Развития финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ развития финансового контроля, а так же разработка мер по его совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью, при написании работы решаются следующие задачи:
изучение понятия и сущности финансового контроля;
изучение видов, форм и методов финансового контроля;
изучение системы органов, осуществляющих финансовый контроль;
определение направлений совершенствования финансового контроля в Республике Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРС.docx

— 84.89 Кб (Скачать файл)

         Источник – [21, c. 25].

По окончании отчетного  периода на основании данных Журнала  регистрации проведенных ревизий  и проверок и принятых по ним решений  составляется Отчет о контрольно-ревизионной  работе (форма 2-ревизия). Он состоит  из шести разделов и заполняется  по следующей форме (табл.2.2):

 

                                                                                                                      Таблица 2.2.

Отчет о контрольной  работе

 

 

Код строки

Всего

В т.ч. бюджетные

Центральным аппаратом

1.Проведено ревизий и проверок:

       

1.1.Количество подведомственных предприятий, организаций, учреждений, имеющих право юридического лица, всего

010

     

1.2.Количество проведенных ревизий, всего

020

     

В том числе комплексных

022

     

1.3.Количество предприятий, охваченных ревизиями

030

     

1.4.Количество проведенных тематических и других проверок

040

     

1.5.Количество предприятий, ревизии на которых не проводились более 3-х лет

050

     

2.Ревизиями и проверками выявлено ущерба, всего

60

     

В том числе:

       

2.1.Незаконных расходов денежных средств и материальных ценностей

       

количество предприятий

070

     

сумма

072

     

2.2.Недостач, хищений денежных средств и материальных ценностей

       

количество предприятий

080

     

сумма

082

     

2.3.Прочие суммы ущерба – количество предприятий

090

     

сумма

092

     

                                                                                             Продолжение таблицы 2.2

 

Код строки

Всего

В т.ч. бюджет-ные

Центра-льным аппара-том

2.4.Из общей суммы ущерба (строка 060) – причинен ущерб в особо крупных размерах:

       

количество случаев

100

     

сумма

102

     

3.Выявлено нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов – сумма

110

   

 

4.Выявлено излишков – сумма

120

     

5.Приняты меры по результатам ревизий и проверок

       

5.1.Возмещено ущерба, всего

130

     

В том числе взыскано с  виновных лиц, включая суммы начетов

132

     

5.2.Восстановлено нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов

140

     

5.3.Издано приказов и распоряжений

150

     

5.4.Число лиц, привлеченных к дисциплинарной и материальной ответственности, включая лишение премий

       

Всего

160

     

В том числе освобождено  от занимаемой должности

170

     

5.5.Передано в следственные органы

       

количество материалов

180

     

на сумму 

190

     

5.6.Доначислено платежей в бюджет и внебюджетные фонды

200

     

5.7.Подготовлено обзорных писем по результатам ревизий и проверок:

210

 

Х

 

                                                                                                   Окончание таблицы 2.2

 

Код строки

Всего

В т.ч. бюджет-ные

Центра-льным аппара-том

5.8.Предотвращено незаконных и необоснованных расходов, всего

220

     

6.Численность контрольно-ревизионнных работников

       

по штату

240

     

фактически

250

     

         Источник – [9, c. 107].

Обследование в отличие  от проверки охватывает более широкий  спектр финансово-экономических показателей  обследуемого экономического субъекта для определения его финансового  состояния и возможных перспектив развития. При этом не обязательно  проверяются первичные бухгалтерские  документы, могут проводиться контрольные  замеры работ, расход топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте, наблюдения и т.п.

Анализ как метод финансового  контроля должен быть системным и  пофакторным. Он предполагает детальное  изучение периодической или годовой  финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов  финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом  и эффективности его использования.

Надзор производится контролирующими  органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или  иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных  правил и нормативов.

Наблюдение - постоянный контроль со стороны кредитных организаций  за использованием выданной ссуды и  финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.

В результате применения методов  финансового контроля ежегодно доначисляются  в бюджет суммы, пресекается незаконное и неэффективное использование  средств, виновные должностные лица привлекаются к материальной, административной, дисциплинарной и уголовной ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОРГАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

 

 

Всеобъемлющий характер финансового  контроля предопределяет большое количество структур, в той или иной мере осуществляющих функции в той  или иной области. Система органов, осуществляющих финансовый контроль, может быть классифицирована на органы, для которых контрольные функции  в области финансов не являются основными, и органы, специально созданные для  осуществления финансового контроля. Система органов финансового  контроля в Республике Беларусь может  быть представлена на рисунке 3.1.




 













 

Рис 3.1 Система органов контроля в Республике Беларусь

Источник - собственная разработка. Рисунок составлен на основе изучения экономической литературы.  

Высшим специализированным органом финансового контроля является Комитет государственного контроля. Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 510 от 16 октября 2009 г. «О совершенствовании  контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», этот орган  осуществляет контроль за исполнением  республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением  актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства  Республики Беларусь и других государственных  органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также по иным вопросам в соответствии с законодательными актами и решениями Президента Республики Беларусь [13].

В функции комитета входит осуществление контроля за:

  • исполнением законодательных актов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения;
  • сохранностью и использованием государственного имущества и денежных средств;
  • расходованием средств государственного бюджета, выделяемых на выполнение государственных социально-экономических программ;
  • инвестиционной деятельностью органов государственного управления и хозяйствующих субъектов;
  • использованием исполнительными и распорядительными органами кредитов и валютных ресурсов;
  • движением валютных средств на территории Республики Беларусь, а также сроками и полнотой их поступления от экспорта товаров и услуг;
  • состоянием контрольно-ревизионной работы в органах исполнительной власти.

Широкими полномочиями в  области финансового контроля наделено Министерство финансов. Оно, в частности, осуществляет контроль за состоянием ведомственного контроля в Республике Беларусь. К системе министерства финансов относят:

  • главные управления Министерства финансов по областям и г. Минску (контроль за соблюдением финансово-бюджетного законодательства, целевым и эффективным использованием средств, выделенных из бюджета, государственных целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов, по всем направлениям и видам расходов);
  • местные финансовые органы (надзор за соблюдением требований законодательства о страховании, а также за выполнением страховыми организациями и страховыми брокерами законодательства об оплате труда; контроль за финансовым состоянием и финансовыми результатами деятельности страховых организаций; государственный пробирный надзор; контроль за соблюдением законодательства в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями; контроль за выполнением государственного заказа на поставку драгоценных металлов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь; контроль за соблюдением законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность, а также лотерейную деятельность и деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр, и условий проведения этих игр);
  • Департамент по ценным бумагам (контроль и надзор за выпуском, обращением и погашением ценных бумаг, деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг и фондовых бирж);
  • Департамент государственных знаков (контроль за разработкой и производством бланков строгой отчетности, а также специальных материалов для защиты от подделки бланков строгой отчетности).

К специализированным органам  государственного финансового контроля относится Министерство по налогам  и сборам. Его главной задачей  является осуществление в пределах своей компетенции контроля за:

  • соблюдением проверяемыми субъектами налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, лицензировании отдельных видов деятельности, ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;
  • правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты обязательных платежей в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, в случаях, установленных актами Президента Республики Беларусь;
  • соблюдением установленного порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг), использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров, расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь;
  • соблюдением законодательства, регулирующего деятельность страховых организаций и иных организаций, осуществляющих финансовые операции (за исключением банков и небанковских кредитно-финансовых организаций);
  • игорным бизнесом и соблюдением законодательства при осуществлении деятельности в этой сфере;
  • соблюдением установленного порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи ;
  • соблюдением установленного порядка использования иностранной безвозмездной помощи, а также имущества и средств, полученных от реализации такой помощи;
  • целевым использованием денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), работ и услуг, предоставляемых в рамках проектов (программ) международной технической помощи и освобождаемых от обложения налогами и отчислениями, взимаемыми в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, а также в государственные внебюджетные фонды;
  • полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств от реализации имущества, обращенного в доход государства, а также имущества, взыскание на которое обращено в счет исполнения налогового обязательства, уплаты пеней;
  • соблюдением законодательства: регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий,  оборот табачного сырья, рекламу алкогольных напитков и табачных изделий; регулирующего действия с простыми и (или) переводными векселями; по вопросам бухгалтерского и налогового учета, учета предпринимательской деятельности, учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения; устанавливающего особые режимы налогообложения; о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками; о ведении кассовых операций.

Практически все функции, права и обязанности налоговых  органов сконцентрированы в области  контроля. Для их реализации Министерство по налогам и сборам имеет свои органы в лице инспекций Министерства по налогам и сборам по областям, г. Минску, районам, городам и районам  в городах.

Значительный объем контрольных  полномочий присутствует в деятельности Национального банка. Касается это, главным образом, контроля за деятельностью коммерческих банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.

Программа проверки состояния  ведомственного контроля может включать следующие вопросы:

  • организация ведомственного контроля;
  • создание контрольно-ревизионных служб;
  • наличие положений о ведомственном контроле и ревизии финансово-хозяйственной деятельности организаций;
  • наличие должностных инструкций;
  • своевременность составления планов и их утверждение;
  • соблюдение установленной периодичности и сроков проведения ревизий и проверок;
  • наличие организаций, в которых не проводились ревизии более двух лет;
  • эффективность работы специалистов других служб, привлекаемых к ревизии финансово-хозяйственной деятельности;
  • проведение в ходе ревизий инвентаризации имущества и финансовых обязательств;
  • качество составляемой документации;
  • организация внутрихозяйственного учета и экономического анализа;
  • правильность установленных размеров возмещения материального ущерба;
  • повышение квалификации работников;
  • своевременность составления отчетности о контрольно-ревизионной работе;
  • взаимодействие с правоохранительными и другими контролирующими органами;
  • принимаемые меры по устранению и недопущению недостатков в работе.

Общественный контроль осуществляют общественные организации, комитеты и  т.п. Этот контроль осуществляется в  организации и охватывает различные  стороны ее деятельности.

Главное управление аудита Министерства финансов республики Беларусь координирует аудиторскую деятельность, разрабатывает методологию проведения аудита, обеспечивает соблюдение единых требований законодательства республики Беларусь, содействует развитию аудита и повышению его эффективности. Управление объединяет аудиторов и  аудиторские организации. Оно контролирует соблюдение действующих стандартов, устанавливает формы контроля и периодичность контроля, осуществляет методологическое руководство, обеспечивает нормативными документами, разрабатывает стандарты (правила) по аудиту и другие документы, которые регламентируют аудиторскую деятельность.

Информация о работе Развития финансового контроля