Пути развития и совершенствования комиссионно-посреднеческих операций банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

Основная задача российских банков – это качественное клиентское обслуживание. Завоевание клиентской базы в настоящее банки связывают с внедрением и развитием новых современных услуг и банковских продуктов, в частности онлайнового обслуживания. Вместе с тем, необходимо отметить, что в условиях России новые технологии не противоречат развитию региональной и розничной сети, а, наоборот, позволяют более гармонично их развивать. Значение активизации роли банков, обслуживающих население, состоит в том, чтобы при наименьших затратах содействовать максимальному эффекту, наиболее полному удовлетворению потребностей клиентов в банковском обслуживании, улучшению качества банковского обслуживания частных лиц, расширению спектра банковских услуг и снижению их себестоимости.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

5
1.
Понятие комиссионно-посреднеческих операций банка

7
1.1.
Состав и управленческая структура коммерческих банков

7
1.2.
Перечень банковских и финансовых операций

12
1.3.
Понятия, особенности и классификация банковских услуг

19
1.4.
Технология осуществления и учета расчетно-кассовых операций

22
2.
Анализ лизинговых и факторинговых операций банка

26
2.1.
Анализ лизинговых операции ООО «Лана-Стиль»

26
2.2.
Рекомендации по повышению эффективности лизинговых операций

30
2.3.
Рентабельность факторинговых операций банка

32
3.
Пути развития и совершенствования комиссионно-посреднеческих операций банка

35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

38

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая дкб комис-поср операции банка.docx

— 161.71 Кб (Скачать файл)

Пассивные операции — операции по мобилизации средств, а именно: привлечение кредитов, вкладов (депозитных, сберегательных), получение кредитов от других банков, эмиссия собственных ценных бумаг. Средства, получаемые в результате пассивных операций, являются основой непосредственной банковской деятельности. Активные операции — операции по размещению средств. В результате активных операций банки получают дебетовые проценты, которые должны быть выше кредитовых процентов, выплачиваемых банком по пассивным операциям. Разница между дебетовыми и кредитовыми процентами (маржа) — одна из важнейших традиционных статей дохода банка (банковская прибыль формируется и за счет комиссионных сборов за банковские услуги).

Основные пассивные операции коммерческого банка — депозитные.

Депозитные операции — это срочные и бессрочные вложения клиентов банка. Средства, хранящиеся на счетах до востребования (бессрочные вклады), предназначаются для осуществления текущих платежей — наличными или через банк при помощи чеков, кредитных карточек или аккредитивов. Другой вид депозитных вкладов — срочные вклады (с определенными сроками погашения). По этим вкладам обычно выплачиваются более высокие проценты, зависящие от срока вклада, поскольку банки могут более длительное время распоряжаться средствами вкладчика и имеют возможность реинвестировать их. Чаще всего на срочные счета помещаются средства целевого назначения, например суммы, предназначенные предпринимателем для покупки оборудования через 6 месяцев.

К пассивным операциям  относятся и различные сберегательные операции. Сберегательные депозиты служат для накопления средств клиента, о чем клиенту выдается свидетельство (сберегательная книжка).

К пассивным операциям  коммерческого банка можно отнести:

  • создание и увеличение собственного капитала за счет отчислений от прибыли;
  • эмиссию ценных бумаг и их размещение на открытом рынке;
  • депозитные операции;
  • межбанковские займы на внутреннем и внешнем рынке (рис. 74).

Среди депозитных операций выделяют следующие группы:

  • депозиты до востребования;
  • срочные и сберегательные депозиты.

Рис. 1. Привлеченные средства коммерческого банка.

Активные операции коммерческого банка - это операции по размещению привлеченных и собственных средств коммерческого банка в целях получения дохода и создания условий для проведения банковских операций.

Активные операции коммерческого банка - это прежде всего кредитные операции, инвестиционные операции, операции по формированию имущества банка, расчетно-кассовые операции, комиссионно- посреднические (факторинг, лизинг, и пр.) Все кредитные операции можно сгруппировать следующим образом (рис. 2):

Рис. 2. Классификация кредитных  операций

 

Активные операции банков — это операции по выдаче (размещению) различного рода кредитов. Наиболее часто встречающимся видом кредита, выдаваемого банками, является краткосрочная ссуда экономическим агентам, обычно для финансирования покупки товарно-материальных ценностей. Эта ссуда может выдаваться под реальное обеспечение или без него, но в любом случае для ее получения необходимо наличие отчетных финансовых документов, характеризующих финансовое положение заемщика, с тем чтобы банк мог в любой момент оценить вероятность своевременного погашения ссуды.

К третьей группе операций коммерческих банков относятся комиссионные, т.е. выполнение отдельных поручений клиентов за определенное вознаграждение - комиссию. К комиссионным операциям относятся посреднические (перевод, инкассо и аккредитив), акцептно-гарантийные, доверительные и некоторые другие.

Финансовые операции на каждом предприятии  различны, это связанно с организационно-правовой формой предприятия и направлением основной деятельности предприятия.

К примеру, банки, занимаются финансовыми  операциями в силу своей специфики. Так как это финансовые учреждения, то большинство операций связанны с  предоставлением кредитов (кредитованием), так же банки занимаются и другими  операциями, связанные непосредственно  с деньгами.

Предприятия, связанные с лизингом в качестве основной деятельности, занимаются предоставлением не денег  в качестве элемента получения дохода, а различных материальных объектов, в основном оборудования. Существуют так же фирмы, которые в качестве основной деятельности занимаются сделками, связанными с долговыми обязательствами. Эти предприятия в качестве элемента получения доходы используют долговые обязательства других предприятий  и учреждений.

Помимо основной деятельности связанной  непосредственно с финансовыми  операциями, все предприятия участвуют  в денежных отношениях. Предприятия  производственной сферы и сферы  услуг пользуются услугами банков с  обслуживанием операций по счетам, используют услуги лизинга со стороны  соответствующих организаций и  т.п.1

Основные финансовые операции.

Лизинг - это предоставление права на пользование движимым или недвижимым имуществом путем передачи его во владение на определенный срок или неопределенное время за периодически выплачиваемую компенсацию.

Лизинг представляет собой, как  правило, трехсторонний комплекс отношений, в которых лизинговая компания по просьбе и указанию пользователя приобретает у изготовителя оборудование, которое затем сдает ему во временное пользование.

Факторинг - переуступка факторинговой компании неоплаченных долговых требований (счетов-фактур и векселей), возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг на условиях коммерческого кредита, в сочетании с элементами бухгалтерского, информационного, сбытового, страхового, юридического и другого

Факторинговые операции также не производятся по долговым обязательствам физических лиц, филиалов или отделений предприятия. Подобные ограничения обусловлены  тем, что в указанных случаях  факторинговой компании достаточно трудно оценить кредитный риск или  невыгодно брать на себя повышенный объем работ, а также дополнительный риск, возникающий при переуступке  таких требований, оплата которых  может быть не произведена в срок по причине невыполнения поставщиком  каких-либо своих договорных обязательств.2

Кредитные операции. Основными каналами размещения привлеченных средств служат кредитные, или учетно-ссудные операции и операции с ценными бумагами, или фондовые операции.

Кредитные операции коммерческих банков играют важную роль в рыночной экономике. Из всех развитых стран только в  Японии развито межфирменное кредитование в форме рассрочки платежа. В  западноевропейских странах (за исключением, пожалуй, Франции, Финляндии, Италии), в  США и Канаде внутренние межфирменные расчеты осуществляются преимущественно  в наличной форме, без предоставления рассрочки платежа. Кредиты являются не только важнейшим видом активных операций, но обеспечивают и подавляющую  массу текущих доходов банков, особенно в условиях высоких процентных ставок.

Валютные операции. Покупка и продажа иностранных валют на национальные денежные единицы осуществляется на валютном рынке, который представлен главным образом коммерческими банками. Поэтому, когда говорят о валютном рынке, под ним понимают механизм, а не место проведения сделок (в отличие от фондовой или товарной бирж), что, впрочем, не исключает функционирования специальных валютных бирж.

Коммерческие банки - участники  валютных рынков обслуживают все  формы отношений, которые требуют  обмена валют: внешнюю торговлю, инвестиции, туризм, неторговые операции и т.д., и т.п. Технически это осуществляется при помощи купли-продажи телеграфных  денежных переводов в разных валютах  по особой цене - валютному курсу.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Понятия, особенности и классификация банковских услуг

Банковская деятельность формально  может быть определена как разрешенная  законами и иными правоустанавливающими  документами (лицензия - для коммерческих кредитных организаций) специфическая  или исключительная деятельность кредитных  организаций.

Банковская услуга - результат банковской операции, т.е. итог или полезный эффект банковской операции (целенаправленной трудовой деятельности сотрудников  банка), состоящий в удовлетворении заявленной клиентом потребности (в  кредите, в расчетно-кассовом обслуживании, в гарантиях, в покупке/продаже  ценных бумаг, иностранной валюты и  т.д.). Операции: пассивные, активные и  активно - пассивные (услуги).

Предоставление банковских услуг - это основная деятельность любого банка. Для того, чтобы получить прибыль, банковское учреждение должно создать свою услугу, необходимую клиенту, определить ее цену, выйти с ней на рынок и реализовать ее. Иными словами, банковская услуга - это услуга, удовлетворяющая какой-нибудь спрос и предназначенная для продажи на рынке. Товар банка специфичен - это банковские услуги, которые представляют собой операции с деньгами и ценными бумагами, а также посреднические операции и консультационные услуги финансового характера.

Классификация услуг банка может проводиться по различным признакам.

Можно дифференцировать услуги по направлениям банковской деятельности.

  • Депозиты - услуги, которые дают возможность банкам аккумулировать временно свободные денежные средства клиентов и рыночных экономических контрагентов.
  • Расчетно-кассовые услуги - расчеты и платежи с клиентами и банковскими учреждениями.
  • Инвестиционные операции и ценные бумаги. Банковские инвестиции - это вложение денежных средств в различные отрасли народного хозяйства. Прямые инвестиции осуществляются посредством реальных активов и вложения средств банка в конкретное производство. Портфельные инвестиции осуществляются долгосрочных денежных ссуд в национальной или иностранной валюте.
  • Трансформация ссудных капиталов. Производство банковских операций таких как форфетирование, факторинг, лизинг, траст и других.
  • Стратегические услуги позволяют клиенту банка разработать и достичь существенных стратегических преобразований в характере, направлениях и масштабах деятельности, либо образе жизни. 

Учитывая, что деятельность банка  ориентирована на обслуживание физических лиц (населения) и корпоративных  клиентов (организаций, предприятий  и т.д.), наиболее популярным дифференцированием услуг является классификация по виду клиентов - корпоративные услуги и банковская розница. 

Особенности банковских услуг состоят в следующем:

  • они в основе абстрактны, не имеют материальной субстанции;
  • оказание банковских услуг связано с использованием денег в различных формах и качествах (денежные средства предприятий, коммерческих банков, центрального банка в форме наличности, бухгалтерских записей и платежно-расчетных документов);
  • абстрактные банковские услуги приобретают конкретный характер на основе договорных отношений;
  • купля-продажа большинства банковских услуг характерна протяженностью во времени. Как правило, сделка не ограничивается однократным актом. Банковский клиент при осуществлении вклада, получении кредита, абонировании сейфа вступает в более или менее продолжительную связь с банком.

Коммерческий банк обязан предлагать клиентам набор услуг, который может  быть реализован рентабельно. Указанные  услуги предоставляются в такой  форме, по такой цене, в такое время  и в таком месте, которые отвечают запросам клиентуры. 

Современные коммерческие банки способны оказывать до 300 видов услуг (как, например, в Японии). В настоящее  время круг банковских операций растет, и все больше стирается грань  между традиционными банковскими  и небанковскими операциями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Технология осуществления и учета расчетно-кассовых операций

Для обеспечения выполнения одной  из своих важнейших функций - расчетно-кассового  обслуживания - коммерческие банки  осуществляют разнообразные посреднические операции, связанные с обслуживанием  движения денежных средств клиентов.

Основной предпосылкой проведения этих операций есть необходимость открытия банками текущих счетов клиентам в национальной и иностранной  валютах.

Для учета средств на текущих  счетах физических и юридических  лиц в плане счетов коммерческих банков предусмотрены следующие  счета:

2600 - «Текущие счета субъектов  хозяйственной деятельности»

2620 - «Текущие счета физических  лиц»

Информация о работе Пути развития и совершенствования комиссионно-посреднеческих операций банка