Развития финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ развития финансового контроля, а так же разработка мер по его совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью, при написании работы решаются следующие задачи:
изучение понятия и сущности финансового контроля;
изучение видов, форм и методов финансового контроля;
изучение системы органов, осуществляющих финансовый контроль;
определение направлений совершенствования финансового контроля в Республике Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРС.docx

— 84.89 Кб (Скачать файл)

Право на осуществление аудиторской  деятельности имеют аудиторы и аудиторские  организации, получившие в Министерстве финансов лицензию на осуществление  аудиторской деятельности и включенные в Государственный реестр аудиторов  и аудиторских организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

В развитых странах постоянно  идет процесс совершенствования  финансового контроля, расширяются  его цели и контролируемые объекты, апробируются новые методы и подходы  к его проведению.

Развитие контроля и его  эффективность во многом зависят  от создания новой концептуальной и  законодательной базы, обеспечивающей его проведение на качественно новом  уровне, присущем современным условиям.

Так в Республике  Беларусь с 1 января 2010 года существенно ужесточилось назначение и проведение проверок. Это предусмотрено Указом от 16 октября 2009 года №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Главная особенность указа состоит в том, что он стал первым в республике законодательным актом, установившим единый порядок планирования и осуществления контрольной и надзорной деятельности. Если в рамках исполнения действовавшего ранее указа от 15 ноября 1999 года №673 была обеспечена координация только проверок финансово-хозяйственной деятельности (проверок контролирующих органов), то указ №510 упорядочил и проверки надзорных органов.

Полностью изменен подход к планированию контрольной и  надзорной деятельности. Так, плановые проверки субъектов хозяйствования должны назначаться только с учетом отнесения их к группам риска (не чаще, чем раз в год для  субъектов, отнесенных к высокой  группе риска, раз в три года - к средней группе риска и раз  в пять лет - к низкой группе риска).  Кроме того, наряду с иными ограничениями  на проведение проверок вводится двухлетний мораторий для проверок вновь  созданных субъектов хозяйствования.

Все намеченные на первое полугодие 2010 года проверки должны проводиться в соответствии с полугодовыми координационными планами. Внесение новых субъектов в эти планы законодательством не предусматривается.  Так, в координационные планы на первое полугодие 2010 года в областях и г. Минске включено 36,8 тыс. проверок. Это - проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов и проверки, проводимые надзорными органами. Практически идентичное число проверок (36,5 тыс.) составляли и координационные планы контрольной деятельности на первое полугодие 2008 года. Однако эти планы тогда не учитывали проверки надзорных органов, которые, согласно результатам многолетнего мониторинга, составляют более 70% от общего количества всех проводимых в республике проверок. Отсюда можно сделать вывод, что задача по сокращению количества проверок, на выполнение которой, главным образом, направлен указ №510, выполняется [10].

Один из основных принципов  указа №510 - не наказывать за мелкие экономические ошибки или просчеты. В указе  определены основания малозначительности правонарушений, при наличии которых правонарушения не влекут административной ответственности при условии устранения юридическими лицами и предпринимателями нарушений и (или) возмещения причиненного вреда государству или иным лицам в течение трех рабочих дней со дня подписания акта проверки.

Введение такого рода "амнистии" снижает давление на проверяемые  субъекты, поскольку предусмотренный  законодательством штраф может  в несколько раз превышать  денежную оценку нарушения законодательства.

Предусматривается и ряд  других изменений и нововведений в осуществление контрольной (надзорной) деятельности со стороны законодательной  базы, но наряду с этим, наблюдаются иные тенденции развития контроля в Республике Беларусь.

Внедряется новый  вид контроля – контроль эффективности. Само понятие «контроль эффективности» не сводится лишь к поискам экономической  выгодности (прибыльности) тех или  иных финансовых операций. Суть его  – в оценке управленческих решений  и действий по целому комплексу показателей (экономических, социальных, правовых, экологических и др.).

Контроль эффективности  – это выход контроля за сферу  бухгалтерской точности и законности, что требует от контролеров выработки  суждений и оценок о целесообразности производимых расходов, о действенности  тех или иных законодательных  актов. И если законы или другие нормативные  акты не отвечают требованиям реальной обстановки, то органы контроля должны выступать с инициативой об их отмене, изменении или принятии новых  правовых норм.

Весь контрольный  процесс можно разделить в  зависимости от сложности выполняемых  функций на следующие ступени:

  • первая – счетная правильность;
  • вторая – законность (соблюдение требований действующего законодательства, утвержденных правил и инструкций);
  • третья – экономическая выгодность (прибыльность);
  • четвертая – контроль эффективности.

Контроль, осуществляемый в  Республике Беларусь ведомственными и  вневедомственными службами, в настоящее  время достиг лишь второй ступени  этой контрольной лестницы. Основной задачей контрольных органов  в современных условиях должно стать  определение действенности и  результативности совершаемых хозяйственных  и финансовых операций субъектами хозяйствования, подвергаемых проверке.

Наряду с этим, национальную систему контроля в сфере экономики  нельзя строить в отрыве от мировой  практики, так как экономические  связи республики, как с ближним, так и с дальним зарубежьем становятся все шире и многообразнее. Следовательно, контрольным органам  республики необходимо ориентироваться  на новые инструменты контроля, которые  широко применяются в практике работы контролеров экономически развитых стран: «программная оценка», принцип  «сан сет» и др.

Суть программной оценки состоит в том, что в ведомственную  систему управления встраивается механизм, который позволяет на регулярной основе выполнять следующие функции:

  • осуществлять слежение за ходом реализации программы;
  • своевременно выявлять неточности и реагировать на них;
  • контролировать соблюдение графиков выполнения отдельных этапов работ;
  • сравнивать достигнутые результаты с ожидаемыми;
  • соизмерять результаты с затраченными ресурсами, определяя тем самым фактическую эффективность программы.

Принцип «сан сет» предусматривает  законодательное ограничение сроков функционирования большинства министерств  и ведомств 4-10 годами и автоматическое прекращение финансирования их деятельности, если до истечения этого срока не будет принято специального закона, продлевающего их полномочия. При этом необходимо проводить тщательное аналитическое обоснование необходимости функционирования каждого ведомства и осуществляемых им программ.

Для совершенствования внутрихозяйственного контроля необходим более глубокий анализ недостатков его организации, так как именно она определяет эффективность использования всех других элементов этой функции. У  многих субъектов хозяйствования организация  контроля не упорядочена. Традиционный подход, в основе которого лежит  идея возложения контрольной функции главным образом на работников бухгалтерии, исключает возможность создания разветвленной системы выявления отклонений от хода работ и их регулирования. Проблема состоит в том, что процессы использования ресурсов и создания готовой продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляются под влиянием всех основных отделов и служб субъекта хозяйствования. Поэтому чисто бухгалтерский подход к функции контроля представляется неконструктивным, резко снижающим в этой области ответственность технических, коммерческих и других служб.

Использование в организации контроля принципа системного упорядочения осложняется в связи с несовершенным разделением управленческого труда по функциональному принципу, затрудняющему четкое разграничение работ в области контроля между отделами и службами субъекта хозяйствования, прежде всего между экономическими отделами (бухгалтерией, финансовым отделом, планово-экономическим отделом и др.) и коммерческими службами (отделами маркетинга, сбыта, материально-технического обеспечения). Дублирование и параллелизм в работе этих служб порождает серьезные недостатки в организации внутрихозяйственного контроля. В условиях функционального разделения труда по управлению экономикой важно использовать в этой области принцип системного упорядочения. Необходимо координировать выполнение функций контроля всеми службами организации. Роль координатора должна взять на себя контрольно-ревизионная служба субъекта хозяйствования в соответствии с утвержденным положением о ведомственном контроле.

Одна из причин наличия  недостатков в организации и  практике контроля состоит в том, что еще недостаточно глубоко  исследованы многие важные теоретические  вопросы функции управления. Перспективными направлениями развития теории являются:

  • углубление теоретических и методологических основ организации контроля, определение его предмета и метода;
  • раскрытие внутренней структуры системы контроля относительно обособленных экономических объектов с целью согласования их отдельных частей с теми элементами функции контроля, которые согласуются с задачами функционирования и специфическими свойствами этих частей.

Надежное функционирование всей системы финансового контроля является необходимой составляющей в выполнении задач, стоящих перед  национальной экономикой в современных  условиях. Все сложные искусственные  системы, к которым относятся  и объекты управления производства, всегда стремятся выйти из-под контроля по тем или иным причинам. Тенденциям к беспорядку противостоит сила управления, сила контроля. Система финансового контроля – это и есть та сила, которая способствует разработке и реализации реальных решений, социально-экономических и других планов, рациональному и интенсивному ведению экономики, достижению поставленных целей. Приведение существующей системы контроля к уровню, отвечающему требованиям рыночной экономики, современным экономическим потребностям – важнейшая социально-экономическая, хозяйственная и научная задача. Ее решение должно стать составной частью программы совершенствования всей системы финансового контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции  финансов. Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

Финансовый контроль –  это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных  с ними вопросов деятельности субъектов  хозяйствования и управления с применением  специфических форм и методов  его организации.  При организации  финансового контроля используют следующие  методы: проверки, ревизии, аудит, надзор, наблюдение, анализ, обследование. По формам финансовый контроль подразделяется на: предварительный, текущий, последующий.

Для осуществления финансового  контроля создаются особые контрольные  органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. В сфере финансового  контроля находятся практически  все органы государственной власти и государственного управления, предприятия, независимо от форм собственности, та часть населения, которая является участниками финансовых отношений.

К основным органам финансового  контроля относятся: Комитет государственного  контроля, Министерство финансов, контрольно-ревизионные  службы, Главное управление аудита Министерства финансов. Их права, обязанности  и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном  порядке. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные  процессы при формировании и использовании  финансовых ресурсов, в том числе  в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного  хозяйства.

Стоит отметить, что финансовый контроль в Республике Беларусь ещё  не до конца сформирован и находится  на стадии становления. Поэтому несовершенство системы финансового контроля вполне объяснимо, и приводит к возникновению  целого ряда серьезных проблем.

Нарушения и злоупотребления  в финансовой, бюджетной сфере  не имеют ни хронологической привязки, ни национальных корней. Во-первых, потребности  любого государства, как правило, превышают  его финансовые возможности, и у  чиновников нередко возникает соблазн  быстро, в обход парламента и закона, перераспределить средства в пользу «неотложных» нужд. Во-вторых, в любом  обществе в той или иной степени  проявляются как политические, так  и коммерческие интересы различных  компаний, групп, что приводит к лоббированию этих интересов в сфере экономики, приобретению различных преференций  и льгот.

Бюджетные средства часто  используются не по назначению, а иногда вообще теряются, наблюдается коррупция, криминализация экономических структур, финансовые результаты корпораций и  организаций в большей части  скрыты, значительны неплатежи. Поэтому  актуальным на сегодняшний день представляется введение новых перспективных систем и инструментов в сферу финансового  контроля, а также совершенствования  законодательства.

В данной курсовой работе представлены наиболее эффективные инструменты  контроля, которые широко применяются  в практике работы контролеров экономически развитых стран: «программная оценка», принцип «сан сет» и другие.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Бровкина, Н. Д. Основы финансового контроля : учеб. пособие / Н. Д. Бровкина. – М. : Магистр, 2009. – 382 с.
  2. Василенко, В. Министерство финансов Республики Беларусь / В. Василенко // Юрист. – 2007. - № 8. – С. 33 – 37.
  3. Государственные финансы : учеб. пособие для вузов / Г. К. Мультан [и др.] ; под ред. Г. К. Мультана. – Минск : БГЭУ, 2005. – 166 с.
  4. Ерохова, В. Контроль за финансовым состоянием субъектов предпринимательской деятельности / В. Ерохова // Налоговый вестник. – 2007. - № 11. – С. 5 – 9.
  5. Есин, С. О. Внутренний финансовый контроль : эффективность, практика применения / С. О. Есин // Проблемы управления. – 2007. - № 3. – С. 153 – 157.
  6. Кириченко, Т. В. Финансовый менеджмент : учеб. пособие для вузов / Т. В. Кириченко. – М. : Дашков и К, 2008. – 626 с.
  7. Колтович, С. П. Методика аудита эффективности использования бюджетных средств / С. П. Колтович // Экономика. Финансы. Управление. – 2009. - № 7. – С. 38 – 44.
  8. Колтович, С. П. Развитие внутреннего финансового контроля в торговых организациях / С. П. Колтович // Экономика. Финансы. Управление. – 2009. - № 7. – С. 99 – 103.
  9. Лемеш, В. Н. Ревизия и аудит : пособие для студ. экон. спец. высш. И средн. спец. учеб. зав. В 2 ч. Ч. 1 / В. Н. Лемеш. – Минск : Изд-во Гревцова, 2007. – 288 с.
  10. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / БЕЛТА - Новости Беларуси. – Минск, 2005. – Режим доступа : http://www.belta.by. – Дата доступа : 10.03.2010.
  11. Нешитой, А. С. Финансы : учеб. для вузов / А. С. Нешитой. – М. : Дашков и К, 2007. – 512 с.
  12. Овсянников, Л. Н. Финансовый контроль и экономическая наука / Л. Н. Овсянников // Финансы. – 2009. - № 4. – С. 41 – 46.
  13. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь : Указ Президента Респ. Беларусь от 16 окт. 2009 г. № 510 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2009. – № 253. – С. 35 – 98.
  14. Положение о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью организаций : утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь от 09 янв. 2002 г. № 22 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. - № 52. – С. 58 – 61.
  15. Просвиров, В. Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь / В. Просвиров // Юрист. – 2007. - № 6. – С. 29 – 31.
  16. Теория финансов :  учеб. для вузов / Н. Е. Заяц [и др.] ; под ред. Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко. – Минск : БГЭУ, 2005. – 351 с.
  17. Тимошкин, А. В. Эволюция финансового контроля теневой экономики / А. В. Тимошкин // Бизнес и банки. – 2009. - № 16. – С. 1 – 5.
  18. Ханкевич, Л. А. Финансовое право Республики Беларусь : практ. пособие / Л. А. Ханкевич. – Минск : Молодеж. науч. об-во, 2004. – 282 с.
  19. Хмельницкий, В. А. Реформирование системы финансово-хозяйственного контроля в Республике Беларусь : экономический контроль в Республике Беларусь / В. А. Хмельницкий //Бухгалтерский учет и анализ. – 2007. - № 11. – С. 3 – 7.
  20. Чехонадских, Л. Совершенствование методов государственного финансового контроля / Л. Чехонадских // Проблемы теории и практики управления. – 2008. - № 3. – С. 26 – 30.
  21. Шидловская, М. С. Финансовый контроль и аудит : учеб. пособие / М. С. Шидловская. – Минск : Выш. шк., 2001. – 495 с.

Информация о работе Развития финансового контроля