Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 05:57, дипломная работа
Целью дипломного исследования является выявление форм и методов привлечения денежных средств населения коммерческого банка.
Исходя из данной целевой установки, в работе поставлены следующие задачи:
– выявить роль и значение денежных средств в формировании ресурсной базы коммерческих банков;
– провести анализ практической деятельности исследуемого банка по привлечению средств населения;
межбанковские кредиты
и операции на срочном валютном рынке,
а также развитие межбанковской
конкуренции в последние годы
сделало формирование политики форм
и методов привлечения денежных
средств населения
Этими вопросами занимались
такие отечественные и
Целью дипломного исследования является выявление форм и методов привлечения денежных средств населения коммерческого банка.
Исходя из данной целевой установки, в работе поставлены следующие задачи:
- предложить направления
Предметом исследования является система экономических и организационных отношений, складывающихся в процессе привлечения коммерческими банками денежных средств населения.
Объектом исследования выступает доп. офис № 5 ОАО «Далькомбанк».
Теоретической и методологической основой дипломной работы послужили банковское законодательство РФ, нормативные акты Центрального банка России, другие официальные документы. В ходе дипломного исследования также были использованы монографическая литературы, материалы периодической печати, официальная статистическая информация, а также материалы финансовой отчетности исследуемого банковского учреждения
Цели и задачи дипломной работы определили ее структуру. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников.
Во введении определяется актуальность темы дипломного исследования, ставятся его цели и задачи.
В первой части дипломной работы
проведено теоретическое
Вторая часть дипломной работы посвящена непосредственно анализу практической деятельности банка по привлечению средств населения на примере доп. офиса № 5 ОАО «Далькомбанк». Здесь, помимо характеристики банковского учреждения, представлен анализ и оценка структуры привлеченных денежных средств населения, дается оценка эффективности вкладных операций.
На основе выявленных во второй части дипломной работы результатов практической работы исследуемого банковского учреждения, в третьей части дипломной работы предлагаются направления совершенствования деятельности банка по привлечению денежных средств физических лиц.
В заключение подводится итог проведенного исследования, делаются краткие выводы.
1 Роль и значение денежных средств населения в формировании ресурсной базы банка
1.1 Основные принципы и функции банка как организации сферы услуг
Современные банки выступают основным звеном банковской системы. Независимо от формы собственности коммерческие банки являются самостоятельными субъектами экономики. Их отношения с клиентами носят коммерческий характер. Основная цель функционирования коммерческих банков – получение максимальной прибыли.
Банк – это кредитная организация, которая имеет право привлекать денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности и осуществлять расчетные операции по поручению клиентов.
Таким образом, коммерческие
банки осуществляют комплексное
обслуживание клиентов, что отличает
их от специальных кредитных
При исследовании мирового опыта развития банковских услуг отечественные и зарубежные ученые уделяют большое внимание определению основных терминов и понятий, используемых в международной и российской практике. Д.э.н В.М. Усоскин считает коммерческие банки финансовыми посредниками, обеспечивающими механизм межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала в обществе. При этом он выделяет следующие основные банковские операции: прием депозитов, выдача кредитов и осуществление денежных платежей и расчетов. Проф. О.И. Лаврушин рассматривает банковские операции как проявление банковских функций на практике, а банковские услуги как одну или несколько операций банка, удовлетворяющих определенные потребности клиента и проведение банковских операций по поручению клиента в пользу последнего за определенную плату. В свою очередь, профессор Е.Ф. Жуков подразделяет банковские операции на активные и пассивные и причисляет к финансовым услугам банков такие виды деятельности как лизинг, факторинг, форфейтинг, трастовые операции. Кандидат экономических наук Е.Б.Ширинская относит консультационные услуги банков к забалансовым операциям, поскольку их предоставление не ведет к росту активов и пассивов, а оплата представляет собой комиссионное вознаграждение. В целом, мнение отечественных ученых по проблеме разграничения понятий банковской операции и банковской услуги сводится к рассмотрению банковских услуг как разновидности банковских операций. В этой связи иллюстративно мнение профессора О.И. Лаврушина, согласно которому отличие банковских операций заключается в том, что “операции осуществляются в денежной форме, отражают денежные потоки в различных фазах воспроизводства, совершаются непосредственно через банки”. Следует также отметить единую точку зрения отечественных ученых, указывающих на важнейшую роль банков в обслуживании реального сектора экономики и генерировании околорыночного пространства. Таким образом, в результате наличия различных точек зрения по поводу терминов, используемых в банковской деятельности, в российской практике не существует единого подхода к разграничению понятий банковская операция и банковская услуга. Российские экономисты обычно относят к банковским операциям весь спектр услуг. Зарубежные ученые, в свою очередь, рассматривают банковские операции лишь как разновидность банковских услуг. В частности, американский экономист Питер Роуз считает, что банк – это фирма, предоставляющая финансовые услуги, осуществляемые профессиональными кредитными учреждениями. При этом он относит к банковским услугам такие виды деятельности банка, как управление денежными ресурсами, потребительский кредит, управление потоками денежной наличности, лизинг, продажу пенсионных планов. Отнесение к банковским услугам потребительского кредита и кредитования клиентов основано на принятии в зарубежной практике тенденции, рассматривать кредит как услугу корпоративным клиентам, в то время как отечественные ученые, в частности О.И. Лаврушин, определяет сущность кредита как движение ссудного капитала от кредитора к заемщику. Главным отличительным признаком банковской услуги, по мнению П. Роуза, является ее удобство и связь с перемещением различной финансовой информации, тогда как банковские операции тем или иным образом отождествляются с различными формами перемещения денежных средств.
Интересным
для понимания сущности
Семантика слова “service” позволяет выделить следующие отличительные свойства:
- деятельность по оказанию клиенту помощи или содействия в получении прибыли;
- система, удовлетворяющая определенным потребностям;
- квалифицированная помощь или совет, подходящий для повседневного использования.
Семантика слова “operation” включает следующие понятия:
- состояние движения;
- действие, движение, совокупность действий;
- состояние, в котором совершается в действие.
Следовательно, операция представляет собой действие, движение, что применительно к банковской деятельности означает действия банка, тем или иным образом связанные с движением денежных средств, а под услугой подразумевается деятельность, способствующая оптимальному выполнению операции. В банковской практике это действия банка, направленные на сопровождение банковских операций. Например, при совершении кредитной операции банк оказывает клиенту ряд услуг, сущность которых определяется видом взимаемых комиссий: комиссия за переговоры, комиссия за участие, комиссия за управление, комиссия за выполнение агентских функций и др. При этом переговоры по организации кредитной операции, управление кредитным риском и агентские функции не могут быть отнесены к банковской операции по предоставлению ссуды клиенту. В этой связи представляется необходимым остановится на определении понятия “банковская операция”, данным доктором экономических наук А.Ю. Викулиным, который на основании анализа случаев употребления этого термина в действующем законодательстве определяет банковские операции как систематично проводимые сделки, совершаемые банками в силу законодательно закрепленной правоспособности, объектом которых выступают деньги, ценные бумаги, драгоценные металлы, природные драгоценные камни. В таком случае банковскими услугами следует считать действия и возможности банка для оптимизации и сопровождения процесса заключения сделок.
Банковским услугам, как и всем другим видам услуг, присущи специфические характеристики:
- неосязаемость услуг,
их абстрактный характер означа
- непостоянство качества и
- несохраняемость услуг
Наряду с перечисленными характеристиками, присущими всем видам услуг, банковский продукт имеет свои отличительные особенности:
- оказание банковских
услуг связано с
- нематериальные банковские
услуги приобретают зримые
- большинство банковских услуг имеет протяженность во времени: сделка, как правило, не ограничивается однократным актом, устанавливаются более или менее продолжительные связи клиента с банком.
Банковские услуги можно классифицировать следующим образом:
Критерии классификации |
Тип предоставляемых услуг |
В зависимости
от соответствия специфике |
Специфические услуги Неспецифические услуги |
В зависимости от субъектов получения услуг |
Юридические лица Физические лица |
В зависимости от способа формирования и размещения ресурсов банка |
Активные операции Пассивные операции |
В зависимости от оплаты за предоставление |
Платные услуги Бесплатные услуги |
Банковские услуги, прежде всего, можно подразделить на специфические и неспецифические услуги. Специфическими услугами является все то, что вытекает из специфики деятельности банка как особого предприятия. К специфическим услугам относятся три вида выполняемых им операций:
1) депозитные операции,
2) кредитные операции.
3) расчетные операции.
Эти три типа банковских операций называют традиционными банковскими услугами. Оттенок традиционности они приобретают прежде всего в том смысле, что исторически, на протяжении длительного времени переходят как наследие от одного поколения банков к другому. Можно сказать, что эти услуги являются самыми древними: их предоставляли и выполняли «старые» банкирские дома, выполняют и современные банки.
К разряду традиционных банковских операций можно отнести и кассовые операции. В современном законодательстве они не включены в состав базовых операций, из которых складывается банк, однако по своему назначению они отражают суть банковской деятельности. Трудно себе представить, что банк, занимаясь депозитами, осуществляя кредитование и расчеты, не ведет кассовых операций.
Промежуточное положение
между традиционными и
В состав нетрадиционных банковских услуг входят все другие услуги. Их достаточно много, в том числе:
- услуги, направленные
на развитие предприятия (
- предоставление гарантий и поручительств,
- доверительные операции (включая консультации и помощь в управлении собственностью по поручению клиента),
- услуги по предоставлению сейфов,
- туристские услуги и др.
В соответствии с рассмотренной классификацией и в зависимости от субъектов получения услуги предоставляются как юридическим, так и физическим лицам. Можно дать следующие определения понятий “банковская услуга” и “банковская операция”.
Банковская услуга – это предоставляемые клиентам технические, технологические, финансовые, интеллектуальные и профессиональные виды деятельности банка, сопровождающие и оптимизирующие проведение банковских операций.
Банковская операция представляет собой комплекс взаимосвязанных действий банка и клиента, проводимых от имени банка, предусматривающих перемещение средств и направленных на решение конкретной экономической задачи.
Российские
коммерческие банки в
Информация о работе Совершенствование банковского обслуживания физических лиц