Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 18:09, курсовая работа
Вопрос о сущности денег как экономической категории всегда был дискуссионным, но общепринятым является факт, что они, кроме прочего, выступают как средство обращения и как средство платежа, что считается одними из основных их функций. Развитие денежного обращения привело к возникновению платежных систем, представляющих собой совокупность правил, инструментов, процедур и методов, а также технической инфраструктуры, применяемых для перевода денег, осуществления расчетов и урегулирования долговых обязательств между участниками экономического оборота. Развитие научно-технического прогресса и инновационных IT-технологий привело к возникновению электронных платежных систем (ЭПС), которые позволяют осуществлять платежи и расчеты при помощи средств электронной коммуникации с применением инструментов кодирования информации и ее автоматической обработки.
Введение
3
1. Организационно-экономические условия предоставления услуг на
основе электронных платежных систем (ЭПС)
6
1.1.
Цели и задачи банка при организации бизнеса в электронных платежных системах
6
1.2.
Характеристика ЭПС и услуг, реализуемых банком на их основе
11
1.3.
Нормативное регулирование и экономико-правовые проблемы осуществления операций с банковскими картами на современном этапе
29
1.4.
Состояние регионального рынка банковских карт и позиционирование банка на нем
37
2. Анализ эффективности услуг банка на основе ЭПС
44
2.1.
Показатели и критерии оценки эффективности предоставления услуг на основе ЭПС
44
2.2.
Исследование результативности операций коммерческого банка с банковскими картами
50
2.3.
Анализ эффективности дополнительных ресурсов, привлеченных в результате операций с банковскими картами
53
3. Обоснование программы совершенствования управления операциями с
банковскими картами
56
3.1.
Прогнозная оценка состояния рынка банковских карт
56
3.2.
Выявление перспективных направлений модернизации услуг в области электронных платежных систем
59
3.3.
Формирование программы совершенствования управления операций с банковскими картами и ее ожидаемая результативность
62
Заключение
65
Список литературы
Кредитные
карты связаны с открытием
кредитной линии в банке, что
дает возможность владельцу
Дебетовые (дебетные) карты предназначены для получения наличных денег или для оплаты товаров (услуг) в пределах наличия денежных средств на соответствующем банковском счете.
По
характеру использования
Основными участниками ЭПС, в рамках которой производится выпуск банковских карт и осуществляются операции с ними, являются:
- клиенты-держатели карт;
- банк-эмитент;
- банк-эквайрер;
- расчетный банк;
-
магазины и другие точки
- процессинговый центр и коммуникации.
С организационной точки зрения ядром ЭПС обычно является основанная на договорных обязательствах ассоциация банков.
Банк-эмитент выпускает пластиковые карточки и предоставляет их в распоряжение клиентов. При этом карточки остаются в собственности банка, а клиенты получают право их использования. Выдача карточки клиенту предваряется открытием ему счета в банке-эмитенте. Выдавая карточку, банк-эмитент берет на себя гарантийные обязательства по обеспечению платежей по карточке.
Банк-эквайрер осуществляет весь спектр операций по взаимодействию с точками обслуживания карточек:
-
обработку запросов на
- процессинг торговых счетов, предоставленных точками обслуживания по операциям с карточками;
-
перечисление на расчетные
Выполнение эквайерами своих функций влечет за собой расчеты с эмитентами. Каждый банк-экварйер осуществляет перечисление средств точкам обслуживания по платежам держателей карточек банков-эмитентов, входящих в данную платежную систему. В связи с этим соответствующие средства (а также средства, возмещающие выданную наличность) должны быть затем перечислены эквайреру этими эмитентами. Оперативное проведение взаиморасчетов между эквайрерами и эмитентами обеспечивается наличием в ЭПС расчетного банка (одного или нескольких), в котором банки – члены системы открывают корреспондентские счета.
Для успешного функционирования ЭПС необходимы специализированные нефинансовые организации, осуществляющие техническую поддержку обслуживания карточек: процессинговые и коммуникационные центры, центры технического обслуживания и т.д. Процессинговый центр – специализированная сервисная организация, обеспечивающая обработку поступающих от эквайреров (или непосредственно из точек обслуживания) запросов на авторизацию ими протоколов транзакций (фиксируемых данных о произведенных посредством карточек платежах и выдачах наличных денег). Процессинговый центр обеспечивает взаимодействие между субъектами платежной системы.
Каждые конкретные ЭПС могут иметь особенности в своей организации. Например, банк может совмещать выполнение функций эквайрера и эмитента, а разветвленная ЭПС может иметь несколько процессинговых центров, роль которых на региональном уровне могут выполнять и банки-эквайреры.
Клиенты-держатели банковских карт обычно используют их по двум основным направлениям:
- оплата товаров и услуг в точках торговли и сферы услуг;
-
для снятия наличных денег
с карточного счета через
Банкоматы являются важным элементом ЭПС и подразделяются на два основных вида:
1) специализированные (простейшие);
2)
универсальные (
Специализированные банкоматы предназначены только для выдачи наличных денег с карточных счетов. Универсальные банкоматы, помимо выдачи наличных, могут предоставлять целый комплекс иных услуг:
-
изменение параметров счета
-
осуществление различных
-
сообщение информации о
-
предоставление отчета о
- перевод денег со счета на счет;
- обмен валюты;
-
предоставление информационно-
Схема
осуществления операций с банковскими
пластиковыми картами при оплате товаров
и услуг на предприятиях торговли и сервиса
представлена на рис. 1.2 [27, c. 63].
Рис. 1.2.
Схема проведения операций с банковскими
картами при оплате клиентами-держателями
карт товаров и услуг
Процесс осуществления операций с банковскими картами при оплате держателями карт товаров и услуг состоит из ряда этапов (на рис. 1.2 они обозначены соответствующими цифрами):
1) совершение покупки или получение услуги в терминале предприятия торговли или сервиса;
2)
авторизация клиента,
3)
регистрация операции в ЭПС,
которая сопровождается либо
снижением доступного лимита
по кредитной банковской карте,
4)
вычисление взаимных
5) передача чистых позиций банков-участников ЭПС расчетному банку для осуществления межбанковского расчета между ними.
На
рис. 1.2 отражены основные элементы инфраструктуры
осуществления операций с использованием
банковских карт. Характер инфраструктуры
ЭПС является важным для регулирования
взаимоотношений между
- магнитные карты (карты с магнитной полосой);
- смарт-карты.
Для совершения операций с картами, содержащими магнитную полосу, как правило, требуется авторизация путем обращения к процессинговому центру или банку-эмитенту для идентификации карты и ее держателя. Обслуживание магнитной карты производится только в режиме on-line.
Смарт-карта – это карта, носителем информации в которой является интегральная микросхема. Смарт-карты различаются типом встроенной микросхемы. Степень сложности микросхемы может быть самой разной – от простейшего контроллера чтения или записи данных в электронную память, до микропроцессора, имеющего развитую систему команд, встроенную файловую систему и т.д. При использовании смарт-карт применяется технология off-line – разрешение на платеж дает сама карта при контакте с терминалом предприятия торговли или сервиса. Смарт-карта обладает функциями так называемого электронного кошелька, который хранит в своей памяти сумму денежных средств, которыми держатель карты может расплатиться за товар или услугу. Схема операций при обработке смарт-карты в режиме off-line показана на рис. 1.3 [23, c. 94].
Рис. 1.3.
Схема информационных потов при
обработке смарт-карты
Последовательность операций со смарт-картами в режиме off-line выглядит следующим образом (на рис. 1.3 каждая операция обозначена соответствующей цифрой):
1) ввод кодов и суммы покупки;
2)
идентификация и
3) списание суммы платежа со смарт-карты;
4)
информация о проведенных
5) оформление СТОП-листов (один раз в конце рабочего дня);
6) передача реестра операций в банк-эквайрер;
7) расчет между банками;
8) расчеты банка-эквайрера с предприятиями торговли или сервиса;
9) расчеты банка-эмитента с клиентами-держателями карт (в случае израсходования всех денежных средств, хранившихся на смарт-карте, т.е. требуется ее пополнение).
В последнее время с использованием смарт-карт в сфере розничных платежей реализуются многие проекты, связанные с развитием ЭПС, в которых функционируют так называемые электронные деньги. Под электронными деньгами обычно понимают денежную стоимость, представляющую собой требование к эмитенту, которая отвечает следующим условиям (Директива Европейского парламента и совета от 18.09.2000г. № 2000/46/ЕС «О деятельности в сфере электронных денег и пруденциальном надзоре над институтами, занимающимися этой деятельностью») [40, c. 179]:
1)
хранится на электронном
2) эмитируется после получения денежных средств в размере не менее объема, чем эмитируемая денежная стоимость;
3)
принимается в качестве
Большинство экономистов две главные формы электронных денег [23, c. 100; 27, c. 73]:
1) электронные деньги, функционирующие на основе банковских карт (как правило, речь идет о смарт-картах);
2) сетевые деньги (network money), функционирующие на базе компьютерных сетей.
При
обращении сетевых денег
Вопрос о характере электронных денег является дискуссионным. Многие западные экономисты считают, что в данном случае речь идет о возникновении принципиально новой формы денег, способной полностью изменить представление о правовой и экономической природе денег [40, c. 179]. В то же время, возможно, возникновение электронных денег знаменует собой всего лишь изменение вещественного воплощения денежных знаков, но вовсе не трансформацию сущностных характеристик денег как экономической категории.
Информация о работе Предоставление банком услуг в электронных платежных системах