Организация процесса кредитования малого и среднего бизнеса. Документальное оформление и учет операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 22:10, курсовая работа

Краткое описание

Кредитование юридических лиц предполагает выдачу различных видов кредитов в рублях и иностранной валюте для предприятий и индивидуальных предпринимателей, предоставляя возможность заемщику успешно выполнять бизнес-задачи.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 260.21 Кб (Скачать файл)

По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

 

 К отношениям по  кредитному договору применяются  правила, предусмотренные параграфом 1 настоящей главы, если иное не  предусмотрено правилами настоящего  параграфа и не вытекает из  существа кредитного договора.

Кредитный договор должен быть заключен в письменной форме.

 

 Несоблюдение письменной формы влечет недействительность кредитного договора. Такой договор считается ничтожным.

Кредитор вправе отказаться от предоставления заемщику предусмотренного кредитным договором кредита полностью или частично при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленная заемщику сумма не будет возвращена в срок.

 

 Заемщик вправе отказаться от получения кредита полностью или частично, уведомив об этом кредитора до установленного договором срока его предоставления, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или кредитным договором.

 

 В случае нарушения заемщиком предусмотренной кредитным договором обязанности целевого использования кредита (статья 814) кредитор вправе также отказаться от дальнейшего кредитования заемщика по договору.

Основными нормативно- правовыми документами, которые регулируют организацию кредитных отношений между предприятиями и банками являются:

  1. Конституция Российской Федерации. Глава 5 статья 106 предусматривает обязательное использование Федеральных законов по вопросам кредитного регулированию и др.[1]
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Он содержит правовые нормы о банковском кредитовании, с которыми необходимо согласовывать все последующее правовое регулирование, определяет имущественные права субъектов правоотношений, к этим правоотношениям могут применяться нормы о договоре займа (ст. 807- 818). В нем определены основные положения, связанные с организацией кредитных отношений. Так, статьи 809-814 и 819-821 предусматривают основные положения по займу и кредиту. Статья 395 определяет ответственность за не использование денежного обязательства и так далее.

Поскольку кредит должен быть обеспеченным, согласно гл.23 ГК РФ можно выделить четыре вида обеспечения обязательств: залог (ФЗ РФ « О залоге» от 29.05.92 г. № 2872 – 1); банковская гарантия; поручительство; страхование ответственности заемщика за непогашение кредита.

1.3. Зарубежная практика  кредитования малого и среднего  бизнеса.

Развитие малого и среднего бизнеса (МСБ) в зарубежных странах идет более быстрыми темпами, чем в России, так как данному субъекту экономических отношений придается большее значение:  в настоящее время МСБ представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики зарубежных стран.

Так например для Франции поддержка малого и среднего предпринимательства является одной из главных задач правительства. Оно совместно с министерствами разрабатывает программы помощи, тем самым стимулируя, малые и средние предприятия улучшать производство, вводить инновации, создавать новые рабочие места. Эффективность данной политики подтверждена достигнутыми результатами, а именно в малый бизнес Франции вовлечено более половины от общего числа занятого населения.

Свое развитие малое предпринимательство во Франции получило во многом благодаря крупным компаниям. Буквально двадцать лет назад малые предприятия могли работать на устаревшем оборудовании. Сейчас ситуация качественно изменилась в связи с тем, что гигантам невыгодно производить все самостоятельно и они привлекают малые предприятия для производства отдельных элементов для производства. Малое предпринимательство выступает в качестве подрядчиков или субподрядчиков, обеспечивая крупные компании комплектующими материалами, осуществляя ремонтные работы, некоторые технические услуги. В свою очередь, крупные компании помогают малым, передавая технологии, инновации, сырье, материалы и так далее. Данный тандем качественно улучшил состояние малого и среднего предпринимательства на французском рынке.

Также малые предприятия активно проявляются в сфере сервиса. Широко распространены кафе, табачные лавки, небольшие магазины и закусочные. Встречаются комбинированные предприятия, например кафе и табачная лавка, как правило, принадлежащие одному хозяину.

Все это показывает, что сегодня малые и средние предприятия все стабильнее чувствуют себя на рынке. Но им сложно конкурировать с крупными предприятиями, развиваться на их фоне. В связи с этим необходима поддержка и на государственном уровне.

Система государственной поддержки МСП эффективно работает во Франции уже 25 лет, принося государству доход в виде налогов благополучно развивающихся малых предприятий и растущего количества рабочих мест, обеспечиваемых ими.[11]

А вот в Германии малый бизнес имеет очень важное экономическое значение, свою специфику и историю развития. В современной истории торгово-промышленные палаты развились до уровня государственных органов, и теперь каждый предприниматель обязан войти в состав палаты. Ни один правовой акт в Германии, касающийся малого бизнеса, не обходится без одобрения, согласования и утверждения торгово-промышленными палатами. В настоящий момент торгово-промышленные палаты Германии участвуют в формировании бюджетов всех уровней, развитии строительства и промышленности, подготовке законопроектов, касающихся регулирования деятельности малых предприятий. Торгово-промышленные палаты имеют большое влияние на все стороны жизни общества, участвуя в заседании местных органов самоуправления, принимая важнейшие социально-экономические решения в области развития страны. По мнению экспертов, из всех европейских стран наиболее эффективные программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса действуют в Германии. Сегодня там функционирует около 3,3 млн. малых и средних предприятий, создающих до 57% добавленной стоимости в частном секторе и привлекающих 46% инвестиций.

Малый бизнес Германии - один из самых активно развивающихся секторов экономики, которому оказывается поддержка на всех уровнях ветвей власти. Программы содействия развитию малого бизнеса в Германии, как и в ряде развитых стран, предусматривают приоритетную поддержку, прежде всего, наукоемких отраслей производства. Льготное кредитование малого бизнеса со стороны государственных органов финансирования включает в себя следующие направления: кредитование малых и средних предприятий, ориентированных на инновационную деятельность; кредитование проектов, направленных на сохранение и улучшение благоприятной экологической обстановки, связанных с охраной окружающей среды; кредитование малого бизнеса, участвующего в развитии отсталых экономических регионов Германии; кредитование предприятий, занимающихся строительством и решением жилищных проблем; проектное финансирование предприятий, занятых в определенных отраслях, наиболее нуждающихся в коренной модернизации производства.

Правительственным органом, осуществляющим поддержку малого и среднего предпринимательства в Германии, является директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий. В рамках реализации федеральных программ предоставляются кредиты для бизнеса на льготных условиях. Данные условия предусматривают низкую процентную ставку (5 - 8%) и длительные сроки кредитования (5 - 15 лет).[11]

В настоящее время Япония входит в число наиболее развитых государств, причем страна добилась таких значительных результатов за счет быстрого развития экономики в послевоенные годы путем совершенствования и внедрения технических достижений, разрабатываемых, в основном, сектором МСБ. На сегодняшний день ситуация значительно изменилась: хотя доля МСП в экономике страны составляет около 40%, МСП представлены, в основном, в сфере строительства, легкой промышленности и оказания услуг, а вот в производстве автомобилей, технической продукции большую долю занимают наукоемкие компании и крупные концерны. Это послужило причиной содействия правительства Японии развитию технического и наукоемкого производства именно в сфере МСБ.

Регулирование деятельности МСП в Японии осуществляется за счет правительственных организаций, таких как Управление малых предприятий, основными направлениями политики которого являются контроль выполнения МСП антимонопольного законодательства, обеспечение и поддержка интересов МСБ, ограничение контроля владельцев бизнеса, определение ответственности заказчиков и исполнителей при заключении договорных отношений и т.д. Законодательство страны устанавливает статус предприятий МСБ и размер льгот для них в соответствии с видом деятельности, а также проводит жесткое регулирование рыночной стоимости выпускаемой ими продукции, что позволяет правительству страны контролировать рост цен и сдерживать рост инфляции.

С целью облегчения механизма финансовой поддержки субъектов МСБ правительством Японии была создана Корпорация страхования МСП и ассоциации по гарантированию кредитов подобно созданию Государственных фондов для развития и поддержки МСБ Китая, США и прочих стран. Правительство Японии выделяет субсидии, займы и оказывает помощь в получении кредитов на всех этапах развития субъектов МСБ, которые принимают активное участие в развитии наукоемкой и высокотехнологичной промышленности. Государство поддерживает МСП, предоставляя услуги в сфере консалтинга, рекламы, подбора кадров, оказывая организационную помощь.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в Японии сложились хорошие условия для развития МСП в различных сферах бизнеса, так как правительство страны осуществляет строгий контроль за организацией и развитием данного субъекта экономических отношений путем обеспечения выполнения антимонопольного законодательства, установления различных льгот для МСП, регулирования цен на выпускаемую продукцию, а также оказания финансовой и консультативной поддержки МСП на всех уровнях их развития.

Таким образом в европейских странах большое значение приобретает малое и среднее предпринимательство, где оно представлено совокупностью многочисленных малых, средних предприятий. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах. Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов и их элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества.[11]

Раздел 2. Процедура кредитования малого и среднего бизнеса в кредитных организациях

2.1.Порядок оценки кредитоспособности клиентов - юридических лиц

В современной экономике России, когда хозяйствующие субъекты самостоятельны в выборе большинства принимаемых ими решений, вопрос о необходимости разработки эффективной программы управления капиталом имеет первостепенное значение. Собственный капитал организации — еще не гарантия прибыли. Однако даже если таковая ситуация существует, это не означает, что ее будет достаточно для инвестиций в развитие производства, пополнение оборотных активов и т.п. В результате альтернативным источником финансирования выступает заемный капитал.

Система оценки кредитоспособности юридических лиц, принятая в ОАО «Юниаструм Банк», выглядит следующим образом.[14]

На основании бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках юридического лица путем группировки активов и пассивов происходит составление агрегированного, то есть совокупного, или, как его часто называют, суммарного баланса организации и сводной таблицы ее основных финансовых показателей. Баланс и отчет нужны для того, чтобы впоследствии вычислить важнейшие показатели организации, необходимые для составления рейтинга. Показателей несколько: ликвидность, рентабельность, финансовая устойчивость и оборачиваемость. Также стоит отметить, что оценка кредитоспособности осуществляется на основе единых методологических подходов в рамках комплексной системы анализа, управления и контроля рисков, включающей в себя сочетание качественной (экспертной) и количественной (статистической) оценки кредитного риска.

В Юниаструм Банке действуют следующие условия на выдачу кредита малому бизнесу:

Максимальный срок кредита — до 5 лет на пополнение оборотных средств и до 8 лет на инвестиционные цели.

  • Возможность выдачи кредита на рефинансирование

  • Сотрудничество с Фондом содействия кредитованию малого бизнеса

  • Возможность оформления кредита на физическое лицо

  • Принятие к рассмотрению управленческой отчетности

В условиях становления и развития рыночных отношений кредиторам необходимо иметь точное представление о кредитоспособности их партнера.[14]

Как уже говорилось ранее, анализ кредитоспособности заемщика должен осуществляться согласно принципам системности и комплексности. При изучении структуры, элементов и системы анализа кредитоспособности заемщика следует обеспечить проведение всех необходимых этапов исследования, причем на всех стадиях анализа кредитоспособности, т.е. на стадиях предварительного, оперативного ретроспективного анализа.

В связи с этим предварительный анализ кредитоспособности заёмщика должен включать следующие этапы:

  • формирование информационной базы анализа кредитоспособности;

  • оценка достоверности представленной информации;

  • предварительная оценка потенциального заемщика;

  • обработка полученной информации;

  • сравнительный анализ полученных финансовых коэффициентов с нормативными значениями;

  • качественный анализ финансовых коэффициентов;

  • определение веса финансовых коэффициентов в рейтинговом показателе;

  • расчет рейтингового (интегрального) показателя организации-заёмщика;

  • присвоение заемщику класса (рейтинга) на основе интегрального показателя;

  • анализ не финансовых (качественных) показателей;
  • заключение (вывод) по итогам оценки кредитоспособности заемщика, определение перспектив его развития для решения вопроса об условиях и возможности предоставления кредита.

Информация о работе Организация процесса кредитования малого и среднего бизнеса. Документальное оформление и учет операций