Особенности банкротства кредитных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть правовые особенности банкротства кредитных организаций, проанализировать имеющиеся проблемы и предложить пути их решения.
Задачи исследования: 1) определить понятие и нормативно-правовую базу несостоятельности (банкротства) кредитных организаций как объекта правового регулирования; 2) проанализировать предпосылки, предшествующие банкротству кредитных организаций и определить характеристику мер по предупреждению банкротства кредитных организаций; 3) исследовать возбуждение, подготовку и рассмотрение дела о банкротстве кредитной организации в арбитражном суде; 4) сделать соответствующие выводы.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3
1. Понятие и основные функции валютного регулирования
в РФ…………………………………………………………………………7
1.1 Сущность валютного регулирования в РФ……...................................7
1.2 Функции и задачи валютного регулирования………………………..9
1.3 Методы и принципы валютного регулирования……………………10
2. Валютный контроль в РФ…………………………………………......18
2.1 Валютный контроль и валютные ограничения…...………………..18
2.2 Органы валютного контроля в РФ…………………………………..19
3. Ответственность за нарушения валютного законодательства…..…..22
Заключение………………………………………………………………..30
Список использованных источников……………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

valyut_reg.docx

— 63.80 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 

 

Введение………………………………………………………………….…3

1. Понятие и основные функции валютного регулирования

в РФ…………………………………………………………………………7

1.1 Сущность валютного регулирования в РФ……...................................7

1.2 Функции и задачи валютного регулирования………………………..9

1.3 Методы  и принципы валютного регулирования……………………10

2. Валютный контроль в РФ…………………………………………......18

2.1 Валютный контроль и валютные ограничения…...………………..18

2.2 Органы  валютного контроля в РФ…………………………………..19

3. Ответственность за нарушения валютного законодательства…..…..22

Заключение………………………………………………………………..30

Список использованных источников……………………………………35

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одна из функций государства - определение на конкретный временной  период целей и задач налогово-бюджетной  и денежно-кредитной политики. Эта  функция выполняется в пределах географической территории (экономического пространства), находящейся под юрисдикцией  правительства данной страны, где  могут свободно перемещаться рабочая  сила, товары и капитал. Составной  частью денежно-кредитной является валютная политика, осуществляемая посредством  валютного регулирования и последующего контроля за соблюдением установленного порядка совершения операций. В экономической литературе нет единого мнения по вопросу о том, что представляет собой валютное регулирование. Так, Б. Райзберг рассматривает валютное регулирование как деятельность государственных органов по управлению обращением валюты, контролю за валютными операциями, воздействию на валютный курс национальной валюты, ограничению использования иностранной валюты.

По мнению М. Пебро, регулирование валютных отношений – регулирование отношений между субъектами валютных отношений по поводу проводимых ими операций.

Мы за основу возьмем  определение, данное И. Платоновой [13, с.200]. Валютное регулирование – комплекс мер (законодательных, административных, экономических и организационных), представляющих часть валютной политики страны, направленной на установление порядка проведения операций с валютными ценностями и включения страны в мировой валютный рынок.

Будучи  связующим звеном между национальной экономикой и мировой, валютное регулирование  позволяет более эффективно использовать преимущества от участия в мирохозяйственных  связях. Кроме того, оно призвано сдерживать и ограничивать действие негативных факторов, возникающих в  мировой экономике и вызывающих резкие колебания курсов национальных валют, масштабный легальный и нелегальный вывоз национальных и зарубежных инвестиционных капиталов, снижение конкурентоспособности национальных производителей, как на внутреннем, так и на мировом рынке. Поскольку глобализация сферы валютных отношений привела к тому, что валютно-финансовые инструменты перестали являться исключительно внутренними регуляторами развития экономики и превратились в мощное средство экономического и политического воздействия одних стран на другие, роль государства в регулировании валютных отношений не должна недооцениваться.

Сущность  валютного регулирования в экономической  литературе может быть определена по критерию его целей, таких как формирование и совершенствование национальной валютной системы, обеспечение валютной стабильности и устойчивого международного валютно-финансового положения и др.

Актуальность темы исследования

Цель исследования: рассмотреть правовые особенности банкротства кредитных организаций, проанализировать имеющиеся проблемы и предложить пути их решения.

Задачи исследования: 1) определить понятие и нормативно-правовую базу несостоятельности (банкротства) кредитных организаций как объекта правового регулирования; 2) проанализировать предпосылки, предшествующие банкротству кредитных организаций и определить характеристику мер по предупреждению банкротства кредитных организаций; 3) исследовать возбуждение, подготовку и рассмотрение дела о банкротстве кредитной организации в арбитражном суде; 4) сделать соответствующие выводы.

Методы исследования: логически-последовательный, сравнительно-правовой.

Объект исследования: институт несостоятельности (банкротства) .

Предмет исследования: несостоятельность (банкротство) кредитных организаций.

Степень изученности темы. В литературе тема «несостоятельность кредитных организаций» изучена достаточно полно и хорошо. При написании работы были использованы различные учебники по финансовому праву, статьи, действующее законодательство.

 

Структура работы. Данная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы. Все главы связаны между собой и хорошо дополняют друг друга.

 

 

 

1. Понятие и основные функции  валютного регулирования в РФ

 

1.1 Сущность валютного регулирования  в РФ

 

В области  валютного законодательства за последние  десять лет произошли радикальные  изменения, вызванные основным событием в этой сфере - отменой государственной  валютной монополии.

Государственная валютная монополия была главным  принципом валютной политики на протяжении всей истории СССР. Она означала, что государство выступало единственным законным владельцем иностранной валюты, которая концентрировалась в  одних руках и распределялась из центра с помощью валютного  плана [13, с.280]. Государство имело тогда исключительное право на совершение операций с валютными ценностями, на управление принадлежавшими ему золото-валютными резервами. Действовали принципы концентрации валютных резервов и единства валютной кассы.

С упразднением государственной монополии на внешнюю  торговлю и началом либерализации  внешнеторговой деятельности резко  увеличилось количество физических и юридических лиц, сталкивающихся в своих повседневных нуждах с  валютным законодательством. Создание же внутреннего валютного рынка  в России придало валютно-правовому  регулированию постоянный характер.

Допуская  в известных пределах обращение  иностранной валюты и валютных ценностей, государство обеспечивает приоритет  собственной, национальной валюты. Так, денежные обязательства возникающие  при совершении сделок с золотом  и серебром, должны быть выражены и  оплачены в валюте РФ. В соответствии с решением Совета Безопасности РФ «Об итогах работы Государственной  комиссии по рассмотрению причин резкой дестабилизации финансового рынка» от 2 ноября 1994 года в расчетах между  конечными потребителями запрещено  применять валюту иностранных государств. В связи с этим на предприятиях розничной торговли и других предприятиях, обслуживающих население, запрещается объявлять цены на товары и услуги в иностранной валюте. Оценка вкладов в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями может осуществляться как в национальной, так и в иностранной валюте - по соглашению между участниками предприятия.

Таким образом, мы можем определить валютное регулирование как, деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций.

Валютное  правовое регулирование осуществляется на двух уровнях: нормативном и индивидуальном. Нормативно-правовое регулирование  состоит в создании (разработке и  утверждении) правовых норм, объектом которых являются общественные отношения, связанные с валютой. Индивидуально-правовое регулирование - это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращении валютных правоотношений.

Являясь важным связующим звеном национальной экономики с мировой, валютное регулирование  позволяет, с одной стороны, с  большей эффективностью использовать все преимущества от участия в  мирохозяйственных связях, а с  другой - ограничивать негативные воздействия  мирового рынка на колебания курса  национальной валюты и отток национальных и зарубежных инвестиционных капиталов, защищать национальных производителей и экспортеров от международной  конкуренции. Таким образом, валютное регулирование вместе с валютным контролем является важной частью механизма, обеспечивающего экономическую  безопасность национального хозяйства.

Основы  организации и осуществление  валютного регулирования определены Законом РФ «О валютном регулировании  и валютном контроле». Более детальное  регулирование частных вопросов, связанных с валютными отношениями, осуществляется в других законодательных  иных нормативных актах, в том  числе и ведомственных (однако имеющих  общее значение).

 

1.2 Функции и задачи валютного  регулирования

 

Правовые  нормы, определяющие порядок совершения валютных операций, выполняют две  основные функции - регулирующую и контрольную.

Регулирующая  функция валютного законодательства сводится. В первую очередь, к определению  объема прав и обязанностей лиц, участвующих  в совершении валютных операций, под  которыми понимаются:

операции, связанные с переходом права  собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в  качестве средства платежа иностранной  валюты и платежных документов в  иностранной валюте,

ввоз  и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка  из Российской Федерации валютных ценностей,

осуществление международных денежных переводов.

Основной  же целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного  законодательства при осуществлении  валютных операций.

Особым  направлением валютного контроля является контроль за соблюдением валютного  законодательства при осуществлении  внешнеторговой деятельности - предпринимательской  деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными  правами на них.

В соответствии со ст.10 Закона РФ «О валютном регулировании  и валютном контроле» валютный контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется по следующим основным направлениям:

определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия  необходимых для них лицензий,

проверка  выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже  валюты на внутреннем валютном рынке  Российской Федерации,

проверка  обоснованности платежей в валюте,

проверка  полноты и объективности учета  и отчетности по валютным операциям.

Для реализации поставленных задач было начато формирование механизмы валютного контроля за внешнеторговой деятельностью. Под  которыми понимается совокупность специальных  институтов, органов, лиц, участвующих  в процессе валютного контроля (субъективная составляющая), а так же набор  форм и методов контрольной деятельности (функциональная составляющая). 
 
            1.3 Методы и принципы валютного регулирования

 

Валютное правовое регулирование  осуществляется на двух уровнях: нормативном  и индивидуальном. Нормативно-правовое регулирование состоит в создании (разработке и утверждении) правовых норм, объектом которых являются общественные отношения, связанные с валютой. Индивидуально-правовое регулирование - это применение правовых норм к  конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращении валютных правоотношений.

Валютное регулирование на любом уровне его осуществления может быть прямым и косвенным. То есть, соответственно, валютное регулирование осуществляется юридическими и экономическими методами.

Методом валютного регулирования является установление и (или) изменение соотношения  спроса и предложения на рынках.

Прямое – если осуществляется путем издания нормативных правовых актов и совершения конкретных административных действий органов государственной власти.

Косвенное – если используются экономические, в частности кредитно-финансовые, рычаги влияния на поведение субъектов валютного рынка, например, изменение учетной ставки центрального банка, осуществление валютных интервенций.

С учетом этого выделяются следующие основные формы валютного регулирования:

Экономические:

  • дисконтная политика;  
  • девизная политика;
  • девальвация (ревальвация) национальной валюты;

Юридические:

установление правового режима осуществления вещных прав на валютные ценности;

установление валютных ограничений  в отношении валютных операций и/или  валютных сделок (в том числе, например, регулирование степени конвертируемости национальной валюты);

определение порядка формирования и функционирования органов валютного  регулирования, органов и агентов  валютного контроля.

Принципы  государственного регулирования внешнеторговой деятельности представляют собой исходные нормативно-руководящие основы механизма  государственного регулирования. Они  обеспечивают взаимосвязь внешнеторгового  законодательства и внешнеторговой политики. Особую роль принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности играют в формировании судебной и  административной практики, содействуют  отмене устаревших и принятии новых  юридических норм, в толковании правовых актов и устранения пробелов в  законодательстве, в организации  контроля за деятельностью государственных чиновников, осуществляемой в порядке дискреционных полномочий т.е. полномочий, реализуемых по собственному усмотрению. Итак, рассмотрим непосредственно сами принципы государственного регулирования внешнеторговых отношений:

Информация о работе Особенности банкротства кредитных организаций