Развития финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ развития финансового контроля, а так же разработка мер по его совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью, при написании работы решаются следующие задачи:
изучение понятия и сущности финансового контроля;
изучение видов, форм и методов финансового контроля;
изучение системы органов, осуществляющих финансовый контроль;
определение направлений совершенствования финансового контроля в Республике Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРС.docx

— 84.89 Кб (Скачать файл)

Аудиторский контроль осуществляется независимыми специализированными  аудиторскими организациями или  аудиторами – индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на указанный вид  экономической деятельности, с целью  выражения независимого мнения о  достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Аудиторский контроль является независимым и представляет интересы всех пользователей финансовой отчетности. Это платный контроль: между аудитором и клиентом заключается соответствующий договор.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется администрацией, работниками финансовых служб, бухгалтерией. Его главные задачи заключаются  в непрерывном наблюдении за состоянием финансово-хозяйственной деятельности, выявлении внутрихозяйственных резервов, обеспечении сохранности денежных средств и материальных ценностей, устранении причин и условий, способствующих хищениям и бесхозяйственности.

Общественный контроль проводится различного рода представителями общественных организаций, например, профсоюзные  органы, ревизионные комиссии, создаваемые  в трудовых коллективах. К нему относятся  также письма и сигналы граждан  в правоохранительные, контрольные  органы, редакции газет, в которых  сообщаются факты злоупотреблений  в финансовой сфере.

По целевой направленности государственный контроль подразделяется на:

  • общегосударственный,
  • отраслевой,
  • специальный.

Общегосударственный осуществляется в масштабах всей республики органами государственной власти, центральными органами управления.

Отраслевой контроль организуется по отраслевому признаку: транспорт, торговля, общественное питание и т.п.

Специальный контроль осуществляют специализированные инспекции. Проводится проверка соблюдения установленного порядка  организации и ведения тех  или иных хозяйственных операций, входящих в их компетенцию, контролируется соблюдение действующих норм и правил, обеспечивающих эффективную и безопасную работу предприятий.

По подведомственности контроль подразделяется на:

  • вневедомственный,
  • ведомственный.

Вневедомственный контроль осуществляется специалистами контрольных  служб независимо от ведомственной  подчиненности и форм собственности  проверяемых субъектов (например, Комитет  государственного контроля Республики Беларусь).

Ведомственный контроль проводится вышестоящим органом по принципу ведомственной подчиненности в  соответствии с Положением о ведомственном  контроле за финансово-хозяйственной  деятельностью организаций [14]. Проводятся ревизии и тематические проверки в подведомственных организациях.

В зависимости от источников информации, используемых при выполнении контрольных функций, контроль подразделяется на:

  • документальный,
  • фактический.

Документальный контроль базируется на использовании первичных  документов, учетных регистров и  данных отчетности, в которых нащли  отражение хозяйственный операции.

Фактический контроль основывается на установлении количественного и  качественного состояния проверяемого объекта.

К основным способам документального  контроля можно отнести:

  • формальную и арифметическую проверку документов;
  • юридическую оценку хозяйственных операций, отраженных в документах;
  • логический контроль  объективной  возможности  документально  оформленных хозяйственных операций;
  • сплошное и выборочное наблюдение;
  • встречную проверку документов;
  • способ обратного счета, основанный на предварительной экспертной оценке материальных затрат с целью последующего определения величины необоснованных списаний сырья и материалов на производство определенных видов продукции, которые ко времени контроля имеются в наличии;
  • оценку законности и обоснованности хозяйственных операций по данным корреспонденции счетов бухгалтерского учета;
  • балансовые увязки движения товарно-материальных ценностей с их отражением в финансово-бухгалтерской документации.

Приемы фактического контроля могут быть подразделены на три группы:

  • инвентаризация;
  • экспертная оценка квалифицированными специалистами действительного объема и количества выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат и выхода готовой продукции;
  • визуальное наблюдение при непосредственном обследовании складских помещений, производственных подразделений, состояния контрольно-пропускного режима.

Финансовый контроль классифицируется не только по видам, но и по другим основаниям.

По формам он подразделяется на:

  • предварительный,
  • текущий,
  • последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т.д. Таким образом, он способствует предотвращению неправильного, нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных  финансовых результатов деятельности хозорганов в целом. Ещё на стадии составления финансовых планов (прогнозов) и смет доходов и расходов с  его помощью могут быть выявлены дополнительные ресурсы, что особенно важно в условиях усиления ответственности  предприятий за своё финансовое состояние. Эта форма финансового контроля позволяет предупредить нарушение  законов и нормативных актов. Осуществляется он и при проверке обоснованности расчётов прибыли, потребности  в источниках финансирования капитальных  вложений и т.п.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, соответствия отпуска средств, выполнение планов расходов, использование ранее выданных ресурсов. Эта форма финансового контроля предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций в целях выявления полноты и своевременности расчётов с бюджетом. Важное значение текущий финансовый контроль имеет в изыскании внутрихозяйственных резервов роста накоплений. Он производится повседневно финансовыми службами, для исключения нарушений финансовой дисциплины в процессе исполнения финансовых планов предприятий, организаций и учреждений, при открытии кредитов финансовыми органами, проверке документации по совершаемым операциям бухгалтерами предприятий, организаций и т.п.

Последующий контроль проводится после совершения операции, т.е. после  того, как выполнены планы, поступили  доходы, израсходованы денежные средства и материальные ценности. Он дает возможность убедиться в законности совершенных операций, фактическом выполнении планов, в сохранности денежных средств, использовании их по прямому назначению, вскрывать недостатки и принимать меры к их исправлению, наказанию виновных и предотвращению возможных нарушений в будущем. Последующий контроль проводится путем анализа отчетов и балансов, а также путем проверок и ревизий непосредственно на месте.

Финансовый контроль осуществляется при помощи определенных способов и  приемов, которые принято обозначать понятием «методы». К ним относятся:

  • обследование,
  • анализ,
  • надзор,
  • наблюдение,
  • проверки,
  • ревизии.

Проверки и ревизии  – самые эффективные методы финансового  контроля.

Различают формальные, фактические, встречные, корреспондирующие, аналитико-нормативные  проверки.

Формальная проверка заключается  в контроле за правильностью оформления самого документа. При этой проверке выясняется: соблюдена ли установленная  форма документа, написан ли он на надлежащем бланке, имеются ли на нем  необходимые подписи, печати, штампы и прилагаемые к нему другие документы.

При фактической проверке устанавливается достоверность  расходования и оприходования материальных ценностей и денежных средств. При  ней могут производится инвентаризация, контрольные замеры, химико-технологический  анализ и т.п.

Важным методом установления достоверности финансово-хозяйственных  операций является встречная проверка, которая проводится в тех случаях, когда возникает сомнение в подлинности  и правильности документов и операций. Корреспондирующая проверка – сопоставление  одной и той же операции, отраженной в различных документах.

Аналитико-нормативная проверка заключается в сопоставлении  учетных и отчетных данных с установленными показателями и нормами, что дает возможность выявить отклонения от них. Отсутствие отклонений нередко  связано с завышенными нормами (фактор, способствующий хищениям товарно-материальных ценностей и денежных средств).

Самым действенным методом  финансового контроля является ревизия.

Ревизия – это наиболее глубокое обследование финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности и целесообразности.

Для ревизии важно выявить  и установить:

  • контроль за соблюдением государственной дисциплины;
  • правильность использования государственных средств;
  • сохранность денежных средств и материальных ценностей;
  • правильность ведения бухгалтерского учета;
  • выявить факты бесхозяйственности, расточительства, хищений;
  • установить виновных для возмещения вреда государству.

Ревизии классифицируются по различным признакам:

    • ведомственной принадлежности,
    • ширине охвата,
    • глубине проведения,
    • полноте проверки и др. (рис. 2.2).

 

 

 














 

Рис. 2.2 Виды ревизий финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования

Источник – [21, c. 22].

Ревизии финансово-хозяйственной  деятельности субъектов хозяйствования проводятся не реже одного раза в год, а неосуществляющих непосредственно  хозяйственную деятельность – не реже одного раза в течение двух лет. Ревизия одного и того же субъекта хозяйствования могут проводиться  не более 1 раза в год, за исключением  проводимых по поручению правоохранительных органов и судов.

Срок проведения ревизии  определяется в приказе и не должен превышать 30 рабочих дней. Указанный  срок может быть продлен руководителем  контролирующего органа.

Проверка хозяйственной деятельности предприятия проводится путем:

  • изучения действующей системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа;
  • проверка документов в целях установления законности и целесообразности проведенных хозяйственно-финансовых операций;
  • проверки действительности совершения сделок;
  • сопоставления данных бухгалтерского учета с данными отчетности, с плановыми данными (сметой и т.д.);
  • проведение встречных проверок;
  • проверка копий платежных документов с документами хранящимися в банке;
  • контроль объема выполненных работ, обмер сырья, материалов и готовых изделий;
  • контроль запуска сырья и материалов в производство;
  • проверка полноты оприходования готовой продукции, соблюдения норм естественной убыли при хранении и транспортировки.

По результатам ревизии  составляется акт в том случае, если в ходе ревизии выявлены нарушения  законодательств. Результаты ревизии  в ходе которых не выявлено нарушений  актов законодательства - оформляется  справка.

Акт или справка подписываются ревизором, руководителем, юридического лица и главным бухгалтером проверяемой организации.

В качестве еще одного вида проверки выступает аудит (независимая  проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности с целью подтверждения (неподтверждения) ее достоверности и установления соответствия (несоответствия) ведения  бухгалтерского учета действующему законодательству).

Выделяют внешний и  внутренний аудит. Внутренний аудит  проводится внутри предприятия по инициативе руководства и от его имени, внешний  – сторонними организациями с  целью подтверждения (неподтверждения) правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности.

Непосредственно аудит можно  представить в виде нескольких этапов (стадий) (рис. 2.3).




 


 



 


 

Рис 2.3 Этапы аудита

Источник – [9, c. 152].

Аудит может быть как обязательным, так и инициативный. Обязательный аудит необходим для субъектов  хозяйствования, не имеющих официального статуса без аудиторского заключения. Инициативный аудит осуществляется по заказу сторонней организации (клиента).

По результатам проверки аудиторские организации (аудиторы) составляют отчеты (справки) и итоговые аудиторские заключения.

Таким образом между аудитом  и ревизией существуют определенные сходства и различия, которые представлены в таблице 2.1.

 

 

 

 

                                                                                                                       Таблица 2.1

Сравнение аудита и ревизии

 

Аудит (аудитор)

Ревизия (ревизор)

Независимый контроль с целью подтверждения (неподтверждения) достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, установления правильности ведения бухгалтерского учета и  т.д.

Составная часть  системы финансового контроля с  целью установления законности, достоверности  и экономической целесообразности совершенных хозяйственных операций и сделок

Задача – не получение  и сбор негативных фактов, а консультация по устранению недостатков и улучшению  результатов хозяйствования

Задача – сбор негативных фактов в учетной политике предприятия

Проверка по приглашению  клиента

Обязательная  проверка

Консультирование по различным  вопросам

Не проводит консультации

Не является штатным сотрудником  органов государственного управления и не подчинен контрольно-ревизионному управлению

Является штатным  сотрудником органов государственного управления и подчинен контрольно-ревизионному управлению

Свободный выбор аудиторской  фирмы (аудитора), отказ от оказания услуг (связь горизонтальная)

Вышестоящее звено (связь вертикальная)

Платит заказчик (клиент)

Платит вышестоящее  звено или государственные органы

На основании заключенного договора

На основании  составленных планов, приказов

Права, обязанности и ответственность регулируются Гражданским кодексом

Права, обязанности  и ответственность регулируются административным кодексом

Аудиторское заключение

Акт ревизии

Информация о работе Развития финансового контроля