Проблемы и перспективы развития рынка пластиковых карт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 00:06, курсовая работа

Краткое описание

Пластиковая карточка в мире уже давно превратилась в важнейший инструмент не только банковской системы, но и повседневной жизни. "Пластиковые деньги" или "пластиковые карточки" - широкое понятие, включающее в себя кредитные, расчетные, депозитные и многие другие карточки. Помимо вышеперечисленных, пластиковые карточки используются в качестве визиток, клубных карточек, клиентских карточек постоянных покупателей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Понятие и виды пластиковых карт и их место в платёжной системе страны……………………………………………………………………………...4
2. История развития пластиковых карт и платёжных систем 17
3. Состояние рынка пластиковых карт в России 28
4. Проблемы и перспективы развития рынка пластиковых карт 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Вложенные файлы: 1 файл

8 ВАР.docx

— 108.65 Кб (Скачать файл)

На начальном  этапе российские банки выдавали карты международных платёжных  систем с большой осмотрительностью  и на достаточно жёстких условиях. В середине 90-х годов в тарифах  по выдаче и обслуживанию пластиковой  карты международной платёжной  системы любого банка обязательно  присутствовала такая позиция, как  «страховой депозит» или «гарантийное покрытие». Страховой депозит –  это сумма, размещаемая на отдельном  счёте клиента (её размер зависит  от платёжного лимита по карте), которая  недоступна клиенту для расчётов с использованием выданной ему карты  и возвращается клиенту только в  случае закрытия карточного счёта. Предполагается, что страховой депозит в определённой степени гарантирует банк от овердрафта по специальному карточному счёту. Фактически же это были дополнительно привлекаемые банком денежные средства клиента, причём приличного размера и к тому же размещаемые в банке под пониженный процент (под предлогом, что это специальный депозит – страховой). Достаточно высокой (2-3%) была на начальной стадии и комиссия за обезналичивание по карте (снятие наличных в чужих банкоматах «каралось» ещё большей комиссией.

Очень скоро  российские банки – полноправные члены международных платёжных  систем открыли для себя новый  бизнес – распространение своих  карт через банки-агенты. При распространении  карт по агентской схеме банк-агент, заключив специальный договор с  банком-эмитентом, получал право  распространять среди своих клиентов карты этого банка. Здесь следует  подчеркнуть, что с точки зрения международных платёжных систем российский банк-агент не был эмитентом карт, поскольку не имел никаких договоров с платёжными системами, не являлся их членом. Более того, платёжные системы могли не подозревать о его существовании, поскольку с их точки зрения все выпущенные банком-агентом карты являлись картами банка-эмитента. Что касается позиции Центрального банка РФ, тут ситуация была несколько иная. В соответствии с нормативным документом Банка России13 банк-агент считался эмитентом карт, если в банке-агенте открывались и велись карточные счета клиентов. Поскольку некоторые банки – полноправные члены международных систем предоставляли своим агентам такую возможность, а некоторые – нет, то именно в соответствии с этим критерием Банк России и определял, являлся банк-агент эмитентом или нет.

Перед клиентами  банки-агенты, как правило, не афишировали свою посредническую роль. Клиентам всегда объявлялось, что банк эмитирует международные карты, даже если на самом деле банк-агент всего лишь принимал наличные от клиентов и перечислял их в банк-эмитент на специальные карточные счета. В любом случае – велись карточные счета у агента или у эмитента – все расчёты между банками по операциям с выданными картами производились через корреспондентские счета, открытые в банке-эмитенте (таких счетов могло быть несколько – расчётный рублёвый, расчётный валютный, специальный корсчёт со страховым депозитом).

В процессе развития агентского бизнеса некоторые  банки пошли на создание специальных  партнёрских программ (например, программа  «Альянс» Мост-Банка). В этом случае банки-агенты получили возможность  выпускать карты нейтрального дизайна, содержащего наименование программы, и с указанием названия банка-агента.

На определённом этапе бурное развитие агентских  схем в России стало вызывать беспокойство у Visa International. Данная платёжная система стала вести планомерную целенаправленную работу по выявлению таких неофициальных «эмитентов» и приданию им официального статуса в рамках своей платёжной системы. Связано это было с двумя важными факторами. Во-первых, законное беспокойство у Visa вызывал рост числа неофициальных участников платёжной системы, которые активно пользовались престижным международным брэндом и фактически ничего не платили за это. И во-вторых, что тоже было существенно, этот рост «банков-неплательщиков» привёл к реальному снижению уровня сервиса держателей карт. И вот примерно со второй половины 90-х годов у банков-эмитентов появились программы, позволявшие банкам-агентам вступать в международные платёжные системы на правах ассоциированных членов при спонсорстве полноправных членов. Агентские же схемы (по крайней мере по линии Visa Int) фактически сошли на нет.

В итоге к 2005 году более чем десятилетнего развития карточного бизнеса в российских банках, во-первых, существенно снизились тарифы на получение и обслуживание всех видов карт (показателен хотя бы пример с картами класса Electron – в рамках зарплатных проектов, да и не только, они давно уже выдаются бесплатно). Во-вторых, расширился продуктовый ряд (в этом ряду появились и заняли прочное место полноценные кредитные карты – «кредитки» - в некотором роде заветная мечта советского обывателя). В-третьих, расширилась сфера применения карт – банки стали выпускать карты в рамках так называемых кобрэндинговых или совместных с небанковскими компаниями программ – сетями торговых магазинов, авиакомпаниями, ресторанами. И в четвёртых, сам карточный бизнес в российских банках по уровню своей организации стал более унифицированным, эффективным и дружественным по отношению к держателю карты и даже к «клиентам с улицы». Так, бурное развитие потребительского кредитования в период с 2000-2004 годах привело к тому, что во многих крупных магазинах банки стали размещать небольшие офисы, в которых покупателям магазина кредитная карта оформляется и выдаётся в течение 15-20 минут.

Состояние карточного бизнеса в России за последние  годы более подробно будет рассмотрено  в следующей главе.

3. Состояние рынка  пластиковых карт в России

О масштабах  рынка банковских карт свидетельствует, прежде всего, международная статистика. По данным Комитета по платёжным и расчётным системам Банка международных расчётов составим диаграмму, которая наглядно показывает  динамику количества пластиковых карт в РФ и динамику количества транзакций, совершаемых по одной карте. Они демонстрируют общую тенденцию поведения держателей банковских карт и позволяют сделать выводы относительно особенностей влияния социально-экономической среды на развитие рассматриваемого платёжного инструмента.

Рис.3.1 Количество пластиковых карт в России (млн. шт.) и количество транзакций по одной ПК (шт/год)

 

Анализируя рынок пластиковых  карт в РФ, необходимо отметить, что  происходит постоянный рост количества пластиковых карт, выпущенных в России и количества транзакций, совершаемых по ним.

Убедительный рост объемов эмиссии и развития инфраструктуры обслуживания, появление новых продуктов и решений на рынке позволяют надеяться, что при условии благоприятной макроэкономической среды рынок продолжит успешное развитие в ближайшие годы.

Объёмы рынка  банковских карт продолжают умеренно расти, о чём свидетельствуют  показатели темпов роста. Динамика количества пластиковых карт представлена в  таблице 3.114.

Таблица 3.1

Количество  ПК в России за 2005-2013гг.

Год

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Кол-во ПК (млн.шт.)

54,61

74,58

103,04

118,63

123,99

142,31

167,6

209,4

210,8

Темп роста

155,85

136,57

138,16

115,13

104,52

114,78

117,78

124,94

100,7


Анализируя  временной ряд можно сделать  следующие выводы: темп роста то возрастает, то падает, особенно резкое падение наблюдается в 2008 году, что  связано с кризисом.

 

Так, только у одного лидера рейтинга «Сбербанка»  количество пластиковых карт в обращении выросло почти на 17% и по состоянию на 1 января  2013 года превысило отметку в 82 млн. штук, по сравнению с 68 млн. штук на  января 2012 года (Приложение 1).

По данным Банка России, количество банковских карт, эмитированных российскими кредитными организациями, в 2012 г. возросло на 19,7% до рекордных 239,545 млн. шт. на 1 января 2013 г. Структура пластиковых карт по типам карт сложилась следующим образом (по данным на 1 января 2013 г.): расчетные карты – 169,010 млн. шт. (70,6%), из них расчетные карты с «овердрафтом» – 31,788 млн. шт. (13,3%); кредитные карты – 22,483 млн. шт. (9,4%) и предоплаченные карты – 48,052 млн. шт. (20,1%).

На  рисунке 3.2 представлена динамика количества пластиковых карт, эмитированных российскими банками, в 2008-2013 гг.

 

Рисунок 3.2. Динамика количества банковских карт, эмитированных кредитными организациями России, в 2008-2013 гг., тыс. ед.

По данным Центрального банка  России, объем операций, совершенных  с использованием платежных карт эмитентов-резидентов и нерезидентов, в 2012 г. увеличился по сравнению с 2011 г. на 32,5% до рекордных 21,284 трлн. руб. В  том числе объем операций по снятию наличных денежных средств возрос на 28,3% до 18,018 трлн. руб., объем безналичных  операций по оплате товаров и услуг – на 61,9% до 3,266 трлн. руб. Как следствие, удельный вес безналичных операций в структуре операций с пластиковыми картами повысился с 12,6% в 2011 г. до 16,5% в 2012 г.

При этом количество операций, совершенных с использованием банковских карт, в 2012 г. увеличилось на 38,6% до рекордных 5,602 млрд. ед., в том числе количество операций по снятию наличных денежных средств – на 16,3% до 2,844 млрд. ед., количество безналичных операций по оплате товаров и услуг – на 72,8% до 2,758 млрд. ед. Доля безналичных  операций в количестве операций с  банковскими картами возросла в 2012 г. до 52,2% против 39,5% в 2011 г.

 

Таблица 3.2

Рейтинг банков по количеству «активных» пластиковых  карт в обращении на 1 июля 2013 года15

Банк

Количество пластиковых карт в обращении (шт.)

Изменение (шт.)

1

Сбербанк

58 262 731

10 470 243

2

ВТБ 24

12 019 072

1 680 393

3

Уралсиб

5 360 071

-1 025 500

4

Росбанк

2 625 578

-778 949

5

СКБ-банк

2 146 911

786 622

6

Транскредитбанк

1 959 828

-80 528

7

Кредит Европа Банк

1 738 474

221 929

8

Москомприватбанк

1 623 413

188 600

9

Райффайзенбанк

1 504 314

258 553

10

Промсвязьбанк

1 430 312

211 427


 

Так, крупнейшим банком по количеству активных пластиковых карт в обращении  на 1 июля 2013 года вновь стал «Сбербанк». По данным его анкеты, клиенты этого  крупнейшего банка России имеют на руках 58.2 миллиона пластиковых карт. Ровно год назад, то есть по состоянию на 1 июля 2012 года, у клиентов было почти 47.8 миллионов карт. Рост за год составил 21.9%, или чуть менее 10.5 млн шт.

По количеству активных пластиковых  карт «Сбербанк» действительно недосягаемый лидер. И, судя по всему, этот статус-кво  в ближайшие годы вряд ли будет  нарушен. Банк сейчас активно распространяет среди своих многочисленных клиентов пластиковые карты - как расчетные, так и кредитные. При этом у  «Сбера» есть весомый аргумент - наличные платежи граждан, совершать  которые гораздо проще, имея на руках  «пластик». Банально, не нужно стоять в очереди, чтобы провести платеж через кассу. Отрыв «Сбербанка»  от своего ближайшего конкурента составляет 46.2 миллиона карт. Иными словами, у  «ВТБ 24», который находится на второй строчке, их в 5 раз меньше - 12 с не большим миллионов штук. Впрочем, и это довольно много. За год «ВТБ 24» также нарастил количество активных пластиковых карт в обращении. В  процентном соотношении рост составил 16.3%.

Замыкает тройку лидеров «Уралсиб». Согласно анкете этого участника  рейтинга (которая есть в распоряжение агентства), на 1 июля 2013 года активных пластиковых карт у него почти 5.4 млн шт., что, впрочем, меньше, чем  было в обращении ровно год  назад, а именно на 16%.

В целом, из десятки лидеров, снижение объема карт в обращении наблюдается  у трех банков. Помимо «Уралсиба», в  этот список вошли «Росбанк» и  «ТрансКредитБанк».

 Что касается рейтинга банков по количеству выпущенных карт за I полугодие, а в этот выпуск, согласно методике, могли войти не только активные карты, то тут в десятке лидеров практически все те же участники. Но есть и небольшие исключения.

Например, по общему объему активных карт в обращении на 1 июля 2013 года «Банк Москвы» занимает 14 место, а в рейтинге по количеству выпущенных он в тройке лидеров, как раз на третьем месте. По данным его анкеты, которая поступила в агентство  с небольшой задержкой, банк выпустил за первые шесть месяцев 2013 года чуть более 1 миллиона пластиковых карт, и это при том что 1.1 млн карт у него всего в обращении на 1 июля 2013 года. Какое количество из этого внушительного выпуска  будет в итоге активно, покажет  время. Тем более что большинство (порядка 92%) - это как раз новые  карты, количеством перевыпущенных банк похвастаться не может - их всего 84 тысячи.

Первое же место в этом рейтинге также занимает «Сбербанк», выпустивший  с начала года порядка 22.8 млн пластиковых  карт. Более половины, а это около 66.1%, - новые, оставшаяся часть – перевыпущенные старые.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития рынка пластиковых карт