Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:27, курсовая работа
Целью работы является анализ развития финансового контроля, а так же разработка мер по его совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью, при написании работы решаются следующие задачи:
изучение понятия и сущности финансового контроля;
изучение видов, форм и методов финансового контроля;
изучение системы органов, осуществляющих финансовый контроль;
определение направлений совершенствования финансового контроля в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ
В любом обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимым выступает финансовый контроль. Обязательным условием эффективного функционирования характерной для рыночной экономики системы свободного хозяйствования является соблюдение прав, обязательств и ответственности всех участников хозяйственной деятельности. Достижение этого возможно только на принципах верховенства закона. Поэтому в рыночных условиях финансовая система государства приводится в действие и управляется преимущественно посредством норм финансового права.
Законность
и стабильность особенно важны
в таких областях, как установление
налогов и иных платежей в
бюджет, регулирование другой
С другой стороны, важнейшим условием стабилизации финансовой системы является обеспечение устойчивого сбора налогов и других обязательных платежей.
Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере бюджетной деятельности государства, т.е. в процессе образования, распределения и использования фондов денежных средств.
Контроль проникает во все сферы правоотношений и затрагивает интересы миллионов людей, десятки тысяч организаций и учреждений. Среди актуальных общественных проблем вопросы финансового контроля всегда занимали особое место. От их решения во многом зависит то, какими путями, какими темпами осуществляется развитие общества, как обеспечивает государство социально-экономическое благополучие своих граждан и многое другое.
Механизм управления государством посредством централизованной аккумуляции финансовых ресурсов и организации процесса их перераспределения требует создания четкой системы финансового контроля, способной обеспечить законность финансовой деятельности государства и оценить ее эффективность и целесообразность.
Актуальность выбранной темы работы обусловлена тем, что действенная система финансового контроля в условиях перехода к рыночной экономике выступает основной предпосылкой качественного преобразования процесса экономики в целом. Его функциональное назначение заключается в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении эффективного использования ресурсов во всех сферах экономики.
Целью работы является анализ развития финансового контроля, а так же разработка мер по его совершенствованию.
В соответствии
с поставленной целью, при
Объектом исследования является финансовые отношения. Предметом исследования выступает система финансового контроля, возникающая в процессе реализации финансовых отношений.
Теоретической и информационной основой исследования послужили:
При написании работы использовались следующие методы исследования и обработки материала:
Любая экономическая категория обладает определенными функциями, таким образом, определяют две основные функции финансов: распределительную и контрольную. Контрольная функция финансов проявляется в финансовом контроле, важнейшем в системе государственного контроля. Необходимость в финансовом контроле вытекает также из управления финансами государства.
По мнению Лемеш В.Н. , «контроль представляет собой систему наблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состояния соответствующего объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений и результатов их выполнения, выявления отклонений от требований этих решений, устранения неблагоприятных явлений» [9, c. 7].
Система – это совокупность каких-либо элементов, объединенных по определенным принципам или взаимосвязям и составляющим единое целое.
Финансовая система общества в целом и отдельные ее звенья - типичные сложные системы, управление которыми немыслимо без эффективного контроля. Управление финансовыми процессами, тесно связанными с производственными (экономическими) отношениями, оказывает непосредственное влияние на общественное производство, а значит, и на общественную жизнь. Это управление важно для всех составляющих финансовой системы - от финансов отдельных хозяйствующих субъектов до государственных финансов. Поэтому финансовый контроль, т.е. контроль за функционированием различных звеньев финансовой системы, объективно обусловлен потребностями общественной жизни.
Сущность
финансового контроля состоит в
установлении законности, экономической
эффективности и
Общепризнанное правило действия в ходе проверки называется принципом финансового контроля. Основные принципы контроля приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Основные принципы контроля
|
Источник – [9, c. 8].
Финансовый контроль реализуется относительно всех стадий финансовой деятельности: мобилизации, распределения и использования денежных средств. Исходя из этого основными задачами финансового контроля является проверка:
Объектом финансового контроля являются финансовые и хозяйственные операции и процессы (рис. 1.1).
Объекты финансового контроля |
Процессы финансово- |
Функции управления |
Рис. 1.1 Объекты финансового контроля
Источник – [9, c.8].
Особенностями финансового контроля являются его всеобъемлющий характер и то, что объекты – это не только денежные средства, но и материальные и трудовые ресурсы, так как товарно-денежные отношения имеют стоимостную форму.
Субъектами финансового контроля могут быть субъекты хозяйствования и граждане, выступающие как носители хозяйственных прав и обязанностей (рис. 1.2).
Рис. 1.2 Субъекты финансового контроля
Источник – [9, c. 9].
В сфере финансового контроля находятся практически все органы государственной власти и государственного управления, организации, независимо от форм собственности, та часть населения, которая является участниками финансовых отношений.
По мнению Ханкевича Л. А. , «финансовый контроль, особенно в сфере материального производства, имеет кроме чисто контрольного и большое аналитическое значение. Сопоставление результатов и затрат, использование таких категорий, как выручка, рентабельность, прибыль, цена, налоги и т. д. позволяют делать выводы и принимать необходимые меры по наиболее эффективному использованию всех факторов производства, улучшению организации работы. Это обстоятельство позволяет говорить о контроле рублем как своеобразном проявлении финансового контроля. Термин "контроль рублем" широко использовался экономической и юридической литературе советского времени, но не потерял своего значения и смысла и в нынешнее время» [18, c. 67].
Финансовый контроль, как неотъемлемая часть финансовой деятельности государства, не имеет временных границ: он осуществляется постоянно, несмотря на то, что финансово-плановые акты, как правило, действуют в течение года. Таким образом, финансовый контроль – это основная форма государственного контроля, заключающегося в проверке законности и эффективности действий, связанных с образованием, распределением и использованием денежных средств.
В условиях перехода к рынку содержание и методы контроля претерпевают значительные уточнения, вызванные изменением роли государства в экономике, в частности, сужается, центрируется на сфере макроэкономических процессов, включая контроль за стоимостными пропорциями движения ВВП, денежных средств, поступающих в распоряжение государства. Одновременно расширяется сфера действия негосударственного финансового контроля со стороны аудиторских и страховых фирм; кредитных организаций и т.д. и меняется его содержание.
Финансовый контроль решает сложные и многообразные задачи в различных сферах экономической жизни общества и на разных уровнях хозяйственного управления, что предъявляет определенные требования к его организации.
В зависимости от того, кто осуществляет контроль, что контролируется и каковы цели, различают основные направления контроля. Контроль можно классифицировать по различным признакам (рис. 2.1).
Рис. 2.1 Классификация контроля
Источник – собственная разработка. Рисунок составлен на основе изучения экономической литературы.
По организационным формам контроль подразделяется на:
Государственный финансовый контроль - неотъемлемая часть государственного устройства, одна из важнейших функций управления страной, обязательное условие нормального функционирования финансово-кредитной системы.
Основная его цель - контроль за исполнением государственного бюджета и внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, осуществлением финансовых и налоговых льгот.
Государственный контроль осуществляется органами государственной власти и управления, административными органами.
Ведомственный контроль - в составе государственного финансового контроля занимает значительное место. Ведомственный контроль организуется контрольно-ревизионными службами министерств, ведомств и других вышестоящих органов. Министерства, комитеты и другие органы управления осуществляют контроль за деятельностью подведомственных им организаций. Он осуществляется путем проведения комплексных проверок (ревизий) и тематических проверок. При этом проверяется расходование бюджетных средств, выделенных по ведомственному признаку бюджетной классификации, а также использование бюджетных ссуд, субсидий, субвенций и другой финансовой помощи.