Развитие рынка розничных банковских услуг в Республике Беларусь: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2014 в 11:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ банковской деятельности на розничном рынке за предыдущие и текущий годы и выявление наиболее эффективных путей совершенствования этой деятельности для достижения такого уровня обслуживания, который бы позволил максимально удовлетворять потребности физических лиц в банковских услугах.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1) изучить различные точки зрения и подходы к определению экономической сущности рынка розничных банковских услуг;
2) рассмотреть классификацию розничных банковских услуг;
3) проанализировать основные факторы, которые оказывают влияние на развитие изучаемого сегмента рынка;
4) выявить основные тенденции развития современного рынка розничных банковских услуг в Республике Беларусь;
5) наметить возможные направления и пути совершенствования розничного банковского рынка в стране.

Содержание

Введение
4
1. Рынок розничных банковских услуг: понятие, значение
1.1. Экономическая сущность рынка розничных банковских услуг, Виды розничных банковских услуг и их значение
1.2. Основные факторы, влияющие на развитие рынка розничных банковских услуг
2. Практические аспекты анализа рынка розничных банковских услуг в Республике Беларусь
2.1. Депозитно-кредитные розничные услуги белорусских банков.
2.2. Расчетные операции с использованием банковских пластиковых карточек в Беларуси.
2.3. Прочие розничные услуги.
3. Проблемы и перспективы развития рынка розничных банковских услуг в Республике Беларусь.
Заключение

Список использованных источников

Приложение А 32

Вложенные файлы: 1 файл

1 РЫНОК РОЗНИЧНЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ.doc

— 444.00 Кб (Скачать файл)

Наличие спроса и предложения на различные банковские услуги привело к формированию рынка розничных банковских услуг, который рассматривается в качестве сегмента рынка банковских услуг. Основными участниками данного сегмента выступают банки и население.

 

1.3 Основные факторы, влияющие на развитие рынка розничных банковских услуг

 

На текущее состояние рынка розничных банковских услуг оказывает воздействие ряд факторов. Условно их можно разделить на макроэкономические факторы и факторы, определяемые состоянием банковской системы. Последние, определяя развитие отечественного розничного рынка, в свою очередь, находятся под воздействием макроэкономических факторов.

На макроуровне существенное влияние на развитие рынка розничных банковских услуг в Республике Беларусь оказал ряд следующих факторов.

Эффективность общественного производства определяет такие важные параметры банковской системы, как ее ресурсная база, управленческий и кадровый потенциалы, состояние инфраструктуры, способность банков развивать новые технологии, повышать качество и снижать издержки, связанные с оказанием банковских услуг. Экономический рост повышает общий объем доходов населения и, соответственно, спрос на розничные банковские услуги. В связи с этим высокие темпы экономического роста являются необходимым условием последовательного развития розничных банковских услуг. [3, с.24].

Темпы инфляции и динамика обменного курса белорусского рубля являются следующим важнейшим макроэкономическим фактором, так как развитие рынка розничных банковских услуг во многом зависит от уровня стабильности в стране, включая последовательность финансовой и денежно-кредитной политики. В наибольшей степени уровень стабильности влияет на средне – и долгосрочные сбережения населения, являющиеся потенциально основным источником ресурсов для расширения активных операций розничного банковского бизнеса и для банковской системы в целом. При этом если общее влияние факторов стабильности формирует склонность к сбережениям, то сложившийся уровень и ожидания темпов инфляции определяют объем и структуру новых сбережений. [3, с.25]

Уровень совокупных доходов физических лиц и их распределение по группам населения также влияет на состояние розничного банковского рынка. Рост доходов населения определяет рост платежеспособного спроса на кредиты, обеспечивает приток средств во вклады. В свою очередь, степень концентрации (или, наоборот, диверсификации) доходов физических лиц существенно влияет на перспективы развития розничного банковского рынка и может служить как индикатором для его участников, так и целевым ориентиром для разработчиков программ развития розничных банковских услуг [3, с.25].

Таким образом, рост доходов населения при сохранении допустимого уровня их концентрации позволят в перспективе расширить спрос физических лиц на банковские услуги и, соответственно, повысить уровень рентабельности розничных операций для банков.

На развитие рынка розничных банковских услуг оказывают влияние и факторы, определяемые состоянием банковской системы.

Позитивная динамика финансового потенциала банковской системы (повышение уровня капитализации банковской системы, рентабельности банковской деятельности, рост объема и оптимизация структуры ресурсной базы банков и т.д.) является одним из важнейших условий как увеличения объемов и расширения спектра розничных услуг, предоставляемых банками, так и улучшения их качества.

Правовое обеспечение банковской деятельности – один из важнейших факторов, определяющих развитие рынка розничных банковских услуг. Законодательство Республики Беларусь позволяет банкам оказывать услуги по кредитованию, привлечению средств во вклады, расчетному и кассовому обслуживанию, обмену валюты, доверительному управлению, а также услуги при проведении операций с ценными бумагами, драгоценными металлами, с использованием банковских пластиковых карточек, чеков. Основным документом, регулирующим сферу банковских услуг, является Банковский кодекс Республики Беларусь. Данный документ определяет систему отношений в банковской системе в целом, устанавливает перечень операций, относящихся к банковским,, регламентирует права и обязанности участников банковских операций.

Кроме того, регулирование отношений в сфере банковских услуг осуществляется рядом иных законодательных актов, постановлений Правительства Республики Беларусь, нормативных правовых актов, принимаемых Национальным банком совместно с другими государственными органами. Порядок совершения отдельных банковских операций определен нормативными правовыми актами Национального банка.

Неразвитость институциональной структуры и инфраструктуры рынка розничных банковских услуг сдерживает развитие конкуренции, негативно влияет на увеличение объемов и расширение перечня розничных банковских услуг, улучшение качества обслуживания населения. Более того, высокие издержки на создание и поддержание инфраструктуры зачастую не покрываются полученными от этого доходами даже в крупных банках, которые при прочих равных условиях способны реализовать экономию от масштаба.

Таким образом, можно сделать вывод, что на текущее состояние рынка розничных банковских услуг оказывает воздействие ряд факторов: макроэкономических и факторов, определяемых состоянием банковской системы. Развитие рынка розничных банковских услуг во многом зависит от уровня экономической стабильности в стране, законодательной базы банковской деятельности, состояния банковской системы. При финансовой стабильности и экономическом росте в стране, розничные банковские услуги пользуются высоким спросом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практические аспекты анализа  рынка розничных банковских услуг

 в Республике Беларусь

 

2.1. Депозитно-кредитные розничные услуги белорусских банков.

 

На протяжении последних лет в Беларуси наблюдался экономический рост, что сказывалось на доходах населения. Стабильность экономики и  белорусского рубля вызвали у населения спрос на такие банковские услуги, как депозиты и кредиты. У людей появилась уверенность в завтрашнем дне и соответственно желание улучшить свои условия жизни. Те граждане, у которых на руках оставались свободные денежные средства вкладывали их в депозиты с целью сохранения и получения прибыли. У населения появилась возможность пользоваться дорогостоящими благами при помощи получения кредитов на различные цели.

В настоящее время банки Беларуси предлагают следующие кредитные продукты: потребительские кредиты (автокредиты, кредиты с использованием банковских пластиковых карточек, экспресс-кредиты, в том числе на покупку товаров непосредственно в магазинах), кредиты на приобретение (реконструкцию) недвижимости, овердрафтное кредитование с использованием банковских пластиковых карточек.

В последние десять лет в Беларуси очень активно развивался  такой сегмент кредитного рынка, как потребительское кредитование населения, наиболее востребованный и распространенный вид кредитования со стороны населения. К настоящему времени развитие банковского потребительского кредитования в Беларуси прошло несколько этапов (стадий), которые можно проследить по динамике количественных параметров рассматриваемого явления.

Первый этап (2002-2004гг.) характеризовался интенсивным ростом количественных показателей банковского потребительского кредитования (среднегодовые темпы роста задолженности населения по потребительским кредитам измерялись несколькими сотнями процентов), созданием локальных правовых актов, регулирующих потребительское кредитование в банках, постепенным структурированием банковского потребительского кредитования (формированием подвидов потребительских кредитов). Задолженность населения по потребительским кредитам банков в указанный период увеличилась на 632,6 млрд.бел.руб. ( 18,4 млрд.бел.руб. на 01.01.2002 г. до 651 млрд.руб на 01.10.2005).

На втором этапе (2005-2007гг.) произошло первичное насыщение рынка банковского потребительского кредитования данного рода услугами, что проявилось в постепенном снижении темпов роста задолженности населения перед банками. Так, в 2007 году увеличение задолженности по потребительским кредитам составило 45,1%, что близко к значению прироста кредитного портфеля банков в 2009 году (47,4%). Рынок банковского потребительского кредитования в указанный период приобрел структуру, которая в последующем не претерпела существенных изменений с точки зрения «продуктового» ряда. Около 95% задолженности по потребительским кредитам представляли собой долгосрочные кредитные ресурсы (со сроком погашения от одного года и более), выданные банками физическим лицам на приобретение товаров длительного пользования. Наибольшим спросом у населения пользовались кредиты, предоставляемые на приобретение автомобилей, бытовой и компьютерной техники, мобильных телефонов, отдых и туризм, медицинские услуги, обучение и другие потребительские нужды. Хорошо структурированный и безопасный рынок потребительского кредитования в Беларуси привлек внимание иностранных инвесторов, которые с конца 2007 года начали создавать в нашей стране новые банки или покупать контрольные пакеты акций в уже действующих банках.

Активизация проникновения иностранного капитала в белорусский банковский сектор стала началом третьего этапа (2007-2008гг.). Данный этап характеризовался нарастанием межбанковской конкурентной борьбы и формированием сетей центров банковских услуг (ЦБУ), охвативших все регионы Беларуси. Как следствие, предложение банками услуг по потребительскому кредитованию нарастало, что сказалось на динамике роста задолженности по этим кредитам. За январь-октябрь 2008 года задолженность физических лиц по потребительским кредитам банков увеличилась на 2 084,5 млрд.бел.руб., или на 59,9%. Для сравнения: за такой же период 2007 года прирост задолженности по потребительским кредитам банков составил  792 млрд.руб., или 33,1%. К 1 ноября 2008 года кредитованием населения на потребительские цели занимались 27 из 29 банков нашей страны, функционировавших в нормальном режиме. Наиболее крупными игроками на этом рынке на протяжении многих лет являются два системообразующих банка: ОАО «АСБ Беларусбанк» (31% задолженности) и «Приорбанк» ОАО  (18% задолженности). Ведущие позиции указанных банков объясняются значительной ресурсной базой, разветвленной сетью отделений и филиалов, традиционной ориентаций на работу с физическими лицами.

Однако в последние месяцы 2008 года под воздействием глобального финансового кризиса экономические условия в Беларуси для развития потребительского кредитования ухудшились. Это привело к временному сжатию объемов рынка рассматриваемых услуг и его последующей структурной трансформации.

Четвертый этап (ноябрь 2008г. – октябрь 2009г.) характеризуется корректировкой рынка банковского потребительского кредитования под влиянием дефицита ликвидности и переоценки валютного и кредитного рисков.

Со стороны физических лиц сформировалось неприятие валютного риска по кредитным операциям. Это обусловилось тем, что проведенная в Республике Беларусь девальвация белорусского рубля реализовала валютные риски по ранее принятым обязательствам физическими лицами перед банками по кредитам в иностранной валюте. В результате рублевая доходность валютных кредитов (процентная ставка в иностранной валюте, скорректированная на темпы девальвации) весной 2009 г. поднялась до уровня 45-50% годовых. В сравнении с докризисным периодом (например, сентябрь 2008г.) обслуживание валютных кредитов для физических лиц подорожало в 4-5 раз. Процентная ставка по потребительским кредитам в белорусских рублях, несмотря на дефицит у банков ресурсов в рублях, показала более слабую динамику. В марте она составила 19,7 % годовых, увеличившись по отношению к сентябрю 2008г. на 2,3 процентного пункта. Оценивая реакцию населения на удорожание валютных кредитов, следует учитывать, что к началу девальвационного процесса национальной валюты физические лица накопили перед банками существенный объем задолженности по потребительским кредитам в иностранной валюте. На 1 октября 2008 года он был равен 2,14 трлн.бел.руб, что составляло 40,2% от всей задолженности населения по потребительским кредитам банков. К началу 2008 года эта задолженность возросла более чем на 1 трлн.руб., или на 89,4%, при укреплении белорусского рубля на 1,8%. Доля обязательств в иностранной валюте в задолженности населения по кредитам на потребительские цели за январь-сентябрь 2008 г. увеличилась на 77 процентного пункта.

Названные высокие показатели роста обязательств населения по кредитам в иностранной валюте в январе-сентябре 2008 года связаны с укреплением национальной валюты по отношению к доллару США. В указанный период валютные кредиты обходились физическим лицам в среднем в полтора раза дешевле кредитов в белорусских рублях, что стимулировало спрос на них.

Для динамики потребительского кредитования существенную роль сыграло и расширение льготного кредитования населения на цели жилищного строительства, что в условиях ограниченных возможностей по формированию ресурсной базы привело к сужению границ потребительского кредитования, например в ОАО «АСБ Беларусбанк». За первые десять месяцев 2009 года этот банк выдал льготных кредитов на строительство жилья в 1,94 раза больше, чем в аналогичный период 2008 года. Такой рост льготного жилищного кредитования, при общей тенденции сокращения на 36,1 выдачи банками кредитов физическим лицам, связан с государственной политикой стимулирования экономического роста через развитие строительной отрасли Беларуси. (Банковский вестник февраль 2010г.С.Кисель «Банковское потребительское кредитование как экономическое явление»)

В числе важных направлений развития потребительского кредитования – развитие конкуренции банков в области процентной политики, которая ведет к сокращению стоимости потребительского кредитования. В Беларуси были приняты меры по предотвращению недобросовестной ценовой конкуренции банков в сфере потребительского кредитования. В частности, Национальный банк ввел в банковскую статистику понятие «полной процентной ставки», отражающей помимо выплачиваемых клиентом процентов и комиссионные сборы. Кроме того, был рекомендован состав комиссионных сборов и иных платежей по кредитам и принято постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 марта 2007 года № 75 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления национального банка Республики Беларусь от 19 января 2006 года № 6», обязывающее банки до заключения кредитного договора представлять кредитополучателю информацию о суммах ежемесячных платежей, подлежащих уплате в соответствии с кредитным договором, включая платежи по возврату кредита, уплату процентов и плату (комиссионные и иные платежи) за пользование кредитом.

Следствием принятых мер, наряду с активной антиинфляционной монетарной политикой, стало снижение в 2007 году уровня полных процентных ставок по кредитам в национальной валюте, выдаваемым банками физическим лицам. (Полегошко стр.10)

Нынешний 2011 год Белорусский финансовый сектор уже стал разделять на периоды до и после нарастания кризисных явлений.

Информация о работе Развитие рынка розничных банковских услуг в Республике Беларусь: проблемы и перспективы