Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:27, курсовая работа
Целью работы является анализ развития финансового контроля, а так же разработка мер по его совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью, при написании работы решаются следующие задачи:
изучение понятия и сущности финансового контроля;
изучение видов, форм и методов финансового контроля;
изучение системы органов, осуществляющих финансовый контроль;
определение направлений совершенствования финансового контроля в Республике Беларусь.
Право на осуществление аудиторской деятельности имеют аудиторы и аудиторские организации, получившие в Министерстве финансов лицензию на осуществление аудиторской деятельности и включенные в Государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций.
В развитых странах постоянно идет процесс совершенствования финансового контроля, расширяются его цели и контролируемые объекты, апробируются новые методы и подходы к его проведению.
Развитие контроля и его эффективность во многом зависят от создания новой концептуальной и законодательной базы, обеспечивающей его проведение на качественно новом уровне, присущем современным условиям.
Так в Республике Беларусь с 1 января 2010 года существенно ужесточилось назначение и проведение проверок. Это предусмотрено Указом от 16 октября 2009 года №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Главная особенность указа состоит в том, что он стал первым в республике законодательным актом, установившим единый порядок планирования и осуществления контрольной и надзорной деятельности. Если в рамках исполнения действовавшего ранее указа от 15 ноября 1999 года №673 была обеспечена координация только проверок финансово-хозяйственной деятельности (проверок контролирующих органов), то указ №510 упорядочил и проверки надзорных органов.
Полностью изменен подход
к планированию контрольной и
надзорной деятельности. Так, плановые
проверки субъектов хозяйствования
должны назначаться только с учетом
отнесения их к группам риска
(не чаще, чем раз в год для
субъектов, отнесенных к высокой
группе риска, раз в три года -
к средней группе риска и раз
в пять лет - к низкой группе риска).
Кроме того, наряду с иными ограничениями
на проведение проверок вводится двухлетний
мораторий для проверок вновь
созданных субъектов
Все намеченные на первое полугодие 2010 года проверки должны проводиться в соответствии с полугодовыми координационными планами. Внесение новых субъектов в эти планы законодательством не предусматривается. Так, в координационные планы на первое полугодие 2010 года в областях и г. Минске включено 36,8 тыс. проверок. Это - проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов и проверки, проводимые надзорными органами. Практически идентичное число проверок (36,5 тыс.) составляли и координационные планы контрольной деятельности на первое полугодие 2008 года. Однако эти планы тогда не учитывали проверки надзорных органов, которые, согласно результатам многолетнего мониторинга, составляют более 70% от общего количества всех проводимых в республике проверок. Отсюда можно сделать вывод, что задача по сокращению количества проверок, на выполнение которой, главным образом, направлен указ №510, выполняется [10].
Один из основных принципов указа №510 - не наказывать за мелкие экономические ошибки или просчеты. В указе определены основания малозначительности правонарушений, при наличии которых правонарушения не влекут административной ответственности при условии устранения юридическими лицами и предпринимателями нарушений и (или) возмещения причиненного вреда государству или иным лицам в течение трех рабочих дней со дня подписания акта проверки.
Введение такого рода "амнистии" снижает давление на проверяемые субъекты, поскольку предусмотренный законодательством штраф может в несколько раз превышать денежную оценку нарушения законодательства.
Предусматривается и ряд других изменений и нововведений в осуществление контрольной (надзорной) деятельности со стороны законодательной базы, но наряду с этим, наблюдаются иные тенденции развития контроля в Республике Беларусь.
Внедряется новый
вид контроля – контроль эффективности.
Само понятие «контроль
Контроль эффективности – это выход контроля за сферу бухгалтерской точности и законности, что требует от контролеров выработки суждений и оценок о целесообразности производимых расходов, о действенности тех или иных законодательных актов. И если законы или другие нормативные акты не отвечают требованиям реальной обстановки, то органы контроля должны выступать с инициативой об их отмене, изменении или принятии новых правовых норм.
Весь контрольный процесс можно разделить в зависимости от сложности выполняемых функций на следующие ступени:
Контроль, осуществляемый в Республике Беларусь ведомственными и вневедомственными службами, в настоящее время достиг лишь второй ступени этой контрольной лестницы. Основной задачей контрольных органов в современных условиях должно стать определение действенности и результативности совершаемых хозяйственных и финансовых операций субъектами хозяйствования, подвергаемых проверке.
Наряду с этим, национальную систему контроля в сфере экономики нельзя строить в отрыве от мировой практики, так как экономические связи республики, как с ближним, так и с дальним зарубежьем становятся все шире и многообразнее. Следовательно, контрольным органам республики необходимо ориентироваться на новые инструменты контроля, которые широко применяются в практике работы контролеров экономически развитых стран: «программная оценка», принцип «сан сет» и др.
Суть программной оценки состоит в том, что в ведомственную систему управления встраивается механизм, который позволяет на регулярной основе выполнять следующие функции:
Принцип «сан сет» предусматривает
законодательное ограничение
Для совершенствования
Использование в организации контроля принципа системного упорядочения осложняется в связи с несовершенным разделением управленческого труда по функциональному принципу, затрудняющему четкое разграничение работ в области контроля между отделами и службами субъекта хозяйствования, прежде всего между экономическими отделами (бухгалтерией, финансовым отделом, планово-экономическим отделом и др.) и коммерческими службами (отделами маркетинга, сбыта, материально-технического обеспечения). Дублирование и параллелизм в работе этих служб порождает серьезные недостатки в организации внутрихозяйственного контроля. В условиях функционального разделения труда по управлению экономикой важно использовать в этой области принцип системного упорядочения. Необходимо координировать выполнение функций контроля всеми службами организации. Роль координатора должна взять на себя контрольно-ревизионная служба субъекта хозяйствования в соответствии с утвержденным положением о ведомственном контроле.
Одна из причин наличия недостатков в организации и практике контроля состоит в том, что еще недостаточно глубоко исследованы многие важные теоретические вопросы функции управления. Перспективными направлениями развития теории являются:
Надежное функционирование всей системы финансового контроля является необходимой составляющей в выполнении задач, стоящих перед национальной экономикой в современных условиях. Все сложные искусственные системы, к которым относятся и объекты управления производства, всегда стремятся выйти из-под контроля по тем или иным причинам. Тенденциям к беспорядку противостоит сила управления, сила контроля. Система финансового контроля – это и есть та сила, которая способствует разработке и реализации реальных решений, социально-экономических и других планов, рациональному и интенсивному ведению экономики, достижению поставленных целей. Приведение существующей системы контроля к уровню, отвечающему требованиям рыночной экономики, современным экономическим потребностям – важнейшая социально-экономическая, хозяйственная и научная задача. Ее решение должно стать составной частью программы совершенствования всей системы финансового контроля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.
Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации. При организации финансового контроля используют следующие методы: проверки, ревизии, аудит, надзор, наблюдение, анализ, обследование. По формам финансовый контроль подразделяется на: предварительный, текущий, последующий.
Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. В сфере финансового контроля находятся практически все органы государственной власти и государственного управления, предприятия, независимо от форм собственности, та часть населения, которая является участниками финансовых отношений.
К основным органам финансового
контроля относятся: Комитет государственного
контроля, Министерство финансов, контрольно-ревизионные
службы, Главное управление аудита
Министерства финансов. Их права, обязанности
и ответственность строго регламентированы,
в том числе и в
Стоит отметить, что финансовый контроль в Республике Беларусь ещё не до конца сформирован и находится на стадии становления. Поэтому несовершенство системы финансового контроля вполне объяснимо, и приводит к возникновению целого ряда серьезных проблем.
Нарушения и злоупотребления в финансовой, бюджетной сфере не имеют ни хронологической привязки, ни национальных корней. Во-первых, потребности любого государства, как правило, превышают его финансовые возможности, и у чиновников нередко возникает соблазн быстро, в обход парламента и закона, перераспределить средства в пользу «неотложных» нужд. Во-вторых, в любом обществе в той или иной степени проявляются как политические, так и коммерческие интересы различных компаний, групп, что приводит к лоббированию этих интересов в сфере экономики, приобретению различных преференций и льгот.
Бюджетные средства часто используются не по назначению, а иногда вообще теряются, наблюдается коррупция, криминализация экономических структур, финансовые результаты корпораций и организаций в большей части скрыты, значительны неплатежи. Поэтому актуальным на сегодняшний день представляется введение новых перспективных систем и инструментов в сферу финансового контроля, а также совершенствования законодательства.
В данной курсовой работе представлены наиболее эффективные инструменты контроля, которые широко применяются в практике работы контролеров экономически развитых стран: «программная оценка», принцип «сан сет» и другие.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ