Перспективы развития ипотеки в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 15:05, курсовая работа

Краткое описание

В России рынок ипотечного жилищного кредитования только недавно зародился и такие понятия, как «ипотека» и «закладная» еще не стали привычными для большинства россиян. Система ипотечного кредитования занимает уникальное положение в национальной экономике. Во-первых, в настоящее время ипотечное кредитование в большинстве экономически развитых стран не только является основной формой улучшения жилищных условий, но и оказывает существенное влияние на экономическую ситуацию в стране в целом. С другой стороны, система ипотечного кредитования представляет сегодня сложнейший механизм, состоящий из взаимосвязанных и взаимозависимых подсистем.

Содержание

Введение
Глава I. История, сущность и развитие ипотечного кредитования
1.1 Зарождение института ипотеки и ипотечного кредитования
1.2 Развитие ипотечного кредитования в России
1.3 Мировой опыт ипотечного кредитования
1.3.1 Немецкая модель ипотечного кредитования
1.3.2 Американская модель ипотечного кредитования
Глава II. Экономические основы ипотеки
2.1 Ипотечный рынок
2.2 Содержание ипотечных отношений
2.3 Ипотечное кредитование как инструмент преодоления кризисных явлений
2.4 Финансовые риски ипотечного кредитования
Глава III. Перспективы развития ипотеки в России
3.1 Порядок предоставления кредита коммерческими банками на примере ОАО «Банк «Санкт-Петербург». Оценка кредитных рисков Банка при андеррайтинге заемщика и квартиры.
3.2 Роль агентства по ипотечному кредитованию и перспективы его развития
3.3 Рынок ипотечного кредитования в Санкт-Петербурге
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ДКБ52,1.doc

— 537.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее  время рынок жилья в Санкт-Петербурге практически сложился. Разработана  и успешно функционирует система  регистрации прав собственности  на все виды объектов недвижимости. Активно развивается инфраструктура рынка, корпоративная деятельность девелоперских, риэлтерских, оценочных, информационных агентств и их профессиональных объединений, их взаимодействие с органами местной власти и управления.

Специфика ипотечного жилищного кредитования, требования, предъявляемые к его ресурсному обеспечению, а также технологиям андеррайтинга, выдачи и сопровождения ипотечных кредитов, в значительной степени сужает круг участников рынка.

Максимальный  размер кредита определяется, исходя из дохода семьи с учетом числа  несовершеннолетних иждивенцев, таким  образом, чтобы ежемесячный аннуитетный  платеж по кредиту, включающий погашение  части основного долга и начисленных  процентов, не превышал трети семейного дохода.

Выдача кредитов по этим программам сопровождается страхованием по трем видам рисков приобретаемой  квартиры от рисков повреждения, жизни  и временной нетрудоспособности заемщика, утраты прав собственности  на квартиру.

Общая годовая  стоимость всех видов страхования в аккредитованных страховых компаниях составляет 1,5% от суммы кредита, увеличенной на 10%. Страховая сумма ежегодно уменьшается со снижением задолженности по кредиту.

Следует отметить, что в настоящее время Агентство  по ипотечному жилищному кредитованию находится в стадии реорганизации и деятельность по обеспечению выдачи кредитов не ведет. По завершении реорганизации главными целями Агентства станут:

1.      Формирование рынка долгосрочных ипотечных жилищных кредитов, выдаваемых российскими коммерческими банками частным заемщикам, и их последующее рефинансирование Федеральным агентством посредством выкупа закладных для обеспечения ликвидности банков;

2.      Стандартизация и унификация процедур ипотечного кредитования для снижения кредитного риска и обеспечения высокой надежности выпускаемых агентством ценных бумаг.

3.      Поддержка интересов рынка ипотечного кредитования в правительственных органах и других государственных организациях.

Учитывая производный  характер спроса на ипотечные кредиты от общего объема спроса на рынке недвижимости и доступности ипотечных кредитов для потенциальных заемщиков, можно с определенным приближением определить объем рынка ипотечных кредитов Санкт-Петербурга в размере более 200 млн. долларов при количестве потенциальных заемщиков с платежеспособным спросом - 30 тысяч семей.

Из них, как  минимум, 10 тысяч семей, полностью  отвечает предъявляемым требованиям  по кредитоспособности.

Таким образом, несмотря на заинтересованность в развитии ипотечного жилищного кредитования со стороны и государства, и населения, и строительной отрасли, и других участников рынка недвижимости, к настоящему моменту освоено менее 20% Санкт-Петербургского рынка жилищного ипотечного кредитования.

Но даже при  таком состоянии рынка ипотечного кредитования в Санкт-Петербурге количество, общий объем и средний размер кредитной сделки из года в год увеличиваются. Динамика показателей кредитного портфеля по программе DeltaCredit, сформированного в 2004-2006 годах, приведено в табл.4.

Таблица 4. - « Динамика показателей кредитного портфеля по программе DeltaCredit»

 

2004 год

2005 год

2006 год

Число выданных кредитов, ед.

62

80

91

Общий объем  выданных кредитов, долл. США

1,562,184

2,194,352

2,973,248

Средний размер кредита, долл. США

25,197

33,194

42,192


В свою очередь, за время работы консультационного  центра в Северо-западном филиале  Агентства по ипотечному жилищному  кредитованию, были предоставлены консультации и проведена предварительная  квалификация более 3000 граждан.

Анализ рынка ипотечного кредитования в Санкт-Петербурге, показывает, что основной проблемой, препятствующей развитию ипотеки, является низкий уровень доходов граждан, нестабильность платежеспособности населения.

Кроме этого, причины  недостаточно динамичного увеличения количества и роста объемов выдаваемых кредитов.

Так планируется, что в этом году по ипотечному кредитованию будет приобретено около 10% строящегося  жилья.

В городском  бюджете заложено более 100 млн. рублей на субсидирование ипотечного кредитования работников бюджетной сферы.

По моему мнению, недостаточное увеличение количество выданных кредитов заключается в  следующем:

·  значительный удельный вес недекларируемых доходов граждан. Документально подтвердить свои доходы могут не более 10-12% потенциальных заемщиков.

·  сохраняющаяся на высоком уровне процентная ставка по жилищным ипотечным кредитам, доминирование кредитов в иностранной валюте.

·  в структуре предложения жилья наибольший удельный вес занимает так называемый первичный рынок за счет различных форм долевого участия в строительстве жилья, объекты которого на стадии строительства не могут выступать предметом ипотеки.

·  недостаточная информированность продавцов жилья о сущности и особенностях сделок купли-продажи жилья за счет ипотечного кредита, их недоверие к банкам-кредиторам, а зачастую нежелание использовать официальные механизмы денежных расчетов.

·  неподготовленность других участников рынка недвижимости и в первую очередь агентств. Из десятков агентств недвижимости, работающих на санкт-петербургском рынке, только несколько используют возможности жилищного ипотечного кредитования.

Кроме того, статья 446 Гражданского процессуального Кодекса  РФ, ограничивает обращение взыскания  на жилое помещение, принадлежащее  гражданину-должнику, что существенно сужает возможности кредиторов и создает дополнительные риски в сфере жилищного ипотечного кредитования.

Как показал  анализ программ ипотечного кредитования в России, одними из самых активных участников этого процесса наряду с  региональными администрациями являются банки. Однако деятельность банков на ипотечном рынке затруднена некоторыми важными обстоятельствами.  

Основными препятствиями  для нормального развития ипотечного кредитования являются следующие основные моменты.

Прежде всего, это проблема поиска долгосрочных ресурсов. Банк, стремящийся самостоятельно привлечь ресурсы для такого рода кредитования, сталкивается с отсутствием на рынке ресурсов, которые можно было бы привлечь на сроки, необходимые для ипотеки, т.е. хотя бы до 2-5 лет.

Сегодня на эти сроки реально осуществляется кредитование только за счет собственных ресурсов банка. Поэтому без государственной поддержки ресурсной части подобных сделок объем предложения ипотечных кредитов еще долго не сможет приблизиться к объему спроса.

Источников формирования долгосрочных банковских ресурсов несколько. Во-первых, средства специализированных международных финансовых структур. Во-вторых, государственные бюджетные средства, которые в определенном объеме могут быть выделены для программы ипотечного кредитования. Это позволит перейти на рублевое кредитование и даст банкам возможность предоставлять своим клиентам кредиты на длительные (вплоть до 15-20 лет) сроки, соответственно снизив косвенным образом кредитные риски банков на подобные сделки.

Если первый блок проблем связан со срочностью и стоимостью привлекаемых ресурсов, то второй возникает в результате неподготовленности российского законодательства к процессу ипотечного жилищного кредитования.

Это сдерживающие развитие ипотечного кредитования факторы. И пока они не будут устранены, коммерческие банки смогут вкладывать в ипотечное жилищное кредитование весьма ограниченные средства.

В связи с  этим необходимо внесение ряда изменений  и дополнений в некоторые законодательные  акты Российской Федерации, направленных на формирование рынка доступного жилья:

Гражданский кодекс Российской Федерации. Изменения должны быть направлены на создание правовых условий для развития ипотечного жилищного кредитования, кредитования строительства жилья, а также развития рынка жилья в целом. Предлагаемые дополнения и изменения помогут снизить риски и затраты на рынке жилья и ипотечного жилищного кредитования, создадут условия для привлечения дополнительных инвестиций в этот сектор экономики и позволят повысить доступность приобретения жилья для граждан.

1. Гражданский  Кодекс Российской Федерации  не содержит положений о том,  что объекты незавершенного строительства  являются недвижимым имуществом.

Однако, ст. 25 ФЗ «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» гласит, что: «В случае необходимости совершения сделки с объектом незавершенного строительства право на указанный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования земельным участком для создания объекта недвижимого имущества, в установленных случаях на основании проектно-сметной документации, а также документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства».

Несмотря на это, практика применения ГК РФ и других законодательных актов о недвижимости даёт достаточные основания для того, чтобы и статья 130 ГК РФ была дополнена указанием на этот новый вид недвижимого имущества - объект незавершенного строительства.

Необходимость его включения в перечень недвижимых вещей можно объяснить не только особой значимостью этих объектов для гражданского оборота, но и необходимостью в дальнейшем значительно детализировать их правовой режим, особенно вопросы ипотеки и регистрации, прав на подобные объекты при кредитовании строительства.

2. В пункте 2 статьи 292 ГК требуется ввести норму о прекращении права пользования данным жилым помещением членами семьи прежнего собственника при переходе права собственности на жилой дом, квартиру или иное жилое помещение (далее – жилое помещение) к новому собственнику.

Целью данного  изменения является создание максимальной привлекательности жилья на рынке недвижимости и снижения рисков ипотечного кредитования.

В результате реализации данной поправки в законодательство будет введено дополнительное основание  прекращения права пользования  жилым помещением членом семьи собственника. Этим основанием будет являться переход права собственности на жилое помещение от прежнего собственника к приобретателю. В силу этого основания новый собственник вправе будет требовать выселения членов семьи бывшего собственника, так как жилое помещение перейдет к приобретателю без обременений.

Соответствующие изменения и дополнения необходимо также внести в Федеральный закон  «Об ипотеке (залоге недвижимости)»  и новый «Жилищный кодекс».

3. Согласно действующей  редакции пункта 4 статьи 292 ГК отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника и при этом затрагиваются их права или охраняемые законом интересы, допускается только с согласия органа опеки и попечительства.

Данное существенное условие в правоприменительной практике значительно затрудняет оборот жилых помещений в целом и ипотечные правоотношения в частности.

Прежде всего, в силу пункта 1 статьи 64 Семейного  кодекса Российской Федерации защита прав и законных интересов детей возлагается на их родителей, которые являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами без специальных полномочий.

Тем самым законодательно функции защиты прав и законных интересов несовершеннолетних (в рассматриваемых случаях – жилищных) закреплены за их родителями, а не за органами опеки и попечительства.

В условиях отсутствия нормативно правовых актов, регламентирующих понятие (нарушения интересов несовершеннолетних членов семьи собственника жилого помещения), органы опеки и попечительства зачастую необоснованно запрещают отчуждение жилых помещений, не неся при этом никакой финансовой ответственности.

В тех случаях, когда органы опеки и попечительства все же выдают разрешение родителям на отчуждение жилых помещений, перед родителями ставятся условия, не всегда отвечающие интересам детей и не всегда исполнимые (одновременное приобретение другого жилья, зачисление средств на счет, открытый на имя ребенка и проч.).

Таким образом, норма о получении в органах  опеки и попечительства предварительного разрешения (согласия) на сделку не может  рассматриваться как эффективный  способ защиты прав несовершеннолетних детей. Предлагается установить, что  требование получения согласия органа опеки и попечительства, распространяемое лишь на отчуждение жилого помещения собственником, несовершеннолетние дети которого имеют право пользоваться этим жилым помещением в случае, если собственник ограничен или лишен родительских прав.

Информация о работе Перспективы развития ипотеки в России