Особенности банкротства кредитных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть правовые особенности банкротства кредитных организаций, проанализировать имеющиеся проблемы и предложить пути их решения.
Задачи исследования: 1) определить понятие и нормативно-правовую базу несостоятельности (банкротства) кредитных организаций как объекта правового регулирования; 2) проанализировать предпосылки, предшествующие банкротству кредитных организаций и определить характеристику мер по предупреждению банкротства кредитных организаций; 3) исследовать возбуждение, подготовку и рассмотрение дела о банкротстве кредитной организации в арбитражном суде; 4) сделать соответствующие выводы.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3
1. Понятие и основные функции валютного регулирования
в РФ…………………………………………………………………………7
1.1 Сущность валютного регулирования в РФ……...................................7
1.2 Функции и задачи валютного регулирования………………………..9
1.3 Методы и принципы валютного регулирования……………………10
2. Валютный контроль в РФ…………………………………………......18
2.1 Валютный контроль и валютные ограничения…...………………..18
2.2 Органы валютного контроля в РФ…………………………………..19
3. Ответственность за нарушения валютного законодательства…..…..22
Заключение………………………………………………………………..30
Список использованных источников……………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

valyut_reg.docx

— 63.80 Кб (Скачать файл)

Министерство финансов РФ контролирует, в частности, соблюдение резидентами и нерезидентами законодательства России и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций, и выполнение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте; осуществляет контроль за полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям; участвует в ведении контроля за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг; контролирует эффективность использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых Российской Федерации на основе международных договоров и соглашений, осуществляет иные функции, связанные с валютным и экспортным контролем.

Главная задача Банка России как основного органа валютного регулирования состоит в разработке нормативно-правовой базы, определяющей порядок осуществления юридическими и физическими лицами валютных операций, полномочия и функции уполномоченных банков как агентов валютного контроля, ответственность за нарушения валютного законодательства, а также взаимодействие органов валютного контроля. Его требования обязательны для всех участников валютного рынка и внешнеэкономической деятельности. Полномочия Центрального Банка России сводятся, в основном, к установлению резервных требований и требований по использованию спецсчетов по определенным видам валютных операций.

В настоящее  время ЦБР выпустил следующие  три нормативных акта в соответствии с новым законом «О валютном регулировании  и валютном контроле»:

Указание - ЦБР от 30 марта 2004 г. N 1410-У «О критериях, которым должен удовлетворять банк за пределами территории Российской Федерации для обеспечения исполнения обязательства нерезидента перед резидентом» (при наличии обеспечения резервирование по валютной операции не применяется; упомянутые критерии основаны на данных Moody’s, Standard and Poor’s, Fitch Ratings, Bankers’ Almanac);

Указание  ЦБР от 30 марта 2004 г. N 1411-У «Об открытии - физическими лицами - резидентами счетов в банках за пределами территории Российской Федерации»;  

Указание  ЦБР от 30 марта 2004 г. N 1412-У «Об- установлении суммы перевода физическим лицом – резидентом из Российской Федерации без открытия банковских счетов» (максимальная сумма перевода – 5000 долл. в день).

Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному Банку России. Уполномоченными называют коммерческие банки, получившие лицензии ЦБ РФ на проведение операций в иностранной валюте, включая банки с участием иностранного капитала и банки, капитал которых полностью принадлежит иностранным участникам. Уполномоченные банки осуществляют контроль за соответствием проводимых клиентами валютных операций действующему валютному законодательству и представляют в ЦБ РФ отчетность о проводимых валютных операциях по установленным формам. С заявкой на получение лицензии на операции в иностранной валюте могут обращаться коммерческие банки, функционирующие не менее года, т. е. закончившие полный финансовый год и подготовившие официальный годовой отчет.

Таким образом, в соответствии с новым законом  «О валютном контроле и валютном регулировании» полномочия ЦБ РФ сильно ограничены, в  основном установлением резервных  требований, введением спецсчетов и  требованием предварительной регистрации для определенных видов операций.

 

3.  Ответственность за нарушения валютного законодательства

 

Реализация  валютной политики любого государства [15, с.45] опосредуется валютным законодательством - совокупностью нормативных правовых актов, регулирующих порядок совершения валютных сделок и валютных операций резидентами и нерезидентами на территории страны и резидентами за ее пределами, межгосударственных двух и многосторонних валютных и инвестиционных соглашений. Одним из возможных способов выявления нарушений валютного законодательства является проведение целевых проверок соблюдения валютного и таможенного законодательства РФ участниками внешнеэкономической деятельности. Именно эта форма контроля позволяет вскрыть недостатки текущего и предварительного контроля, получить наиболее реальную картину внешнеторговых сделок, получить наиболее полные сведения об объектах контроля и степени законопослушности участников внешнеэкономической деятельности.

Информационная основа проверок участников внешнеэкономической деятельности (основные группы документов и сведений):

а) документы и сведения о деятельности организации, имеющиеся у контролирующих и правоохранительных органов (наименование, организационно-правовая форма, юридический  и фактический адреса проверяемой  организации, ее дочерних и зависимых  организаций, фамилии руководителей, способы связи с ними, виды деятельности организации, финансовые и банковские реквизиты организации, в том  числе наличие счетов и функционирование банка);

б) документы бухгалтерского учета  и отчетности самой проверяемой  организации (первичные учетные  документы, регистры бухгалтерского учета  организации и третьих лиц, результаты предыдущих проверок организации, бухгалтерская  отчетность);

в) сведения о финансово-хозяйственной  деятельности организации, полученные от третьих лиц, с которыми организация  имеет хозяйственные связи, для установления достоверности информации, отраженной в первичных документах организации, либо в случае отсутствия у нее надлежащих первичных документов;

г) финансовые требования и обязательства  организации.

В случае выявления должностными лицами таможенных органов в указанных  проверках информации о нарушении  актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного  регулирования данная информация (вместе с комплектом копий документов, содержащих данные о наличии события нарушения  валютного законодательства) подлежит передаче в Росфиннадзор (его территориальные  органы в субъектах РФ), который  обладает правом применять санкции  за нарушения валютного законодательства.

Ответственность за нарушение валютного законодательства регулируется правовыми нормами, содержащимися в источниках финансового (Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и др.), административного, гражданского, таможенного права.

В Кодексе  РФ об административных правонарушениях в ст.15.25 предусмотрены санкции за нарушение валютного законодательства. Так, осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если это обязательно, либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами РФ влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от 1/10 до одного размера суммы незаконной валютной операции. Объектом правонарушений, предусмотренных статьей 15.25 КоАП России, выступают публичные правоотношения по обеспечению реализации единой государственной валютной политики, устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ.

Объективную сторону правонарушений, ответственность  за которые предусмотрена статьей 15.25 КоАП России, образуют противоправные деяния (действия или бездействие) лиц (субъектов), осуществляемые в нарушение  норм права, установленных валютным законодательством РФ и актами органов  валютного регулирования.

Частью 1 статьи 15.25 КоАП России предусмотрена  ответственность за осуществление  незаконных валютных операций.

Согласно  части 1 статьи 15.25 КоАП России незаконными  валютными операциями являются валютные операции, запрещенные валютным законодательством  РФ, или валютные операции, осуществленные с невыполнением установленных  требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних  ценных бумаг со специального счета  и на специальный счет с невыполнением  установленного требования о резервировании. В настоящее время требования об обязательном использовании специальных счетов и требования о резервировании не установлены, в связи с чем часть 1 статьи 15.25 КоАП России может быть применена только в случае осуществления валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ.

Статьей 9 Федерального закона от 10.12.2003 г. N 173 - ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон) запрещены  валютные операции между резидентами, за исключением операций, предусмотренных  указанной статьей.

Частью 3 статьи 10 Закона установлено, что валютные операции между нерезидентами на территории РФ в валюте РФ осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории РФ. Из этого следует, что расчеты между  нерезидентами в наличной валюте РФ на территории РФ запрещены.

Субъектами правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП России, являются граждане, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица, как резиденты, так и нерезиденты.

Предметом административного правонарушения данной категории является вся вывозимая валюта, которая подлежит изъятию в качестве меры обеспечения по делу об административном правонарушении.

Частью 4 статьи 15.25 КоАП России установлена  ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности  по получению на свои банковские счета  в уполномоченных банках иностранной  валюты или валюты РФ, причитающихся  за переданные нерезидентам товары, выполненные  для нерезидентов работы, оказанные  нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том  числе исключительные права на них.

В случае, если в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) продавцу-резиденту причитаются денежные средства за переданный нерезиденту товар за вычетом банковских расходов и комиссий, то незачисление на счет данного резидента предусмотренных внешнеторговым договором (контрактом) сумм комиссионного вознаграждения и банковских расходов в иностранной валюте или валюте РФ не будет являться нарушением валютного законодательства РФ. Например, при наличии соответствующего условия во внешнеторговом договоре (контракте) может быть признано обоснованным неполучение денежных средств, являющихся комиссией иностранных банков за проведение банковских операций по переводу денежных средств.

Таким образом, зачисление денежных средств на счет в уполномоченном банке или возврат  их в РФ после возбуждения дела об административном правонарушении не должно вести к прекращению производства по делу, а учитываются лицом, рассматривающим  дело об административном правонарушении, как обстоятельство, смягчающее административную ответственность.

При совершении деяния, предусмотренного частью 4 или 5 статьи 15.25 КоАП России, дело об административном правонарушении возбуждается по каждому  случаю невыполнения резидентом обязанности, установленной статьей 19 Закона (по каждому случаю нарушения сроков расчетов (ввоза товаров), предусмотренных  внешнеторговыми договорами (контрактами)).

Субъектами  правонарушений, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 15.25 КоАП России, являются только резиденты - лица, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, и юридические лица. Частью 6 статьи 15.25 КоАП России предусмотрена  ответственность за несоблюдение установленных  порядка или сроков представления  форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение  установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение  установленных сроков хранения учетных  и отчетных документов или паспортов  сделок.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны вести в установленном  порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих  документов и материалов в течение  не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и  сроки их представления устанавливает  Банк России. Банком России издана Инструкция от 15.06.2004 г. N 117-И «О порядке представления  резидентами и нерезидентами  уполномоченным банкам документов и  информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными  банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

При осуществлении таможенного  оформления и таможенного контроля таможенные органы могут выявлять нарушения  установленных единых правил оформления паспортов сделок, например, когда  при декларировании товаров в  таможенный орган представлена копия  паспорта сделки, оформленного (переоформленного) с нарушением установленных сроков, форма которого не соответствует  установленной Банком России или  одна или несколько граф, которого заполнены с нарушением требований, установленных в приложении 4 к  Инструкции 117-И.

Дело об административном правонарушении по части 6 статьи 15.25 КоАП России возбуждается по каждому случаю нарушения правил оформления паспорта сделки.

Субъектами правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП России, являются резиденты - должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридические  лица.

В статье 15 Закона установлены случаи, когда наличная иностранная валюта, валюта РФ, дорожные чеки, внешние и  внутренние ценные бумаги в документарной  форме подлежат декларированию таможенному  органу путем подачи письменной таможенной декларации.

В случае недекларирования либо недостоверного декларирования физическими лицами иностранной валюты и (или) валюты РФ, перемещаемых через таможенную границу  РФ и подлежащих обязательному письменному  декларированию, указанные лица подлежат ответственности, предусмотренной  статьей 16.4 КоАП России (наложение административного  штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных  размеров оплаты труда).

В случае недекларирования юридическими лицами по установленной форме иностранной  валюты и (или) валюты РФ, а также  в случае недекларирования физическими  или юридическими лицами по установленной  форме внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме, дорожных чеков, перемещаемых через таможенную границу РФ и подлежащих декларированию путем подачи письменной таможенной декларации, указанные лица подлежат ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 КоАП России (наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда).

Информация о работе Особенности банкротства кредитных организаций