Потребительское кредитование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 13:30, курсовая работа

Краткое описание

Кредитные операции - самая доходная статья банковского бизнеса. За счет этого источника формируется основная часть чистой прибыли, отчисляемой в резервные фонды и идущей на выплаты дивидендов акционерам банка.
Потребительский кредит является одним из самых распространенных видов банковских операций в большинстве развитых стран. Кроме того, сфера действия потребительского кредита намного шире, чем только покупки товаров длительного пользования, таких как автомашины, бытовая техника и т.п.
Потребительское кредитование получило широкое распространение в развитых странах в первую очередь потому, что посредством использования данной технологии финансирования покупок резко расширяется емкость рынка по целому спектру потребительских товаров и недвижимости.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы потребительского кредитования 5
1.1 Экономическая сущность потребительского кредитования 5
1.2 Виды потребительского кредитования 12
2. Анализ современного состояния потребительского кредитования в России 18
2.1 Оценка рынка потребительского кредитования в России 18
2.2 Особенности потребительского кредитования в Сахалинской области 31
3. Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования Российской Федерации 38
Заключение 48
Список использованных источников 51

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 1.27 Мб (Скачать файл)

Каждый вопрос имеет  максимально возможный балл, который  будет выше для таких важных вопросов, как профессия, и ниже для таких вопросов, как возраст.

После окончательного подсчёта очков вручную или с помощью  компьютера банк определяет, какую  услугу разумнее предоставить клиенту: ссуду или овердрафт.

Некоторые банки в установленном порядке запрашивают информацию о заявителе в кредитных справочных агентствах, другие делают это только в крайних случаях.[10. С.43-44]

Следует уточнить, что  не каждый может получить потребительский  кредит. Для финансового учреждения, предоставляющего кредит, важно знать, что его деньги будут возвращены вместе с процентами и остальными выплатами. Уменьшить кредитный риск позволяет ''кредитная история'' – это накопленные в течение длительного времени сведения о получении и возвращении заёмщиком банковских кредитов. Такие сведения позволяют судить о надёжности исполнения заёмщиком принятых на себя обязательств о возврате полученных средств.

Таким образом, потребительскому кредитованию присущи следующие виды:

  • Покупка в рассрочку – предоставляется преимущественно при продаже предметов длительного пользования – автомашин, холодильников, радиоприёмников, телевизоров, мебели.
  • Кредитная карточка – более простая форма предоставления потребительских кредитов. Сущность такого кредитования сводится к тому, что выданная банком кредитная карточка даёт право её владельцу в пределах разрешённой суммы покупать товары в тех магазинах, с которыми банк имеет соглашения на их продажу в кредит на основе кредитных карточек.
  • Автоматически возобновляемый кредит представляет собой потребительский кредит в виде сочетания текущих счетов с продажами в рассрочку.
  • Персональные ссуды. Обычно берутся с целью приобретения потребительских товаров длительного пользования (например, мебели, автомобиля и т.п.); празднования торжеств; проведения отделочных работ в доме; оплаты личного образования.
  • Овердрафт – форма предоставления краткосрочного кредита клиенту банка, когда величина платежа превышает остаток средств на счёте клиента.
  • ''Скоринг-кредитование'' является обезличенной, но более простой и быстрой формой кредитования, чем персональная ссуда или овердрафт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ современного состояния потребительского кредитования в России

2.1 Оценка рынка потребительского кредитования в России

 

По данным ЦБ РФ, на 1 января 2011 г. кредитные организации России предоставили кредиты физическим лицам на сумму 1 212 871 млн. руб. С 2005 по 2011 гг. величина кредитов населению увеличилась с 0,5 до 2,3 % ВВП, а к 2013 г. этот показатель должен достичь 5% ВВП, в соответствии с рисунком 2.

Рисунок 2.1 Динамика объемов потребительского кредитования (в % к объему ВВП)

 

Агентство «РБК.Рейтинг» совместно с проектом MoneyGuide подготовило  рейтинги самых потребительских  банков по итогам 2010 года. Всего в рейтинге приняло участие 93 банка. Совокупный объем выданных беззалоговых кредитов всех участников рейтинга в прошлом году превысил 1.1 трлн. руб. (таблица 2.1).

В региональной структуре  рынка по-прежнему доминировал Центральный  Федеральный Округ, на который пришлось порядка 30% всех выданных кредитов. На втором месте по объему выданных кредитов оказались Приволжский и Сибирский Федеральный Округ, на которые пришлось 20% и 15% рынка соответственно.

Таблица 2.1

Банки по объемам выданных беззалоговых кредитов в 2009-2011 гг.

Банк

Выдано беззалоговых кредитов в 2011 году* (тыс. руб.)

Портфель беззалоговых кредитов на 01.01.2010 (тыс. руб.)

Выдано беззалоговых кредитов в 2009 году* (тыс. руб.)

Портфель беззалоговых кредитов на 01.01.2010 (тыс. руб.)

1

Сбербанк

429 284 180.00

643 757 755.80

419 746 075.40

596 615 830.40

2

Русский Стандарт

156 923 717.10

137 075 101.90

174 606 469.90

155 489 843.40

3

ВТБ 24

103 453 970.00

129 754 430.10

54 433 254.70

60 258 466.20

4

Альфа-Банк

51 908 479.60

41 254 857.60

37 595 604.80

27 630 048.90

5

Ренессанс Кредит

46 911 568.50

41 517 284.50

40 344 183.40

32 892 883.00

6

Росбанк

34 609 963.80

57 849 095.70

35 842 560.30

46 765 946.40

7

Восточный Экспресс

30 850 294.40

17 767 873.00

26 505 233.10

15 328 259.00

8

ОТП Банк

30 250 887.30

17 861 212.00

24 764 260.00

17 768 937.10

9

Русфинанс Банк

28 090 017.40

22 947 745.20

15 473 983.00

9 912 483.00

10

Райффайзенбанк

25 094 137.60

32 095 749.40

19 525 812.60

23 173 805.10

11

Кредит Европа Банк

21 166 573.50

17 424 186.00

14 715 597.20

13 653 670.00

12

УРСА Банк

17 714 851.60

24 248 200.20

29 594 542.70

26 153 918.70

13

Транскредитбанк

17 022 320.00

30 596 584.00

17 955 266.00

21 514 916.00

14

Уралсиб

15 028 625.40

20 210 416.80

17 208 335.90

19 816 796.70

15

Смоленский Банк

11 410 023.50

3 366 076.10

9 639 393.40

2 717 526.40

16

Газбанк

10 802 692.00

3 320 029.00

17 916 725.00

3 589 649.00

17

УБРР

9 788 903.10

11 478 638.00

9 359 365.50

8 244 810.50

18

Балтийский Банк

7 132 943.00

5 941 653.50

9 199 920.00

5 516 932.40

19

МБРР

7 042 661.90

5 979 888.10

6 185 444.30

4 985 178.20

20

Пробизнесбанк

6 221 204.00

8 615 553.00

8 820 313.00

7 583 022.00


 

Условия предоставления кредитов некоторыми банками по состоянию на 01.03.2011 представлены в приложении. В целом, структура рынка кредитования физических лиц (рисунок 2.2.) отражает уровень экономического развития регионов и их долю в общероссийском ВВП.

 

 

Рисунок 2.2 Региональная структура рынка потребительского кредитования на 01.10.2011

ЦФО - Центральный федеральный округ

ПФО – Приволжский  федеральный округ

СФО – Сибирский федеральный  округ

УФО – Уральский федеральный  округ

СЗФО – Северо-Западный федеральный округ

ЮФО – Южный федеральный  округ

ДФО – Дальневосточный  федеральный округ

 

В валютной структуре рынка доминировали рублевые кредиты (порядка 85% общего объема кредитного портфеля), а срочная структура рынка указывает на преобладание долгосрочных кредитов (более 3 лет). На долю кредитов срочностью от 1 до 3 лет пришлось порядка 18% кредитного портфеля, а на кредиты срочностью от 6 месяцев до 1 года - почти 10%.

Активный рост потребительского кредитования, наблюдавшийся в прошлые  годы, закончился. По некоторым оценкам, объем беззалоговых кредитов, выданных физическим лицам за I полугодие 2011 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого, снизился более чем на 40%.

Данный результат ожидаем, если учесть, что само количество желающих получить кредит с начала кризиса  значительно сократилось, что на фоне растущих ставок по потребительским  кредитам и ужесточению правил их получения выглядит вполне закономерно. Многие банки и сами не заинтересованы в развитии данного сегмента - слишком высоки риски не возврата.

Агентство «РБК. Рейтинг» подготовило очередной рэнкинг банков по объему выданных беззалоговых кредитов за I полугодие 2011 года. Результаты рэнкинга оказались значительно хуже прошлогоднего. При этом снизились не только объемы выданных кредитов (а у некоторых банков они сократились почти в 4 раза, что, впрочем, пока не носит массового характера), но и количество самих участников, многие из которых не захотели раскрывать свои показатели. Так, за 2010 год, количество участников сократилось почти на 10%, при этом многие из них в прошлом показывали довольно внушительные результаты, занимая в рэнкинге не последние места (таблица 2.2).

Отсутствие в рэнкинге двух активных игроков: «Сбербанка»  и «Русского Стандарта», позволило  «ВТБ 24» занять первое место, значительно  опередив других участников. Объем  выданных беззалоговых кредитов за I полугодие 2011 года составил более 33 млрд. руб., что почти на 14 млрд. руб. больше аналогичного показателя «Альфа-банка», занимающего второе место, третье место занимает «ХКФ-БАНК» с результатом 12 млрд. руб.

Таблица 2.2

Банки по объемам выданных беззалоговых кредитов в I полугодии 2011 году

Банк

Выдано беззалоговых кредитов за I полугодие 2011 года (тыс. руб.)*

В том числе кредитов, выданных головным офисом, филиалами, представительствами  и пр., зарегистрированными на территории Москвы и Московской области (тыс. руб.)

В том числе кредитов, выданных головным офисом, филиалами, представительствами и пр., зарегистрированными на территории Санкт-Петербурга (тыс. руб.)

1

ВТБ 24

33 029 193.86

6 014 344.94

2 455 110.31

2

Альфа-банк

19 290 217.81

5 099 786.35

1 073 940.14

3

ХКФ-БАНК

12 324 567.00

899 292.00

491770

4

Россельхозбанк

11 588 710.50

77 049.03

38 170.95

5

Русфинанс Банк

10 988 107.18

523 985.86

328 060.21

6

ОТП Банк

9 390 975.76

-

-

7

Восточный Экспресс

9 083 578.12

48 298.12

98 752.34

8

Газбанк

5 001 514.26

-

-

9

Росбанк

4 510 505.65

211 196.61

51 181.50

10

Уралсиб

3 783 641.44

339 101.61

274 998.83


 

По размеру портфеля беззалоговых кредитов на 1 июля 2011 года также лидирует «ВТБ 24» с результатом более 139 млрд. руб., а вот второе и третье места занимают: «Россельхозбанк» (55.11 млрд. руб.) и «Росбанк» (52 млрд. руб.), соответственно.

Что касается регионального  разреза потребительского кредитования, то отметим следующее. По данным исследовательской  группы ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», в 2009 г. по числу выданных кредитов лидировали Центральный и Поволжский Федеральные округа (около 1/3 и 1/5 всего объема соответственно). Меньше всего - 4% - выдали потребительских кредитов кредитные организации Дальневосточного Федерального округа - рисунок 2.3.

Рисунок 2.3 Региональная структура рынка потребительского кредитования

 

По данным BusinessVision, проводившего опрос среди жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Самары, Краснодара, Нижнего Новгорода и др. в 2009 г. в 41 % случаев потребительский кредит брался с целью приобрести бытовую технику, в 37% -для покупки компьютерной техники, в 15% - одежды, в 6% - автомобиля, в 1% случаев - на другие нужды (покупка жилья, лечение, туризм)- рисунок 2.4.

 

Рисунок 2.4 Предпочтения заемщиков (в % от суммы кредитов, взятых в 2009 г.)

Основными предпосылками  развития банков стал рост экономики  России, увеличение реальных доходов населения вследствие этого роста, а также постепенное заполнение рынка потребительского кредитования конкурентоспособными игроками, предоставляющими потребителям кредитные услуги на конкурентоспособных ценовых условиях.

Структура рынка потребительского кредитования в течение 2010 г. претерпела некоторые изменения по сравнению с предыдущим годом.

В частности, структура  рынка несколько сместилась в  пользу целевых кредитов (автокредитование, товарное кредитование, ипотека), доля которых выросла примерно на 10 %. Наиболее быстрорастущим сегментом  рынка было автокредитование, доля которого выросла более чем на 7 %. На целевые кредиты по итогам 2010 г. пришлось порядка 62 % объема портфеля кредитов, выданных физическим лицам.

В региональной структуре  рынка по-прежнему доминировал Центральный  федеральный округ, на который пришлось порядка 30 % всех выданных кредитов. На втором месте по объему выданных кредитов оказались Приволжский и Сибирский федеральный округ, на которые пришлось 20 % и 15 % рынка соответственно. В целом, структура рынка кредитования физических лиц отражает уровень экономического развития регионов и их долю в общероссийском ВВП.

В валютной структуре  рынка доминировали рублевые кредиты (порядка 85 % общего объема кредитного портфеля), а срочная структура  рынка указывает на преобладание долгосрочных кредитов (более 3 лет). На долю кредитов срочностью от 1 до 3 лет пришлось порядка 18 % кредитного портфеля, а на кредиты срочностью от 6 месяцев до 1 года - почти 10 %.

В течение 2009 - до сентября 2011 гг. развитие рынка потребительского кредитования развивался бурными темпами, увеличился спрос на кредиты со стороны населения, росли доходы домашних хозяйств. Росту рынка способствовал ряд факторов, в числе которых продолжающийся рост экономики страны, сопровождаемый ростом доходов населения, появление на рынке новых игроков и новых кредитных продуктов и, как следствие, снижение ценовых условий кредитования.

Информация о работе Потребительское кредитование