Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 18:09, курсовая работа
Вопрос о сущности денег как экономической категории всегда был дискуссионным, но общепринятым является факт, что они, кроме прочего, выступают как средство обращения и как средство платежа, что считается одними из основных их функций. Развитие денежного обращения привело к возникновению платежных систем, представляющих собой совокупность правил, инструментов, процедур и методов, а также технической инфраструктуры, применяемых для перевода денег, осуществления расчетов и урегулирования долговых обязательств между участниками экономического оборота. Развитие научно-технического прогресса и инновационных IT-технологий привело к возникновению электронных платежных систем (ЭПС), которые позволяют осуществлять платежи и расчеты при помощи средств электронной коммуникации с применением инструментов кодирования информации и ее автоматической обработки.
Введение
3
1. Организационно-экономические условия предоставления услуг на
основе электронных платежных систем (ЭПС)
6
1.1.
Цели и задачи банка при организации бизнеса в электронных платежных системах
6
1.2.
Характеристика ЭПС и услуг, реализуемых банком на их основе
11
1.3.
Нормативное регулирование и экономико-правовые проблемы осуществления операций с банковскими картами на современном этапе
29
1.4.
Состояние регионального рынка банковских карт и позиционирование банка на нем
37
2. Анализ эффективности услуг банка на основе ЭПС
44
2.1.
Показатели и критерии оценки эффективности предоставления услуг на основе ЭПС
44
2.2.
Исследование результативности операций коммерческого банка с банковскими картами
50
2.3.
Анализ эффективности дополнительных ресурсов, привлеченных в результате операций с банковскими картами
53
3. Обоснование программы совершенствования управления операциями с
банковскими картами
56
3.1.
Прогнозная оценка состояния рынка банковских карт
56
3.2.
Выявление перспективных направлений модернизации услуг в области электронных платежных систем
59
3.3.
Формирование программы совершенствования управления операций с банковскими картами и ее ожидаемая результативность
62
Заключение
65
Список литературы
В 2010 г. величина средневзвешенной ставки по работающим активам филиала, т.е. фактически по кредитным вложениям, составила 15,58 % годовых, в 2011 г. – 21,61 % годовых. Таким образом, в 2011 г. средневзвешенная ставка по кредитам филиала выросла на 6,03 процентных пункта.
Среднегодовые остатки денежных средств на карточных счетах клиентов по расчетным (дебетовым) банковским картам в 2010 г. составили 248 тыс. руб. Размещенные по средневзвешенной кредитной ставке 15,58 %, эти бесплатные ресурсы (как уже было указано выше, банк вообще не выплачивает по ним процентов) принесли 38,6 тыс. руб. процентного дохода, что составило 0,37 % от общего объема полученных в 2010 г. процентных доходов – ничтожная величина.
В 2011 г. среднегодовые остатки денежных средств на карточных счетах клиентов по расчетным (дебетовым) банковским картам составили 541 тыс. руб. Размещенные по средневзвешенной кредитной ставке 21,61 %, эти ресурсы принесли 116,9 тыс. руб. процентного дохода, или 0,39 % от общего объема полученных в 2011 г. процентных доходов.
Таким
образом, нельзя сказать, что филиал банка
эффективно использует дополнительные
кредитные ресурсы, привлеченные за счет
выпуска расчетных (дебетовых) карт –
величина процентных доходов, получаемых
от размещения этих ресурсов на кредитном
рынке, приносит филиалу банка менее 0,5
% от общего объема всех процентных доходов,
что не может иметь для филиала банка какого-либо
решающего значения. Ресурсы, привлеченные
за счет эмиссии расчетных (дебетовых)
карт являются очень выгодными для банка,
но они используются филиалом очень неактивно.
3. ОБОСНОВАНИЕ
ПРОГРАММЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
3.1. Прогнозная
оценка состояния рынка
На
современном международном
1) Visa International – самая крупная международная платежная система, организованная в 1972 г. на базе Bank of America, первоначально внедрившего систему банковских расчетов в США совместно с другими американскими банками; построена по принципу ассоциации финансовых организаций из различных стран. Организационный принцип – бездоходная корпорация; банками-участниками данной ЭПС являются более 21 тыс. финансово-кредитных учреждений во всем мире. Пользователями карт этой системы являются более 1 млрд. лиц в 300 государствах, которым предоставлены 22 млн. точек обслуживания и более 1 млн. банкоматов [23, c. 81];
2) Euro Card / MasterCard – консорциум (акционерное общество), состоящий из двух компаний: американской MasterCard и европейской Europay. Данная система насчитывает более 1,7 млрд. пользователей карт в 40 странах мира, 32 млн. точек обслуживания и почти 900 тыс. банкоматов; объединяет почти 25 тыс. финансовых учреждений-участников;
3) American Express – третья по величина компания на рынке пластиковых карт, организованная в форме акционерного общества. В данной системе обращается более 30 млн. платежных карт, принимаемых в 3,5 млн. точках обслуживания. Рыночная специализация этой ЭПС – оказание услуг путешественникам.
Распределение мирового рынка пластиковых карт между основными их эмитентами показано на рис. 3.1 [23, c. 81-82; 52, c. 23].
Рис. 3.1.
Структура мирового рынка пластиковых
карт по эмитентам
Таким образом, три крупнейшие международные ЭПС контролируют 98% мирового рынка пластиковых карт.
На
российском рынке банковских карт доминируют
международные ЭПС (см. рис. 3.2) [40, c. 136].
Рис.
3.2. Структура российского рынка банковских
карт по эмитентам
На долю крупнейших международных ЭПС (Visa International, MasterCard International) приходится более 60% российского рынка банковских карт, отечественные системы («Золотая корона», Сберкарт, Union Card, STB-card) занимают только 28% рынка.
По данным Банка России, в 2010г. в общем количестве платежей, произведенных клиентами банков, на долю платежей с использованием банковских карт пришлось 22,3 %. В то же время в общем объеме платежей в рублях и иностранной валюте платежи с использованием банковских карт составили только 0,5 % [37, c. 10]. Это означает, что в российской платежной системе платежи с использованием банковских карт производятся в большом количестве, но на мелкие суммы, что вполне естественно, так как этот инструмент применяется в розничном секторе платежей.
Российский рынок банковских карт имеет положительную динамику развития. По данным Банка России, по состоянию на 1 января 2011г. количество карт, эмитированных банками, составило 144,4 млн. шт., увеличившись за год на 14,6 %. В 2010г. посредством банковских карт было произведено 3,2 млрд. трансакций на сумму 13,2 трлн. руб., при этом по сравнению с 2009г. количество трансакций выросло на 27,4 %, а общий объем платежей – на 30,9 % [37, c. 11].
Особенностью российского рынка банковских карт является то, что они чаще всего используются для снятия наличных в банкоматах, хотя и наблюдается некоторая тенденция роста операций по оплате товаров и услуг. В 2009г. доля операций по оплате товаров и услуг в общем количестве операций с использованием банковских карт составила 29,1 %, в 2010г. – уже 34,4 %. Удельный вес объема платежей за товары и услуги посредством банковских карт в общем объеме операций, совершенных с их использованием, составил в 2009г. 12,8 %, в 2010г. – 16,0 % [37, c. 11]. В зарубежной практике держатели банковских карт, напротив, отдают предпочтение безналичным операциям.
Еще одна особенность российского рынка банковских карт – преимущественное использование дебетовых карт. В развитых странах Запада до недавнего времени предпочтение безоговорочно отдавалось кредитным картам, однако развитие мирового финансового кризиса изменило ситуацию на рынке. Кредитоспособность населения снизилась не только в развивающихся, но и в развитых странах. В результате этого на протяжении двух последних лет переход с исторически сложившейся кредитной схемы расчетов с использованием банковских карт к дебетовой наблюдается в большинстве государств. Держатели карт все больше предпочитают рассчитывать на личные финансы, отказываясь от использования кредитных карт. Так, по данным западных аналитиков, в 2010г. объем трансакций по дебетовым картам вырос на 8 %, до $1,45 трлн., в то время как аналогичный показатель для кредитных карт сократился на 10 % [36, c. 37].
Таким
образом, общемировая тенденция
развития рынка банковских карт –
увеличение доли дебетовых карт в
общей структуре платежных
3.2. Выявление
перспективных направлений модернизации
услуг в области электронных платежных
систем
Глобальная тенденция, характеризующая в настоящее время развитие платежных систем, - это максимальная унификация стандартов и правил на всех уровнях, а также появление новых услуг на пересечении сфер электронных платежей и телекоммуникаций. Все это ставит серьезные задачи как перед банками, так и перед разработчиками технологических решений для выпуска и обслуживания пластиковых карт. Например, в настоящее время международные платежные системы активно продвигают стандарт EMV для микропроцессорных карт, технологии для мобильной коммерции, услугу перевода средств между держателями карт (P2P-трансакции).
В
соответствии с перманентным развитием
ЭПС технологическая
По
всей видимости, одними из основных направлений
модернизации услуг в области
электронных платежных систем будет
развитие так называемых электронных
денег, которые являются гибким, быстрым
и универсальным средством
Практика показывает, что инновации в сфере ЭПС прежде всего затрагивают сферу розничных платежей, что выражается в существенном расширении предлагаемого перечня электронных услуг с использованием банковских карт. Среди таких услуг можно выделить следующие:
- возможность перевода денежных средств «с карты на карту»;
-
возможность оплаты
-
использование платежных карт
для различных социальных
-
выпуск так называемых «
Эмитируемые кредитными организациями «виртуальные карты» (Visa Virtual, MasterCard Virtual), используемые для оплаты товаров и услуг в глобальной сети Интернет, позволяют делать электронные платежи более безопасными, так как в отличие от классических платежных карт, при использовании «виртуальной карты» у пользователя нет необходимости ввода на сайте, например, данных своей зарплатной или кредитной карты.
В
последнее время появилась
Важнейшим направлением модернизации ЭПС является повышение уровня безопасности. Поскольку Интернет одновременно является и чрезвычайно эффективным коммуникативным средством и средой, вызывающей достаточно большое недоверие у пользователей, безопасность электронных платежей является весьма серьезным критерием успеха конкретной системы и использующего ее электронного бизнеса. Важно, чтобы при любой реализации в системе не оставалось плохо защищенных участков, способных привести к крупномасштабному мошенничеству. Поэтому основными требованиями по безопасности здесь являются:
- исключение возможности списания средств с аккаунта плательщика третьими лицами;
- обеспечение возможности легитимного подтверждения плательщиком перед третьими лицами (например, судом) факта совершения платежа, его получения получателем и назначения данного платежа (например, получения товара надлежащего качества);
- обеспечение возможности легитимного подтверждения получателем перед третьими лицами факта получения платежа и его назначения;
- обеспечение возможности легитимного подтверждения эмитентом факта проведения всех авторизованных транзакций по данному аккаунту действительным владельцем данного аккаунта;
- обеспечение гарантий, что перемещаемая с аккаунта сумма не будет украдена в момент передачи и попадет точно и исключительно по назначению;
- исключение возможностей подделки квитанций эмитента пользователям;
- обеспечение разрешения всех спорных вопросов между эмитентом и пользователями исключительно электронным образом с помощью сообщений с цифровой подписью;
- обеспечение возможности разрешения спорных вопросов между пользователями без участия эмитента; система в целом должна быть устойчива к мошенническим действиям, в том числе - в случае форс-мажорных обстоятельств.
Для развития ЭПС в Российской Федерации чрезвычайно важным вопросом является развитие системы банковских электронных срочных платежей (БЭСП) – системы валовых расчетов в режиме реального времени, реализуемой Банком России.
Таким
образом, в сфере модернизации услуг
в рамках развития ЭПС, по всей видимости,
основными направлениями будут
дальнейшее распространение электронных
денег, форма которых, возможно, будет
стремительно модифицироваться одновременно
с модернизацией соответствующих технических
устройств; расширение услуг с применением
виртуальных платежных карт, а также серьезное
повышение уровня безопасности электронных
платежных систем.
3.3. Формирование
программы совершенствования управления
операций с банковскими картами и ее ожидаемая
результативность
ПВ-Банк (ЗАО) в своей деятельности придерживается классической консервативной банковской позиции – привлечение временно свободных денежных средств населения и их размещение в виде кредитов юридическим лицам, работающим в сфере экономики. Кредитная политика банка не предусматривает возможности кредитования физических лиц, поскольку данные вложения считаются банком наиболее рискованными.
В соответствии с этой кредитной политикой банк очень ограниченно использует возможности ЭПС. ПВ-Банк (ЗАО) и, соответственно, все его филиалы осуществляют выпуск и обслуживание исключительно расчетных (дебетовых) банковских карт. Это, безусловно имеет некоторые негативные последствия для банка, которые, в частности, заключаются в следующем:
Информация о работе Предоставление банком услуг в электронных платежных системах