Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:27, курсовая работа
Целью работы является анализ развития финансового контроля, а так же разработка мер по его совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью, при написании работы решаются следующие задачи:
изучение понятия и сущности финансового контроля;
изучение видов, форм и методов финансового контроля;
изучение системы органов, осуществляющих финансовый контроль;
определение направлений совершенствования финансового контроля в Республике Беларусь.
Аудиторский контроль осуществляется
независимыми специализированными
аудиторскими организациями или
аудиторами – индивидуальными
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется администрацией, работниками финансовых служб, бухгалтерией. Его главные задачи заключаются в непрерывном наблюдении за состоянием финансово-хозяйственной деятельности, выявлении внутрихозяйственных резервов, обеспечении сохранности денежных средств и материальных ценностей, устранении причин и условий, способствующих хищениям и бесхозяйственности.
Общественный контроль проводится различного рода представителями общественных организаций, например, профсоюзные органы, ревизионные комиссии, создаваемые в трудовых коллективах. К нему относятся также письма и сигналы граждан в правоохранительные, контрольные органы, редакции газет, в которых сообщаются факты злоупотреблений в финансовой сфере.
По целевой направленности государственный контроль подразделяется на:
Общегосударственный осуществляется в масштабах всей республики органами государственной власти, центральными органами управления.
Отраслевой контроль организуется по отраслевому признаку: транспорт, торговля, общественное питание и т.п.
Специальный контроль осуществляют специализированные инспекции. Проводится проверка соблюдения установленного порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций, входящих в их компетенцию, контролируется соблюдение действующих норм и правил, обеспечивающих эффективную и безопасную работу предприятий.
По подведомственности контроль подразделяется на:
Вневедомственный контроль осуществляется специалистами контрольных служб независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности проверяемых субъектов (например, Комитет государственного контроля Республики Беларусь).
Ведомственный контроль проводится вышестоящим органом по принципу ведомственной подчиненности в соответствии с Положением о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью организаций [14]. Проводятся ревизии и тематические проверки в подведомственных организациях.
В зависимости от источников информации, используемых при выполнении контрольных функций, контроль подразделяется на:
Документальный контроль
базируется на использовании первичных
документов, учетных регистров и
данных отчетности, в которых нащли
отражение хозяйственный
Фактический контроль основывается
на установлении количественного и
качественного состояния
К основным способам документального контроля можно отнести:
Приемы фактического контроля могут быть подразделены на три группы:
Финансовый контроль классифицируется не только по видам, но и по другим основаниям.
По формам он подразделяется на:
Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т.д. Таким образом, он способствует предотвращению неправильного, нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых результатов деятельности хозорганов в целом. Ещё на стадии составления финансовых планов (прогнозов) и смет доходов и расходов с его помощью могут быть выявлены дополнительные ресурсы, что особенно важно в условиях усиления ответственности предприятий за своё финансовое состояние. Эта форма финансового контроля позволяет предупредить нарушение законов и нормативных актов. Осуществляется он и при проверке обоснованности расчётов прибыли, потребности в источниках финансирования капитальных вложений и т.п.
Текущий финансовый контроль
проводится в процессе исполнения финансовых
планов, в ходе осуществления хозяйственно-
Последующий контроль проводится после совершения операции, т.е. после того, как выполнены планы, поступили доходы, израсходованы денежные средства и материальные ценности. Он дает возможность убедиться в законности совершенных операций, фактическом выполнении планов, в сохранности денежных средств, использовании их по прямому назначению, вскрывать недостатки и принимать меры к их исправлению, наказанию виновных и предотвращению возможных нарушений в будущем. Последующий контроль проводится путем анализа отчетов и балансов, а также путем проверок и ревизий непосредственно на месте.
Финансовый контроль осуществляется при помощи определенных способов и приемов, которые принято обозначать понятием «методы». К ним относятся:
Проверки и ревизии – самые эффективные методы финансового контроля.
Различают формальные, фактические, встречные, корреспондирующие, аналитико-нормативные проверки.
Формальная проверка заключается в контроле за правильностью оформления самого документа. При этой проверке выясняется: соблюдена ли установленная форма документа, написан ли он на надлежащем бланке, имеются ли на нем необходимые подписи, печати, штампы и прилагаемые к нему другие документы.
При фактической проверке устанавливается достоверность расходования и оприходования материальных ценностей и денежных средств. При ней могут производится инвентаризация, контрольные замеры, химико-технологический анализ и т.п.
Важным методом установления
достоверности финансово-
Аналитико-нормативная проверка заключается в сопоставлении учетных и отчетных данных с установленными показателями и нормами, что дает возможность выявить отклонения от них. Отсутствие отклонений нередко связано с завышенными нормами (фактор, способствующий хищениям товарно-материальных ценностей и денежных средств).
Самым действенным методом финансового контроля является ревизия.
Ревизия – это наиболее глубокое обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности и целесообразности.
Для ревизии важно выявить и установить:
Ревизии классифицируются по различным признакам:
Рис. 2.2 Виды ревизий финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования
Источник – [21, c. 22].
Ревизии финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования проводятся не реже одного раза в год, а неосуществляющих непосредственно хозяйственную деятельность – не реже одного раза в течение двух лет. Ревизия одного и того же субъекта хозяйствования могут проводиться не более 1 раза в год, за исключением проводимых по поручению правоохранительных органов и судов.
Срок проведения ревизии определяется в приказе и не должен превышать 30 рабочих дней. Указанный срок может быть продлен руководителем контролирующего органа.
Проверка хозяйственной деятельности предприятия проводится путем:
По результатам ревизии составляется акт в том случае, если в ходе ревизии выявлены нарушения законодательств. Результаты ревизии в ходе которых не выявлено нарушений актов законодательства - оформляется справка.
Акт или справка подписываются ревизором, руководителем, юридического лица и главным бухгалтером проверяемой организации.
В качестве еще одного вида проверки выступает аудит (независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности с целью подтверждения (неподтверждения) ее достоверности и установления соответствия (несоответствия) ведения бухгалтерского учета действующему законодательству).
Выделяют внешний и
внутренний аудит. Внутренний аудит
проводится внутри предприятия по инициативе
руководства и от его имени, внешний
– сторонними организациями с
целью подтверждения (неподтверждения)
правильности ведения бухгалтерского
учета и достоверности
Непосредственно аудит можно представить в виде нескольких этапов (стадий) (рис. 2.3).
Рис 2.3 Этапы аудита
Источник – [9, c. 152].
Аудит может быть как обязательным, так и инициативный. Обязательный аудит необходим для субъектов хозяйствования, не имеющих официального статуса без аудиторского заключения. Инициативный аудит осуществляется по заказу сторонней организации (клиента).
По результатам проверки аудиторские организации (аудиторы) составляют отчеты (справки) и итоговые аудиторские заключения.
Таким образом между аудитом и ревизией существуют определенные сходства и различия, которые представлены в таблице 2.1.
Сравнение аудита и ревизии
Аудит (аудитор) |
Ревизия (ревизор) |
Независимый контроль с целью подтверждения (неподтверждения) достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, установления правильности ведения бухгалтерского учета и т.д. |
Составная часть
системы финансового контроля с
целью установления законности, достоверности
и экономической |
Задача – не получение и сбор негативных фактов, а консультация по устранению недостатков и улучшению результатов хозяйствования |
Задача – сбор негативных фактов в учетной политике предприятия |
Проверка по приглашению клиента |
Обязательная проверка |
Консультирование по различным вопросам |
Не проводит консультации |
Не является штатным сотрудником органов государственного управления и не подчинен контрольно-ревизионному управлению |
Является штатным
сотрудником органов |
Свободный выбор аудиторской фирмы (аудитора), отказ от оказания услуг (связь горизонтальная) |
Вышестоящее звено (связь вертикальная) |
Платит заказчик (клиент) |
Платит вышестоящее
звено или государственные |
На основании заключенного договора |
На основании составленных планов, приказов |
Права, обязанности и ответственность регулируются Гражданским кодексом |
Права, обязанности и ответственность регулируются административным кодексом |
Аудиторское заключение |
Акт ревизии |