Предоставление банком услуг в электронных платежных системах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос о сущности денег как экономической категории всегда был дискуссионным, но общепринятым является факт, что они, кроме прочего, выступают как средство обращения и как средство платежа, что считается одними из основных их функций. Развитие денежного обращения привело к возникновению платежных систем, представляющих собой совокупность правил, инструментов, процедур и методов, а также технической инфраструктуры, применяемых для перевода денег, осуществления расчетов и урегулирования долговых обязательств между участниками экономического оборота. Развитие научно-технического прогресса и инновационных IT-технологий привело к возникновению электронных платежных систем (ЭПС), которые позволяют осуществлять платежи и расчеты при помощи средств электронной коммуникации с применением инструментов кодирования информации и ее автоматической обработки.

Содержание

Введение
3
1. Организационно-экономические условия предоставления услуг на
основе электронных платежных систем (ЭПС)

6
1.1.
Цели и задачи банка при организации бизнеса в электронных платежных системах

6
1.2.
Характеристика ЭПС и услуг, реализуемых банком на их основе
11
1.3.
Нормативное регулирование и экономико-правовые проблемы осуществления операций с банковскими картами на современном этапе


29
1.4.
Состояние регионального рынка банковских карт и позиционирование банка на нем

37
2. Анализ эффективности услуг банка на основе ЭПС
44
2.1.
Показатели и критерии оценки эффективности предоставления услуг на основе ЭПС

44
2.2.
Исследование результативности операций коммерческого банка с банковскими картами

50
2.3.
Анализ эффективности дополнительных ресурсов, привлеченных в результате операций с банковскими картами

53
3. Обоснование программы совершенствования управления операциями с
банковскими картами

56
3.1.
Прогнозная оценка состояния рынка банковских карт
56
3.2.
Выявление перспективных направлений модернизации услуг в области электронных платежных систем

59
3.3.
Формирование программы совершенствования управления операций с банковскими картами и ее ожидаемая результативность


62
Заключение
65
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

@БанкКарты.docx

— 152.56 Кб (Скачать файл)

 

       Данные  табл. 1.3 свидетельствуют о том, что  процесс стагнации, наметившийся в 2009-2010 гг. в результате финансового кризиса, в 2011 г. был преодолен. Количество выпущенных банковских карт выросло на 39,2 %, количество операций с применением банковских карт – на 24,2 %, а объем операций – на 26,0 %. Очень существенно выросло количество установленных банкоматов и электронных терминалов, принимающих банковские карты. Таким образом, банковские карты являются одним из наиболее динамично развивающихся в регионе безналичных платежных инструментов.

       Расширение  кредитными организациями спектра  платежных услуг через банкоматы, расширение возможностей дистанционных  сервисов, таких как Mobile-банкинг, привело к увеличению доли платежей за товары (работы, услуги) на 6% до 43% в общем количестве операций с применением банковских карт. Удельный вес объема таких операций вырос до 10% (78,7 млрд. руб.). Средняя сумма одной безналичной операции в торгово-сервисной сети составила 1130 руб., в то время как наличных денег за один раз выдается в среднем 7370 руб. [33].

       Основное  количество банковских карт, эмитированных на территории Тюменской области, составляют карты, выпущенные в рамках «зарплатных проектов». По-прежнему преобладающей функцией банковских карт остается их использование в качестве средства для получения наличных: доля таких операций составила 57% по количеству и 90% по объему [33].

       По состоянию на 1 января 2012 г. количество кредитных карт, эмитированных на территории Тюменской области, составило 245 тыс. шт., что на 45% больше, чем в предшествующем году, при этом активными являлись 55% из них. В течение 2011 г. при помощи таких карт было совершено свыше 3,9 млн. операций (рост за год в 2,5 раза) на общую сумму 14,7 млрд. рублей (в 2,2 раза). Только 35% объема этих операций пришлось на безналичные сделки, остальные 65% операций совершались с целью получения наличных денег, несмотря на то, что с таких операций банками обычно взимается дополнительная комиссия (в размере не менее 3%) [33].

       В течение 2011 г. на территории Тюменской области (включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) имели хождение карты 16 ЭПС. Структура регионального рынка банковских карт по эмитентам показана на рис. 1.4 [33]. 
 

       

Рис. 1.4. Структура рынка банковских карт в Тюменской области 

       По  количеству выпущенных в обращение  карт лидерство традиционно принадлежит  международным платежным системам Visa International (63%) и MasterCard (35%). На протяжении последних нескольких лет прослеживается четкая тенденция вытеснения с регионального рынка карт российских платежных систем – их доля сократилась до 1%.

       Тюменский филиал ПВ-Банк (ЗАО) отработал на рынке банковских карт всего два полных года и занимает ничтожную долю регионального рынка. В соответствии с политикой головного банка Тюменский филиал производит для своих клиентов выпуск пластиковых карт ЭПС MasterCard (MasterCard Standard и MasterCard Gold), Cirrus/Maestro и банковской карты таможенной платежной системы «Зеленый коридор». В 2010г. количество операций с применением банковских карт составило 887 шт., в 2011г. – 2460 шт. (увеличение в 2,8 раза), объем операций в 2010г. составил 4466 тыс. руб., в 2011г. – 11551 тыс. руб. (рост в 2,6 раза). Динамика количества и объема операций по видам банковских карт в 2010-2011гг. показана в табл. 1.4. 

       Таблица 1.4

Динамика  количества и объема операций с банковскими  картами по Тюменскому филиалу ПВ-Банк (ЗАО) в 2010-2011гг.

Наименование  карты Показатель  2010 2011 Темп роста, %
Cirrus/Maestro Количество  операций, шт. 89 271 в 3 раза
Объем операций, тыс. руб. 254 693 в 2,7 раза
MasterCard Standard Количество  операций, шт. 593 1574 в 2,7 раза
Объем операций, тыс. руб. 1931 4389 в 2,3 раза
MasterCard Gold Количество  операций, шт. 144 418 в 2,9 раза
Объем операций, тыс. руб. 576 1733 в 3 раза
«Зеленый  коридор» Количество  операций, шт. 61 197 в 3,2 раза
Объем операций, тыс. руб. 1705 4736 в 2,8 раза

 

       В 2010г. филиал находился еще в стадии становления, поэтому количество и  объем операций с банковскими  картами были очень незначительными. В 2011г. произошел существенный рост операций. На рис. 1.5 показана структура  операций с банковскими картами  по количеству произведенных в 2011г. операций. 
 

       

Рис. 1.5. Структура количества операций с  банковскими картами по Тюменскому филиалу ПВ-Банк (ЗАО) в 2011г. 

       Наибольшая  часть операций совершается с  эмитированными банком картами MasterCard Standard (64 %), меньше всего операций производится с таможенными картами «Зеленый коридор» (8 %). Иная картина получается, если рассмотреть структуру операций по их стоимостному объему (см. рис. 1.6). 

       

Рис. 1.6. Структура объема операций с банковскими  картами по Тюменскому филиалу ПВ-Банк (ЗАО) в 2011г., тыс. руб., % 

       Наибольший  объем операций совершается с  банковскими таможенными картами  «Зеленый коридор» (4736 тыс. руб., или 41 % от всего объема операций), хотя количество операций с этими таможенными  картами очень незначительно. Такое  положение вещей является естественным, поскольку таможенные платежи осуществляются небольшим числом клиентов, но. Как правило, на крупные суммы. Розничные же банковские услуги с применением MasterCard и Cirrus/Maestro предоставляются большему числу клиентов, но на более мелкие суммы.

       В целом присутствие Тюменского филиала  ПВ-Банк (ЗАО) на региональном рынке банковских карт является очень незначительным ввиду небольших размеров филиала.

2. АНАЛИЗ  ЭФФЕКТИВНОСТИ УСЛУГ БАНКА НА ОСНОВЕ ЭПС 

2.1. Показатели  и критерии оценки эффективности  предоставления услуг 

на основе ЭПС 

       В самом общем смысле эффективность работы коммерческого банка определяется рентабельностью проводимых им операций и его способностью максимизировать прибыль при соблюдении необходимого уровня рисков.

       Прибыль является одним из важнейших оценочных  показателей деятельности банка, однако она не всегда может дать объективную  информацию об уровне его эффективности, о способности размещенных или  инвестированных им ресурсов приносить  эту прибыль. Показатели рентабельности, представляющие собой результаты соотношений  прибыли и средств ее получения, значительно в большей степени  характеризуют эффективность деятельности коммерческого банка – производительность или отдачу его финансовых ресурсов. Общая схема анализа рентабельности коммерческого банка представлена на рис. 2.1.

 

Рис. 2.1. Общая схема анализа показателей рентабельности банка

       Эффективность услуг банка на основе ЭПС, как одного из видов банковских продуктов, является составной частью общей эффективности банковской деятельности.

       В общем случае рентабельность банковских продуктов и услуг (R), в том числе услуг, оказываемых на основе ЭПС, определяется соотношением прибыли или дохода к затратам банка по соответствующему банковскому продукту: 

               прибыль по i–му продукту

       R1 = ─────────────────   ;                                                (2.1)                        

                    затраты по i–му продукту 

                   доход по i–му продукту

       R2 = ─────────────────                                                    (2.2)                        

                      затраты по i–му продукту 

       Основным  видом банковского продукта на базе ЭПС являются услуги, связанные с  выпуском и обслуживанием банковских карт. Рентабельность банковских программ по выпуску и обслуживанию банковских пластиковых карт складывается из различных составляющих доходов и расходов. Доходы, получаемые банком от реализации программ, связанных с банковскими картами, формируются по следующим основным направлениям:

       1) комиссионные доходы по операциям  с банковскими картами;

       2) процентные доходы по кредитным  операциям на основе выпуска  кредитных карт;

       3) процентные доходы, получаемые от размещения средств, привлеченных в результате выпуска дебетовых карт.

       Эффективность операций по каждому из этих направлений  считается различным образом.

       Комиссионные  доходы по операциям с банковскими  картами складываются из следующих  источников:

       - комиссия за оформление (переоформление) основной (дополнительной) карты;

       - комиссия за выдачу наличных денежных средств через банкоматы и пункты выдачи наличных;

       - комиссия за проведение безналичных расчетов по оплате товаров (работ, услуг) с использованием карты;

       - комиссия за проведение платежей с карты клиента в банкоматах;

       - комиссия за переоформление основной (дополнительной) карты в связи с утратой, повреждением, размагничиванием магнитной полосы ранее оформленной карты, изменением личных данных, нанесенных на карту, утратой ПИН-кода;

       - комиссия за зачисление денежных средств, поступивших безналичным путем на карточный счет;

       - комиссия за перечисление денежных средств с карточного счета по поручению клиента;

       - комиссия за подключение услуги СМС-информирования и абонентская плата за СМС-информирование об операциях по карте;

       - штрафы и пени за нарушение  правил операций по карте и  т.д.

       Кроме этого, банк-эквайрер получает доход от эквайринга в виде  скидки в пользу эквайера (скидка продавца, торговая скидка, дисконт), которая представляет собой долю от суммы сделок по банковским картам, взимаемой с предприятия торговли или сервиса за то, что эквайер возмещает ему стоимость сделок. Скидка рассчитывается произведением среднего процента скидки на денежный объем реализации по банковским пластиковым картам.

       Банк  может получать также прочие доходы, которые образуются преимущественно от продаж или сдачи в аренду таких устройств, как платежные терминалы.

       Для определения эффективности операций с банковскими картами необходимо соотнести сумму комиссионных и  прочих доходов от этих операций с затратами на выпуск и обслуживание банковских карт, которые могут включать в себя:

       - операционные расходы, связанные  с выпуском и обслуживанием  карт (плата за изготовление карт; комиссионные сборы за услуги по переводам денежных средств, включая услуги платежных и расчетных систем; затраты на содержание штата; расходы на обслуживание банкоматов и платежных терминалов; отчисления процессинговым и телекоммуникационным компаниям и т.д.);

       - затраты на непосредственное обслуживании клиентов;

       -   возмещение банка-эквайрера эмитенту (процент от суммы сделок (объема реализации), который банк-эквайрер обязан выплачивать банку-эмитенту);

       - компенсация инвестиций - отчисления, обеспечивающие возмещение средств, вложенных в развитие проекта по банковским пластиковым карточкам;

       - маркетинговые расходы и т.д.

Информация о работе Предоставление банком услуг в электронных платежных системах