Розничные продукты банка: виды, управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:42, контрольная работа

Краткое описание

Для банковской системы и государства в целом важность развития сегмента розничных услуг выражается в том, что в любых экономических условиях операции с физическими лицами обеспечивают стабильный и достаточно высокий уровень доходов для банков. Учитывая, что в отличие от корпоративных клиентов, в сегменте клиентов - физических лиц существует значительный потенциал роста, необходимо развивать рынок розничных банковских услуг и формировать у населения потребность в банковском обслуживании.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Сущность и значение работы банков с населением…………………………….5
2. Опыт организации банковского розничного бизнеса за рубежом……………11
3. Управление розничным бизнесом российских коммерческих банков……….23
Заключение………………………………………………………………………….38
Список литературы…………………………………………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

копия контрольная работа Исаенко С.Г. ФЗ(б)зу-12.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Опыт организации  банковского розничного бизнеса  за рубежом

В настоящее время  во многих развитых странах происходит переход от классической филиальной модели к модели дистанционного банковского  обслуживания, и все больше операций проводится клиентами без визита в банк. В связи с переносом центра тяжести на дистанционное обслуживание функции существующей розничной сети постепенно сужаются и филиалы все более напоминают специализированные сервис - центры. Эволюция банковской системы в сторону дистанционной модели банковского обслуживания обусловлена рядом объективных особенностей экономической и социальной среды, в которой существуют банки, и в первую очередь – изменениями в образе жизни людей, внедрением новых информационных технологий и автоматизацией банковских операций. Особое влияние оказывают следующие факторы:

  • Растущая конкуренция.
  • Фактор времени.
  • Развивающиеся средства коммуникации.

Дистанционное банковское обслуживание появилось примерно двадцать лет назад, когда строительное общество Nottingham Building Society, британская телефонная компания British Telecom и Bank of Scotland объединили свои усилия для создания новой технологии – программы Homelink. Это был качественный скачок в развитии удаленных банковских технологий.

Развитие средств связи  и одновременное увеличение числа  людей, пользующихся платными услугами связи, способствовало развитию дистанционного банковского обслуживания. Важнейшим, из которых стал интернет - банкинг. Сначала банки использовали телефонную сеть и операторские центры для обслуживания клиентов. Позже у клиента появилась возможность, минуя оператора, самостоятельно осуществлять операции с помощью прямого модемного соединения.

В настоящее время  во Франции, например, прямую связь с банком имеют около 300 тысяч клиентов. В США все крупные банки предлагают своим клиентам обслуживание на дому. Система «Клиент-Банк» позволяет:

  • передавать в банк платежные документы;
  • получать выписки со счетов клиентов;
  • получать электронные копии платежных документов;
  • обмениваться с банком электронными текстовыми сообщениями;
  • получать справочную информацию;
  • осуществлять импорт/экспорт информации.

Исторически первой появилась  система дистанционного банковского  обслуживания, использующая телефон. Первые опыты по внедрению систем удаленного доступа были проведены западными банками в 80-х годах. Их системы совершенствовались параллельно развитию цифровой связи и компьютеризации. Одним из первых банков, внедривших у себя систему удаленного доступа, был английский National Westminster Bank. Клиент дозванивался в банк по телефону и в режиме реального времени мог осуществлять простейшие операции: производить переводы по счетам внутри банка, покупать и продавать иностранную валюту, осуществлять стандартные платежи. Система обеспечивала клиенту доступ к управлению счетом при помощи пятизначного кода и давала возможность осуществлять переводы между двумя счетами внутри банка и оплачивать счета. Несмотря на кажущийся консерватизм и приверженность традициям, английские банки, подгоняемые жесточайшей конкуренцией, искали и активно внедряли новые формы работы с клиентом.

В США дистанционное банковское обслуживание по телефону получило благодатную  почву для своего распространения. Одним из пионеров в этом деле был  North Carolina National Bank, который в 1990 году предложил своим клиентам более 30 услуг и операций через телефонную систему, для чего был создан довольно большой Call – центр, который позднее был усовершенствован с сокращением численности операторов. В 1990г. ежедневное число обращений в систему составляло около 200 тыс. В США больше 80% компаний используют в своей работе call-центры. Наибольшее количество пользователей в таких странах, как Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания и Нидерланды. Банки Франции, Австрии и Италии не спешат уходить от традиционной модели обслуживания розничных клиентов через филиальную сеть. Бурно внедряются системы дистанционного банковского обслуживания в Германии, Испании. В Латинской Америке эта система стала незаменимым банковским инструментом в условиях инфляционной экономики, когда у частных лиц есть потребность постоянно покупать и продавать валюту и краткосрочные ценные бумаги.

Использование телефона как средства удаленного дистанционного банковского  обслуживания, широко применяется в банковской сфере за рубежом.

Важнейшим направлением развития дистанционного банковского обслуживания в зарубежных банках стал интернет - банкинг.

На Западе интернет - банкинг предоставляет следующие возможности:

  • оплата счетов в реальном времени;
  • кредитование;
  • управление денежными средствами.

Наибольшее распространение  данный вид услуг получил в  Австрии, Финляндии, Корее, Сингапуре, Испании, Швеции и Швейцарии, однако занимаются им преимущественно традиционные, а не виртуальные банки.

Первопричинами использования системы интернет-банка коммерческими банками являются конкуренция, при которой интернет - технологии рассматривались как способ удержания и привлечения клиентов, и эффективность затрат, поскольку распространять и осуществлять банковские услуги через Интернет гораздо проще и дешевле, чем создавать традиционные филиалы, требующие зданий и персонала. По оценкам специалистов, в 1999г. стоимость проведения одной транзакции через банкомат была приблизительно в четыре раза, а трансакции, проведенной через Интернет, – почти в сто раз ниже, чем стоимость трансакции, проведенной вручную в филиале.

Первый виртуальный банк Security First Network Bank открылся в 1995г. в Америке. Он существует и поныне, являясь одним из лучших банков такого рода. В реальном мире он не имеет ни офиса, ни филиалов, ни сколько-нибудь привычных атрибутов банка – операции клиенты банка осуществляли через Интернет.

Идея создания интернет-банка  возникла именно в Америке. Одной  из причин стало существующее в США  ограничение на открытие банками филиалов в других штатах. Перемещение клиента (а в США миграция населения очень высока) влечет за собой негативные последствия для обеих сторон: банк теряет клиента, а клиент теряет все привилегии, приобретенные им в банке, и должен доказывать свою платежеспособность заново. Банкам пришлось искать варианты предоставления услуг клиенту, находящемуся в другом штате или стране. В том же 1995г. на Западе появились и другие банки, которые предложили клиентам интернет - банкинг на качественно новом уровне, в полной мере использующим коммуникационные и сервисные возможности Интернета. Сегодня системы банковского обслуживания через Интернет успешно работают не только в крупнейших западных банках, таких как Citicorp, Bank of America, First Union, Wells Fargo, Union Bank и др., но и в сотнях средних и мелких банков по всему миру. Появился даже новый термин, обозначающий виртуальный банк, – безфилиальный банк (branchless bank), который существует исключительно в Сети. За счет экономии на издержках такие банки предлагают более выгодные процентные ставки и условия обслуживания. При небольшом вложении средств и содержании маленького штата сотрудников перед банками открывалась возможность обслуживания большой территории, а поскольку клиент самостоятельно руководил банковскими операциями и, следовательно, у банка возникала экономия на издержках, виртуальный банк мог выплачивать более высокую процентную ставку по вкладам. Это был наиболее весомый аргумент для людей, переведших свои деньги из обычного банка в виртуальный.

Наряду с web-представительствами  традиционных банков в Америке насчитывается  относительно большое количество чистых интернет - банков. Количество традиционных банков, которые оказывают интернет - услуги 89, из 100 крупнейших банков США более 70% предоставляют онлайн - услуги. На начало 2003 года в США работало 29 чистых интернет - банков. Большинство из них были образованы в 1999 и 2000 году различными финансовыми институтами.

Количество американцев, которые пользовались услугами интернет - банкинга, в 2004 году выросло на 17% по сравнению с 2002г. Точное количество пользователей интернет - банкинга не известно. Но известно, что в течение I кв. 2004 г. в 10 крупнейших банках США этими услугами воспользовались 4,6 млн. американцев.

В США, по данным, наконец, 2007 года, интернет - банкинг был сконцентрирован в крупнейших банках, на долю которых приходилось 90 % банковских активов страны. Транзакционный интернет - банкинг предлагали 40% банков и 20% имели планы его освоения. Число виртуальных банков остаётся относительно небольшим.

В настоящее время в США действуют 17 самостоятельных виртуальных банков и около 23 виртуальных банков с  торговым названием. Как видно из рисунка 1.1 основными мотивами использования  интернет - банкинга у американцев являются возможность пользования банковскими услугами в любое время и экономия времени. Такие мотивы использования интернет - банкинга назвали 79% и 71% пользователей интернет - банкинга в США. Также для пользователей интернет - банкинга важным является то, что услугами интернет - банкинга можно воспользоваться приватно, на сайте доступно больше банковской информации, интернет - банкинг экономит деньги, банк предоставляет больше услуг через интернет. Системы интернет - банкинга в США включают в себя полный набор банковских услуг.

 

 

Рисунок 1.1 – Мотивы использования  интернет - банкинга в США,

(в процентах от общего количества  пользователей интернет - банкинга в США)

 

В Европе интернет - банкингом сейчас пользуются приблизительно 4% клиентов и 60% банков. В настоящее время в Западной Европе (Германии, Испании, Франции, Нидерландах) электронных банков в два раза больше, чем в США. Наивысшим рейтингом у потребителей за качество предоставляемых онлайновых услуг пользуются следующие банки: Security First Network Bank; Wells Fargo Bank; Citibank; Salem Five Cents Saving Bank; Bank of America. Согласно отчету известной рейтинговой и аналитической компании Fitch IBCA доля клиентов ряда крупнейших европейских банков, пользующихся интернет - банкингом, превышает 10%, или 500 тыс. человек (по данным на конец 1999 года): SE Banken (Швеция) – 380 000 клиентов (25% от общего числа клиентов – максимальная доля), Merita Norbanken (Финляндия/Швеция) – 1 030 000 (15%), Deutsche Bank (Германия) – 650 000 (8%), Barclays (Великобритания) – 540 000 (4%), BSCH (Испания) – 500 000 (2%). Другой важный показатель развития рынка – количество банков, развивающих интернет - банкинг. Так, летом 2000 года уже 71 из 100 крупнейших банков США предоставляли своим клиентам интернет-сервис, в том числе – 9 из 10 самых крупных, среди которых флагманы американского банковского бизнеса: Citicorp, Bank of America, Chase, Bank One, First Union, Wells Fargo. Наиболее активно банковские интернет-услуги развиты в северных странах – Финляндии, Норвегии, Швеции. Там это вошло в норму приблизительно у 90% банков и 20% пользователей. В Финляндии до одной трети клиентов банков пользуются банковским обслуживанием через интернет.

Треть шведов пользуется услугами интернет - банков. Согласно данным Шведской ассоциации банков, в этой стране услугами интернет - банкинга пользуются более 3 млн. человек, или почти 30% населения, что делает Швецию одним из мировых лидеров в развитии систем интернет - банкинга. Достаточно высокая для Европы степень интернетизации населения (60% домашних хозяйств пользуются Сетью) привела к тому, что шведские банки одними из первых стали предлагать свои услуги через Интернет. На сегодняшний день безусловным лидером интернет - банкинга в Швеции признан Skandia Banken, являющийся подразделением страховой группы Skandia. Число интернет - клиентов этого банка выросло на 103% за период с января по сентябрь 2001г. и составило 290 тыс. (50% клиентов банка). Действующая во Франции сеть Minitеl имеет 14,4 млн. пользователей и предлагает услуги более 10 тыс. фирм. У французского онлайнового банка Zebank на сегодняшний момент 17 тыс. клиентов, и с каждым днем их становится в среднем на 400 человек больше, сообщает Yahoo! Actualites. Это неплохой результат для компании, которая открыла свои услуги в Интернете всего несколько месяцев назад. С такими темпами Zebank с легкостью может достичь своих целей: 60 тыс. клиентов за год своего существования. Главные акционеры компании – Интернет-холдинг Europatweb (80%) и банковская группа Dexia. В настоящий момент собственные фонды банка составляют 180 млн. евро. 17 тыс. клиентов банка владеют 35 тыс. счетов, на каждом из которых находится в среднем по 2 тыс. евро. Рентабельность банка будет достигнута через три года, когда клиентами этого онлайнового учреждения станут 260 тыс. человек.

В Англии на данный момент существует достаточно много крупных чистых интернет - банков — это такие банки как Egg, Smile, First-e, Abbey National. В тоже время сейчас сильными конкурентными позициями в интернет - обслуживании обладают и традиционные банки, такие как Barclays, HSBC, Lloyds TSB. Весьма показателен и пример британского Интернет-банка Egg – на wеb-сайте банка предлагается полный набор услуг, включая приобретение страховых полисов, торговлю ценными бумагами и даже финансовый консалтинг. Созданный в октябре 1991 года Egg, к концу 1999 года открыл 600 тыс. клиентских счетов. К этому времени на его долю приходилось уже 22 % депозитов банковской системы Великобритании. По данным Forrester, сейчас число пользователей систем интернет - банкинга в Европе составляет 42 млн. человек, или 14% взрослого населения.

Самые надежные и известные банки  в Америке и Европе вкладывают большие суммы инвестиций в систему  интернет-банка, что свидетельствует  об адекватности системы, ее эффективности  для того, чтобы оставаться на уровне новых технологических решений.

Еще одной инновацией является интерактивное  брокерское обслуживание. Клиенты отдельных банков могут теперь покупать акции компаний и ценные бумаги доверительных фондов путем вложения средств по чеку или со сберегательного счета. Но пока немногие банки сопрягают работу со счетами клиентов и покупку-продажу акций в онлайновом режиме.

Информация о работе Розничные продукты банка: виды, управление