация о работе Организация процесса кредитования малого и среднего бизнеса. Документальное оформление и учет операций