Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 00:06, курсовая работа
Пластиковая карточка в мире уже давно превратилась в важнейший инструмент не только банковской системы, но и повседневной жизни. "Пластиковые деньги" или "пластиковые карточки" - широкое понятие, включающее в себя кредитные, расчетные, депозитные и многие другие карточки. Помимо вышеперечисленных, пластиковые карточки используются в качестве визиток, клубных карточек, клиентских карточек постоянных покупателей.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Понятие и виды пластиковых карт и их место в платёжной системе страны……………………………………………………………………………...4
2. История развития пластиковых карт и платёжных систем 17
3. Состояние рынка пластиковых карт в России 28
4. Проблемы и перспективы развития рынка пластиковых карт 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Однако, символической точкой отсчёта в мировой истории пластиковых карт принято считать встречу внука основателя одного из крупнейших американских универмагов Альфреда Блумингдейла, главы небольшой финансовой компании Hamilton Credit Corporation Фрэнка Макнамары и юриста этой компании Ральфа Шнайдера, которая случилась в 1949 году в одном из ресторанов Манхэттена (Нью-Йорк). В результате этой дружеской беседы за столом и появилась на свет карта Diners Club – первая массовая платёжная карта в мире, как считают многие исследователи.
По одной версии это был опыт некоего американца, позволявшего знакомым за определенный процент пользоваться его счетом в банке для оплаты покупок, по другой – опыт японских предприятий, которые после окончания Второй мировой войны, когда Япония оказалась в кризисной ситуации, выдавали сотрудникам сначала «расписки», по которым люди могли получить в определенных магазинах и столовых товары и продукты в счет будущей зарплаты, а потом вместо расписок ставшие выдавать картонные карты8. Вполне возможно, что на самом деле процесс открытия платежных карт как любого другого открытия протекал одновременно и независимо как в США, так и в Японии, а возможно и еще в какой-либо стране, как это часто бывает в мировой истории. Так или иначе, но именно карта Diners Club (DC) стала первой массовой платежной картой.
Первоначально карточки DC предназначались для расчетов за обеды (что и следует из названия карты), причем расчеты эти производились в кредит, но очень быстро карточка стала универсальной, то есть предназначенной для расчетов за товары и для получения наличных. Таким образом, первая карта, получившая широкое распространение, была платежной, кредитной и небанковской, к тому же первая платежная карточка была еще и не пластиковой, а картонной9.
Вслед за DC на
массовый американский рынок успешно
вышла компания American Express, а затем
и многие американские банки со своими
локальными карточными продуктами (в
том числе два крупнейших на тот
момент банка США - Bank of America и Chase Manhattan
Bank). В итоге целого ряда достаточно
сложных процессов слияний
Современная
история появления пластиковых
карт в России не содержит такого живописного,
запоминающего эпизода с
Первой платёжной
картой, появившейся в России (тогда
ещё – в Советском Союзе), видимо,
следует считать карту
В 1993 году в России были созданы такие платёжные системы на картах, как STB Card (расчётный банк – «Столичный») и Union Сard (расчётный банк – Автобанк), которые быстро стали лидерами рынка пластиковых карт и долгое время таковыми оставались. Обе платёжные системы активно завоёвывали рынок, заключая с банками договоры на выпуск своих карт один за другим. В результате по состоянию на 1998 год банками – участниками Union Сard стали около 180 банков, за сотню переваливало количество участников STB Card. Причём в некотором смысле российский рынок был поделён - Union Сard имела преобладание в регионах, STB Card – в Москве.
Следует отметить,
что карты этих двух платёжных
систем (да и большинство других,
в том числе международных) в
то время были с магнитной полосой.
Перспектив массового выпуска карт
с микросхемой (чиповых карт) международными
платёжными системами, а тем более
– выработка ими единого
Остановимся на некоторых исторических аспектах развития карточного бизнеса российских банков.
Итак, первые
пластиковые карты появились
в России в начале 90-х годов
прошлого века и были по сути своей
банковскими платёжными инструментами.
К тому времени банковские пластиковые
карты уже были широко распространены
на Западе, но для России это было
новшество (как, впрочем, и сами коммерческие
банки). Для рядового советского человека,
привыкшего расплачиваться за товары
исключительно наличными
Психологические мотивы были очень важны на начальном этапе появления пластиковых карт в России, поскольку объективных предпосылок для их массового распространения не было. Даже в крупных городах отсутствовала развитая инфраструктура приёма и обслуживания карт. Магазинов, принимающих карты к оплате, было немного, в основном это были крупные супермаркеты, рассчитанные на обслуживание определённого, очень узкого контингента состоятельных клиентов. Банкоматы были большой редкостью – они только начали появляться на крупных предприятиях в рамках зарплатных проектов, в некоторых отделениях банков. При этом отсутствовала единая банкоматная сеть приёма карт (в первую очередь это относилось к так называемым локальным картам).
Отсутствовала и такая важная предпосылка, как определённый уровень культуры пользования пластиковыми картами для безналичных расчётов, у клиентов – держателей карт не было навыка расплачиваться за покупки с использованием карты. Так, вполне распространённой была ситуация, когда держатель зарплатной карты обналичивал через банкомат зачисленную на неё зарплату, а потом шёл в магазин, где была возможность оплатить покупки картой, и расплачивался наличными.
Но не только «карточная культура» клиентов была низкой – культура организации пластикового бизнеса в самих банках тоже была невысокой. Клиент, пришедший получить карту, частенько вместо чётких, отлаженных действий сотрудника банка мог наблюдать за стойкой паническую суету операционистки, которую недавно перевели из бухгалтерии на обслуживание карт. Из одной папки ей нужно было достать бланк заявления на выпуск карты, из другой – бланк договора на её выпуск и обслуживание, из третьей – бланк поручения на зачисление на карту рублёвой зарплаты, из четвёртой – заявление на конвертацию рублёвых денежных средств в валюту (если карты была валютной) и так далее. Все эти бумаги клиенту нужно было заполнить самостоятельно и без ошибок. В магазине, принимающем карты к оплате, клиента тоже порой ждали неприятности. Например, из-за помех на телефонной линии могла отсутствовать связь POS-терминала с центром авторизации, так что разрешение на совершение платежа получить было невозможно по технических причинам (хотя деньги на карточном счёте были). Или другая вполне распространённая ситуация – кассир, который принимал у клиента карту для оплаты товара, элементарно не умел обращаться с POS-терминалом или импринтером, в результате минутная операция оплаты с помощью карты могла отнять у всех вольных и невольных участников процедуры – держателя карты, кассира, других покупателей, стоящих в очереди к кассе, неопределённое количество времени.
Несмотря
на все перечисленные сложности,
банковские платёжные карты получали
в России всё большее распространение.
Российские банки нашли простой
и правильный путь к их массовому
распространению – так
Карты, выданные в рамках зарплатных проектов, конечно, в основном использовались для обналичивания и первые годы мало способствовали расширению сферы безналичных расчётов. Тем не менее сам факт, что на руках у населения находилось всё больше банковских карт, оказывал определённое давление на рынок, способствовал расширению сети обслуживающих карты магазинов, ресторанов, пунктов выдачи наличных.
Большие возможности для реализации многофункциональных зарплатных проектов давали карты с микропроцессором, которые в середине 90-х годов XX века получили в России широкое распространение. С помощью чиповых карт на крупном предприятии уже в середине 90-х годов возможно было реализовать локальные платёжные системы. И такие локальные платёжные системы действительно были созданы на промышленных предприятиях, особенно на Урале, в Сибири и других крупных промышленных регионах России. Работники предприятий с помощью таких карт могли не только получать зарплату в банкоматах, но и безналичным способом рассчитываться за обеды в заводских столовых, за коммунальные услуги и даже в магазинах за товары повседневного быта – когда речь шла о крупном градообразующем предприятии, торговые терминалы часто устанавливались и в магазинах города. Такая возможность безналичного начисления зарплаты и последующих безналичных расчётов за потребительские товары была очень востребована в России середины 90-х годов, поскольку обычным явлением в регионах был острый дефицит наличности. Многие крупные предприятия даже были вынуждены пойти на экстраординарные меры – выпуск денежных суррогатов, которые в обиходе назывались «фантиками». Вот этими «фантиками» люди получали зарплату, ими рассчитывались в столовых предприятии за обеды и даже в магазинах за товары. В этой кризисной ситуации, которая по степени «кризисности» была вполне сравнима с послевоенной, будь то в России, Японии или Германии, карты с чипом оказались как нельзя кстати – они помогли вытеснить денежные суррогаты, расширив сферу безналичных расчётов.
Другим важным клиентским сегментом – потенциальными держателями карт в новейшей истории России стали, конечно же, туристы. После того как бывшие граждане Советского Союза получили возможность выезжать за границу, без особых проблем оформив паспорт в ближайшем ОВИРе12, миллионы россиян воспользовались этой возможностью. Естественно, что в этом клиентском сегменте возник спрос на карты международных платёжных систем. Туристы быстро оценили удобства пользования международной картой – возможность снять наличные в валюте страны пребывания (причём часто по лучшему обменному курсу, чем менять наличные доллары, к примеру), удобство и скидки при расчётах за прокат автомобилей и так далее.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития рынка пластиковых карт