Организация процесса кредитования малого и среднего бизнеса. Документальное оформление и учет операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Преимуществом кредитования является возможность заемщика оперативно решить финансовые проблемы.
Малое и среднее предпринимательство превратилось в важнейший фактор экономической и социальной стабильности общества. Мелкие и средние предприниматели заняли соответствующие их материальному уровню положение в социальной структуре современного общества.

Содержание

Введение. 3
Раздел 1. Теоретические основы кредитования малого и среднего бизнеса. 2
1.1.Основные принципы, функции, особенности кредитования малого и среднего бизнеса 2
1.2. Нормативно - правовая база регулирующая процесс кредитования малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. 2
1.3. Зарубежная практика кредитования малого и среднего бизнеса. 2
Раздел 2. Процедура кредитования малого и среднего бизнеса в кредитных организациях 2
2.1.Порядок оценки кредитоспособности клиентов - юридических лиц 2
2.2.Документальное оформление и учет операций по кредитованию малого и среднего бизнеса 2
2.3.Оценка кредитного портфеля по кредитованию малого и среднего бизнеса 2
Раздел 3. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации 2
3.1. Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в Российской Федерации 2
3.2. Современные тенденции развития рынка кредитования малого и среднего бизнеса 2
Заключение. 2
Библиографический список 2

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 260.21 Кб (Скачать файл)

Погашение кредита и просроченной задолженности (Приложение 7)

Единой модели погашения  так же, как и выдачи кредита, не существует. Практика порождает многообразные  варианты погашения ссуды, в том  числе:

1) эпизодическое погашение  на основе срочных обязательств;

2) погашение по мере  фактического накопления собственных  средств и снижения потребности  в кредите с расчетного счета  заемщика;

3) систематическое погашение  на основе заранее фиксируемых  сумм (плановых платежей);

4) отсрочка погашения  кредита;

5) списание просроченной задолженности за счет резервов банка и др.

В установленный договором  день работник бухгалтерии, ответственный  за ведение счета клиента-заемщика, на основании соответствующего распоряжения, подписанного уполномоченным должностным  лицом банка, производит либо оформление бухгалтерскими проводками факта уплаты процентов по размещенным средствам  и/или погашения основного долга  по ним, либо при неисполнении (ненадлежащем исполнении) клиентом-заемщиком своих  обязательств по договору переносит  задолженность по начисленным, но не уплаченным (просроченным) процентам  и/или по основному долгу по размещенным средствам на соответствующие счета по учету просроченной задолженности по основному долгу и/или просроченных процентов.

При погашении кредита, предоставленного путем кредитования расчетного (текущего) счета клиента при недостатке средств на нем, восстанавливаются  суммы неиспользованных лимитов  кредитования. По истечении срока  действия договора о кредитовании расчетного, текущего счета клиента при недостатке средств на нем (в рамках заключенного договора банковского счета (на расчетно-кассовое обслуживание)) внебалансовый счет 91317 закрывается. Если же величина резерва не достаточна для покрытия всей задолженности по основному долгу, то сумма резерва увеличивается.

2.3.Оценка кредитного  портфеля по кредитованию малого  и среднего бизнеса

Кредитные организации могут  формировать резерв по портфелю однородных ссуд, каждая из которых незначительна  по величине. Возможность формировать  резерв по портфелю однородных ссуд не распространяется на ссуды, предоставленные  одному заемщику и соответствующие  признакам однородности, если величина каждой из ссуд и (или) совокупная величина таких ссуд на дату оценки риска  превышает 0,5 процента от величины  собственных средств (капитала) кредитной  организации.[5] (Таблица 3)

Кредитная организация своими внутренними документами вправе предусмотреть создание в рамках указанных портфелей соответствующих  субпортфелей обесцененных просроченных ссуд, предоставленных физическим лицам, с соблюдением подходов к формированию резервов, вытекающих из требований настоящего пункта по минимальному размеру резервов. (Приложение 8)

Ссуды, предоставленные субъектам  малого и среднего предпринимательства (в том числе финансовое положение  которых оценивается как среднее  при размере ссуды, не превышающем 5 000 000 рублей), в зависимости от продолжительности просроченных платежей по ссудам группируются в один из следующих портфелей обеспеченных ссуд и прочих ссуд:

  • портфель ссуд без просроченных платежей;
  • портфель ссуд с просроченными платежами продолжительностью от 1 до 30 календарных дней;
  • портфель ссуд с просроченными платежами продолжительностью от 31 до 90 календарных дней;
  • портфель ссуд с просроченными платежами продолжительностью от 91 до 180 календарных дней;
  • портфель ссуд с просроченными платежами продолжительностью от 181 до 360 календарных дней;
  • портфель ссуд с просроченными платежами продолжительностью свыше 360 календарных дней.  
    Технологии «кредитных фабрик» базируются преимущественно на статистике, собранной после кризиса 2008 года. В связи с этим крупные банки стали проводить более осторожную политику по выдаче кредитов МСБ, опасаясь, что действующие механизмы поточного кредитования могут не сработать в ухудшившейся макроэкономической ситуации. (Приложение 8)

В результате портфели банковских кредитов малому и среднему бизнесу  выросли на 8,4% в первом полугодии 2013 года (против 10,0% за аналогичный прошлогодний период), до 4,9 трлн рублей. При этом если сравнивать темп прироста портфелей МСБ в период с 1 июля 2012-го по 1 июля 2013 года, то замедление темпов будет более очевидно (15,3% против 22,7% за период с 1 июля 2011-го по 1 июля 2012-го). [10]

По рейтингу кредитоспособности банков от «Эксперт РА» (по состоянию на 10 октября 2013 г.) Юниаструм Банк имеет приемлемый уровень кредитоспособности.

Основной вклад в динамику кредитования МСБ в первом полугодии 2013 года внесли средние и малые  кредитные учреждения, увеличившие  свои портфели на 12%, в то время как  банки из топ-30 по активам прибавили  лишь 6,1%. В результате доля первой тридцатки  в кредитном портфеле МСБ сократилась  за анализируемый период на 1,3 п. п., до 59,4% .[10]

Активное наращивание  портфелей кредитов МСБ крупными банками в прошлом году за счет упрощения процедуры выдачи кредитов привело к росту просроченной задолженности. Однако с середины 2012 года доля просрочки в сегменте МСБ  существенно снизилась: если на 1 июля 2012 года она составляла 9,1%, то на 1 июля 2013-го уже 7,8% .

 При этом просроченная  задолженность в сегментах кредитования  крупного бизнеса и розничных  клиентов стабилизировалась на  уровне 3,5% и 4,3% соответственно. (Приложение 9)

Основная причина снижения уровня просроченной задолженности  в сегменте МСБ — отработка  крупнейшими банками механизмов поточного кредитования. По завершении периода активного внедрения  «кредитных фабрик» крупные банки  сосредоточили свое внимание на повышении  качества работы этого механизма, что  в итоге позволило снизить  просроченную задолженность. Так, просроченная задолженность топ-30 крупнейших банков по кредитам МСБ составила на 1 июля 10,3% против 12,3% годом ранее. (Приложение 10) [10]

Другая причина снижения просроченной задолженности при кредитовании малого и среднего бизнеса — массовое списание долгов, образовавшихся в 2008–2010 годах. Прежде чем кредитор может списать безнадежный кредит МСБ с баланса, проходит, как правило, около трех лет. В связи с этим к концу года просроченная задолженность МСБ вновь может увеличиться. По словам многих участников рынка, наблюдается некоторое ухудшение профиля клиента в совокупности с либерализацией условий кредитования, Однако, считают специалисты, вряд ли уровень просрочки превысит 9–10% по итогам 2013 года.

На сегодняшний день замедляется экономический рост, дать новый стимул кредитованию МСБ способно государство, ведь малый и средний бизнес может стать одним из ключевых инструментов восстановления экономического роста. Несмотря на секвестр бюджета, государство объявляет о целом ряде мощных мер поддержки МСБ, которые призваны активизировать рост кредитования в ближайшие два года. Власти понимают, что без всесторонней поддержки малый и средний бизнес недостаточно конкурентоспособен, особенно после вступления России в ВТО, и это понимание должно уберечь рынок от резких падений.

Именно меры государственного стимулирования кредитования МСБ должны стать главным драйвером роста  рынка в 2014 году. За счет оптимизации  уже действующих механизмов и  реализации анонсированных совсем недавно государство сможет улучшить структуру портфелей МСБ, простимулировав банки выдавать более длинные кредиты.

Если планы правительства  и Банка России реализуются, макроэкономическая ситуация будет стабильной, а темпы  роста ВВП ускорятся до 3% в 2014 году (прогноз Минэкономразвития), мы ожидаем, что темп прироста кредитования МСБ может достичь 18%.

Таким образом при неблагоприятном развитии событий — рецессии в экономике, затягивании с внедрением мер поддержки МСБ или их безадресной направленности — рынок продолжит замедляться. И тогда темп прироста кредитных портфелей МСБ сократится до 10–12% по итогам 2014 года.[10]

Раздел 3. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации

3.1. Проблемы кредитования  малого и среднего бизнеса  в Российской Федерации

Для развития малого и среднего необходимо решить следующие проблемы:

  • значительные административные барьеры при регистрации, юридическом оформлении, открытии счета в банке, получении лицензий и патентов, подключении к объектам инженерной инфраструктуры;
  • недостаточная развитость инфраструктуры этого вида бизнеса, в том числе трудности с арендой офисных и производственных помещений, приобретением оборудования, подготовкой персонала, включая подготовку менеджеров для малого бизнеса;
  • ограниченные возможности в получении кредитов на стартовый капитал и оборотные средства, практическое отсутствие структур, обеспечивающих финансовую, коммерческую, маркетинговую и иную информационную поддержку с учетом специфики малого бизнеса;
  • недостаточное внимание к интересам и нуждам малого предпринимательства на федеральном уровне.

По данным Банка России, размер ссудной задолженности по этому виду кредитования составил на 1 января 2010 г. 342 млрд. рублей. В России банковское кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства характеризуется следующими показателями: предоставлено кредитов за год - 175 млрд. рублей; ссудная задолженность на конец года - 171 млрд. рублей, в том числе просроченная задолженность составляет 6,9 млрд. рублей (4 процента).

Положительное влияние на осуществление банками программ кредитования малого и среднего бизнеса  оказала успешная работа некоммерческой организации "Фонд содействия кредитованию малого бизнеса", созданной правительством Санкт-Петербурга.

Наиболее важными мерами поддержки малого бизнеса в Российской Федерации являются:

  • введение на региональном уровне при продаже или аренде помещений под предприятия малого бизнеса льготных условий (в частности, предоставление рассрочки платежей, зачет средств на ремонт арендуемых помещений в счет арендной платы, введение понижающих коэффициентов при расчете ставок арендной платы);
  • внедрение типовых форм лизинга, развитие венчурного финансирования инновационных проектов с учетом возможностей и интересов малого бизнеса;
  • создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
  • создание общественных структур, представляющих интересы малого предпринимательства, в субъектах Российской Федерации, входящих в состав округа;
  • формирование и развитие в субъектах Российской Федерации, входящих в состав округа, инфраструктуры для поддержки и развития малого предпринимательства (общественных экспертных советов, центров и фондов развития и поддержки малого предпринимательства, общественных консалтинговых центров, ассоциаций малого бизнеса, объединений малых предприятий по видам деятельности, бизнес-инкубаторов);
  • поддержка внешнеэкономической деятельности предприятий малого бизнеса, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных и информационных связей с зарубежными партнерами;
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий;
  • создание саморегулируемых организаций в сфере деятельности малого и среднего бизнеса;
  • участие малых предприятий в государственных и муниципальных заказах.

Осуществление этих мер предполагает разработку и реализацию региональных и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, финансируемых за счет регионального  и местного бюджетов, а также средств  из внебюджетных источников. Первостепенное значение имеют мониторинг и краткосрочный  прогноз состояния малого предпринимательства  и эффективности мер его поддержки, подготовка на этой основе долгосрочных прогнозов развития предпринимательства  и предложений по приоритетным направлениям и формам его поддержки.

Также необходимо проведение комплекса мер, которые должны создать  финансовые, экономические, инфраструктурные, административные условия, способствующие развитию малого предпринимательства  в Северо-Западном федеральном округе. В их числе:

совершенствование системы  налогообложения и финансово-кредитной  поддержки предприятий малого бизнеса, в том числе по единому налогу на вмененный доход и по упрощенной системе налогообложения на основе патента. Необходимо установить для  всех малых предприятий пределы  налоговых изъятий;

создание системы кредитования и страхования, адекватной специфике  малого бизнеса;

облегчение предприятиям малого бизнеса доступа к неиспользуемым основным фондам и ресурсам;

упрощение начала и ведения  предпринимательской деятельности;

сокращение административных барьеров и устранение ограничений  для перемещения товаров;

повышение эффективности  деятельности правоохранительных органов  в части обеспечения безопасности предпринимательской деятельности;

поддержка и развитие предпринимательства, способствующего насыщению рынков товаров и услуг и развитию конкуренции.

Планируется достичь следующих  значений показателей развития малого и среднего бизнеса:

количество малых и  средних предприятий на 1000 человек  в 2012 - 2015 годах достигнет 17 единиц, а  доля валового внутреннего продукта, созданная на предприятиях малого и  среднего бизнеса, - 25 - 35 процентов;

количество малых и  средних предприятий на 1000 человек  в 2016 - 2020 годах увеличится до 20 единиц, а доля валового внутреннего продукта, созданная на предприятиях малого и среднего бизнеса, - до 40 процентов.

3.2. Современные тенденции развития  рынка кредитования малого и  среднего бизнеса

Кредитование субъектов  малого и среднего бизнеса по-прежнему является перспективным, доходным и  развивающимся банковским направлением, но одновременно с этим остается одним  из наиболее рискованных сегментов  кредитования. Предложения коммерческих банков разнообразны, но требуют дальнейшей оптимизации исходя из потребностей данного сегмента. По-прежнему актуальным направлением является поточное финансирование через создание "кредитных фабрик" на базе скоринговой оценки кредитоспособности заемщиков.

Информация о работе Организация процесса кредитования малого и среднего бизнеса. Документальное оформление и учет операций