Развития финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ развития финансового контроля, а так же разработка мер по его совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью, при написании работы решаются следующие задачи:
изучение понятия и сущности финансового контроля;
изучение видов, форм и методов финансового контроля;
изучение системы органов, осуществляющих финансовый контроль;
определение направлений совершенствования финансового контроля в Республике Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРС.docx

— 84.89 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В любом обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимым выступает  финансовый контроль. Обязательным условием эффективного функционирования характерной  для рыночной экономики системы  свободного хозяйствования является соблюдение прав, обязательств и ответственности  всех участников хозяйственной деятельности. Достижение этого возможно только на принципах верховенства закона. Поэтому  в рыночных условиях финансовая система  государства приводится в действие и управляется преимущественно  посредством норм финансового права.

 Законность  и стабильность особенно важны  в таких областях, как установление  налогов и иных платежей в  бюджет, регулирование другой бюджетной  деятельности государства. Основным  содержанием финансового контроля  в условиях рынка являются  обеспечение качества и эффективности  финансово-хозяйственного управления, защита финансовых интересов  государства и его граждан,  всех субъектов хозяйствования  и управления; содействие проводимой  государством единой финансовой, кредитной и денежной политике.

С другой стороны, важнейшим условием стабилизации финансовой системы является обеспечение устойчивого  сбора налогов и других обязательных платежей.

Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере  бюджетной деятельности государства, т.е. в процессе образования, распределения  и использования фондов денежных средств.

Контроль проникает  во все сферы правоотношений и  затрагивает интересы миллионов  людей, десятки тысяч организаций  и учреждений. Среди актуальных общественных проблем вопросы финансового контроля всегда занимали особое место. От их решения во многом зависит то, какими путями, какими темпами осуществляется развитие общества, как обеспечивает государство социально-экономическое благополучие своих граждан и многое другое.

Механизм управления государством посредством централизованной аккумуляции финансовых ресурсов и  организации процесса их перераспределения  требует создания четкой системы  финансового контроля, способной  обеспечить законность финансовой деятельности государства и оценить ее эффективность  и целесообразность.

Актуальность  выбранной темы работы обусловлена  тем, что действенная система  финансового контроля в условиях перехода к рыночной экономике выступает  основной предпосылкой качественного  преобразования процесса экономики  в целом. Его функциональное назначение заключается в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении  эффективного использования ресурсов во всех сферах экономики.

Целью работы является  анализ развития финансового контроля, а так же разработка мер по его  совершенствованию.

 В соответствии  с поставленной целью, при написании  работы решаются следующие задачи:

  • изучение  понятия и сущности финансового контроля;
  • изучение видов, форм и методов финансового контроля;
  • изучение системы органов, осуществляющих финансовый контроль;
  • определение направлений совершенствования финансового контроля в Республике Беларусь.

Объектом исследования является финансовые отношения. Предметом  исследования выступает система  финансового контроля, возникающая  в процессе  реализации финансовых отношений.

Теоретической и  информационной основой исследования послужили:

  • современная экономическая отечественная и зарубежная литература (учебные пособия, практические пособия);
  • периодические издания;
  • указы Президента Республики Беларусь;
  • постановления Правительства Республики Беларусь;
  • интернет ресурсы.

При написании  работы использовались следующие методы исследования и обработки материала:

  • методы формальной логики (синтеза, анализа, дедукции, сравнения);
  • статистические методы;
  • анализ периодических и специальных литературных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

 

 

Любая экономическая  категория обладает определенными  функциями, таким образом, определяют две основные функции финансов: распределительную и контрольную. Контрольная функция финансов проявляется в финансовом контроле, важнейшем в системе государственного контроля. Необходимость в финансовом контроле вытекает также из управления финансами государства.

По мнению Лемеш В.Н. , «контроль представляет собой систему наблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состояния соответствующего объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений и результатов их выполнения, выявления отклонений от требований этих решений, устранения неблагоприятных явлений» [9, c. 7].

Система – это совокупность каких-либо элементов, объединенных по определенным принципам или взаимосвязям и составляющим единое целое.

Финансовая  система общества в целом и  отдельные ее звенья - типичные сложные  системы, управление которыми немыслимо  без эффективного контроля. Управление финансовыми процессами, тесно связанными с производственными (экономическими) отношениями, оказывает непосредственное влияние на общественное производство, а значит, и на общественную жизнь. Это управление важно для всех составляющих финансовой системы - от финансов отдельных хозяйствующих  субъектов до государственных финансов. Поэтому финансовый контроль, т.е. контроль за функционированием различных  звеньев финансовой системы, объективно обусловлен потребностями общественной жизни.

Сущность  финансового контроля состоит в  установлении законности, экономической  эффективности и целесообразности, совершенных организацией хозяйственных операций. Контроль позволяет принимать управленческие решения и выявлять фактическое состояние дел в проверяемой организации.

Общепризнанное  правило действия в ходе проверки называется принципом финансового  контроля. Основные принципы контроля приведены в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Основные принципы контроля

 

Принцип

Описание принципа

Научность

Предполагает использование  в ходе финансового контроля достижений науки и передового опыта в  этой области

Экономичность

Накладывает ограничение  на соотношение затрат и выгод  от определенной информации, полученной в ходе проведения финансового контроля

 

 

 

Нейтральность

Предусматривает непредвзятое выполнение проверяющими их должностных  обязанностей по отношению к проверяемому. Информация, полученная в ходе финансового  контроля, не содержит пристрастных оценок, т. е. беспристрастна по отношению к разным группам пользователей и не нацелена на получение заранее заданного результата

 

 

Действенность

Предполагает  воздействие на эффективность процессов  организации, использование результатов  финансового контроля для устранения негативных явлений, предупреждения нарушений, оптимизации управленческих решений

 

Непрерывность

Непрерывность расширенного воспроизводства предполагает систематическое выполнение контрольных функций

Плановость

Финансовый контроль осуществляется в соответствии с составленными  планами контрольно-ревизионной  работы



Источник – [9, c. 8].

Финансовый контроль реализуется  относительно всех стадий финансовой деятельности: мобилизации, распределения  и использования денежных средств. Исходя из этого основными задачами финансового контроля является проверка:

  • выполнения финансовых обязательств перед государством;
  • законности распределения финансовых ресурсов;
  • целевого характера и эффективного использования государственных средств;
  • правильности совершения финансовых операций;
  • соблюдения государственной финансовой дисциплины.

Объектом финансового  контроля являются финансовые и хозяйственные операции и процессы (рис. 1.1).

Объекты финансового  контроля



Процессы финансово-хозяйственной деятельности, отраженные в отчетности


Функции управления


 
 


  
 

Рис. 1.1 Объекты финансового контроля

Источник – [9, c.8].

Особенностями финансового контроля являются его  всеобъемлющий характер и то, что  объекты – это не только денежные средства, но и материальные и трудовые ресурсы, так как товарно-денежные отношения имеют стоимостную  форму.

Субъектами  финансового контроля могут быть субъекты хозяйствования и граждане, выступающие как носители хозяйственных прав и обязанностей (рис. 1.2).

 

 





 

 

 

Рис. 1.2 Субъекты финансового контроля

Источник – [9, c. 9].

В сфере  финансового контроля находятся  практически все органы государственной  власти и государственного управления, организации, независимо от форм собственности, та часть населения, которая является участниками финансовых отношений.

По мнению Ханкевича Л. А. , «финансовый контроль, особенно в сфере материального производства, имеет кроме чисто контрольного и большое аналитическое значение. Сопоставление результатов и затрат, использование таких категорий, как выручка, рентабельность, прибыль, цена, налоги и т. д. позволяют делать выводы и принимать необходимые меры по наиболее эффективному использованию всех факторов производства, улучшению организации работы. Это обстоятельство позволяет говорить о контроле рублем как своеобразном проявлении финансового контроля. Термин "контроль рублем" широко использовался экономической и юридической литературе советского времени, но не потерял своего значения и смысла и в нынешнее время» [18, c. 67].

Финансовый  контроль, как неотъемлемая часть  финансовой деятельности государства, не имеет временных границ: он осуществляется постоянно, несмотря на  то, что финансово-плановые акты, как правило, действуют в  течение года. Таким образом, финансовый контроль – это основная форма  государственного контроля, заключающегося в проверке законности и эффективности действий, связанных с образованием, распределением и использованием денежных средств.

В условиях перехода к рынку содержание и  методы контроля претерпевают значительные уточнения, вызванные изменением роли государства в экономике, в частности, сужается, центрируется на сфере макроэкономических процессов, включая контроль за стоимостными пропорциями движения ВВП, денежных средств, поступающих в распоряжение государства. Одновременно расширяется  сфера действия негосударственного финансового контроля со стороны  аудиторских и страховых фирм; кредитных организаций и т.д. и  меняется его содержание.

 

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ: ВИДЫ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ

 

 

Финансовый  контроль решает сложные и многообразные  задачи в различных сферах экономической  жизни общества и на разных уровнях  хозяйственного управления, что предъявляет  определенные требования к его организации.

В зависимости  от того, кто осуществляет контроль, что контролируется и каковы цели, различают основные направления контроля. Контроль можно классифицировать по различным признакам (рис. 2.1).








 







 

Рис. 2.1 Классификация контроля

Источник – собственная  разработка. Рисунок составлен на основе изучения экономической литературы.

По организационным формам контроль подразделяется на:

  • государственный,
  • ведомственный,
  • аудиторский,
  • внутрихозяйственный,
  • общественный.

Государственный финансовый контроль - неотъемлемая часть государственного устройства, одна из важнейших функций  управления страной, обязательное условие  нормального функционирования финансово-кредитной  системы.

Основная его цель - контроль за исполнением государственного бюджета  и внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных  резервов, осуществлением финансовых и налоговых льгот.

Государственный контроль осуществляется органами государственной власти и  управления, административными органами.

Ведомственный контроль - в  составе государственного финансового  контроля занимает значительное место. Ведомственный контроль организуется контрольно-ревизионными службами министерств, ведомств и других вышестоящих органов. Министерства, комитеты и другие органы управления осуществляют контроль за деятельностью подведомственных им организаций. Он осуществляется путем проведения комплексных проверок (ревизий) и тематических проверок. При этом проверяется расходование бюджетных средств, выделенных по ведомственному признаку бюджетной классификации, а также использование бюджетных ссуд, субсидий, субвенций и другой финансовой помощи.

Информация о работе Развития финансового контроля